Профессор Геннадий Тафаев: Ураган 17 июля в Чувашии — возмездие киремети Топпая

Ураган «Киреметь» 17 июля 2012 года обрушился на 20 деревень Марпосадского района Чувашии. В мае 2009 г. жители д. Б. Аккозино сожгли Киреметь.

Помню, что около нашей деревни Кошки росли старые дуплистые вязы, на окраине удельного леса, — кучкой, в одном месте, а также разбросанные по лесу в одиночку. Меня водили молиться, поклоняться к вязам, стоявшим группою на опушке леса, как к священным деревьям. Около них приносились жертвы злым, добрым духам, якобы жившим в дуплах старых деревьев, для чего клались серебряные, медные деньги. Они лежали, скопившись за много лет, целой грудой, которую никто долго не трогал. Но когда мне было лет 10-12, кто-то украл эти деньги. С тех пор новых денежных жертв у корней старых вязов более не клали. При мне же приносившие жертвы, обратившись лицом к вязам, молились злому духу, чтобы тот им не вредил.

Яковлев И. Я. Моя Жизнь: Воспоминания. Глава I. Детские годы. Детство в семье приемных родителей. — М.: Республика, 1997. — С. 63—64.

КИРЕМЕТ, КЕРЕМЕТ — в традиционных верованиях чувашей дух Добра и Зла высшего разряда, посредник между богами верховного мира и хтоническими духами нижнего мира; священная местность (гора или возвышенное место, родник и дерево, чаще всего старый дуб), символизирующая Первосушу-Первогору с Древом и Водой потопа, и место общественного жертвоприношения (киреметище)...

Чувашская энциклопедия : В 4 т. Т. 2. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2008. — С. 251—252.

 

Зайцев Юрий Антонович. Эскиз картины «Богиня плодородия Киреметь». 1971 г. Из фонда Чувашского Государственного Художественного Музея
Зайцев Юрий Антонович. Эскиз картины «Богиня плодородия Киреметь». 1971 г. Из фонда Чувашского Государственного Художественного Музея

Доктор исторических наук, профессор Геннадий Ильич Тафаев, уроженец д. Большое Аккозино Мариинско-Посадского района:

