Кто спасет исчезающие ценности, или перспективы развития культуры кряшен в современных условиях

Макаров Г. М.
Кто спасет исчезающие ценности, или перспективы развития культуры кряшен в современных условиях // Татарские края. — 2001. — № 43 (окт.). — Б. 4; № 44 (ноябрь). — Б. 7.

Геннадий Макаров, этнограф, старший научный сотрудник института языка, литературы и истории имени Г. Ибрагимова Академии наук республики Татарстан

Источник: http://kryashen.ru/index5.php?...


 

В общей истории конфессионального самоопределения тюркских этнических сообществ известно, что они, в силу различных исторических причин, лишь в небольшой части сохранили свои древние, дорелигиозные верования. Большинство тюркских народов в определенные исторические эпохи выбрали и восприняли различные варианты таких мировых конфессий, как буддизм, иудаизм, христианство или ислам. Это положение не обошло стороной и тюркские провинции Волго-Камского региона. Здесь доминирующим было влияние исламской цивилизации. При этом имелись и отдельные общины христиан. Некоторые этнические группы тюрков Волго-Камья до начала XX века сохраняли относительно цельные традиции дорелигиозной системы верования, с верой в культ киреметей.

В средневековый период истории Булгара, Золотой Орды, Казанского ханства население региона несло в себе ощутимое влияние христианства, христианской культуры. После присоединения Волго-Камского региона к России сложились исторические условия, при которых часть булгарского населения, говорившая на диалектах чувашского языка, а также часть населения, говорившая на булгаро-кипчакском диалекте, образовали два этнокультурных сообщества православных христиан-тюрков. Основные признаки этнической культуры этих двух христианских сообществ получили свое оформление в глубинах истории Волго-Камского региона. История формирования этнической, а также конфессиональной культуры этих сообществ интересна и привлекает к себе внимание специалистов различных направлений в науке. Историческая судьба этнического сообщества чувашей-христиан привела их к созданию народности, которая на сегодня имеет правовой статус государствообразующего народа. Несколько иной оказалась судьба другой христианской общины, говорящей на булгаро-кипчакском языке. Данный материал посвящен культуре и жизненным интересам этой общины, самоназвание которой — кряшены.

Самоназвание представителей этноконфессионального сообщества кряшен первоначально представляло собой только конфессионим, ибо «кряшен», в понимании народа, всегда было синонимично понятию «христианин».

Вспомним, что в традициях русской истории и языковой культуры представителей многих тюркоязычных народов до начала XX века было принято называть общим термином «татары». Отсюда естественно выводится, что христианские этнические группы народов Волго-Камья по русской традиции издавна называли крещеными татарами. Сами они с названием «крещеные татары» никогда не соглашались, ибо для них понятие татары синонимично понятию мусульмане. Поэтому в их понимании это звучало как нонсенс — «христианские мусульмане», с чем кряшены, исходя из своих традиционных суждений, категорически не согласны. Официально, нормативы татарского литературного языка, сформированные в новое время, понятие татар не связывают его с конфессиональным содержанием; оно означает лишь понятие народ, этническое сообщество, нацию. Исходя из этого, в современной татарской этнологии кряшенскую группу принято называть татары-кряшены или керешен татарлары, как этноконфессинальное, этнографическое подразделение татарского национального сообщества. Таким образом, до сего времени в народе существует практика различного толкования понятий татар и кряшен. Одни трактуют их как конфессионим, а другие как этноним. Это до сего времени приводит к недоразумениям.

Кряшены или татары-кряшены, как их принято называть в научных и официальных источниках, имеют значительный потенциал традиционной культуры, основа которой генетически связана с древней этнической культурой народов Волго-Камского этнокультурного региона. Современная культура кряшен продолжает сохранять в себе многие уникальные, коренные свойства искусства, характерные для древней эпохи домусульманского и дохристианского слоя тюркско-булгарской цивилизации, которые уже слабо проявляются в культуре мусульманской общины татар. Этим особо ценна культура кряшен.

