Докопаться до корней. Национальные республики России увлеклись сочинением мифов и легенд о собственной истории

 

Сегодня каждый по-своему пытается приобщиться к мировой истории. Фото: Владимир Машатин

Сегодня каждый по-своему пытается приобщиться к мировой истории. Фото: Владимир Машатин

Недавно ульяновские археологи сделали сенсационное открытие. По словам исследователей, они нашли неопровержимые доказательства того, что одному из областных поселков, Старой Майне, 1,7 тыс. лет. Мало того, отдельные энтузиасты с одобрения местных властей пытаются доказать, что и сам Ульяновск гораздо старше Казани, Москвы и даже Рима. Впрочем, в желании состарить и максимально прославить свою историю ульяновцы не одиноки.

В отдельных регионах выходят десятки псевдонаучных работ, в которых на полном серьезе рассказывается о происхождении греков от татар, об изобретении колеса башкирами и постройке Трои чувашами. Профессиональные историки уже нашли для этого феномена специальный термин – «фольк-хистори». Между тем такие истины, по данным экспертов, уже преподаются в 80% региональных школ.

В советскую эпоху господствовала идея единства и интернационализма, поэтому исследования в области национальной истории братских народов далеко не всегда отражали истинное положение вещей. После развала СССР перед автономиями встал вопрос создания собственной историографии. С середины 90-х на прилавках книжных магазинов в регионах, а в последнее время и в школьных библиотеках стали появляться альтернативные учебники истории. Их авторы отменяли или подменяли события, апеллировали к выдуманным датам, изобретали несуществующих правителей и военачальников. В общем, как выразился советник президента Татарстана, кандидат исторических наук Искандер Измайлов, превращали историю в «игру в бисер».

Ах, вот как оно было!..

Кстати, именно татарские исследователи стали пионерами в области «фольк-хистори». Так, например, в книгах «Этот загадочный фестский диск» и «Родословная: историко-лингвистические исследования» Нурихана Фатаха утверждается, что древние египтяне и греки на самом деле были татарами. Слово «театр», по мнению автора, происходит от татарского «ти-э-тор» («продолжай смотреть»), греческий бог Аполлон – от «Аб-алла» («бог-прародитель»), а знаменитая гомеровская «Одиссея» – пересказ татарской сказки «Шурале». За свою работу, между прочим, автор получил Государственную премию Татарстана в области литературы.

Передовой татарский опыт переняли и в Башкортостане. Особо прославился на этой ниве писатель Салават Галлямов, на основе работ которого ведется преподавание в некоторые местных школах и вузах. На страницах «Основ Башкордской индогерманской философии» и в книге «Великий Хау Бен», автор утверждает, что от башкирского языка произошли все древние и современные европейские языки, начиная от греческого и латинского и заканчивая английским. «Как и почему исконно башкордские слова оказались в так называемой греческой мифологии?» – задается вопросом автор. И сам же отвечает: «Греки их просто своровали у башкордов». Даже слова «Россия» и «Украина» вышли из башкордского языка. По мнению писателя, первыми приручили лошадь также башкорды. Английский гольф – ничто иное, как башкирская игра сэкэн, которую англичане, видимо, также украли.

Чему учат в школе

«Попытка найти корни, свою историческую основу заслуживает полного одобрения, – рассказал «НИ» руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Действительно, локальное изучение родного края приносит множество неожиданных открытий, которые проясняют исторические процессы, протекающие на той или иной территории. К сожалению, благие начинания не всегда приводят к хорошему результату. Когда не все сходится, появляется желание что-то придумать. Чтобы представить свою историю в более выгодном свете, некоторые исследователи прибегают к натяжкам, скороспелым и ничем не подтвержденным выводам. В итоге строятся концепции, которые не просто вызывают сомнения у серьезных ученых, но являются полными небылицами».

По словам историка, ведущего научного сотрудника Государственного музея Востока Владимира Кореняко, мифотворчеством занимаются практически во всех этнических регионах России: в Якутии, Бурятии, Туве, Башкортостане, Татарстане, Северной Осетии, Алании, Адыгее.

Самое удивительное, что работы псевдоисториков моментально расходятся огромными тиражами, став дополнительным учебным материалом к спецкурсам по истории. «Такую литературу в основном рекомендуют детям и студентам в национальных школах и вузах, на занятиях по родному краю, – рассказал «НИ» Владимир Кореняко. – Объясняется это просто почти полным отсутствием учебников по истории родного края. В итоге приходится рекомендовать то, что есть». По данным президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, до 80% национальных школ приняли на ура сочинения псевдоисториков.

