Паломничество сувар — 2013
По Серебряному кольцу Волжской Булгарии
27—28 июня 2013 года группа чебоксарского общественного объединения — научно-исследовательского фонда «Сувар» совершила паломничество на родину предков. Поездку по историческим местам нашего народа организовал руководитель фонда «Сувар» Владимир Алмантай.
Группа состояла из 15 человек. Это представители национальной интеллигенции и молодёжи. Перед отъездом паломники собрались у памятника Матери-покровительнице на берегу чебоксарского залива и попросили благословения предков.
Выезд
Первым объектом нашего путешествия стал Болгар — первоначальная столица средневековой Волжско-Камской Болгарии. Чтобы избежать стояния в пробках у Казани, где идет подготовка к Универсиаде, поехали через Ульяновск, хотя это — немалый крюк. Правда, в Чувашской Республике и в Ульяновской области на шоссе идут ремонтные работы, расширение трассы. Кое-где все-таки пришлось ждать пропуска встречного транспорта. Проехали по новому удобному мосту через широкую Волгу в Ульяновске.
Далее — налево, по Заволжью, в Татарию. Асфальтовое шоссе в приличном состоянии.
Болгар
Из Чебоксар до Болгара доехали за пять часов. Пообедали в нормальной чистой столовой с удобствами. Заехали в администрацию Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (БГИАМЗ). Т. Алмантай взял разрешение у директора на установку памятного камня у городища Сувар. Его территория является филиалом БГИАМЗ.
Начало экскурсии
Далее проводим экскурсию для участников группы, ранее не бывавших здесь. На территории городища идут археологические раскопки. Мы идем на высокий волжский берег, где установлен памятный каменный знак в виде невысокой вертикальной плиты работы нашего скульптора, кандидата искусствоведения Дмитрия Мадурова. Здесь поминаем предков и оставляем монеты.
Рядом в последние годы построен небольшой, но величественный дворец с золотым куполом. На туристской схеме он скромно назван «Памятным знаком в честь добровольного принятия ислама Волжской Булгарией в 922 году в качестве государственной религии. Сюда помещен самый большой в мире печатный Коран».
О деятельности фонда «Возрождение»
Новостройки и реконструкция в БГИАМЗ связаны с деятельностью Фонда «Возрождение». Как сообщалось в СМИ, им руководит экс-президент Татарстана Минтимер Шаймиев. У центрального входа в музей-заповедник установлено большое панно с увеличенной фотографией трех Президентов. В центре — Президент России. По бокам — прежний и нынешний Президенты Республики Татарстан.
Продолжение экскурсии
Заходим через калитку в центральную часть музея-заповедника. Внутри частично реконструированных стен четырехугольного сооружения в центре стоит каменная стела. На схеме это место названо Соборной мечетью. Рядом заново отстроен Большой минарет, разрушенный в прошлом. Рядом — Северный мавзолей с куполом. Внутри — каменные намогильные плиты с арабским текстом и орнаментом. Осматриваем также развалины одной из общественных бань, Малый минарет, Чёрную палату, музейную экспозицию в здании бывшей церкви 18-го века. В ней в этнографическом разделе в стеклянной витрине висит и старинное суваро-булгарское женское платье кӗпе из красной пестряди в клетку с нагрудными узорами.
У берегового склона построен крытый каркас нового просторного здания. Внутри — сооружения нулевого цикла с раскопанными и реконструированными хранилищами для продуктов питания и жидкостей. Представлены фрагменты средневековой и реконструированной кирпичной кладки из плоских квадратных кирпичей.
У центрального входа — магазин сувениров и литературы. Заходим. Кто-то покупает книги. Напечатанная большим тиражом на качественной мелованной бумаге цветная Туристская схема, как указано на ней, распространяется бесплатно.
Помнится, прежде, рядом, на окраине русского села Болгары, расположенном тут же на городище, была небольшая туристическая база. Бывшая одноэтажная деревянная школа. По словам смотрительницы заповедника, её снесли года три назад. Вместо неё построили Палаточный туристический лагерь, он виднеется в отдалении. Ещё дальше — Белая мечеть и другие новые объекты. У входа в заповедник построены массивные высокие деревянные ворота с башнями.
Дорога на Сувар
Выезжаем на шоссе в сторону городища Сувар. Едем по шоссе дальше. Никаких указателей с надписью Сувар не видно. Если вы прежде не бывали там, то найти искомый объект вам будет трудно. Мне эти места знакомы по прежним поездкам. Поэтому я показываю дорогу нашему водителю Александру.
Сувар
Вот и нужное село.
