Археологи ЧГИГН отправились в городище «Большая Таяба» (Аслă Таяпа)

Большетаябинское городищеАрхеологи ЧГИГН, неделю назад вернувшиеся из сопредельной территори, поездки в Татарстан, где занимались раскопками «Могильника Тарлаши», сегодня на две недели выехали в Яльчикский район. Объект их исследования и раскопок - городище «Большая Таяба» (Аслӑ Таяпа).

О данном суварско-булгаро-чувашском городище известно следующее:

Из селения Большая Таяба в сторону г. Буинск шла насыпь (вал). Видимо она была построена во времена расцвета Волжской Булгарии (XI в), от Буинска соединялась с дорогой на Тетюши и Г.Булгар. Большетаябинское городище XII-XIV веков — группа разновременных археологических объектов и местонахождений останков суварско-булгарского города XII-XIV веков с общей площадью более 25 гектаров. Первые описания городища составлены в 1856 году С.Е. Мельниковым. Во II тысячелетия до н.э. здесь находилась стоянка срубной культуры. В XIII веке городище было укреплено двумя рядами валов и рвов, в центре возведен укрепленный кремль. Вокруг была стена в виде поставленных вплотную друг к другу деревянных срубов. Здесь выявлены сооружения из кирпича: единственный на территории современной Чувашии кирпичный фундамент стены, вымостка двора и часть цоколя княжеского дома, являющегося уникальным для всего Среднего Поволжья. Обнаружены остатки различных производств — керамический горн; железные изделия — пружины от замков, ножи, кованые гвозди, кресала; многочисленные предметы вооружения — наконечники стрел, секиры и так далее. К 1000-летию Большетаябинского городища создан архитектурный комплекс, включающий родник, часть крепостной стены с воротами и башней, памятные столбы.

СПРАВОЧНО. МАТЕРИАЛ ИЗ «ЧУВАШСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ»:

БОЛЬШЕТАЯБИНСКИЙ КОМПЛЕКС ПАМЯТНИКОВ – группа разновременных археологич. объектов и местонахождений, выявлен. и изучен. у с. Большая Таяба Яльчик. р-на. Наибольшую известность имеет средневековое городище, находящееся на южной окраине села на ровном плато. Оно занимает площадь ок. 28 га, окружено двумя рядами валов и рвов, имеет прямоугол. очертание, с трёх сторон омывается речками и ручьями. Первые его описания составили С.Е.Мельников (1856), С.М. Шпилевский (1877), И.Я. Зайцев (1892). В 1927 городище посетила экспедиция П.П. Ефименко. Раскопки проводили А.П. Смирнов и В.Д. Димитриев (1948), Г.А. Фёдоров-Давыдов (1957), В.Ф. Каховский и Б.В. Каховский (1984, 1992). В культур. слое обнаружены материалы срубной культуры эпохи бронзы и раннего железного века. Считается, что болгар. поселение здесь возникло в 12 в., в 13 в. оно укреплено двумя рядами валов и рвов, в центре возведён укреплён. кремль. Вокруг городища была стена в виде поставлен. вплотную друг к другу деревян. срубов, к-рые составляли основу вала и засыпались глиной, кусками щебня, алебастра и землёй. Выявлены сооружения из кирпича (квадрат. обожжён. и сырцовые кирпичи): фундамент стены, часть цоколя и вымостка двора. Исследованы остатки кирпич. дома с подпольной системой отопления. Выявлены остатки различ. производств (напр., керамический горн), железные изделия: пружины от замков, ножи, кованые гвозди, кресала и пр., многочислен. предметы вооружения: наконечники стрел, секиры и др. Городище являлось воен. укреплён. центром. В 14 в. оно пришло в упадок и запустение. Позже вплоть до 20 в. служило местом проведения религиоз. действий. В север. валу были устроены земляные ворота для проведения обряда «очищения от болезней». На противополож. берегу р. Таябинка находится могильник. Открыт и частично раскопан в 1948 экспедицией А.П. Смирнова. В 1984 и 1992 раскопки продолжили В.Ф. Каховский и Б.В. Каховский. Большинство захоронений совершено по мусульман. обряду: костяки расположены в неглубоких прямоугол. ямах головой на З, лицом к Ю, с руками, вытянутыми вдоль туловища; вещи отсутствуют. Отмечено несколько погребений с соблюдением языческих традиций. На могильнике обнаружены остатки жертвен. кострища в виде пятна золы и угольков, содержащих обуглившиеся зёрна. Могильник функционировал одновременно с городищем. У с. Большая Таяба в 19–20 вв. было сделано немало отдельных находок древних предметов: палеонтологич. материалы, камен. сверлёные топоры балановской культуры, медный втульчатый топор, биметаллический однолезвийный кинжал 8–7 вв. до н.э. и др. находки. Предметы из Б.к.п. хранятся в Чуваш. национал. музее, Государствен. Эрмитаже, Национал. музее Финляндии (г. Хельсинки) и др. местах.

