Великий князь Алп-Илитвер

К эпической биографии правителя кавказских гуннов (гуннуг-ундуров)

Алп-Илитвер (худ. А.-З. Мусаев) Этот исторический персонаж впервые фигурирует в "Истории агван" Моисея Каганкатваци под 626 г. В этом году Джебу-хаган (Орхан) предпринял поход в Армению. С ним вместе принял участие в этом походе "кровожадный орленок", которого в честь его княжеской принадлежности величали шадом (с. 110, 119). Собственным именем его было Булу, к которому прибавлялся и титул "шад" (принц, т.е. сын кагана). Его имя фигурирует рядом с византийским императором Ираклием в его войнах с персами. Титул "шад" Булу/Булан, по всей вероятности, носил до самой смерти своего отца в 631 г. и переподчинения гуннов хазарским ханам из рода Ашина. С этого времени гунны становятся федератами хазар, а их правитель-царь носит титул "элтебер". По мнению американского тюрколога Д. Б. Голдена, титул этот давался вассальным князьям гуннов у хазар (Donuk A.A. g.e. S. 21), его аналогом у китайцев являлся "ше-ли-фа" или "хсие-ли-фа" (там же). Наиболее убедительную этимологию термина дал И. Гамильтон, согласно которой титул этот состоит из двух слов - эл+тебер в значении "правитель, глава, вождь народа". Это мнение поддержал и венгерский, лингвоисторик А. Бомбачи (Бомбачи А. С. 218; Donuk A. S. 22).

Первым элтебером хазарским и "первенствующим князем" (царем) Кавказской Гуннии, вошедшей в состав империи хазар в VII в., был Алп Булу или Булу Шад, сын Орхана. Ввиду того, что у гуннов не принято было царей называть по имени, а только по титулу, он и упоминается не под собственным именем, а по титулу "Алп-Илитвер".

Также известно, что в 631 г. албанский католикос (он же глава государства) Виро, чтобы спасти Албанию от гуннского нашествия, вынужден был умилостивить Шада, утверждавшего, что Албания является гуннским владением, ибо его отец (Джебу хакан. - К.А.) получил "три эти страны - Албанию, Чула и Лбинию в вечное владение" (там же. С. 127).

После 631 года же Шад уже не упоминается, это объясняется событиями, происшедшими в Тюркском каганате, т.е. убийством Алп-Орхана и приходом к власти другой группировки.

В этот период в Прикаспийской низменности севернее Сулака начинает формироваться объединение хазар Берсилия. А на землях же южнее этой реки независимым правителем объявляет себя сын погибшего Орхана. Однако вскоре он подпадает под власть возвысившихся в Хазарии каганов из рода Ашина и становится вассальным князем хазарских каганов и сохраняет за собой свое "царство". Отсюда его новый титул илтебер/илитвер. Под этим титулом-именем он и фигурирует в дальнейшем в "Истории агван" Моисея Каганкатваци.

Что касается его потомков, то известно следующее. В родословной у Булу Шада значатся два сына - Хели и Бахадыр Чебе. По "Истории агван" мы также знаем, что у него было две дочери, одну из которых, следуя брачной дипломатии своих предков, он выдал за хазарского кагана, а другую - за аланского царя Джеваншира.

Алп-Булан (Алп-Илитвер) был воспет (без преувеличения) Моисеем Каганкатваци в его "Истории агван" (VII в.), являющейся, несомненно, первоклассным источником по истории гуннов-кумыков Северного Кавказа. Существует неопровергнутое мнение, что первые две книги этой истории были написаны самим Моисеем еще в VII в., а третью же книгу уже дописывал другой автор. Если это мнение является верным, то выходит, что Моисей являлся очевидцем и современником Алп-Булана Илтебера и, возможно, был с ним знаком, что также вполне допустимо, если учесть, что в Варачане, резиденции царя "гуннов Алп-Илитвера", находились албанские христианские миссионеры во главе с епископом Исраилом. Возможно также, что Моисей знал гуннские былины (йыры), воспевающие "подвиги храбрости в Туркестане (так называлась Хазария в тюркской и армянской раннесредневековых традициях. - К.А.) при хакане хазаров" (История агван. С. 127). По крайней мере, оснований для такой постановки вопроса предостаточно. Попробуем это показать на примере сравнения "биографий" трех "героев" - Алп-Эрена ("Книга Коркуда"), Этил-Алпа ("Огуз-наме") и Алп-Илитвера ("История агван"). Вот как выглядят их биографические "справки":

"Книга Коркуда"

...Алп-Эрен, сын Элик-Коджи... покинув державу (эль), давший коню своему порезвиться в водах Айгыр Гёзлю, овладевший ключами 57 крепостей, заключивший брачный союз (никях) с дочерью белого царя Чешме, заставивший изрыгать кровь царя Софы Сандала... (С. 62)

"Огуз-наме"

Пронзивший и опрокинувший Демир-Капы Дербенда, овладевший ключами 99 крепостей, заключивший брачный союз с дочерью Сару Сандала, бравший дань с непокоренных краев, приводивший к повиновению (еще) непокоренного врага, покоривший государства (эли) голубых неверных Этил-Алп... (С. 41,42,43).

