Античные известия о суваро-болгарах эпохи возникновения и распространения учений зороастризма (Зороастризм: суваро-болгарская и чувашская народная культура)

Земли ранних суваро-болгар и родственных им племён находились в непосредственном соседстве с древнейшими цивилизациями. Болгарские учёные доказывают, что их предки, имевшие этнические связи с племенами субари-субареи-субары, соприкасались с эламской, шумеро-аккадской и ассирийской культурами. Опираясь на исторические документы, они выявили прародину суваро-болгар. Она находилась в районах, лежащих рядом с Северо-Западной Индией, точнее, у подножий гор Имеона (совр. Гиндукуш).

Подножье горы Имеон (совр. Гиндукуш).Античный ученый и писатель Плиний, основываясь на труде Мегасфена «Индика», перечисляет племена, обитавшие в долине реки Кофее. Среди них значатся и сувары. Их земли он называет «Suarorum». В тексте есть и такие строки: «Река Манаин, племя акутров, река Эор, племя орбов, судоходная река Поман на границе пандов и [река] Кабир на [границе] даров, в устье которой хорошая пристань, город Кондиграмма, река Кофее» (перевод И. В. Пьянкова, Душанбе). Сочинение Мегасфена не сохранилось, но его фрагменты содержатся в трудах многих античных авторов (Арриан, Диодор, Страбон и др.). Селевкидский посол Мегасфен в столицу государства Маурьев Паталипутру (Индия), к его основателю и правителю Чандрагупте был направлен в IV в. до н.э. Г. М. Бонгард-Левин и Г. Ф. Ильин, уточняя дату, пишут, что это событие должно относиться к концу 303 или началу 302 г. до н.э. При дворе индийского царя селевкидский посол жил длительное время. По долине реки Кофее, точнее, по землям, где обитали суваро-болгары, проходил известный в древности путь, связывающий Индию с Западом и Передней Азией. Именно здесь, перейдя через Гиндукуш, вступив в долину реки Кофее, Александр Македонский со своим войском направляется в Индию.

Плиний Старший.С конца VI в. до н.э. эти области входили в Империю Ахеменидов, испытывали сильное культурное влияние Ирана, в том числе религии Зороастра. Известно, что район Систан (Дрангиана) (Юго-Восточный Иран),находившийся в соседстве с землями Имеона, являлся одним из первых мест обнародования нового учения. Предания повествуют: в горах с лесами, где Утренняя звезда Уша встречает восход Солнца, Зороастр получил от Ахуры «Откровение». Сюда в весенне-осеннее время собираются народы «из разных частей страны» и с близлежащих земель.

В сложные времена истории, связанные с вторжением греко-македонских армий и вспыхнувшими междоусобицами, часть сувар уходит в юго-западные районы Индии. В VII в. н.э. на тех же землях оказались парсы-зороастрийцы — выходцы из Ирана, знавшие, видимо, о существовании в древности там последователей их религии.

Суваро-болгары находились в тесных контактах с Индо-Кушанской и Греко-Бактрийской культурами, были знакомы с древним языком (ныне мёртвый) Авесты — величайшим памятником человечества. Они знали Арахозию, Бактрию, Парфию, Хорасан, Мургаш (Маргиана), участвовали в создании цивилизации Согда, испытывали влияние Восточного Эллинизма.

Для науки большой интерес представляет и другой факт: недалеко от подножий гор Имеона обитали тохары (тукхары, тухары, тусары), дарады (дарды), чины, шаки (саки), каспиры, серы, фуны, сеты (сатты), акутры, орбы, панды, болоры и др. Современная болгарская школа по исследованию вопросов истории этногенеза в ранних бояорах видит родственные суваро-болгарам, племена. Я допускаю мысль, что они, т.е. болоры многими веками позднее, как сувары и болгары, в Восточной Европе, на землях Волго-Камья (точнее, на реке Черемшан) создали свой город, названный по имени древнего рода Пюлер — Биляр (так было принято по восточным традициям: сувары именовали свой город Сувар, болгары — Болгар и т.д.), со знаменитым культовым центром — Святилищем Валем-хузя. Болоры и здесь, как в исторической древности, смогли стать могущественными. Их город завоевал славу и стал одной из двух столиц Волжской Болгарии, самого раннего государства в Восточной Европе.

Сувары-болгары и родственные им племена принесли из Евразии на балканские и камско-волжские земли свою богатую культуру, в том числе и религию, возникшую в древнейшие времена развития человечества.

Плиний. Естественная история (энциклопедия естественнонаучных знаний Античного мира в 37 книгах).

Литература и источники

Pliny. Natural history with an English translation by Racham. London, vol. VI;

Плиний. Естественная история (энциклопедия естественнонаучных знаний Античного мира в 37 книгах). О суварах и их стране (землях) Suaro- rum речь идет в 6-ой книге. (Плиний Старший — римский писатель и ученый, жил в I в. н.э. В его трудах, кроме истории о народах, географических описаний, имеются сведения об искусстве);

W. Tomaschek. Zur historischen Topographie von Persien. I. — Sitzung-berichte der Kaiser. Akademie der Wissenschaften, Philos. — Hist. CI Bd. CII. Wien, 1883.

И. В. Пьянков. История Персии. Ктесия и среднеазиатские сатрапии Ахеменидов в конце V в. до н.э. // Вестник древней истории, 1965. №2. С. 39-41;

Исследования по истории культуры народов Востока. Сборник в честь академика И.А.Орбели. 6 М. — Л., 1960;

Г. М. Бонгард-Левин, Г. Ф. Ильин. Древняя Индия. — М., 1969;

Т. Г. Абаева. Границы Древнего Белора / / Страны и народы Востока. Вып. XVI. — М., 1975;

Г. А. Пугаченкова. К позднеантичной и раннесредневековой архитектуре Северного Афганистана // Древняя Бактрия. — М., 1976.

П. Добрев. Стопанската култура на прабългарите. — София, 1986;

И. В. Пьянков. Древнейшее античное известие о пути в Восточный Туркестан // Прошлое Средней Азии (Археология, нумизматика и эпиграфика, этнография). — Душанбе, 1987;

П. Добрев. Прабългарите. Произход. Език. Култура. Нов прочит. — София, 1991;

А. А. Трофимов. Правда — в историзме. Античное известие о суварах // Искусство. Избранные труды. — Чебоксары, 2005. — С. 597—599;

Валерия Фол, Ружа Нейкова. Огьн и музика. — София: Академично издательство «Проф. Марии Дринов», Издательство ТИЛИА, 2000.