Из изысканий сезона 2012 года

Раскопки и «черные копатели»

Летом и осенью 2012 года сотрудники отдела археологии Чувашского государственного института гуманитарных наук (ЧГИГН) и Чебоксарского фонда «Сувар» провели интересные экспедиции по разведке новых археологических объектов.

В одном из сельских районов Чувашии, в окрестностях деревни, были обнаружены интересные находки. По сведениям археологов, местом уже заинтересовались так называемые «черные копатели». Они наносят большой вред не раскопанным прежде памятникам истории и культуры, хранящимся в земле. Копатели повреждают, а иногда и полностью уничтожают культурный слой археологических объектов в поисках кладов старинных монет. Но нелегалы не брезгуют и другими ископаемыми предметами из археологических памятников, которыми можно нажиться при продаже.

… После приезда на место чебоксарские археологи осмотрели границы участка, нанесли их на карту-схему. Приехавшие раньше сотрудники уже заложили разведочный шурф. В нем оказался ритуальный камень. Раскоп и камень сфотографировали, обмерили, занесли в документ. Найденные предметы оказались также интересными. Некоторые мелкие из них находили с помощью металлодетектора. Сразу вспомнилась реклама металлоискателей местного телевидения, где в видеоролике довольный парень демонстративно перебирает кучу монет у раскопанной ямы. Меня всегда возмущала подобная реклама. Ведь она напрямую поощряет «черных копателей»! Как можно такое рекламировать? Или деньги, поступившие за такую сомнительную «рекламу», не пахнут?! Рынок рынком, но надо же как-то это регулировать!

— Нужен закон о регулировании использования металлоискателей, — считает заведующая отделом археологии ЧГИГН Наталия Березина. — Такой закон надо разработать, может, для начала — республиканский. Тут нужна помощь Госсовета Чувашии.

— Но, наверно, также необходимо регулировать и продажу металлодетекторов.

— В их продаже заинтересована зарубежная фирма-производитель. Она и продвигает рекламу, — отвечает Наталия Степановна. — Ведь такое устройство стоит немалых денег.

— А как бороться с «черными копателями»?

— Недавно суд вынес решение о взыскании с одного чебоксарского копателя, уличенного в нанесении ущерба памятнику археологии в Республике Марий Эл, крупной суммы, — говорит старший научный сотрудник отдела археологии НИИ языка, литературы и истории при правительстве РМЭ Диана Ефремова. Она специально приехала в Чувашию на раскопки по приглашению коллег.

— Можно узнать подробности этого судебного дела?

— Да, я дам телефон сотрудницы Минкультуры РМЭ, которая занималась иском.

… Археологи пока законсервировали объект для дальнейшего изучения. Фонд «Сувар» и фирма «Аксар», предприниматели организовали ужин для ученых. Активисты национальной культуры благословили труд археологов и совершили краткое моление в память предков. В котле сварили мясное шурпе.

— Наталия Степановна, можно ли указать это место в публикации? Ведь объекту может быть нанесен ущерб.

— Нежелательно. Вообще, лучше бы года три о нем не сообщать. Чтобы мы спокойно смогли его исследовать. Хотя информация о нем уже просочилась до копателей. Они уже побывали здесь… Более того, они уже копали тут. Причем, нашли интересный предмет, который выставили на продажу. Один чебоксарский исследователь хотел было купить его, но не смог из-за дороговизны. Вообще, черных копателей немало в России. Кстати, они недавно провели свой съезд и даже приняли обращение к руководителям страны. Некоторые копатели заявляют, что мол делают полезное дело, помогают науке. Что ученые все равно все охватить не могут…

Письмо из Йошкар-Олы

Я позвонил в Йошкар-Олу по указанному телефону и попросил прислать мне текст судебного решения. Вот выдержки из него, присланного мне консультантом Управления по сохранению, использованию и государственной охране объектов культурного наследия Минкультуры РМЭ А. И. Михеевой:

«Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 23 апреля 2012 года по гражданскому делу по иску Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл к Надееву Н. В. о взыскании в пользу казны РМЭ 300 059 рублей…

22. 08. 2009 года ответчик, не имея специального разрешения, с целью поиска предметов старины производил раскопки на территории памятника археологии «Юльяльское селище» в РМЭ. Данный факт был зафиксирован. Археологические артефакты, незаконно добытые ответчиком, указаны в Акте изъятия… В результате несанкционированных работ ответчик уничтожил ценную часть памятника с культурным слоем.