"История агван"

Великий князь гуннов Алп-Илитвер, прославленный силой и богатством и храбростью в войнах... прослыл всемогущественным и наследовал славу; показал много подвигов храбрости в Туркестане (Хазарии. - К.А.) "прорвавшийся через Каспийские ворота", "прославлен в пределах всех трех стран... выделяясь силой и доблестью, он прославился на состязаниях, как победитель на греческих олимпиадах, отличившись силой среди всех остальных. (С. 127, 199).

Элементы сходства очевидны: 1) во всех трех "справках" герой прославлен в войнах, взял много крепостей. В первых двух источниках герой заключил брачный союз с дочерью одного из чужеземных царей. В случае же с Алп-Илитвером из его "биографии" мы знаем, что император Ираклий предлагал ему в жены свою дочь, и, очевидно, он женился на ней, ибо к этому сводятся и сведения о том, что он крестится и потом, став элтебером (илитвером), крестил и своих поданных в Кавказской Гуннии, выдал свою дочь за албанского царя и т.д. Во втором и третьем "сюжетах" есть эпизод с Дербентом. Сопоставление "биографий" данных героев, действительно, может немало рассказать и объяснить. Как справедливо заметил в свое время тюрколог В. М. Жирмунский, Алп-Эрен, сын Илик Коджи, имеет "обширнейшую эпическую биографию" (Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. Л. 1974. С. 610). Но все же, по утверждению азербайджанского исследователя О.С. Алиярова, Алп-Эрен остается "одной из сокровенных тайн Книги Коркуда". (Алияров О.С. К эпической биографии Алп-Эрена //СТ. 1987-6, С. 19). Так или иначе, мы можем утверждать, что Алп-Илитвер, "государь гуннуг-ундуров" (Никифор), "принимал участие" в становлении эпической биографии героя из "Книги Коркуда" и "Огуз-наме". Жизненная летопись Алп-Эрхана (Органа) и его сына Алп-Илитвера могла быть известной во всех концах степной евразийской империи, у всех племен, не говоря уже о Византии, Иране и Албании. Не зря ведь Моисей Каганкатваци пишет о нем: "...прославлен в пределах трех стран". Этими тремя странами могли быть Гунния, Иран и Византия. Следует отметить, подобное дублирование деталей биографии в эпическом творчестве тюрков применяется лишь по отношению к представителям социальной элиты. Так, в "Книге Коркуда" эпитет "столп Туркестана, детеныш птицы Тулу" (ср. с названием булгарского рода Дуло/Дулу) прилагается синхронно к именам обоих героев эпоса- "хана ханов" Байындыр-хана и его "беглярбека" Казан-хана. В свою очередь, реминисценцией данного определения в "Истории агван" могут служить звучащие как рефрен слова о "подвигах в Туркестане" Алп-Булана, род которого, как мы знаем, восходит к Дуло/Дулу. Отсюда логически следует вывод о том, что в Эпической традиции гуннов он стоит в одном ряду с Этил-Алпом и Алп-Эреном.

Весьма любопытно в этой связи предание, связанное со статуей, находившейся еще в XIX в., как сообщают, недалеко от Карабудахкета, т.е. на территории, в раннем средневековье входившей в состав Кавказской Гуннии Алп-Илитвера. По преданию, статуя представляла собой всадника в полном вооружении, сидящего на жеребце. Всадник держал три пальца правой руки на лбу, как будто для того, чтобы креститься. Старожилы рассказывали, что статуя эта представляет эрмели (армянина), который обратился в камень, когда мусульмане хотели его убить (Дагестанские сказки // СМОМПК. Вып. 2. С. 140). Не была ли эта статуя памятником Алп-Илитверу - первокрестителю Кавказской Гуннии? Во всяком случае, у нас нет оснований для полностью отрицательного ответа. Ясно, что простым смертным такие памятники не могли устанавливаться. Не могли установить этот памятник на этой территорий и армянину. "Эрмели" - здесь не этнический, а религиозный, конфессиональный термин. Известно, что гунны Алп-Илитвера приняли христианство у армян в григорианском варианте. Далеко не случайно, что Моисей Каганкатваци писал, что великий князь Алп-Илитвер дожил до почетной старости и воздвиг во многих местах церкви и умножил почести священников божьих (с. 148) и не зря католикос Илизар называл его "любимым братом" (с. 186). Показательно и то, что кумыки, уже несколько веков исповедовавшие ислам, эту статую не трогали. Очевидно, существовало внутреннее табу: не оскверняй памяти своих предков!

Таким образом, подытоживая данный этюд об Алп-Булане (Алп-Улане) Илитвере Хазарском из рода Дуло, следует сказать, что имя его должно занять самое почётное место (тёр) в нашей истории рядом с именами Аттилы, Ирнека, Орхана и Кубрат-Хана, сказать добрые поминальные слова, которые, быть может, звучали и в устах гуннов, мужчин и женщин, оплакивавших его в погребальном песнопении:

"Великий князь гуннов Алп-Улан... Ты, который... прославлен в пределах всех трех стран... силой и богатством и храбростью в войнах... прорвавшийся через Каспийские ворота... заключивший брачный союз (никях) с дочерью белого царя Рума... показавший много подвигов храбрости в Туркестане хазарскому хагану. Ты, который повергал в ужас обе империи мира... Столп Туркестана, детеныш птицы Тулу... И да славится имя твое Алп-Улан, Алп-Богатырь. Во веки веков. Аминь!"

Камиль Алиев.
Ёлдаш (Времена).
2011 г. — 22 июля.

Источник: Сайт «Кумыкский мир»

Разделы: