Развитие торговли в рамках сложившихся государств Волжской Булгарии и Золотой Орды прошло длительный путь — от IX до начала XV вв. Он характеризовался как подъемами, так и спадами, связанными с внутренним и внешним положением страны. Несмотря на военное противоборство с Русью в конце XI—XII вв. за контроль над торговой артерией — Волгой, нападения кочевников, монгольское нашествие 1236—1240 гг., чуму во второй половине XIV в. торговля за почти семь веков средневековья пережила динамичный подъем, а рынок занял значительное место в социально-экономической жизни страны. Об этом свидетельствуют такие показатели, как общественное разделение труда и экономическая специализация регионов и городов; сформировавшаяся политика государства к торговым вопросам; появление и становление купцов и торговцев как особой социальной группы, уртачество в организации торговли; расширение ассортимента товаров; товаризация ремесленных производств и промыслов в городе и на селе; увеличение количества крупных городских торговых центров, таких как Биляр, Булгар, средних и мелких поселений для поддержания торговых путей и организации внутренней торговли; широкое распространение иноземных, булгарских, джучидских и иных монет, серебряных саумов, немонетных средств платежа, торговых договоров и торгового инструментария. С одной стороны, в IX—X вв. процветала элитарная торговля. В ее ассортименте преобладали предметы роскоши и редкие товары, а субъектами выступали купцы-дружинники и транзитники, сочетавшие торговлю с грабежом. С другой, начиная с XI в., времени активного развития внутренней торговли, постепенно, к XIV в. преобладающее место в ассортименте заняли товары широкого потребления. Субъектами рыночных операций становятся не только торговцы и ремесленники, но и представители других социальных слоев. Вспомогательным занятием городских и сельских жителей становится торговля, что было свойственно развитому феодальному рынку.