Согласно объяснениям ответчика, летом 2009 года он 3—4 раза приезжал с Е. Яковлевым (Петровым) для проведения раскопок. В 2008 году летом он также приезжал 3—4 раза. Находил монеты, браслеты и т. п. … Повреждена площадь 1000 кв. метров, на которой уничтожен культурный слой. Стоимость ущерба объекта культурного наследия составила 3 750 740 рублей. Уничтоженный культурный слой восстановлению не подлежит.

Судебная коллегия определила: «Взыскать с Надеева Н. В. в счет возмещения вреда, причиненного объекту культурного наследия, 300 059 рублей в республиканский бюджет РМЭ. Взыскать с ответчика госпошлину в местный бюджет г. Чебоксары в размере 6200 руб. 59 коп».

В Определении Верховного Суда ЧР делаются ссылки на ч. 8 ст. 45 Федерального Закона от 25. 06. 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ». Работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия (далее — археологические полевые работы) проводятся на основании выдаваемого … федеральным органом исполнительной власти разрешения (Открытого листа) на право проведения работ … на объекте археологического наследия.

В соответствии с п. 2 ст. 61 ФЗ лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ».

Следующий объект

Осенью мы побывали на другом объекте на окраине деревни в другом районе Чувашии. Археологов возили в дальний район директор фонда «Сувар» Владимир Алмантай и активист фонда Сархан Семенов. Здесь также обнаружен интересный участок для исследований. Местные жители называют его Киремет касси. Ученые осмотрели объект, определили его границы, нанесли его на карту-схему. Сфотографировали селище.

И тут уже обнаружились результаты разведки черных копателей. Тут и там видны пробные выемки грунта. Местные жители видели здесь незнакомых приезжих людей. Один из них заходил в местный магазин за пивом. Он говорил, что они якобы исследователи. Но после наших разъяснений местные крестьяне обещали в следующий раз дать от ворот поворот незаконным копателям. На эту тему мы поговорили и с руководителями местного самоуправления. Они отнеслись к предупреждениям археологов с должным вниманием.

— Среди черных копателей есть и бывшие военные, ветераны правоохранительных органов. У них имеются солидные удостоверения. Так что, с ними бороться не просто, — продолжает Наталия Березина. — Только в Чебоксарах их около пятидесяти. Они общаются, в том числе, в Интернете, обмениваются информацией… Интересы у них разные. Кто-то хочет нажиться. «Заработать». Для другого это — хобби.

Кстати, на одном из заседаний с прежним руководством Минкультуры ЧР я подняла этот вопрос, но понимания не нашла. Меня прервали…

В гостях

… Мы зашли в гости к родителям уроженца деревни Сархана. Они угостили нашу группу деревенским обедом. Он завершился кратким чаепитием. Разумеется, без алкоголя.

— За безалкогольную традицию, культивируемую нашим фондом «Сувар», некоторые сельчане даже в шутку называют нас «сектантами», — сказал, смеясь, Сархан. Он немало лет проработал в системе безопасности дорожного движения. Поэтому трезвый образ жизни за рулем — для него это норма. Сувары, как называют себя активисты фонда, дают своим детям старинные имена. У Семеновых, например, родившимся девочкам дали старинные имена Пинеслу и Синерпи.

Надо отметить, что и домашнее хозяйство семьи его родителей и младшего брата, живущего с ними вместе, оставило приятное впечатление. Дома и во дворе чисто, аккуратно, ухожено заботливыми крестьянскими руками. В порядке — добротные хозяйственные постройки. В одной из них разводят кроликов. Двор зацементирован. И на улице вроде не грязно. За околицей под холмом речка. Ставни и фронтоны домов украшены резными эмблемами солнца. Вообще, хоть деревня и дальняя, а вполне симпатичная. И природа красивая, неподалеку лес. И блага цивилизации тоже имеются.

Съездили в деревню Новые Мураты. Там оказался небольшой, но интересный экспонатами местный историко-краеведческий народный музей. Нанесли визит главе Тугаевского сельского поселения Ольге Андреевой. Ольга Петровна оказалась симпатичным приветливым деловым руководителем. Несмотря на занятость, она приняла и выслушала ученых, обещала поддержку. Дала указание конкретно помочь нам в наших делах.

