Булгары или татары?
Об авторе
Сария Мингалеева, историк, преподаватель.
Кто мы? Булгары или татары? Вопрос, над которым работала целая плеяда именитых ученых: Г. Ахмаров, Р. Г. Ахметзянов, С. Х. Алишев, Н. И. Воробьев, Л. Н. Гумилев, Н. А. Спасский, А. П. Смирнов, Р. М. Кадыров, Г. Баруди, А. Г. Каримуллин, А. Х. Халиков. О булгарских корнях говорил великий Г. Тукай. Общественно-политический деятель Г. Исхакый. Пословицы и поговорки народа. Да и сами старожилы хорошо помнят, когда «казанец», «мусульманин» в одночасье стал татарином.
Для тех, кто любит искажать историю. Читайте!
«Имеет место утверждение о том, что на рубеже ХIV—XV вв. булгарская народность существовала. Это так. Но удивительно и странно другое: там же одновременно утверждается, что развитие булгарской народности прекратилось. Возникает вопрос: а куда же она исчезла?».
Исследования по исторической диалектологии татарского языка. Казань, 1985.
«Казанские татары всегда относились к булгарам, как потомки к предкам, и булгарская старина считалась священной. Старики татары вплоть до Октябрьской революции ездили на поклонение к развалинам г. Булгар, тщательно охраняли рассеянные по краю булгарские намогильные камни. На тесную связь современных татар с булгарами указывают и те родословные, которые имеются во многих татарских семьях и которые чаще упираются в то или иное лицо — выходца из Булгара».
Н. И. Воробьев. Казанские татары. Казань. 1953.
«Мурзы, не в пример другим, общались и с порядочными русскими. Большинство из них училось в русских школах… Они, видимо, забыли о том, что являются булгарами… Они вообразили себя представителями какой-то другой нации и не могли придумать ничего лучшего, как называть своих соплеменников «татарами».
Г. Исхаки. «Ике йез елдан сон инкыйраз». 1903.
«Наша казанско-булгарская молодежь…»
«Казанско-булгарские мусульмане…»
Г. Баруди. «В связи со столетием со дня рождения Ш. Марджани». Казань, 1915.
«…Потомки болгар, составляющих значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называются именем «татары», а их язык татарским. Хотя это не больше чем камуфляж!».
Л. Н. Гумилев. «Корни нашего родства», «Известия», 13 апреля 1988.
«Сами татары называют себя иногда булгарами, ставя себя, т. о., в самую непосредственную связь с этой народностью».
Н. А. Спасский. Очерки по родиноведению. Казань, 1912.
«Булгарская земля, сторона Казанская, деревня Мауля–Колы» — так писался адрес на конвертах в к. XIX вв. «.
Махмуд Галяу. «Мухаджиры».
«Казанские… татары, называя себя… мусульманами или по происхождению булгарами, не уважают для себя названия «татарин».
Г. Ахмаров. «О языке и народности мишарей». 1903.
«…Самоназвание болгар, болгарлык у казанских татар бытовали до н. XX в. Зато нет чувашей, говорящих на чувашском языке и называющих себя булгарами или татарами. Попытки навязать чувашам слово болгар (палхар) в качестве самоназвания не имели успеха».
Р. Г. Ахметзянов. Сравнительное исследование татарского и чувашского языка. М., 1978.
«…В настоящее время, по-моему, необходимо провести следующее:
1. провести референдум среди народа по поводу его имени;
2. переработать все учебники и пособия по истории России в тех разделах, где освещаются вопросы истории Булгарии и татарского народа… Если читатели этой книги поддержат высказанное и предложат свои варианты решения поставленных проблем, то автор будет считать, что он выполнил свое обязательство перед народом».
А. Х. Халиков. «Кто мы — булгары или татары?». 1992.
Так стоит ли, уважаемые татаристы, приписывать чужую историю, вводить в заблуждение всех и вся? На этой татаристской волне и рождаются бредовые идеи по поводу памятника Ч. Хану (кстати, Чингис — имя, которое дано Тимучину монгольским народом) или названия новой станции метро им. монгола-татарина Улу-Мухамеда, того самого, который сел на казанский трон, убив болгарского эмира Галимбека.
Ведь цена вековой полемики велика, хоть и принято считать, что в споре рождается истина. И где уж там о культурно–историческом наследии, патриотизме говорить, здесь как бы не прослыть «иваном безродным».
Может быть, вам стоит прислушаться к голосу народа:
— «Татарин и родного отца продаст»,
— «Если татарин станет чиновником, лапти свои повесит в красном углу»,
— «У татарина на коне нет родного отца»,
— «Ум татарина пробуждается задним числом»,
— «Татарин нажрется и уйдет, да и спасибо не скажет»,
— «Избавь от соседства с татарином и на том свете».
Ну найдите, господа татаристы, на карте мира такой народ, который слагал бы такие «лестные» пословицы и поговорки о себе.
Ответ на вопрос, кто мы: булгары или татары, прост.
Да, мы булгары-болгары! Казанские татары — прямые потомки волжских болгар. Болгары — самоназвание народа. Татары — колониальное прозвище, навязанное народу. Увы, историю пишет победитель. Вот почему и по сей день научная полемика между булгаристами и татаристами продолжается. Кому это надо? Значит, надо!
Россия продолжает имперскую политику «разделяй и властвуй». Народом–манкуртом проще управлять. Он раб. Ему и историю родного края положено изучать в пределах 10-часовой годовой школьной программной нагрузки и сдавать ЕГЭ только на русском языке. А не попахивает ли здесь политикой Л. Канашевича, Гурия, Германа, Посошкова и многих других шовинистов, мракобесов, участвовавших в насильственной христианизации, русификации народа после 1552 — 1556 гг.?
