Какие народы живут в России
79
Чуваши в противоположность многим другим Пародам живут сосредоточенно! и Н (пяти уездах составляют преобладающую по численности народность. В Ядрииском у. Казанской губ. они составляют 90,9 % всего населения, в Цивильском у. той же губернии 79,9%, в Чебоксарском— 06,6 о/о, в Козьмодемьянском—47,3%, в Буинском у. Симбирской губ.—44,3%, и в этих пяти расположенных рядом друг с другом уездах сосредоточено более половины всего (числа чуваш. А если принять во внимание еще соседних и тоже довольно многочисленных чуваш Тетюшского у. Казанской губ. и Курмышского у. Симбирской губ., то получится, что две трети всего чувашского племени живут в одной СЛЛ01ШЮЙ области, где они и составляют большинство населения. Кром|е того, в Казанской губ. многочисленные селения чуваш имеются в Чистопольском и Спасском у.у., а в небольшом числе и в Свияжском: в СимЬ бирской г. чувашские селения есть еще в уу. Симбир/- ском, Корсунском, Сенгилейском и Сызранском, а отсюда немногие чувашские селения заходят и в северные уезды
80
Саратовской губ.-—Хвалынский, Кузнецкий, Петровский и Вольский. За Волгой много чуваш в Самарской губ., где чувашские селения есть во всех уездах, кроме Николаевского и Новоузенского, больше же всего в Бугульминском И Бугурусланском; далее чуваши ж*гоут в Белебеевском, Стерлитамакском и в меньшем числе в Мензелинском у.у. Уфимской губ. и, наконец, некоторое число их имеется в Орском у. Оренбургской губ. В общей сложности чуваш насчитывалось в 1897 г. 844 тысячи.
Главное, дочти исключительное, занятие чуваш—земледелие. В это занятие они вкладывают всю свою душу, и их любовь к земле, пожалуй, даже еще больше, чем у русского крестьянина. Всякого рода ремесла и мелкие домашние промыслы плохо удаются им, п еще меньше успеха они имеют в торговле. Несмотря на свое очень большое трудолюбие живут они очень бедно: избы грязные, зачастую и теперь курные, домЦщняя обстановка.—убогая. В связи с этим у них сильно распространены всякого рода болезни, а процент слепых среди них выше, чем у какого-либо другого народа Поволжья.
По вероисповеданию большинство .чуваш—правослаВг ные, но большое число их и до сих пор остается языч- никам!й. За последние десятилетия отмечались нередкие случаи перехода их в [мусульмане, причем переходят в мусульманство не только чуваши-язычники, но и чуваипгхристиане. Переход в мусульманство совершается под влиянием татар И сопровождается обыкновенно усвоением чувашами и других сторон татарского быта: обычаев, костюма, языками т. 'д. В Буинском у. Симбирской губ. известно не менее восьми чувашских деревень, которые отатарились. Вообще влияние татар на чуваш очень сильно, влияние же мусульманства особенно заметно среди восточных чуваш.
‘ Грамотность среди чуваш стоит очень ниско, и они в этом отношении занимают одно из последних мест среди волжских инородцев. Особых чувашских школ нет, но во многих нисших школах была принята система Н. И. Иль- минского, т.-е. в младших классах преподавание велось на родном языке учащихся, и лишь постепенно переходили к
81
преподаванию на русском языке. Но, несмотря на хорошие рез}гльтаты, которые давала эта (система1, она не могла привиться вполне прочно* так как вызывала против себя но временам сильное противодействие со стороны местный духовных и светских властей. Большую роль в деле просвещения чуваш сыграла казанская инородческая учительская семинария, в которой чуваш обучается больше, чем представителей какой либо другой народности кроме русских, и симбирская чувашская учительская школа. Литераг тура на чувашском языке очень не велика и. состоит преимущественно из небольших книжек, изданных переводческой комиссией православного миссионерского общества при братстве св. Гурия (в Казани); книжки эти, главным образом, духовно-нравственного содержания; есть, впрочем, немного по сельскому хозяйству и гигиене. Были попытки издавать чувашскую газету, но большого успеха не (имели. Чувашская интеллигенция немногочисленна и состоит преимущественно из сельских учителей и духовенства (во многих чувашских Приходах богослужение совершается полностью или отчасти на чувашском языке); эта интеллигенция отличается большой преданностью' своему народу, и из среды чуваш вышло несколько деятелей, составивших себе в Науке почтенное им^я работами по изучению своего племени. Своей буржуазии у чуваш нет. Первые самостоятельные политические выступления чуваш относятся лишь к революционному времени, на выборах в Учредительное Собрание они выступили с особой чувашской национальной программой и действовали очень дружно.
- 2736 просмотров