Национальное самосознание как модель сохранения народа суваро-булгаро-чуваш
Российское государство и социально-экономические вызовы современности: сборник научных статей. Том II. — Москва: Проспект, 2015. — 608 с.
ISBN 978-5-392-18830-7
В сборнике опубликованы статьи участников ежегодной Международной научно-практической конференции, которая проводилась 20—21 мая 2014 г. Институтом государственной службы и управления (ИГСУ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Второй том сборника посвящен вопросам истории и методологии исследования международных процессов, анализу тенденций и противоречий развития мировой экономики, исследованию роли религиозного и этнического фактора в формировании гражданской идентичности, рассмотрению культурной политики государства во взаимосвязи с социально-экономическим развитием России, проблемам личностно-профессионального развития.
Научное издание
РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ
Том II
Иванов В. Н. Национальное самосознание как модель сохранения народа суваро-булгаро-чуваш. // Российское государство и социально-экономические вызовы современности: сборник научных статей. Том II. — Москва: Проспект, 2015. — С. 330—333.
Значение национального ощущения у каждого человека формируется стихийно, непреднамеренно в процессе его социализации и является первоначальным чувством, выявляющим социальную природу человека и его связь с другой общностью. Национальное чувство, как основа национального самосознания обладает самобытным качеством, оно усиливает принадлежность человека именно к этой нации, а не другой. В далеком прошлом, это качество было бы связано с инстинктом самосохранения.
Национальное самосознание в современных национальных взаимоотношениях и этнокультурных связях народов России выступает как специфический элемент реальнос ти, которое отражает действительность происходящего в форме чувственных образов, опередив практические действия человека и придавая им целенаправленный характер.
Являясь одним из компонентов общественного сознания, национальное самосознание впитывает в себя элементы той идеологии, которая доминирует в обществе, в то же время испытывает определенное влияние традиций и обычаев. Национальное самосознание не ограждает себя от инонационального влияния. она проявляет заботу лишь о необходимости национального развития и предупреждает их игнорирование со стороны других наций и народностей нашей страны.
Рассматривая проблемы национального самосознания необходимо уточнить, какое влияние оказывают на него процессы глобализации. Соответственно, процессы глобализации определяют всеобщую интеграцию мира, вызывая процессы универсализации и стандартизации языка, культуры и истории народов. С другой стороны, как отмечает А. В. Рязанов: «процессы глобализации породили свой антипод — процессы локализации, понимаемой как возвращение к своим корням — истории, языку, этническим и региональным ценностям».1 Иными словами, глобализация отвечает также за рост национального самосознания, стремление народов к национальному самоопределению. Эта тенденция, в условиях нестабильного и быстро меняющегося мира, на наш взгляд, зачастую выступает как один из важных условий сохранения и развития идентичности народов. В связи с чем, на сегодняшний день, весьма актуальной и сложной в современной науке и политической практике является проблема национального самоопределения и национально-государственного устройства народов и стран. Этот вопрос особенно остро встает в многонациональных государствах, в том числе и России.
Право народов на самоопределение — это есть прочный принцип демократии и прав человека и безапелляционная или образцовая норма, применяемая к любому народу. На современном этапе, право на самоопределение определяется не как самоцель, а оно есть основание для экономического, социального и культурного развития народов. Именно в этом значении, национальное самоопределение выступает как один из важных элементов национальной идентичности народов.
Для реализации прав и интересов наций, народов, удовлетворения их духовных и культурных потребностей, сохранения и развития традиций и обычаев, специфиче-
1Рязанов, А. В. Коммуникативное пространство этноса и этнополитические процессы [Текст]/ А. В. Рязанов // Социально-гуманитарные знания. — 2007. М» 2. — С. 263-277.
---------------------------
ских черт образа жизни и быта, языка, этнической идентичности как на коллективном, так и на индивидуальном уровне действенной формой должна стать, на наш взгляд, территориальная или экстерриториальная национально-культурная автономия.
