Введение

Чувашское население республики формировалось в течение многих столетий и в разных исторических условиях. Формирование его в Башкирском крае произошло в результате переселений чувашей из пределов этнической территории, вызванных обстановкой, сложившейся в Среднем Поволжье в XVII-XIX вв. Переселения их были вызваны не только социально-экономическими факторами, но и причинами духовного, культурного характера. Сильнейшим фактором миграции стало насильственное обращение чувашей в христианство.

Еще до переселения в результате активизации миссионерской деятельности православной церкви произошло постепенное нарушение устоявшихся религиозных стереотипов чувашского народа, рост языческоправославной синкретизации. Следствием этноконфессиальных процессов под воздействием христианизации стало формирование группы православных чувашей и определенное утверждение православия среди них.

На новой территории чуваши были втянуты в активные межэтнические культурно-языковые взаимодействия и контакты. Они испытали определенное влияние со стороны окружающих национальностей, прежде всего, башкир, татар, русских, что проявлялось не только в хозяйстве, быте, но и в языке, а иногда и в сфере их самосознания. Специфика социально-экономического и исторического развития края, сложность этнического состава населения, интенсивные межэтнические контакты вызывали в культуре башкирских чувашей сложное переплетение традиционных и приобретенных культурно-бытовых форм и особенностей. Вместе с тем, они сохранили свою самобытность, язык, традиционную культуру. Тем не менее, следует заметить, что христианизаторско — русификаторская политика привела почти к полному, за небольшим исключением, переходу чувашей края в православие, при сохранении отдельных элементов язычества в обрядности. Христианство оказало значительное влияние на формирование у них синкретической религиозно-обрядовой культуры.

Сегодня актуальность сохранения этнической индивидуальности и поддержания национально-духовных приоритетов определена сильным влиянием глобализации. Современные процессы унификации вызывают активный поиск новых форм и методов возрождения исторических и культурных традиций. И поскольку этнопсихологический склад, духовные и нравственно-эстетические ориентиры чувашского народа прочно связаны с прошлым, мы обратились к теме, подробно раскрывающей политику царизма в сфере религии и конфессиональном состоянии чувашей вплоть до начала XX века, когда полностью сложилась религиозная картина, сохраняющаяся с небольшими изменениями до настоящего времени.