Возрожденное наследие

 

15 марта, в Чувашском государственном художественном музее (ЧГХМ) состоялась тематическая выставка-презентация «Культура суваро-булгар», организованная по инициативе фонда «Сувар». В центральном зале были представлены 43 живописные картины заслуженного художника Чувашской Республики, одного из ведущих деятелей суварского движения Юрия Ювенальевича Ювенальева.

Основой мероприятия стала презентация двух новых книжных изданий — альбомов «Культура суваро-булгар. Этническая религия и мифологические представления» Ю. и С. Ювенальевых и «Культура суваро-булгар». Философия символов монет и украшений» Владимира Алмантая. Из беседы с авторами я узнала, в чем значение, новизна их работ.

Юрий Ювенальев:

«Впервые мы связываем материальные вещи разных эпох, начиная с Месопотамии, где раньше проживали наши предки, суваро-булгары, не только на словах, а показываем на конкретных исторических экспонатах. Нас считали язычниками, язычными чувашами. Но, оказывается, мы — сувары. И наша история углубляется уже на 6 тысяч лет. Я раньше думал, что она начинается только с 18 века. Мы попытались понятно, вкратце изложить особенности нашей культуры. Обращаемся к молодому поколению — если оно будет гордиться своим народом, то нас ждет процветание».

Владимир Алмантай:

«Значение книги — изучение истории и культуры родного народа. Чтобы знать свою культуру, мне пришлось организовать научные экспедиции через Чувашский государственный гуманитарный институт. Я сотрудничал с татарскими, иранскими учеными. Мы перевели арабографические памятники, начиная с 14 века до середины 18-го. На этих памятниках написано на нашем родном языке арабскими буквами. Везде присутствуют этнонимы «сувар» или «булгар», к сожалению, «чуваш» отсутствует. Этноним нашего народа — «сувар», политический этноним — «булгар», социальное название — «чуваш».

Были представлены живописные и графические произведения Анатолия Сидоровича Розова, Владимира Ивановича Агеева и Анатолия Ивановича Миттова из фондов ЧГХМ. Исторические и символические полотна, натюрморты и портреты этой коллекции объединены идеей памяти о корнях древней этнической культуры.

Здесь же развернулась яркая экспозиция из 10 орнаментально-символических картин самобытного художника и общественного деятеля Аксара Сӗрмек (А. В. Иванова). Несомненно, особенно интересной для зрителей является жемчужина его личной коллекции — картина А. И. Миттова «Сказ о Волге» (1962 г.)

Мастер-краснодеревщик, специалист по декоративной резьбе Арӑслан Николаев представил оригинальные произведения — украшенные искусной геральдической резьбой дубовые кресла, а также фотографии реализованных интерьерных проектов.

Органичной частью общей экспозиции является выставка дизайнера Сергея Ювенальева (искусство книги и музейной экспозиции).

В залах царило праздничное настроение, авторы и создатели выставки принимали теплые поздравления и восхищенные отзывы гостей. Торжественное мероприятие вел Директор ЧГХМ Геннадий Васильевич Козлов, который поздравил всех присутствующих с замечательной выставкой и Ю. Ювенальева с 65-летним юбилеем. К приветственным словам и поздравлениям присоединились известные деятели нашей республики: народный художник России, действительный член Российской академии художеств Ревель Федорович Федоров, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств ЧР и РФ Алексей Александрович Трофимов, народный художник ЧР Владимир Иванович Агеев и многие другие. Все отмечали большую значимость проделанной работы. Ревель Федорович сделал акцент на том, что эта выставка необычна своей целенаправленной тематикой — посвящена народной культуре. Обратился к юбиляру с хвалебным словом, отмечая, что работы Ю. Ювенальева — это выражение его духа, миропонимания, отношения к действительности, что он достойно представляет видение современного мира.

И всего один день экспонировались уникальные реконструкции — авторские украшения и головные уборы, — выполненные из серебра известным ювелиром, народным художником Чувашской Республики, заслуженным художником России Владиславом Владимировичем Николаевым, художниками Алексеем Николаевым и Геннадием Максимовым. Мне удалось задать пару вопросов начинающим мастерам, Алексею и Геннадию, а также посетить мастерскую Владислава Николаева.

Алексей Николаев

Вы давно занимаетесь ювелирным делом?

Конечно не с самого детства, но давно, лет с четырнадцати.

Что было самым сложным в процессе работы? Что давалось не сразу?

Сложно было что-то придумать своё, при этом соблюсти традиции. Изобретать новое легче. А здесь приходится ограничиваться рамками.

Вы сейчас учитесь на 5 курсе художественно-графического факультета. И после окончания университета собираетесь заниматься ювелирным делом?

Буду заниматься и живописью, и ювелирикой. Мне все нравится.

Геннадий Максимов

В науке существует множество разногласий. Вы всегда считали, что наши предки — суваро-булгары?