В силу исторического развития и вызванные миграционными процессами в советское время по программам: «поднятие целины», «комсомольская стройка», «БАМ» и т. д. большая численность народа суваро-булгаро-чуваш оказались вне территории своей республики. Поддержка суваро-булгаро-чуваш, проживающим за пределами Чувашской Республики, для сохранения и развития родного языка, культуры и национальных традиций, возможна на наш взгляд исключительно на уровне национально-культурной автономии.
Национально-культурная автономия означает право всех этнических обществ, компактно проживающих вне своих национально-государственных образований или не имеющих своей государственности, на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания на основании волеизъявления населения или по инициативе отдельных граждан национально-культурных центров, национальных обществ и землячеств, которые вправе:
- разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти и управления предложения о сохранении и развитии национальной культуры; проводить фестивали, выставки и другие аналогичные мероприятия; содействовать организации национального краеведения, охране национальных исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев;
- создавать национальные клубы, студии, коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки и курсы по изучению национального языка, общероссийские, республиканские и иные ассоциации. 1
Таким образом, национально-культурная автономия обеспечивает право на свободное развитие национальных культур, с одной стороны, без диктата и контроля со стороны каких-либо государственных органов через национально-культурные центры, а с другой — государство обеспечивает помощь в их работе, гарантирует покровительство в отношении сохранения самобытности наций, народов посредством мер защиты и стимулирования, предусмотренных государственными программами социально-экономического, национального и культурного развития.
Демократизация общества расширила возможности раскрепощения национального духа, что привело к подъему национального самосознания Осознание каждым индивидом и народом уникальности своего многовекового культурного наследия и необходимости реализации его потенциала, сохранение и оздоровление социокультурной и экологической среды обитания этноса и человека, свобода выбора своего самобытного пути в цивилизованном, культурном процессе, ориентация на культурное сотрудничество народов, воспитание граждан страны в духе уважения к другим культурам, в духе сотрудничества и созидания — эти и другие принципы должны быть учтены в политике национально-культурного развития.2
Национальное возрождение предполагает национальную консолидацию каждой нации, народа на основе общности культурно-исторического прошлого, национальных интересов и ценностей.3
1 Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 июля 1998 г. N 223 «О концепции государственной национальной политики и программе ее реализации в Чувашской республике на 1998-2005 гг.».
2 Постановление Верховного совета Чувашской Республики о положении о государственном флаге Чувашской Республики от 20.04.1992 г.
3Абдулатипов, Р. Г. Основы национальных и федеративных отношений [Текст] / Р. Г. Абдулатипов. — М.: Издательство РАГС, 2001. — 343 с.
---------------------------
Национально-культурная автономия создает правовые условия . защиты прав национальных меньшинств в процессе выбора путей и форм своего национально-культурного развития; представляет собой гарантируемую государством форму самоорганизации народа, национальных и этнических групп в целях сохранения их самобытности на основе свободного развития национальной культуры, языка и традиций. Право на национально-культурную автономию признается за всеми гражданами России, как не имеющих в стране национально-государственных образований, так и имеющих, но проживающих вне их территории. Национально-культурная автономия выдвигает на первый план культурную составляющую, позволяющую удовлетворить национально-культурные запросы наций и народов.
С 1994 года в республике Чувашия организуются Чувашский национальный конгресс (ЧНК), Чувашский общественно-культурный центр (ЧОКЦ), возникают чувашские национально-культурные объединения в других регионах и городах России.
В соответствии с Федеральным законом «О национально-культурной автономии», принятым в июне 1996 года, образованы региональные национально-культурные автономии чувашей в Центральном округе города Москвы, Республике Татарстан, Башкортостан, Ульяновской, Самарской, Саратовской, Астраханской и других областях, чувашей Приуралья, Сибири и т. д.
Создаются общественные организации национальностей, проживающих в Чувашской Республике: Всетатарский общественный центр Чувашской Республики, Татарский общественно-культурный центр, Мордовский культурный центр, Еврейский общественно-культурный центр, Республиканский Марийский общественно-культурный центр и т. п.