Подъезжаем к музею Сувар. Уже конец дня. Созваниваемся с заведующей музеем Нинелью Садриевой. На сельской улице у крестьянской усадьбы напротив стоит трактор. Кажется, это петербургский «Кировец» К-700». Кто-то замечает на нем интересную надпись. Читаю: «СХПК Хузангаевский». Не очень далеко расположена деревня Сиктерме-Хузангаево, где родился народный поэт Чувашии Пётр Хузангай.
В музее Сувар
Подходит завмузеем. Открывает двери кирпичного здания, бывшей купеческой лавки. Внутри чисто. Много научной литературы, журналов и газет, в том числе — рекламное панно республиканской чувашской газеты «Сувар». На большом фото-планшете — народный артист Чувашии Вячеслав Христофоров с гармонью и солистка группы «Янра, юрӑ!» (Звени, песня) Марта Зайцева. Стеклянные витрины с археологическими экспонатами, найденными на городище и в посаде. Приличные столы.
— Это подарок казанских спонсоров, — говорит Нинель Масгутовна. — Вот ещё бы побольше стульев, чтобы я могла здесь проводить научные конференции. В следующий раз привозите.
Для нашей глубинки любые экскурсанты — желанные гости. Я всех встречаю с радостью. До нас добираются в основном энтузиасты. Некоторые на попутках. Некоторые сначала блуждают. Каждому надо присваивать звание «Герой Сувара», — шутит заведующая. — Кто учредит такую медаль?
Алмантай: «Нинель Масгутовна основала этот музей. Она из рода татарского учёного, историка Марджани.
Садриева: «Да, мне гены помогают. Я здесь родилась. Стала историком. Музею нужна помощь, стулья. И меня надо беречь. У нас есть свой сайт. Создаем историко-культурный центр.
Далее следует рассказ об истории княжества Сувар и его одноименной столицы. В 19-м веке поисками городища заинтересовался историк Марджани. Он со своим учеником установил местонахождение знаменитого города. Н. Садриева хорошая рассказчица. У неё большой педагогический опыт. Она выпускница Казанского пединститута. Мать — русская, была педагогом.
— Помнится, городище раньше распахивалось и засевалось…
— Я добилась запрета. Ходила по кабинетам руководителей, убеждала, доказывала. Дошла до министра культуры Татарстана… А содержать музей. Сколько всего надо, нужны средства. А у меня ставку научного сотрудника забрали в головной музей. Приходится иногда необходимое покупать на свою зарплату. Мы находимся в низине. Зимой крепкие морозы. Мне коллеги иногда говорят: «Зато ты в экологически чистой зоне. В тишине и покое».
Поблагодарив Нинель Масгутовну за увлекательную экскурсию Владимир Алмантай подарил музею свою книгу "Культура суваро-булгар. Философия символов монет и украшений", а также недавно изданную книгу Ювенальевых "Культура суваро-булгар. Этническая религия и мифологические представления". Автор кратко ознакомили посетителей музея с содержанием книг.
На городище
Мы собираемся на городище устанавливать памятный камень. Выходим. Заведующая запирает музей. Фотографируемся на память. Поднимается ветер. Он несёт клубы пыли. С востока идут большие грозовые тучи. Собирается гроза. Садриева сомневается: «Стоит ли сейчас ехать? А если гроза настигнет в поле? Может отложить на завтра?» Но Алмантай настаивает: «После грозы уже не сможем (по мокрому чернозёму) отвезти тяжелый камень. Надо ехать сейчас».
Рискованно, конечно, но раз приехали… Ведь завтра надо ехать дальше…
Съезжаем с асфальтового шоссе и выезжаем на грунтовой просёлок. Едем по городищу. На окраине тарахтит сенокосилка.
Сворачиваем в сторону двух наших деревянных стел «Юпа», вырезанных скульптором Фёдором Мадуровым и установленных за пределами городища за главным оборонительным рвом в середине 1990-х годов. Кругом растет густая зелёная трава. Чуть поодаль — белые березы. Ров по-прежнему глубок. Тысяча лет прошло, а он сохранился до сих пор! Умели строить укрепления и защищаться наши предки. Но в 1236 году пришла самая сильная в мире в то время огромная монгольская армия хана Батыя со стенобитными орудиями…
Памятный знак
… Наши крепкие парни перетаскивают 150-килограммовый светлый гранитный камень через ров. Они снимают дёрн, укладывают привезённую щебёнку, металлическую раму в фундамент, готовят бетонный раствор, заливают его и сажают на него валун. Общий вес памятника с постаментом составил более 300 кг.
На камне вырезано: «Сувар. Ту ырӑ» (Делай добро). Рядом рунический знак, означающий знак судьбы и согласия. На другой стороне знак, обозначающий соединение земли и неба. Сархан пишет палочкой на сыром растворе год установки камня — 2013.
