Культура ранней Волжской Болгарии (этапы этнокультурной истории)

Казаков Е. П. Культура ранней Волжской Болгарии (этапы этнокультурной истории). — М.: Наука, 1992. — 335 с.Ответственный редактор
доктор исторических наук А. Х. Халиков
 
Рецензенты:
кандидаты исторических наук В. Е. Нахапетян, Ф. Ш. Хузин
 
Редактор издательства
Л. И. Тормозова

Казаков Е. П.
Культура ранней Волжской Болгарии. — М.: Наука, 1992. — 335 с.

В книге, подготовленной на основе обширного археологического материала, освещается этнокультурная история Волжской Болгарии периода ее формирования. Автор показывает, как в результате сложного взаимодействия в VIII — начале X в. последовательно шло формирование яркой и самобытной языческой культуры нового этноса — волжских болгар. Приводятся новые данные о времени принятия болгарами мусульманства, появлении постоянных поселений и городов, становления первого в Среднем Поволжье государства.
Для археологов, историков, этнографов, искусствоведов.

ISBN 5-02-010100-7

Скачать DJVU, 5,8 МB

 

Археологические материалы показывают, что в Среднее Поволжье болгары, имея салтовский облик культуры, пришли не в VII в., а в середине или во второй половине VIII в., что могло быть связано с арабо-хазарскими войнами.

С. 323.

Исходные районы болгар второй волны предположительно можно локализовать в бассейне р. Кубани. Во всяком случае ранний материал домонгольских постоянных поселений волжских болгар удивительно близок данным ряда памятников (Хумаринское городище и др.) этого региона. Не исключено, что новые пришельцы являлись потомками «чёрных болгар» Батбая.

С. 326.

Содержание

Введение
Глава I. Источники и историография
1. Письменные источники
2. Археологические источники
3. Историография
Глава II. Археологические памятники ранней Волжской Болгарии первого этапа
1. Болгаро-салтовские памятники первого этапа
Погребальный обряд
Вещевой инвентарь.
2. Прикамско-приуральские памятники первого этапа
Погребальный обряд
Вещевой инвентарь
Глава III. Археологические памятники ранней Волжской Болгарии второго этапа
Погребальный обряд
Вещевой инвентарь
Глава IV. Этнокультурные компоненты ранней Волжской Болгарии
1. К вопросу об участии именьковского населения в формировании культуры волжских болгар
2. О финском компоненте в культуре ранней Волжской Болгарии
3. Болгаро-салтовский компонент в культуре ранней Волжской Болгарии
4. Кушнаренковский компонент
5. Ломоватовский и поломский компоненты
Глава V. Проблема формирования общеболгарской культуры
1. Взаимодействие этнокультурных компонентов ранней Волжской Болгарии на I-II этапах
2. К вопросу об общей хронологии памятников ранней Волжской Болгарии
3. Ранние постоянные поселения волжских болгар и их датировка
4. Инновации в культуре болгар второй половины X — начала XI в
Заключение
Список сокращений

 


 

Введение

В средневековой истории Восточной Европы заметное место по праву занимает Волжская Болгария, активно участвовавшая в торговле, политике и других областях жизни многих восточноевропейских народов. Велика роль этого, первого в Среднем Поволжье государственного образования, в формировании культуры тюркских и финно-угорских народов региона. Наивысшего развития хозяйство и культура волжских болгар достигли в домонгольский и золотоордынский периоды. В это время интенсивно развивались земледелие и скотоводство, замечательных успехов достигла архитектурно-строительная школа болгар, в многолюдных городах процветали ремесла, активно функционировали внешние и внутренние торговые пути. Однако основы такого бурного развития были заложены в раннеболгарский период.

Предлагаемая работа посвящена исследованию этнокультурного состава ранней Волжской Болгарии или вернее, процесса формирования этнокультурной основы волжских болгар VIII—Х вв. До недавнего времени из-за отсутствия материала такое исследование было невозможно. Лишь в последние 25—30 лет благодаря изучению памятников того времени — Танкеевского, I Большетарханского, Кайбельского и других могильников, ряда поселений и местонахождений — появилась база для разработки темы.

Характеристика культуры любой этнической группы трудна сама по себе, поскольку включает в себя анализ громадного числа вещей и явлений. Анализ культуры населения раннеболгарского объединения намного усложняется многокомпонентностью и очевидной разноэтничностью его, причём различные компоненты имели разные и нередко далёкие друг от друга истоки. Взаимодействие этих компонентов составляет характерную черту раннеболгарского периода. Собственно только в конце периода, да и то в самой общей, начальной форме сформировались основные этнокультурные черты волжских болгар. Вследствие этого анализ культуры ранних болгар с необходимостью должен включать в себя вопросы её формирования, выделения составляющих компонентов и изучения их взаимодействия.

Само возникновение мусульманской Волжской Болгарии далеко на севере от исламских стран представляет собой примечательное явление. В доболгарское время край плотно населяли именьковские племена, культура которых наиболее полно представлена в работе П. Н. Старостина1.

В многочисленных комплексах раннеболгарских могильников также не прослеживаются какие-либо значительные элементы именьковской культуры6. Сама социально-экономическая основа жизни пришлых болгарских кочевников была иной, чем у именьковского населения, хозяйство которого базировалось на пашенном земледелии и домашнем скотоводстве, требующих оседлой жизни.

Известное затруднение представляет вопрос о хронологических границах раннеболгарского периода. До изучения памятников этого времени само содержание раннеболгарского периода представлялось неопределенным. Исследователи или включали его в домонгольский, или же, выделив, имели о нем представление в основном лишь по отрывочным сведениям письменных источников.

В. Ф. Смолин, один из немногих исследователей, определяя этот период, ограничил его VII—IX вв. Он считал, что этот «первый начальный период болгарской культуры» «является периодом оформления болгарского государства в пределах Камско-Волжского края»7. При характеристике периода он опирался на данные письменных источников, языковедческие работы и лишь в небольшой степени на разрозненные археологические материалы. В целом В. Ф. Смолин отмечал, что «материал для первого периода Камско-Волжской Болгарии весьма скуден и мало разработан»8.

Открытие и изучение могильников с богатыми комплексами вещей VIII—Х вв.. позволило приоткрыть завесу над этим временем, хотя, как отмечалось, поселения VIII—IX вв. фактически до сих пор нам не известны. Полученные материалы показывают, что выделение раннеболгарского периода как времени консолидации пришлых этнических групп и формирования государства стало необходимым, ибо он в отличие от последующего определяемого как домонгольский — имеет свою специфику в этнокультурном, хозяйственном, социальном, политическом, религиозном планах. Материальная и духовная культура ранних болгар не только хронологически, но и в принципе отделяется от культуры последующего, домонгольского времени. Своим исходным пунктом этот период имел приход на данную территорию новых этнических групп, а своим содержанием — их взаимодействие. Завершение периода следует относить ко времени утверждения государства, возникновения городов в процессе бурного развития производительных сил, принятия мусульманства.

Если нижняя граница периода датируется приходом болгар в Среднее Поволжье где-то в середине — второй половине VIII в., то определение верхней границы представляет затруднение. Ясно, что переход раннеболгарского периода в домонгольский не был кратковременным. Требовалось какое-то время, какой-то переходный период, чтобы завершилось оформление государства, чтобы большинство прежде языческого населения приняло мусульманство и т. д. По сообщению Ибн-Фадлана, царь болгарского объединения Алмуш в 922 г. активно утверждает в болгарском обществе мусульманство и собирается строить город. Очевидно, это могло быть в начале переходного этапа к домонгольскому периоду. На этом этапе, охватывающем в основном 2-3-ю четверти X в., судя по материалу могильников и ранних постоянных поселений, в формирующейся общеболгарской культуре сохраняются сильные языческие пережитки9.

Ко 2-3-й четверти Х в. можно отнести наиболее ранние материалы болгарских постоянных поселений. В это время возникают города, очевидно, в начальный период как политические центры племен и племенных группировок, а потом как ремесленные и торговые образования10.

Географические и политические границы раннеболгарского объединения в силу определенной отрывочности наших сведений по ним не везде имеют четкую фиксацию. В работе Р. Г. Фахрутдинова в качестве наиболее ранних приводятся в основном границы, полученные в результате локализации домонгольских памятников XI первой половины XIII в.11

Локализация северных памятников собственно раннеболгарского периода, расположенных в пределах Татарии, приведена в совместной работе Т. А. Хлебниковой и Е. П. Казакова12. За пределами Татарии насчитывается ещё ряд памятников болгарского объединения VIII—Х вв.(рис. 1). Суммируя все данные, территорию ранней Волжской Болгарии в настоящее время с севера можно ограничить правым берегом р. Кама, с запада-бассейном р. Свияга. На востоке основная пограничная территория проходила, видимо, где-то по линии г. Чистополь — с. Билярск, а возможно, доходила до р. Шешма. Самыми южными памятниками являются Хрящевское, Немчанское и другие погребения в Самарской области. Здесь по левому берегу Волги, начиная от Самарской Луки, лесостепь сменяется степными просторами. Плохо исследована юго-западная граница объединения болгар. Да и в отношении остальных границ, кроме, пожалуй, линии по р. Кама, дальнейшие исследования могут внести определенные изменения.

В различные периоды существования раннеболгарского объединения границы тоже, вероятно, менялись. Во всяком случае намечаются две хронологически различные группы памятников: первая из них занимает преимущественно юго-западную часть отмеченной территории и датируется с середины-конца VIII до середины IX в. (рис. 1). Это так называемые памятники первого этапа. Вторая группа памятников локализуется в основном севернее первой. Большинство памятников второй группы или второго этапа датируются второй половиной IX—Х в.

В широком плане возникновение Волжской Болгарии можно рассматривать как результат вызываемых преимущественно политическими коллизиями массовых миграций этнических, в первую очередь болгарских групп Восточной Европы. В социально-экономическом развитии, находясь на стадии перехода к классовому обществу, пришельцы на новых местах объединялись в политические союзы, которые сравнительно быстро превращались в государственные организации (Дунайская Болгария, Венгрия). Некоторые из них стали колыбелью современных народов.

Раннюю Волжскую Болгарию в определенной мере следует считать частью огромного салтовского мира. Роль её в этом мире, да и в целом в Восточной Европе, была существенной, связи с другими народами многообразными. Однако в наши задачи не входит освещение данных проблем. Исследование сознательно ограничено лишь вышеприведёнными задачами.

...