Героическое

Богатыри в суварских сказках и мифах, как и у других народов, всемогущие, добрые и непременно справедливые. Они не дают спуску врагам и недоброжелателям народа. Богатыри пользуются всеобщим уважением и любовью. Иногда им тоже нужна помощь. Тогда из простого народа выходит еще один не менее могучий богатырь.

Однажды на сувар напал злой великан, одноглазый Алтӑркуҫ. Он хотел сувар и их покровителя Улӑпа превратить в своих рабов. Улӑп вышел против Алтӑркуҫа на смертельный бой. Начался поединок. Уж такими сильными они оба были, что так и дрожала под их напором вся округа. Страшная была битва, что нельзя было предугадать — за кем будет победа. Вот Улӑпу удалось схватить Алтӑркуҫа и крепко сжать в своих объятиях. Из Алтӑркуҫа вся мощь вылетела в виде зловоний, и все силы его покинули. Обессиленного Алтӑркуҫа Улӑп забросил аж за семь морей.

 

В некотором государстве пригодная для питья вода была только в одном большом озере. Но там жила громадная змея, которая к воде просто так никого не подпускала. За разрешение брать воду из озера каждый месяц требовала от народа на съедение невинную девушку.

Долго ли, коротко ли это продолжалось, однажды появился в этих местах богатырь. Как раз в этот день на съедение змее отдали царскую дочь. Увидел богатырь девушку и освободил ее от цепей, которыми она была прикована к скале. Но после дальней дороги богатырь очень устал и прилег отдохнуть.

Вдруг всё вокруг замерло, вода забурлила — вот-вот, с минуты на минуту появится змей. Богатырь всё еще спит. Девушка будит богатыря, тот не просыпается. Уж как только она его ни будила — за уши дергала, шлепала по щеке, щекотала и кулаками била. Тот спит своим богатырским сном. Змей вышел из воды и говорит: «Всё же как щедры люди, вместо одного сразу двух принесли на съедение!».

Обрадовавшаяся было своему внезапному спасению девушка заплакала горькими слезами. Тут от горячей слезинки, упавшей на щеку, просыпается богатырь и говорит: «Не бахваляйся, кости одного-то застрянут в горле!». Тут он как вскочит и вмиг расправляется с ненавистной змеей.

Булгар

На Булгар напали сильные и страшные враги. Они окружили и стали штурмовать этот великий город. Но его защитники стойко держались — крепость для неприятелей была неприступной.

Тогда беспощадные и коварные завоеватели собрали всех колдунов и потребовали рассказать им, как покорить город. Все молчали. Пришельцы стали каждого десятого человека убивать. В их число попал сын одного знаменитого колдуна. Колдун не выдержал и согласился помочь врагам. По его подсказке сделали так: в поле высыпали зерно и поставили силки. Отовсюду поклевать зерно прилетали птицы. Всех их поймали, привязали к лапкам трут и подожгли. Несчастные пернатые полетели домой, в свои гнезда, и невольно подожгли город-крепость. Вспыхнул ужасный пожар, разом весь город был охвачен огнем. Так из-за предательства и малодушия одного человека был покорен славный город Булгар.

Война — это всегда зло, потому что в ней всегда гибнут люди. Безвременная смерть, тем более гибель молодых, приносит нестерпимые горести и страдания.

Некоторые исследователи находят параллели между мифическими амазонками и суварками. Дело в том, что суварки не только своим нарядом похожи на древних воительниц. Головные уборы тухья и хушпу, украшенные монистами; шӳлкеме, также обшитая монистами, которая закрывает грудь, очень напоминают защитные доспехи. Слово амазонка созвучна с суварским словом Ама ҫын — «женщина человек». В некоторых суварских сказках девушки превосходят по силе и отваге мужчин-богатырей.

Как суварскую книгу красная корова съела

Ближе к середине второго тысячелетия сувары утратили свою государственность. У них была письменность и своя система образования. Но в ходе исторических событий — войн, пожаров, бедствий, порабощения завоевателями — она была потеряна. Ученые утверждают, что под словосочетанием «Суварскую книгу корова съела» имеется в виду война, зло. Великая держава погибла, из всего населения спаслись очень немногие. Предания гласят, что одна мать, переправляясь на правый берег реки Волги, своего младенца прятала в рукаве шубы своего супруга, так уберегла ребенка.

В старину у сувар были турханы (князья). Их избирали всенародно, во всем им подчинялись. Это были уважаемые, честные и умные люди. Они должны были поддерживать порядок в стране и учить праведной жизни людей. Состарившийся турхан обучал молодого князя порядкам и обязанностям в течение нескольких лет. Последний суварский турхан погиб в эпоху великих потрясений в бою за независимость своей страны. Со словом турхан в Чувашии связаны названия многих местностей и селений.

Придя на новое место, сувары заново возводили деревни и города. В возделывании полей и взращивании садов они непременно достигали больших результатов. В Поволжье сувары слыли удачливыми земледельцами и торговцами сельскохозяйственными товарами. Цари удивлялись чистоте их полей и урожайности. Некоторые русские князья хотели суварские селения взять под свои владения. Иван Грозный им отказал, сказав, что тогда суварские поля тоже превратятся в заурядные земли. Сувары во времена царизма относились к удельным крестьянам, т.е. принадлежали царскому двору.