На сегодняшний день актуальными являются вопросы, которые касаются экологии этнокультурной системы народов нашего региона, нашей республики. Это относится и к тюрко-татарскому сообществу, которое имеет две конфессиональные общины. Мусульманская община составляет большинство населения. Христианская община представлена населением, которое проживает в свыше 300 селениях. Эти села расположены на территории Татарстана ( около 200 ). Остальные в соседних республиках, таких как Башкирия, Удмуртия, Марий-эл, а также в Кировской, Самарской, Оренбургской, Челябинской областях.

Поддержка равновесия этнокультурных систем народов Волго-Камского края в современную эпоху является достаточно сложной задачей. Ее решение требует от общества осознанности имеющейся опасности разрушения его основ, и серьезных, волевых усилий по его сохранению. Остро встает проблема создания условий для сохранения живых и уникальных традиций языка, культуры, искусства и духовной культуры в христианской общине кряшен. Эти традиции являются общим культурным достоянием народов всего Волго-Камского региона, России и всего мирового сообщества. Постановка проблем этнокультурной экологии имеет прямое отношение к необходимости разработки механизма для выживания традиционной культуры кряшен в современную эпоху.

Нивелирование диалектных особенностей в традиционных культурах этнических групп татар долгие годы проводилось с благовидными намерениями подтягивания их к общепринятым казанско-татарским нормативам. Такая практика существовала, например, в отношении сибирских татар, астраханских татар-ногайцев, мишарей. Однако оказалось, что такой односторонний подход был не верен, ибо так теряются уникальные ценности, которые восполнить уже не удастся. Необходимо плановое развитие, прежде всего на уровне государственных программ в школьном образовании, не только общих, но и местных, диалектных традиций. Этот шаг был бы справедливым, гуманным и демократическим решением, ибо именно такая практика может реально привести к взаимопониманию, взаимоуважению и сплоченности народа. Желание определенной части татарской интеллигенции в плановом порядке ускорить процесс скорейшей унификации культуры татар, избавления от местных особенностей диалектов языка, музыки, обычаев и праздников является мнимым благом, что приведет лишь к обеднению общей культуры татарского сообщества и утере ценностей, духовного наследия, имеющих многовековую историю.

Очевидно, что такие непродуманные шаги по унификации нередко приводят к обратной реакции общественности разных этнических групп, т. е. ведут к созданию условий, при котором срабатывает механизм инстинктов самосохранения этнической культуры. Этот механизм приводит к тенденции развития оппозиции по отношению к унифицированным формам казанско-татарской культуры, к политике их реализации. В конечном итоге это дает повод для приписывания всех невзгод местных культур на Казань. Демократическое и взвешенное решение указанных проблем, при котором соблюдался бы паритет и учитывались бы местные, а также общенациональные интересы, должны стать важным направлением в перспективной плановой работе и долгосрочной и продуманной политике руководства республики и страны. Пустить на самотек эти процессы — значит, не владеть ситуацией.

Для кряшен, как и для других этнокультурных и этноконфессиональных сообществ, также необходимы документы, правовые нормативы, представляющие собой стратегию по развитию их искусства и духовной культуры. Он должен разрабатываться при участии имеющихся интеллектуальных сил всех заинтересованных сторон. Ими могут быть и отдельные лица, и различные общественные этнокультурные общества, научно-исследовательские учреждения, занимающиеся проблемами перспективного развития культур традиционных этнических обществ, в том числе и конфессионального развития, как мусульман, так и христиан. Этот документ, видимо, должен разрабатываться при содействии различных Комитетов, работающих под эгидой аппарата президента РТ.

А что случится, если не произойдет скоординированной работы, конструктивного диалога и внутреннего национального согласия кряшен с татарами-мусульманами? Это был бы худший вариант. В этом случае кряшены будут вынуждены в одностороннем порядке, своими силами начать эту работу и по мере своих возможностей добиваться отладки механизма самосохранения и самовоспроизводства культурных традиций своего этноконфессионального сообщества. Однако есть надежда, что живя в семье мирового цивилизованного сообщества, имеющиеся вопросы должны будут разрешиться.

