Путешествие к истокам: Чебоксары — Алтай

Каждое лето с начала 1990-х годов активисты Союза чувашской молодежи «Сувар» и национальной интеллигенции путешествуют по историческим местам нашего народа.

В начале автобусные маршруты паломников пролегали на городища Болгар, Биляр, Сувар — столицы средневековой Волжско-Камской Болгарии и княжества Сувар (IX—XIII века). Они расположены на территории нынешней республики Татарстан. Так фактически сложился туристический маршрут «Золотое кольцо Волжско-Камской Болгарии». Затем в это кольцо вошли чувашские селения Татарии, Самарской области и Ульяновск. Позднее в маршрут добавили село Слакпуҫ (Слакбаш) и селище Силпи в Белебеевском районе Башкирии — родину наших поэтов-классиков Константина Иванова (1890—1915) и Якова Ухсая (1911—1986).

В 2011 году около ста паломников на двух автобусах посетили в Дагестане места, где во II—VIII-x веках также жили наши предки сувары и сущестовало Суварское царство.

В июне нынешнего года путешественники отправились на Алтай. Там до переселения на Прикаспийские земли, в Причерноморье и Приазовье, некоторое время жили наши тюркоязычные предки. (См. Каховский В. Ф. Происхождение чувашского народа. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2003.)

В казанской газете «Сувар», выходящей на чувашском языке, опубликованы первые репортажи одного из участников поездки на Алтай, журналиста и писателя, уроженца Яльчикского района Чувашии Евгения Турхана. Материал передан по пути движения группы. Предлагаем читателям «Республики» его перевод.

Тимӗр АКТАШ.

Из Чебоксар — к горам Алтая

Рано утром 25 июня 2012 года путешествие стартовало из Чебоксар. В этом году его маршрут значительно длинней: Чебоксары — Казань — Лениногорск — Уфа — Омск — Бийск — Горный Алтай. В группе — 48 человек. Это работники культуры, студенты и школьники, люди разных профессий, пенсионеры. Есть и чуваши из других регионов. В «Сентиментальном путешествии души» («Чунҫурев») немало тех, кто участвует в нем каждый год.

Путешественники посетили село Чуваш-Карамалы (Хурамал) Аургазинского района Башкирии. Гостей встречали хлебом-солью, чувашским пивом, песнями местного творческого коллектива.

— Село основано в 1739 году. Тогда сюда переселились 13 семей из Симбирской и Самарской губерний. Самым первым прибыл чуваш Алтакин со своими сыновьями. Сейчас в селе 300 дворов, живет 900 человек. Все — чуваши, — поясняет глава местного самоуправления Николай Серафимович Ефремов. В селе есть церковь, новая школа, Дом культуры. Радуют глаз красотой асфальтированные улицы.

Большая заслуга в расцвете села — его уроженца, академика, доктора технических наук, экс-генерального директора Промышленного объединения «Оренбурггазпром», дважды лауреата Государственной премии Чувашской Республики Василия Васильевича Николаева (1939—2007). Он был отличным организатором производства, внесшим большой вклад в развитие газового комплекса страны, талантливым ученым. В.В. Николаев стремился как можно больше узнать об истории и культуре чувашского народа, всемерно помогал родному народу как меценат.

Путешественники посетили могилу ученого и возложили на неё цветы. Именем знатного земляка названы сельская средняя школа и одна из улиц села. В школе сейчас учатся 154 ученика. В здешнем музее одна комната посвящена В. В. Николаеву. Сельская церковь также построена по проекту и стараниями В. В. Николаева. Путешественники посетили церковь, поставили там свечи.

Неожиданная поломка

26 июня весь день ехали на восток не останавливаясь, мимо Уфы и Кургана. Сибирь встретила ненастьем, шел дождь. Следующий день выдался ясным, но... Не доезжая 30 километров до Омска, автобус сломался. Весь день пытались найти запчасти, но неудачно. Неподалеку в лесочке раскинули палатки, развели костер и стали варить суп. Многие пошли купаться на Иртыш. Кто-то даже успел съездить на экскурсию в Омск. А вечером на привале до полуночи водили хоровод, танцевали, пели. Лишь на следующий день после полудня удалось тронуться дальше.

Встреча с сородичем

Неподалеку от нашего бивака расположено село Красный Яр, напоминающее чувашское. И такие названия в наших краях нередки. Поэтому мы назвали этот сибирский поселок Хёрлё Сыр. Когда искали удобное место для купания, спросили у местных жителей, не живут ли тут чуваши? Оказывается, среди восьми тысяч жителей действительно есть наш сородич. Попросили сказать ему о нашей стоянке. И на следующий день к нашим палаткам пришла супружеская пара. Анатолий Николаев родом из деревни Косяковка Стерлитамакского района Башкирии, 1942 года рождения. Во время службы в армии Анатолий переписывался с девушкой, портрет которой увидел в газете. После демобилизации солдат к ней приехал, женился и тут остался. Жена Екатерина из поволжских немцев, приехала сюда по комсомольской путевке на строительство комбината.

Земляки на Алтае

Другие встречи состоялись через два дня на Алтае на алтайском национальном празднике «Эль-Ойын». На большой площадке среди гор, где собрались десятки тысяч человек, мы разговаривали между собой на родном языке. Вдруг к нам подошла пара. Сергей Илларионов более 20 лет живет в Горно-Алтайске. Родом из деревни Пысӑк Енккасси (Большое Яниково) Урмарского района. Позже, услышав чувашскую речь, к нам подошел молодой парень Андриян Егоров из Чебоксар. Учился в Казани, работал в Москве. В поисках корней родного народа отправился в путешествие. Юрий Скворцов тоже живет в Горно-Алтайске, предприниматель. Родом из деревни Ершипоси Вурнарского района ЧР.

Яков Мульдияров — председатель Томского чувашского общества, родом из деревни Багряж Альметьевского района Татарии.Он приехал специально, встретиться с нами.

(Продолжение следует.)

Республика. — 2012. — 18 июля. — № 32 (936).