Америку открыли чуваши

Фантазируют на тему своего народа и в Чувашии. Краевед-любитель Геннадий Егоров в своем труде «Воскресенье шумеров» настаивает на том, что с 11-го до 3-го тысячелетия до н.э. на территории всей Месопотамии «жил только один народ – проточуваши. Г-н Егоров также заверяет, что проточуваши повлияли на развитие еврейского языка, создали всемирные религии, включая христианство, ввели передовые методы земледелия в Египте, Центральной Азии и северо-западном Китае и даже распространяли повсеместно технологию пивоварения. Кроме того, чувашам-шумерам также принадлежит изобретение бронзового литья, письменности и государственности. Мало того, представители именно этой народности первыми открыли Америку и принесли местным племенам культуру. Труд Геннадия Егорова разошелся тиражом в 10 тыс. экземпляров. Несмотря на критику местных ученых, председатели ряда союзов писателей обратились к президенту Чувашии с просьбой поддержать новую теорию происхождения народа.

Россия – родина слонов

Мифотворцы встречаются и в Москве. Одним из них можно назвать профессора кафедры культурологии и менеджмента в Государственном университете управления Валерия Чудинова. Его книга «Священные камни и языческие храмы древних славян» проливает свет на историю славян, чья культура оставила следы еще с эпохи неолита и распространялась от берегов Португалии до Зауралья. По мнению автора, славянская письменность существует несколько десятков тысяч лет. В эпоху каменного века, считает автор, от Аляски до Великобритании весь Север был русским. Мало того, русский был тем самым языком, на котором говорили до постройки Вавилонской башни. Г-н Чудинов также считает, что русские помогали Александру Македонскому и даже получили от него некую грамоту, которая, конечно же, где-то затерялась или была уничтожена.

«Это вреднее наркотиков!»

Эксперты выделяют пять причин возникновения фольк-хистори. Во-первых, бурный подъем национального самосознания, на волне которого стали писаться и издаваться многие такие книги. Во-вторых, необходимость самоидентификации «малых народов», которых когда-то завоевала Россия. В-третьих, возникновение этнократических режимов и связанный с этим политический заказ на историю. В-четвертых, непрофессионализм исследователей-самоучек. И, наконец, отсутствие контроля со стороны ученого сообщества над авторами, желающими написать что-нибудь «на тему истории». «Сегодня модно стало издавать любую чепуху – главным остается только вопрос денег», – пояснил «НИ» Владимир Кореняко.

Между тем альтернативная история, по мнению экспертов, таит в себе достаточно серьезную угрозу. «Прежде всего, такие «научные» труды опасны пропагандой национализма, – пояснил «НИ» доцент исторического факультета МГУ Дмитрий Володихин. – Возвеличивание какого-то одного народа в многонациональной стране всегда чревато конфликтами и рознью. Вдобавок читателю прививается неправильное восприятие истории. Рекомендовать к изучению фольк-хистори в школах и вузах это то же самое, что узаконить продажу наркотиков детям. Важно, чтобы чиновники и школьная администрация поняли, что это вредно. И вредно не только для общего развития человека, но и для политической и социальной ситуации в стране в целом».

Увы, на местах такие мифотворцы, как правило, находят поддержку в лице национальных общин и администрации. Федеральные чиновники только пожимают плечами: бороться с псевдоисторией у них нет полномочий. «В образовании играют роль три компонента: федеральный, региональный и муниципальный, – сообщили «НИ» в Министерстве образования и науки. – В рамках региона в вузах и школах действительно могут рекомендовать к изучению местные пособия и учебники. Разумеется, если родители или местные власти посчитают, что предоставляемая в книге информация ведет к разжиганию межнациональной розни, они могут обратиться в Рособрнадзор и даже в прокуратуру».

На деле активно противостоят мифотворцам только профессиональные историки. Впрочем, по их же собственным словам, они постоянно проигрывают. Прежде всего, по тиражам изданных книг. Для любого академического историка 2 тыс. экземпляров – предел мечтаний. «Какими бы интересными ни были академические книги по истории, они всегда будут проигрывать, поскольку они излагают факты, как они есть, – объяснила «НИ» главный редактор издательства «Форум» Светлана Сильванович. – После развала Союза необходимость пересматривать историю превратилось в своеобразную моду. В результате стремление удивить читателя, вызвать у него восклицание: «Ах, вот как оно было!» стало определяющим для многих авторов, пожелавших работать с историей».

Туркмены изобрели телегу, а украинцы дали цивилизацию шведам

Новое прочтение истории не менее популярно и в бывших союзных республиках. Так, труд президента Туркменистана Сапармурата Ниязова «Рухнама» превратился для местных школ в учебник №1. «Мой дорогой читатель! Знаешь ли ты, что первую телегу на земле смастерили туркмены? Туркменское колесо не только изменило жизнь армии и государства, но и развернуло ход человеческой истории», – написано на страницах «Рухнамы». Кроме изобретения колеса, туркмены первыми научились плавить руду и изготавливать орудия из металла, «в считанные века основали десятки государств на Западе и Востоке, в Египте и Индии, других странах».