Что же мы имеем к настоящему времени? О том, что содержание культуры кряшен уникально, знают и ценят многие. Это: руководители и работники всех звеньев, находящиеся в ведении Министерства культуры. Именно они занимаются практической организацией культурного строительства в городах и селах республики. Особо нужно отметить работников Министерства культуры, РНМЦ, Центра татарского фольклора. Спасибо им за их понимание и посильную работу по поддержке традиционного кряшенского искусства. Долгие годы в фокусе внимания ученых ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, как объекта исследования, были материальная и духовная культура кряшен. Такие ученые как Ф. Баязитова, Ю. Мухаметшин, М. Нигмедзянов, Н. Альмеева, С. Суслова, Д. Исхаков и другие исследователи посвятили свой талант, душевную теплоту в дело изучения кряшен. Однако в постсоветское время подобные исследования не имеют перспективной плановой основы и продолжаются лишь по личной инициативе отдельных исследователей.

Остается много вопросов, регулировка которых является чрезвычайно важным и жизненно необходимым условием для сохранения и продолжения живых традиций в духовной и культурной сфере жизни кряшен. Легче всего сослаться на то, что возникающие вопросы не решаются из-за некомпетентности, недальновидности или же «татарского лжепатриотизма» отдельных чиновников. Действительно ли это так? Ведь большинство руководящих работников грамотные, цивилизованные люди, которые прекрасно воспринимают чаяния кряшен. Однако руководствоваться лишь эмоциями, личными симпатиями или антипатиями, пожеланиями никто не вправе. Верховенствовать должны не эмоции, а правовые нормативы. А их нет. Вопросы эти очень сложные и их необходимо тщательно проработать. В итоге этого сохраняется тень недоверия, которое отражается на престиже руководства республики. Будь они касаемы к системе планирования работы в просвещении, культуре, науке и. т. д. Результатом этого становится то, что появляется почва для нарушения демократических свобод, связанных с ущемлением прав на культуру, недостаточностью предоставления равных возможностей по удовлетворению жизненных потребностей кряшенского населения республики.

В мире много случаев, когда национальные сообщества имеют в своем составе несколько разных конфессиональных общин. Это, как правило, становится результатом сложных переплетений в развитии исторических судеб различных этнокультурных сообществ. В особенности тех, которые расположены в регионах, находящихся в межконфессиональных и этно-культурных пограничьях. К ним относятся, например, арабы, турки, уйгуры. У них сложился механизм веротерпимости внутри самих этносов. У татар традиция веротерпимости существовала еще с эпохи Золотой Орды. Возрождение и укрепление этих традиций внутри этноса, среди двух конфессиональных общин татар: мусульман и христиан, явилось бы большим достижением и показателем развития современной демократии в жизни татарской нации. Отладка действенной модели христианско-мусульманского взаимодействия могла бы начать осуществляться именно в Татарстане. Вспомним, что будущее России во многим зависит от результатов взаимопонимания этих двух конфессий: ислама и православия.

Иногда, не задумываясь об этической оценке своего поведения, можно услышать взаимные упреки, что, якобы, кряшены отошли когда-то от исламской веры. Ответом является то, что и мусульмане, в свою очередь, также отступили от доисламской религиозной системы своих тюркских предков. Нужно, чтобы такие бытовые предрассудки, имеющие оттенок религиозного противопоставления, нетерпимости быстрее ушли в прошлое. Ведь посеяв тень недоверия, можно довести общество до нежелательных форм напряжения. Для этого вспомним Югославию. Это не лучший пример. Для избежания таких сценариев, по нашему мнению, нужно иметь постоянные контакты, согласованную деятельность между лидерами исламской и христианской общин внутри татарского общества. Для этого нужно вести воспитательную пропаганду через средства массовой информации, проводить просветительские мероприятия в образовательных и культурных учреждениях. Необходимо также общение с декларацией о взаимном уважении интересов исламской и христианской конфессий внутри татарского сообщества, постоянно и последовательно объяснять населению о целях и задачах деятельности обеих конфессиональных общин на благо мирного созидания, духовного развития и совершенствования, о взаимопонимании и взаимной поддержке внутри гражданского общества. Необходимость таких контактов очевидна. Возможно, что они могут появиться. Время покажет.