Авторы: Б.В. Каховский, Е.П. Михайлов.

Источник: сайт ЧГИГН

Комментарии

В середине X в. в письме хазарского царя Иосифа г. Сувар указан как центр племени сувар. Перечисляя соседствующие с ними (хазарами) народы, Иосиф дважды упоминает сувар, причём в первый раз они указаны на левобережье Волги, а во второй раз – и на правобережье [1, с. 99]. Хазарский царь Иосиф в данном случае имел в виду место расположения г. Аял-Сувар, как второго центра суварского народа.  
Около с. Большая Таяба Яльчикского района (Чувашия) археологи обратили внимание, что на Аял-Суварском городище X–XIV вв. выявлены следы кирпичного здания с подпольной системой отопления такого же устройства, что и в кирпичных домах Болгара и Сувара. Возраст Аял-Суварского городища подтверждают находки ещё досоветских времен. Среди них топор-жезл, хранящийся ныне в Национальном музее Финляндии (из коллекции В.И. Заусайлова № 5385-3288), известный по публикациям  [Tallgren, 1918, с. 26. Табл. III: 11].
Географ XI в. Махмуд Кашгарский на карте, приложенной к словарю тюркского языка, г. Сувар помещает на западном берегу реки Итиль (Волги). На правом берегу Волги, на земле буртасов, помещает сувар арабский географ XII в. Аль-Идриси [2, с. 269]. Археологами было установлено, что юго-восточные и северо-восточные части современной Чувашии прочно входили в состав Булгарского государства X–XIII вв. Селения, связанные с названием народа сувар, находятся на территории Чувашской Республики: Мăн Супар (д. Албахтино) и Пĕчĕк Супар (д. Малые Собары). Звук «п» в других языках произносится как «в».
В XIII в. (1236 г.) – Суварское княжество и Серебряную (Волжскую) Булгарию завоёвывают монголо-татары. Но уничтожена была государственность суваро-булгар, а не народ, к слову, приверженцы булгаризма склонны путать государственность с этногенезом.
По утверждению В.Д. Димитриева и И.П. Панькова, значительные массы сельского населения основной территории Волжской Булгарии, как левобережной, так и правобережной частей её, включая, несомненно, суварский народ, «ещё в 30–40 гг. XIII в., спасаясь от опустошительных походов татар-монголов, а в дальнейшем укрываясь от невыносимого золотоордынского гнёта, переселились в Приказанье и в северные районы Чувашского Поволжья» [3, с. 90–91].
Переход сувар в западные области Волжской Булгарии, по-видимому, был обусловлен не только сопротивлением насаждению чуждой им мусульманской религии и идеологии, отказом подчиняться центральной булгарской власти, но и прежде всего необходимостью освоения новых плодородных земель, в условиях интенсивного развития земледелия. Весьма возможно, что многие средневековые памятники южной и центральной частей Чувашии принадлежали переселившимся суварам [4, с. 216].
То-ялпа – вельможи периода Золотой Орды, окружавшие ханов, назывались там не «эмиры», а «тояба» (слово это переводу не поддаётся, понятно лишь, что имеется в виду военная аристократия, командный состав армии, не подвергшийся никаким культурным воздействиям – ни христианизации, ни исламизации) [5, с. 255].
----------------------
1. Коковцов П.К. Еврейско-хазарская переписка в X веке. – Л.: Тип. АН СССР, 1932. – 173 с.
2. Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2003. – 464 с.
3. Димитриев В.Д., Паньков И.П. Население Чувашского Поволжья под властью Золотой Орды // Материалы по истории Чувашской АССР. – Чебоксары, 1958. – Вып. 1. – С. 90–91.
4. Каховский В.Ф. Сувары и чуваши / Городище Хулаш и памятники Средневековья Чувашского Поволжья. – Чебоксары: НИИ при СМ ЧАССР, 1972. – С. 200–217.
5 Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М.: АСТ, 2015. – 512 с.