Не надо ему, манкурту, знать своего прошлого, называть площади и улицы именами великих людей собственного народа в собственной столице, а если называть, то обязательно там, где нога казанца не ступала: в забытых Богом уголках Казани и обязательно испросив разрешения Москвы. Как вам нравятся названия остановок: Магазин, Кабельная, Модельная, Роторная и др.? Где улицы и памятники великих людей, составляющих гордость нации: эмира Алмаса (он основал государство Волжская Булгария и объединил народ единой верой, исламом), Мухамедьяра, защитников Казани, А. Алиша, З. Нури, А. Каримуллина, А. Халикова, Р. Нуриева, джалилевцев, Я. Чанышева, А. Султана, А. Кутуя, Г. Гафиатуллина, С. Садыковой, М. Гумерова, К. Усаева и многих, многих деятелей национально-освободительного движения, политических деятелей, искусства и культуры, спорта и просвещения, героев войны и труда республики?
В сегодняшних терактах прослеживается общеизвестный, конечно же, не чеченский, след. Печально слушать, как Р. Сулейманов льет грязь на самого яркого, глубоко образованного, уважаемого имама Рамиля Юнусова. Среди имамов Казани, Татарстана, Москвы нет такого человека: глубоко нравственного, чистого, красивого. Что только о нем ни говорят… А вы, Сулейманов, слышали хоть раз передачи по первому каналу местного радио? Что крамольного вы там услышали? О каком ваххабизме идет речь? Широта кругозора, нравственность, глубокие знания Корана прослеживаются в его беседах, и носили они воспитательный характер. После таких передач хотелось жить по тем нравственным принципам, богоугодным, о которых говорил хазрат. Да, глубоко образованные, одаренные люди во все времена вызывали и вызывают раздражение; плодами их ума, творчества не только пользуются, но и завидуют. И не важно, Р. Сулейманов, где и какое образование получил Рамиль Юнусов, важны его знания, нравственность и дела богоугодные.
Такого имама, имама мечети Кул Шариф, любит Народ. А вас, Р. Сулейманов, мы просто не знаем. И. Файзов — всего лишь актер, вот и пусть занимается своим ремеслом.
В последнее время о России говорят как о государстве, используя термин «сырьевой придаток». Да где уж там: Россия — колониальное государство, а вот ее окраины, в особенности Татарстан, Ичкерия (Чечня), Якутия — сырьевые придатки. Ибо Татарстан, Ичкерия и Якутия — три кита, на которых держатся, живут и богатеют две столицы: Москва и С. -Петербург. И уровень жизни там иной, и заработная плата, и социальные льготы. Федерация предполагает иные отношения с субъектами, составляющими объединение: равенство, дружба, свободное вхождение и свободный выход из него. Российская Федерация состоит из частей, образованных по национальному и по территориальному признакам. Что значит по национальному признаку? Это значит, что в ее состав вошли республики, получившие название от коренных народов, населяющих их на протяжении веков. Тогда не совсем корректна национальная политика нынешнего и предыдущего президентов РФ. Что значит по территориальному признаку? Это территории России, выделенные в области, края, в основном для удобства управления.
Белогвардейский лозунг «Россия единая и неделимая», имперская государственная символика — это сегодняшняя Россия.
Хотелось бы напомнить тем, кто пытается повернуть колесо истории вспять, разыграть по-новому национальную карту, высказывание Ф. Энгельса. Еще полтора века назад он писал: «Россия представляет из себя огромную награбленную собственность, которую придется возвратить в час расчета». У нынешнего руководства РФ нет трезвого взгляда на перспективы будущности многонационального государства Российского и граждан в этом государстве, где проживает более 100 национальностей: отсутствует национальная программа; экономическая политика напоминает предсмертные конвульсии умирающего организма и самое главное — нет продуманной молодежной политики, которая позволила бы молодым людям создавать свою будущность с большой уверенностью в завтрашнем дне, а пока молодежь отправлена в свободное плаванье в волнах глубокого экономического кризиса. Но без них, молодых, у государства нет и не будет будущего.
Итак, господа татаристы, на карту положена судьба Народа республики. Кем он будет, манкуртом-рабом или свободным, равноправным народом, знающим и охраняющим свою историю, обычаи, традиции, язык, культуру от имперских поползновений? Как он будет называть себя, булгарином или татарином, решать не вам — Народу. Глава государства должен называться так, как хочет народ республики, а не Москва. Мы живем в XXI веке. Первый президент Республики Татарстан — М. Ш. Шаймиев. К тому же М. Ш. Шаймиев был легитимно возведен в президенты, а не в бог весть куда: в воеводы, губернаторы или подьячии. Р. Н. Минниханов — его преемник. Сегодня в национально-государственном устройстве РФ должны быть новые подходы и приоритеты, основанные не на лозунге «единая и неделимая», а на принципах Уважения, Равноправия, Свободы, Справедливости. Национальная политика многонационального государства должна быть серьезная, взвешенная, продуманная. Это аксиома для любого многонационального, демократического государства, в том числе и для РФ. Так куда же идет Россия? Назад — к имперскому, унитарному прошлому или вперед — к демократическому, правовому государству? Уроки истории — это уроки жизни. И оттого как усвоил их ты, он, она, зависит судьба народа, страны, планеты. Так давайте об этом помнить!
- 4546 просмотров