На сегодня может возникнуть вопрос: возможно ли внутреннее непонимание в татарском обществе, причиной которого может стать конфессиональный признак? А если да, то почему? Имеются ли для этого какие-либо веские причины, или они надуманы? Приведем только один пример. В государственных средствах массовой информации, в частности на радио и телевидении мы постоянно слышим передачи, где поднимаются вопросы по проблемам возрождения духовности татар-мусульман, слушаем проповеди авторитетных имамов и знатоков шариата. В обязательном порядке в них отмечаются мусульманские праздники, в честь которых устраиваются позновательные передачи, концерты. Этому можно только порадоваться. Но ведь это еще и пример безраздельной монополизации СМИ исламскими просветителями. А как же татары-христиане, учитываются ли их интересы? Они также проводят свои богослужения на татарском языке, читают духовную литературу. Они так же, как и мусульманская часть населения, вправе услышать и по радио, по телевидению духовные наставления на своем родном языке, услышать духовную музыку, через познавательные передачи, подготовленные компетентными богословами, прикоснуться к духовным знаниям. Но по чьей же вине кряшены лишены возможности пользоваться благами средств массовой информации? Ни по радио, ни по телевидению кряшены еще не слышали проповедь священника на родном языке, хотя татарский язык является государственным. Представители кряшенской части населения республики живут на своей родной земле, на своей исконной родине, являются равноправными гражданами республики. Татарстан является их единственным местом, где на законном основании должны заботиться о мерах по удовлетворению их культурных и духовных потребностей. А что же мы имеем? Здесь налицо дискриминация по отношению к кряшенской части населения. Правовой регламент не прописан, все пущено на самотек, поэтому обвинять кого-либо в его нарушении нет оснований. Такой регламент сначала нужно создать. Кто должен это отрегулировать, кто должен контролировать работу по соблюдению прав на развитие культуры? Видимо, государственные структуры должны проработать и эти вопросы.

Мы часто рассуждаем о демократичности и наличии демократических прав в Швейцарии, Бельгии, Финляндии и других странах, хотя у себя мы их часто понимаем лишь односторонне. Во время всетатарских конгрессов, которые считаются нерелигиозным общественным сходом всего татарского народа, почетные муллы занимают несколько передних рядов. Но среди приглашенных гостей никогда не увидишь ни светского, ни духовного лица из татарской христианской общины, т. е. из кряшен. Как понимать такое положение? Что же это как не игнорирование и выражение нетерпимости к татарской христианской общине? Так не должно быть, искренне скажут многие. Но это так. Выводы должны сделать мы сами.

Воспитание подрастающего поколения становится и проблемой преемственности этнической культуры, связанной с приобщением подрастающего поколения к традиционной духовной культуре. Приведем один из частных проблем. Сейчас возникла необходимость создания научных, учебно-педагогических, методических разработок не только для татар-мусульман, но и для кряшен. Оказалось, что социальный заказ, исходящий из народа, был услышан учеными-педагогами только от мусульманской части татар. Труды, названные «Народной педагогикой», которые пропагандируются в современной школьной системе, в своей большей части основаны на исламских ценностях, а где же народные традиции воспитания в общинах татарско-христианских селений, в которых этнические традиции тесно переплетены с христианскими ценностями? Заказ на такие исследования, который имеется и от кряшен, не был услышан в государственных научно-исследовательских, высших педагогических учреждениях. Поэтому получается, что надо еще многое сделать, пересмотреть многие стереотипы в перспективных планах и сделать все от нас зависящее, чтобы кряшены не чувствовали себя пасынками в своем родном отечестве.