Торжественный момент. Алмантай благодарит активистов фонда «Сувар» Валем хуҫа, Абукара и Сархана за активную помощь. Валем хуҫа специально привёз валун с Южного Урала из Оренбургской области.
— Пире кунта Турӑ янӑ! (Сюда нас послал Бог!)
В это время тучи рассеялись. Солнце вышло из-за туч и осветило действие.
— Я прочитал в книге «Чуваши: история и культура», что наш народ ставил памятники только из дерева. Но у нас в деревне Тенеево (в Янтиковском районе Чувашии) ставили каменные, — говорит Аслан. — Вот и этот наш памятник должен сохраниться на века.
— Наша современная молодежь не знает своих исторических корней. Это заметно и по внешнему виду, манере поведения. А родители не прививают гордости за своих предков, к своей истории — продолжает художник Арӑслан. Дети стесняются родного языка родителей, бабушек и дедушек. Здесь мы совершили достойное дело. Оно пробуждает в душе национальную гордость, укрепляет достоинство.
Пусть деяния предков, которые мы сейчас увековечиваем здесь, придадут нам новые силы.
К подножию камня кладут хлеб, как символ почитания предков. Мы оставляем жертвенные монеты.
Через ров перебирается завмузеем с помощником. Алмантай переводит ей текст и знаки на камне. Нинель Масгутовна одобрительно кивает.
— Камень напоминает по форме сердце, — замечает она. — Пусть он будет сердцем Сувара.
Церемония заканчивается. По обеим сторонам рва в густой траве видны красные ягоды земляники.
— Она здесь крупная, степная, — говорит Садриева. — Местные жители называют ее крупяникой.
Возвращаемся в село. По пути новички собирают на месте посада обломки керамики на память.
28 июня 2013 года
Дорога на Билярск
Подъем в 6 часов. Краткие сборы. Выезжаем в Билярск. Шоссе в хорошем состоянии. Но дорожных указателей недостаточно. Да и маршрут не прямой. Но общее направление знакомо.
Билярск
Русское село Билярск основано в 18-м веке. Рядом с ним расположено городище Биляр. До 1236 года здесь находилась столица Волжско-Камской Болгарии. В русских летописях Биляр (Пиляр) назывался Великим городом.
Билярск до 1960-х годов являлся райцентром Билярского района Татарской АССР. Но потом райцентр перевели в поселок Алексеевское на левом берегу Камы. И район теперь Алексеевский. Вот так, уничтоженная монголами столица погибшего средневекового государства, оказалась в нынешней глубинке. Вот так проходит земная слава, — говорили древние римляне.
… Завтракаем в чистой и уютной столовой. Персонал — русские женщины — приветлив.
В урочище Валем-хузя
По плану едем в священное урочище Валем-хуҫа, как называли его местные потомки суваро-булгар. Русские зовут его «Святой ключ». Это достопримечательность Нижнего Закамья. В густом лиственном лесу на правом берегу Малого Черемшана издревле бьет мощный источник. Выше него, на крутом склоне лесного холма расположено киреметище. Прежде здесь стояло опаленное огнем дерево, в которое попала молния. То есть, по верованиям наших предков — дерево, отмеченное Богом (Турӑ). Сейчас от дерева остался только корень. Рядом в 1994 году была установлена памятная деревянная стелла «Юпа», вырезанная скульптором Фёдором Мадуровым. Столб по обычаям восточных народов обвязан дарами паломников.
Мы поминаем здесь предков. Оставляем им дар — монеты. Поднимаемся выше. Здесь в лесу — часть оборонительных рвов Биляра у стоявших в прошлом дозорных башен. По легенде тут погибли от рук монгольских завоевателей девушки-булгарки, несшие сторожевую службу. Сейчас через рвы перекинут железный мостик. Снизу вверх ведет металлическая лестница с перилами. Её в 1997 году построило Акционерное общество «Татнефть». Его подразделения благоустроили всю территорию. Наверху на лесной опушке обустроена площадка отдыха со скамейками и памятным знаком строителям. Ветви деревьев обвязаны дарами паломников.
Встречи с сородичами
По договоренности на встречу с нами приезжает местный краевед, начальник участка ООО «Алексеевскдорстрой» Александр Гайнуллин. Он из соседней суваро-булгарской деревни Шама, где прежде десять лет проработал председателем колхоза. Александр Петрович интересно рассказывает о местных достопримечательностях, близлежащих селениях потомков суваро-булгар и обычаях.
Затем из Аксубаевского района до нас на своей машине добирается экс-председатель Чувашского национально-культурного объединения района Роза Чентаева. Она в красивом белом платье с национальным орнаментом. Роза Николаевна вместе с нами поминает предков. Встречаю родственника из Шамы, передаю салам другим.