Формированию законодательной базы и организационно-методических основ государственной деятельности в области национальных отношений способствовало принятие законов Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике», «О культуре», республиканских программ по культуре, языку, образованию, здравоохранению, социальной и молодежной политике.
Важное значение приобрела проблема сохранения языка, культурных традиций чувашского народа, проживающего за пределами Чувашской Республики.
В последние годы в чувашской диаспоре наблюдается активная национально-культурная деятельность. Чувашская диаспора осознает себя органической частью единого этноса, проявляет стремление полноценно участвовать не только в культурной, но и общественно-политической жизни Чувашской Республики.
Этнополитическая ситуация в Чувашской Республике характеризуется как стабильная и располагающая достаточным резервом положительных тенденций. Вместе с тем современное состояние межнациональных отношений в Чувашской Республике требует новых концептуальных подходов и, прежде всего, осознания того, что полиэтничность общества — это поле развития и созидательной деятельности всех народов многонациональной Чувашии и что национальный вопрос не должен становиться предметом политической конъюнктуры и спекуляций в борьбе за власть.
Национальная политика должна носить стратегический характер, давать надежные перспективы для равноправного развития и сотрудничества народов Чувашской Республики. В этой связи чрезвычайно важное значение приобретает единство позиций всех органов государственной власти и органов местного самоуправления республики, различных политических и общественных движений.
Государственная национальная политика Чувашской Республики базируется на определенных основополагающих принципах, нормах и приоритетах, которые
---------------------------
обязательны для учета и исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления. Эти принципы основываются на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и Конституции Чувашской Республики, а также на мировом и российском опыте решения национального вопроса, вытекают из современных реалий Российской Федерации и особенностей исторического и современного развития Чувашской Республики.
Высшей целью национальной политики Чувашской Республики является обеспечение оптимальных условий и возможностей для полноправного участия проживающих на территории Чувашской Республики национальностей в политическом, социально-экономическом и национально-культурном развитии республики.
В заключении можно отметить:
- право народов на самоопределение — это есть прочный принцип демократии и прав человека и безапелляционная или образцовая норма, применяемая к любому народу. На современном этапе, право на самоопределение определяется не как самоцель, а оно есть основание для экономического, социального и культурного развития народов. Именно в этом значении, национальное самоопределение выступает как один из важных элементов национальной идентичности народов;
- реализация прав народов на национальное самоопределение не обязательно выражает отделение, образование независимого государства, имеются разные виды его осуществления. Некоторые народы эти права могут осуществить в рамках того же государства, другие — через отделение этого государства и образование независимый государственности или воссоединение с граничащим государством, возможно и другое — установление любого другого политического статуса, свободно выбранного народом;
- национально-культурная автономия обеспечивает право на свободное развитие национальных культур, с одной стороны, без диктата и контроля со стороны каких-либо государственных органов через национально-культурные центры, а с другой — государство обеспечивает помощь в их работе, гарантирует покровительство в отношении сохранения самобытности наций, народов посредством мер защиты и стимулирования, предусмотренных государственными программами социально-экономического, национального и культурного развития. На сегодняшнем этапе развития гражданского общества в России, необходимо частично сохранить государственную поддержку в атмосфере национальной политики. Это будет содействовать внедрению в общественное сознание ценностей гражданского общества на территории всей страны. При том, когда российские народы не готовы к гражданской инициативе, то государственная поддержка для них будет гарантом сохранения и развития их истории, культуры, языка и национальной идентичности.
Список использованной литературы
- Постановление Верховного совета Чувашской Республики о положении о государственном флаге Чувашской Республики от 20.04.1992 г.
- Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 июля 1998 г. № 223 «О концепции государственной национальной политики и программе ее реализации в Чувашской республике на 1998—2005 гг.».
- Абдулатипов Р. Г. Основы национальных и федеративных отношений. — М.: РАГС, 2001. — 343с.
- Рязанов А. В. Коммуникативное пространство этноса и этнополитические процессы // Социально-гуманитарные знания, — 2007. — № 2. — С. 263—277.
- 3775 просмотров