Мы обратили внимание на соседний этнографический двор с элементами старинных крестьянских построек, колодезным журавлем. Мне сказали, что к организации и изготовлению экспонатов имеет прямое отношение известный организатор музейного дела в Чувашии Эдуард Бахмисов. А с другой стороны расположена симпатичная часовня для православных верующих. Как сообщили, она построена при содействии местного уроженца, спонсора, живущего в Москве Г. Шурбина.

Камень с рунами

Еще летом Т. Алмантаю сообщили о найденном строителями в одном сельском районе интересном камне с какими-то знаками. Мы, было, собрались поехать, но хлынул ливень. Значит, по грунтовой дороге проехать не сможем. Отложили поездку. И вот теперь представилась возможность на обратном пути заехать на то место.

Пришлось сделать немалый крюк, но мы добрались до цели. Красивая речная долина. Найденный камень отыскали не сразу. Он оказался довольно большим, из песчаника, яйцевидной формы, обработанным, уже кем-то установлен в вертикальном положении. Причем, кто-то из краеведов уже начертал нечто руническими знаками. Возможно, некто нанес знаки по старым истертым линиям. Возможно — начертал собственный текст, исходя из своих представлений. Но линии были прочерчены недавно. Таким образом, чья-то очередная несанкционированная самодеятельность лишила ученых-археологов возможности увидеть прежнее первоначальное изображение, текст или знаки. В науке такое случается.

О вреде дилетантов

К сожалению, в последние десятилетия появилось немало околонаучных дилетантов, решивших найти свою Атлантиду в истории. Один из них ищет прародину чувашей то в древнем Шумере, то в Египте, то в Скифии, то среди казаков. То пишет, что Иисус Христос был чувашом, что чуваши основали Москву… «Все это было бы смешно, если бы не было так грустно», — когда-то сказал поэт… По этому поводу Академия наук Чувашской Республики, созданная в 1990-х годах, тогда же даже выступила в печати со специальным критическим Заявлением. (Потом была создана Национальная академия наук и искусств (НАНИ). Их пытались объединить при первом Президенте ЧР. А потом он и вовсе упразднил эти новые объединения учёных.)

Академий уже нет. А тот дилетант, уже представляющийся историком, все ходит по учреждениям, организациям и спонсорам, в том числе московским, и просит деньги на очередной псевдоисторический «шедевр». Грустно, что некоторые национальные интеллигенты-патриоты всерьез воспринимают этого дилетанта со взглядом пассионария. Вот, мол молодец, патриот! Радеет о чувашской истории… И помогают тому деньгами, или покупают его книжки… . Иногда задумываешься — да здоров ли тот? И если здоров, то какие цели он преследует? Или его кто-то специально использует для дискредитации настоящих ученых-историков нашей республики? На тему фантазий вышеупомянутого дилетанта уже с издевкой говорилось в книге одного московского этнополитолога, идеологического борца с чувашским национализмом. Может, тут собака зарыта?

Об изучении истории народов России

Справедливости ради надо заметить, что вышеназванные паранормальные явления и публикации возникли на фоне недостаточной развитости темы этногенеза народов в Российской империи и в СССР. При царизме — потому что изучение истории инородцев не особенно стимулировалось. В Советском Союзе — тоже. В школах РСФСР историю народов, ее составляющих, не изучали. Учили историю СССР, Всеобщую историю, историю КПСС, теории «классовой борьбы», «социалистической революции». Царил так называемый «принцип партийности» в науке. Советское государство формировало «новую историческую общность — советский народ». И боролось с так называемым «буржуазным национализмом».

Несмотря на это, российские и зарубежные ученые с 18-го века, а с 19—20 века и первые чувашские писатели и ученые, стали изучать и публиковать свои труды по языку и истории чувашей. В 20-м веке наиболее известные чувашские ученые-историки В. Ф. Каховский, В. Д. Димитриев, П. В. Денисов, В. П. Иванов внесли большой вклад в историческую науку. Вот по чьим трудам надо изучать науку Историю. Сочетая изучение с этнологией, языкознанием и другими науками.

Тимер АКТАШ
Фото автора

Источник: http://mosentesh2.ucoz.ru/news...

 

Комментарии

Аватар пользователя ulogin_mailru_7549904464779920606

Очень жаль что многие люди действуют не ради пользы, а ради наживы. Квадратные километры утраченных раскопок, дискредитация учёных... Хочется поблагодарить людей которые это присекают.
Очень интересная находка. Что может нам поведать этот камень?