Относительно недавно, изучая различные исследования, я для себя выяснил, что у наших предков более древняя история, чем казалось мне раньше.

Вы работали совместно с Владиславом и Алексеем Николаевыми. Как пришли к такому делу?

Все началось с того, что я познакомился с Владиславом Владимировичем и он решил взять меня в ученики. Ведь учиться никогда не поздно. Я работник музея, и любовь к ювелирному делу у меня была всегда. Сначала освоил азы, потом познакомился с интересными людьми, исследователями, и у нас появилась идея возродить древнюю культуру суваро-булгар. Большое спасибо Владиславу Владимировичу. Он мой научный и художественный руководитель, хороший товарищ. Многому меня научил и позволил отчасти себя реализовать. Возрождение ювелирного искусства нашего народа чрезвычайно ценно. Мы хотим, чтобы наши девушки, женщины носили особенные украшения, выделялись среди других.

Владислав Владимирович Николаев давно известен нам как создатель наградных знаков и прекрасный медальер, как коллекционер старинных военных вещей. Однако вот уже более полугода всего себя посвятил воссозданию ювелирных изделий суваро-булгар. Ценно, что впервые за последние 500 лет у нашего народа появились свои украшения, которые выполнены на основе древних суваро-булгарских орнаментов. В работе применялась техника X—XII веков. Основные ювелирные приемы, использованные в работе, — это: скань (техника плетения тончайших нитей из драгоценных металлов и составления из них ажурных узоров на ювелирном изделии), зернь (техника украшения ювелирных изделий круглыми гранулами золота или серебра), чернение (на необходимые части украшения наносится легкоплавкий сплав черного цвета) и инкрустация камнями.

Владислав Николаев не скрывает, что к созданию национальных украшений его вдохновил друг, художник-гравер Н. М. Балтаев.

Владислав Владимировичем 15 лет шел к этому делу. И вот однажды утром проснулся от озарения. Как он считает, предки подсказали ему, что и как нужно делать. Эта усердная, кропотливая, но чрезвычайно интересная работа продолжается около 8 месяцев. Несмотря на то, что сделано уже немало, художник говорит, что это пока лишь половина из задуманного.

За основу своих изделий Владислав Владимирович берет сюльгаму, или тур палли (чув. «божий знак»), — самый сакральный предмет и очень сильный оберег. Форма украшения — треугольник, над которым находится прорезной круг. Тур палли занимает наиболее важное с точки зрения визуального восприятия место — центр груди. В древности считали, что именно здесь средоточие души человека. Художник заостряет внимание на том, что украшения носились не просто так: все они — обереги. Орнаменты представляют собой очень сложные и до сих пор полностью не изученные символы. Они являются своеобразными ключами и шифрами к пониманию национального духа. Это — свернутая в объекте культуры память о предках, способ идентификации себя с родом. Кстати, считается, что только символы родного этноса могут выступать как оберег, то есть средство защиты, реализующее многовековое благословение («пил») предков и в наши дни.

Владислав Николаев постоянно обращается к трудам исследователей, подтверждая свои слова. С гордостью говорит о том, что наш народ называли «в белом и в серебре» (светлые одежды, как известно, являлись признаком сакральной чистоты), что наши женщины должны носить серебро.

Особенностью работы ювелира является то, что украшения он полностью выполняет сам, не прибегая к чьей-либо помощи. В своем деле Владислав Владимирович достиг большого мастерства, но превзойти народных умельцев, по его словам, довольно сложно.

Начало это коллекции положили женские (хушпу) и девичьи (тухья) головные уборы. Отмечает, что девичий головной убор отличается особым изяществом, требует более тонкой работы.

Пожалуй, главным символом как ювелирных украшений, так и головных уборов является символ солнца. Это — атрибут Бога «Турӑ», за ним стоит многовековая историческая память суваро-булгарского народа. Древние суваро-булгары боготворили солнце и связывали с ним свое понимание зарождения жизни на земле. Знак солнца имеет множество разновидностей.

Владислав Николаев переживает, что наш народ перестал использовать систему оберегов. Возрождение ювелирного искусства является для него делом жизни, которое, как он сам утверждает, обязан довести до конца.

Выставка «Культура суваро-булгар» является не просто значимым событием в жизни республики, но свидетельствует о возрождении нашей культуры. Интерес к народным традициям заложил основы для дальнейшего ее развития. Художники, исследователи, создатели выставки призывают нас быть достойными людьми, беречь родную культуру: не только её материальное, но и духовное наследие. Тогда благословение предков дойдет до нас и до наших детей, и тогда они, предки, смогут указать нам правильную дорогу в жизни.

Семенова Людмила,
студентка 4 курса факультета русской филологии
ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева»

 

Комментарии

Аватар пользователя ulogin_mailru_7549904464779920606

Несомненно старания и стремления современников в познании и развитии культуры своих предков заслуживают большого внимания и уважения, ведь не каждый сможет найти в себе для этого сил, физических и духовных.