В настоящее время спасение уже исчезающих местных традиций стало актуальным. Однако, в силу инерции мышления до сего времени существует практика игнорирования постановки такого вопроса в общеобразовательных учреждениях и решение его через специальные обучающие программы. Эти упущения привели к разрушению и утере значительной части этнокультурных традиций кряшенского общества, как и народов Волго-Камья и Приуралья. До сего времени мы, видимо, до конца не осознаем, что кряшенские традиции также являются ценностью общемирового масштаба, т. к. они создавались предками населения региона на протяжении нескольких тысячелетий, и мы не вправе их терять. Руководящие работники образовательных отделов, ответственные за планирование и составление учебных программ, в идеале должны быть ответственны за сохранение экологического равновесия местной, традиционной культуры и соразмерное внесение в него новых элементов. Отсюда очевидно, что школа не вправе создавать предпосылки для культурно-экологической катастрофы в сфере традиционной культуры.

Формирование негативного общественного мнения о неправильности народного пения, например, привело к отказу детьми серьезно воспринимать народные обычаи, песни своей деревни, хотя в задачи школы входит подготовка детей к вхождению во взрослое общество. Таким образом, школа сознательно ломает естественные механизмы воспроизводства национальных традиций, обосновывая эти неправедные действия необходимостью интернационального воспитания и привития общенациональных или европейских стандартов культуры.

Попадая в те или иные общественные коллективы, где доминируют традиционные ценности, молодые люди вынуждены переучиваться в условиях реалий художественных вкусов этого традиционного общества, ибо полученные в школе навыки нередко абстрагированы и не базируются на реальных потребностях общества. Хуже обстоит дело с теми выпускниками, которые не попадают в благоприятную среду, где имеются условия безболезненной переориентации и получения новых жизненных уроков по языку, этике, эстетике, а поэтому остающиеся обделенными. Такие люди на протяжении всей своей жизни чувствуют себя ущербными и испытывают большие неудобства и дискомфорт, становясь внутри себя как бы отверженными, «не своими», «неправильными» членами того или иного этнокультурного общества. Чтобы оправдать свое незнание и некомпетентность в знании местной культуры, такие люди часто уходят в откровенную оппозицию по отношению к традиционным ценностям и начинают критиковать ценности традиционных обществ региона в их косности, невежественности, отсталости. Такие люди нередко в качестве положительного образца для подражания начинают пропагандировать и восхвалять иностранный образ культуры, т. е. становятся революционерами от культуры. Иные начинают искать виновных в системе государственного планирования по образованию, инкриминируя применение к учащимся неправовых акций по этнокультурному растатариванию, разудмурчиванию, разрусению и т. д. Такие люди, становясь воинственно настроенными националистами, требуют принятия радикальных мер по восстановлению справедливости и принятия мер наказания по отношению к чиновникам, из-за чьей «вины» дети лишаются знаний своей традиционной культуры. Эти требования во многом справедливы. Оперативно решить проблемы, касающиеся восстановления незаслуженно игнорируемых в школьной системе механизмов воспроизводства этнокультурных традиций весьма сложно. Но такая нерасторопность становится причиной существенного ослабления исторической преемственности культуры. Это душит не только кряшен, но и татар. Такой не утешительный итог естественно выводится из имеющегося положения в планировании программ образовательных учреждений. Эту проблему надо срочно решать, где необходимо сделать существенные поправки в сторону оздоровления этнокультурной экологической ситуации.

В практике современной культурной жизни республики кряшены де-юре и де-факто обладают некоторыми правами культурного самоопределения, что по-другому можно назвать культурной автономией. С его необходимостью соглашаются многие представители общественности республики. Действительно, для этого имеется достаточно оснований. Сейчас задача состоит в том, чтобы права культурной автономии кряшен были признаны официально и оформлены в виде документа. Этот шаг обязательно приведет к оздоровлению и взаимопониманию, повышению духовности и единению созидательных сил кряшен, татар и всех остальных народов нашей республики.