Наши активисты идут обливаться водой из источника. У ключа набирают воду также паломники-татары и русские. Тут приезжие из Казани, Набережных Челнов, Чистополя, Нурлата, даже гости из Украины. В беседках совершаются трапезы.
А. Гайнуллин приглашает нас в красивый просторный восточный павильон. Нас угощают чаем с конфетами и тортом. Официантки — местные девушки из деревни Шама. Алмантай вручает краеведу знак почёта фонда «Сувар» и фонда историко-культурологических исследований имени К. В. Иванова. Говорит о наших предках — суварах и булгарах. Фотографируемся на память.
Р. Чентаева приглашает нас осмотреть другое священное место в своем районе. Едем.
Это ещё около сотни километров.
Родные места
Вот и мои родные места — Чистопольский и Аксубаевский районы. Речки Кӗҫен Сарамсан (Малый Черемшан) и Саврӑш. Проезжаем мимо моих родных деревень. Жаль, мимо. У кладбища деревни Кивӗ Саврӑш (Старые Савруши) осматриваем каменные плиты с арабскими письменами. Роза Николаевна показывает на дома в лесу. Это деревня Акташ. Мелькают знакомые названия на дорожных столбах. Опять знакомое название — Чебоксарское участковое лесничество. В соседнем Новошешминском районе расположены деревни Чувашская и Русская Чебоксарка.
Проезжаем райцентр Аксубаево, речка Малая Сульча. Сворачиваем мимо леса на щебёночную дорогу. Проселок. Лес. После дождя микроавтобус может застрять в черноземе. Идём пешком. Но фиолетовая «девятка» Чентаевой проезжает. Её уже стали называть амазонкой. Вот и новая достопримечательность.
Меречень
По преданиям, говорит наша проводница, на опушке леса до монгольского нашествия стоял город Меречень. И сейчас в нескольких километрах расположена одноименная деревня.
На поляне у благоустроенного комплекса установлены щиты с текстами на татарском и русском языках: «Изге чишмэ» — «Святой родник». Обустроен по приказу 1996 года АО «Татнефть» в 1997 году. Ключ расположен внизу в овражке.
— Наш народ называет ключ — «Кӑмака ҫӑлӗ» (Печь-родник), — говорит Р. Чентаева. Почему так прозвали — неизвестно. Чуть поодаль — киреметище. Здесь проводили Аслӑ кӗлӗ (Большое моление).
Напротив благоустроенного комплекса родника — огороженная площадка. Похоже на парковку. На ней установлен большой валун со словами на нашем родном и татарском языках: «Туррӑмӑра тав» и «Аллага рэхмэт» (Спасибо Богу). Рядом и на обороте — рунические знаки.
— Комплекс обустроен по просьбе местного населения. (В основном — в округе живут потомки суваро-булгар.) — рассказывает Р. Чентаева. По нашей просьбе гендиректор чебоксарского ЗАО «ТУС» (и председатель чувашского землячества уроженцев Татарстана «Булгар») Николай Угаслов привёз и поставил здесь памятный знак — валун. Его вес полторы тонны. Я предложила текст «Несӗлсене асӑнса» (Памяти предков). Но Трофимов настоял на тексте, который вы видите. (А. А. Трофимов — доктор искусствоведения, уроженец Аксубаевского района, экс-председатель землячества).
Чентаева ведет нас дальше к киремети на опушке леса. Здесь также установлен крупный валун на бетонной плите, но без надписи. Его тоже привез Н. Угаслов. Поблизости стоит наполовину сгоревшее сверху старое дерево, обвязанное тканями и лентами. Откуда-то появляется большой пес. Он по-хозяйски лает. Но Роза Николаевна пресекает лай. Пес исчезает. Наша амазонка проводит обряд кормления и поминовения предков.
Возвращаемся к комплексу. Внутри домик для приготовления пищи, обихоженные дорожки, покрытые плиткой, большой вертикальный памятный гранитный камень с фамилиями руководителей строительства. Памятная композиция со стилизованным средневековым воинским шлемом и надписью на татарском «Памяти шахидов. 1236 г».
К роднику вниз ведут ступеньки с перилами. Спускаемся для омовения рук.
Возвращаемся в Аксубаево. Легкий поздний обед в столовой гостиницы «Сувар» перед отъездом. Прощаемся с хозяевами.
Возвращаемся мимо Чистополя, через Алексеевское. Мост через Каму. У Казани попадаем в часовую пробку перед светофором на объездной дороге. Впереди ремонт шоссе. В Чувашии завозим несколько человек в деревню. Обратный путь занял шесть часов. За два дня мы проехали 1100 километров.
- 2810 просмотров