На выдумку горазды и украинские историки. В учебнике «Украинский язык для начинающих» пишут «Украинский язык – один из древнейших языков мира… Уже в начале нашего летоисчисления он был межплеменным языком». В своей статье «От Геродота до Фотия» Э. Гнаткевич рассказывает: «У нас есть основания считать, что Овидий писал стихи на древнем украинском языке».

Писатель Сергей Плачинда, приметив на флаге Швеции желтый и голубой цвета, пришел к мысли о генетической памяти. На страницах «Лiтературна Украњна» г-н Плачинда заявил, что расцветка шведского флага связана с личностью украинского вождя Одына. Последний пришел с берегов Днепра к шведам, которые «жили в большой дикости, выбрали его своим вождем, а после смерти канонизировали и сделали из него своего главного языческого бога». В другом своем труде «Словарь древнеукраинской мифологии» автор называет древний украинский язык санскритом и «праматерью всех индоевропейских «языков». Там же описывается, что «арии или ории – древнейшее название украинцев. Первые пахари мира. Приручили коня, изобрели колесо и плуг». То есть украинцы еще поспорят с туркменами о том, кто из них первым это самое колесо изобрел.

Этот город самый древний на Земле

Российские города продолжают активно спорить о том, кто же из них появился первым. Так, археолог Нульбий Ловпаче убежден, что столице Адыгеи Майкопу, которой недавно исполнилось 150 лет, на самом деле – 3,2 тыс. лет. Об этом якобы красноречиво свидетельствует некая плита, которую нашли еще в 60-е годы. Надпись на ней гласила, что на месте столицы республики стоял древний город Айн, построенный предками современных адыгов еще в эпоху Гомера. Хотя следов плиты с надписью так и не удалось найти, съезд черкесского народа обратился с просьбой к городским и республиканским властям изменить дату основания столицы.

До сих пор не утихают споры о праздновании тысячелетия Казани в 2005 году. По мнению многих ученых-исследователей город моложе как минимум на 200 лет. А его тысячелетний юбилей, который отпраздновали с такой помпой, – не более чем политический заказ, считают они. Поводом к увеличению возраста города послужила археологическая находка чешской монеты начала XI века в пределах территории столицы.

Столица Башкортостана Уфа считает себя одним из самых древних городов на земле. Свой первый день рождения она отпраздновала вовсе не в 1574 году, как принято считать, а 1,5 тыс. лет назад. Об этом любит говорить местный ученый-археолог Нияз Мажитов, который ссылается на древние раскопки в центре города.

Не так давно ульяновские археологи открыли, что одному из местных поселков, Старой Майне, ни много ни мало, а 1,7 тыс. лет. «Нами собраны неопровержимые доказательства того, что Старая Майна может считаться старейшим поселением», – рассказал «НИ» начальник археологической экспедиции из Ульяновского госуниверситета Александр Кожевин. Местные власти крайне заинтересовались открытием ученых, впрочем, неспроста. «Чиновники прекрасно отдают себе отчет в том, что под это открытие можно выбить из федерального бюджета колоссальные деньги. Всем до смерти хочется повторить по финансовым вливаниям 1000-летие Казани», – говорит ульяновский краевед Сергей Петров. Одновременно с этим в регионе вовсю идет обсуждение другой легенды. Отдельные энтузиасты пытаются доказать, что Ульяновск гораздо старше Казани, Москвы и даже Рима. При этом местные власти с удовольствием поддерживают эти предположения в надежде, что с помощью мифов удастся разжиться большими деньгами.

Каждый второй европеец был тюрком

Примирить всех «фольк-историков» попытался географ Мурат Аджи. Его монографию «Европа, тюрки, Великая степь» открывает интригующее замечание: «Каждый второй европеец имеет тюркские корни!..» В другой своей книжке, «Полынь половецкого поля», г-н Аджи рассказывает, что именно тюрки научили скандинавов «обрабатывать землю плугами, выращивать крупных домашних животных, плавить железную руду». Помимо этого тюрки захватили с собой на Запад изобретенное ими колесо и облагородили невежественных германцев высокой культурой. Так, «Песнь о нибелунгах» на самом деле рассказывает о «нифлунгах» – тюркских богатырях, служивших дракону. По словам Аджи, государство тюрков настолько впечатляло своими масштабами, мощью и культурой, что «перед ним владения Римской империи казались жалкой, заброшенной провинцией, а Византия – захолустным уездом». В качестве доказательства автор приводит объяснение постройки Великой китайской стены. «Оказывается, ее строили в III веке до н.э. вовсе не для защиты от набегов «диких кочевников». Император приказал возвести стену, чтобы китайцы не переходили к тюркам. Тогда на Алтай убегали семьями, поскольку у тюрок жилось веселее».

Андрей Леонов, Михаил Белый,
Ульяновск.
Новые Известия. — 2007. — 17 июля.