Муфтий Орды

Ахмедов И.
Муфтий Орды // Звезда Поволжья. — 2011. — 25 февраля  — 3 марта (№ 7)

Источник: http://tatpolit.ru/category/zv...


Как известно, в 2011 году состоятся выборы муфтия Татарстана — главы Духовного управления мусульман республики. В СМИ и на интернет-ресурсах ведется дискуссия о соотношении сил перед выборами, богословских аспектах, о влиянии личности будущего муфтия на процессы в мусульманской общине.

Вопрос о взглядах будущего муфтия, кто бы им ни стал, на основные вехи татарской истории, происхождение татарского народа остается за рамками дискуссии.

Между тем этот вопрос стоит очень остро, и это не праздный вопрос интересующихся историей, а важнейший вопрос позиционирования и самосознания нации.

Сегодня многие, но не все, татарские священнослужители фактически занимаются пропагандой булгарской идентичности татар. К месту, вернее, в абсолютном большинстве случаев не к месту некоторые имамы вставляют в свой речевой оборот «безнен болгар бабаларыбыз» — «наши булгарские предки (дедушки)».

Доходит даже до того, что на мероприятии, собравшем татар со всего мира, большей частью с мест коренного проживания (а это и Поволжье, и Урал, и Сибирь), мулла произносит слова о «булгарских дедушках». Если Татарстан территориальное — но не прямое этническое — отношение к бывшей булгарской территории имеет, то обширные евразийские пространства, где издревле живут татары, к ней имеют отношение постольку поскольку.

Позицию по истории своего народа каждый вправе выработать сам. Однако лица духовные, берущие на себя нелегкий груз обязанностей сохранения единства и идентичности нашего народа (а ислам помогает татарам сохраниться как нации), несения мусульманских ценностей в массы, должны четко и ясно понимать, что их слова и дела воспринимаются не как личное мнение, а как прямой или косвенный призыв к той или иной поведенческой модели. Личный пример имама — это образец для прихожан.

Принятие ислама булгарами в известной степени важно и дорого для татар, но иногда после выступлений и проповедей некоторых татарских имамов создается впечатление, что между 922 годом и нынешним временем ничего не было, а мусульманское наследие татарского народа — это булгарский правитель Алмуш и ничего больше.

Хотелось бы отметить следующее.

Во-первых, богатейшее мусульманское наследие Золотой Орды игнорируется. А ведь Золотая Орда большую часть своей истории (во многом благодаря ханам — потомкам Чингисхана Берке и Узбеку) была великой мусульманской державой, и ее наследие намного более многообразно и богаче, чем наследие Булгарии. И, думается, татарская духовная культура, терпимая и просвещенная, — это наследие Золотой Орды.

Во-вторых, не надо путать этническую и религиозную историю. Принятие ислама булгарами (основными предками чувашей) — это часть истории Татарстана и татарского религиозного достояния, но говорить о булгарах-мусульманах (в некоторой степени принявших участие в этногенезе татар) как об основных предках татар не приходится.

В-третьих, ислам помог татарам сохраниться как нации, быть единым народом, а вот неуместное и систематическое упоминание о «булгарских дедушках» играет на руку раскольникам, желающим расколоть наш народ на татар и булгар. И угроза этого раскола очень велика, ее недооценивают. Среди татар, в том числе молодежи, распространены примитивные представления о нашей истории. И такая пропаганда булгарской идентичности ложится на благодатную почву, взращивает булгаризм.

Татарам искусственно навязывали однобокие, ангажированные книги, пропагандирующие булгарскую теорию происхождения татар. Это произошло во многом из-за псевдоисториков, творивших по лекалам постановления ЦК ВКП (б) 1944 года, которое запрещало казанским татарам объективно изучать историю Золотой Орды и предписывало считать себя потомками булгар. Эта теория не выдерживает критики, уходит в прошлое, и не надо за нее цепляться. Будущее — за концепцией на стыке монголо-татарской и тюрко-татарской теорий происхождения татарского народа.

Итак, в целях сохранения единства татар, сохранения не только мусульманской, но и собственно татарской идентичности, муфтий, кто бы им ни стал, должен содействовать прекращению пропаганды булгаро-центризма, в том числе личным примером.