Наиболее интересным представителем жреца (йомзи) был Топай из д. Туппай Семел (ныне Мариинского Посада Чувашской Республики). До 60-90-х гг. XIX века в Чувашском крае пользовалась большим авторитетом жреческая каста (йюмзи и др.). Например. М.Ф.Федоров в 1876г. писал о Топае (который жил в середине XVI века). «Деревня Аккозино носила еще другое название Топай Исмель, в этой деревне в старину жил закоренелый йомзя Топай, который вмещал в себе, как говорят, достоинства пророка. У Топая в саду было жертвенное святое место, куда желающие принести Богу жертву могли приводить по четвергам и пятницам однолетних баранов, так как молитву при приношении жертвы должен произнести йомзя Топай, за что он получал непременно половину приносимого в жертву барана, иначе жертва не могла быть принятой Богом. Если кто жалел эту половину отдать ему, Топай не допускал того до жертвоприношения». К сожалению, один краевед написал, что в Б. Аккозино Киремети не было, а она была в с.Исмели (такая позиция краеведа, искажает историю). На сегодня киреметь в д. Б. Аккозино действует, дуб засох, но верующие продолжают ходить к дереву совершать жертвоприношения (чук). В народе этот киреметь называют «Киреметь Топая». Мероприятия, проводимые во время чук, для всех являются печалью (белый цвет носили жрецы). Для чувашского населения белый — цвет чистоты, а для жрецов — цвет печали. Закрепление красного, желтого, оранжевого цветов у проточуваш на Востоке (до I в. н.э.). Белый цвет закрепился вначале среди йюмзи (жрецов) на Северном Кавказе. В «Истории агван» о языческих жрецах (чук) говорится так: «Отделяя все примеси нечистою отеческую религию, он препятствовал Поклонению другим богам, а поклонялся живому Богу, творцу неба и земли, Сыну единородному, и Духу единосильному. Отделяя все примеси зла от души своей, как новорожденное дитя, жаждал он несмешанного молока, в разных местах он строил церкви и увеличивал почет священников Божьих. Епископ приказал срубить старейшину и, так сказать, мать высоких деревьев, которым приносили жертвы во имя суетных идолов и которым многие поклонялись в стране Гуннов. Князь и дворяне почитали его спасителем богов, жизнеподателем и дарователем всех благ. Этим высоким густолиственным дубам поклонялись, как скверному идолу Аспандиату, принося ему в жертву лошадей; кровь их поливали вокруг деревьев, а голову и кожу вешали на сучья деревьев. Когда жрецы-чародеи, колдуны и знахари услышали, что он приказал срубить громадное исполинское дерево, которое всех соблазнило и сокрушило, то они подняли вопль, рвали вороты и громко восклицали к князю Гуннов и к вельможам страны. Они говорили: «Как вы, зная, можете и смеете делать то, что противно нам, я враг Богов наших вместе с вами срубает то дерево. Почему вы слушаете его и внемлете ему: разрушаете, разоряет, грабите капища кумиров наших, которых поставили отцы ваши, и вся страна наша поклонялась до сих пор, и получила благие дары от идолов, капищ и от полоняемых деревьев. Изобилие народа страны вашей делало вас сильными и победоносными в войнах с врагами нашими. За кого же вы теперь почитаете его, что слушаетесь словам его, и даете ему право истреблять, разрушать капища Богов наших? Когда вы поклоняетесь деревьям, во имя исполинского имени храброго Спандиата и приносили им жертвы, не получали вы разве всего, чего просили? Вы получали блага: он исцелял больных, возвышал неимущих и нищих; мы силою их наводили вам во время знойной засухи и сильных жаров дожди, которые прохлаждали жар знойный, освежали растения и зелень, и созревали плоды в наслаждение и пищу вам. Также мы успокаивали вас на счет сильных дождей, небесных сверкающих явлений, облаков и грома. Теперь же хотя вы и другим его заблуждающимся словам, и поклоняетесь Богу, о котором он проповедует, однако, оставить и отвергать настоящих богов ваших, которым поклоняетесь вы и отцы ваши, не следует и не должно вам бросать их, отрекаться от них и предавать их в руки его, чтобы он раздробил их под ногами. Но вы им тоже поклоняйтесь, чтобы они в гневе не нанесли стране нашей великих и жестоких ударов. Кто дерзнет приблизиться и дотронуться до тех мест, где построены и утверждены капища исполинского Спандиата или к прекрасному древу, хранителю и защитнику страны нашей? Ибо те, которые по незнанию брали от того дерева или падшие ветви, или сучья для своих нужд, то оно наказывало их страшными муками, бешенством, даже смертью, и истребляло дом и род их. Ему ли теперь дотронуться и срезать его; или разрушать капища наших богов? Мы знаем, если он будет упорствовать и приблизиться к нам, то они накажут его страшными недугами, даже лишат жизни». Тогда князь гуннский отвечал колдунам, чародеям, жрецам и служителям капищ и деревьев и говорил им: «Мы склонялись и поверили этому мужу, поклонялись перед богом, о котором он вещал нам, и не препятствуем ему разрушать и разорять капища». Если вы освященными деревьями можете подвергнуть тяжким недугам или нанести ему даже смерть, то мы поверим вам и снова построим и поклонимся капищам, кумирам, будем поклоняться деревьям и приносить им жертвы и требы, как до сих пор. Но если вы не можете наказать их или устрашить его и он разрушит капища кумиров, срубит деревья и сожжет их; не постигнут его болезни, ни смерть, то мы склонимся и будем верить ему, что он послан нам от Бога, и будем поклоняться единому Богу, который сотворил небо и землю, солнце, луну и звезды; а вас, связав вам руки и ноги, предадим в руки его, чтобы он сжег вас, у тех капищ и деревьев...

Г. И. Тафаев: Киреметь йюмзи Топпая моего предка (фотоавтор Г. Тафаев). Фото 2008 год.

Геннадий Тафаев:

В мае 2009 г. действующую Киреметь (высохший дуб у ручья) по приказу властей сожгли, а на обугленной земле искали монеты, которые с XVI века бросали к Киреметю Топая.

 

Остатки Киремети Топая. Фотоавтор Геннадий Тафаев, 2012 год.

17 июля 2012 года по территории Чувашии прошли грозы с градом и порывистым ветром.

Фото Геннадия Тафаева, село Октябрьское.

Доктор исторических наук, профессор Г. И. Тафаев:

Старожилы деревни считают,что из -за убийства Киремети произошел ураган 17 июля 2012 года. По чувашским поверьям сжигать-убивать Киреметь нельзя. Убийство Киреметя приведет к большим бедствиям для народа данной местности...

Ураган 17 июля 2012 года назван профессором истории Геннадием Тафаевым ураганом «Киреметь». Пострадали около 20 деревень, более 30 домов только в селе Октябрьское-Исмели.

Источник: блог makalval

 

Комментарии

Если это, ныне сожжённое дерево действительно было высохшим дубом, то возникает вопрос — действительно ли это место киремети? Может это место учÿка (место полевого моления)? С какой стороны от деревни это место расположено?