Неугасающая связь с предками

Как ни странно, самым интересным путешествием становится то, про которое вы еще ничего не знаете. Это как квест, где все раскрывается постепенно, а в самом конце вы получаете ожидаемое. Достаточно знать направление, а все остальное сложится само и, главное, так, как нужно именно вам.

Так мы и поехали в наше самое необычное путешествие! Знали лишь направление — едем на экскурсию в три города: Булгар, Сувар и Биляр. Без лишних вопросов мы, еще не отошедшие ото сна, уже сидели в автобусе "Пегас", который встретил нас 22 июня в 3. 00 часа утра на чебоксарском заливе, у монумента "Матери-покровительницы". Первое селфи тут же облетело весь инстаграм и мы уже в пути к захватывающей истории наших предков ...

Всю дорогу в сторону Казани мы сидели, словно прилипшие к окну автобуса, и наслаждались красотами природы: жгуче-оранжевый рассвет, Сорочьи горы, широкая река Кама, в которой отражалась солнечная дорожка. Рыбаки с рассветом уже сидели в своих лодках. А мы слушали захватывающий рассказ организатора экскурсии Сархана Семенова об истории тех мест, которые проезжали — о территории Нижнего Закамья и прилегающего Заволжья.

Примечательно, что все эти земли раньше входили в состав первого средневекового государства, созданного здесь к концу 9-го века. До 13-го века в тех местах успешно развивались экономика, торговля и культура. Волжско-Камская Булгария развивала отношения с южными, восточными странами: Владимиро-Суздальским княжеством и Прибалтикой, отражала набеги противников и отстаивала свою независимость. Однако, она не смогла устоять перед нашествием огромной армии Монгольской империи, созданной Чингисханом — самой сильной армии того времени.

В результате массового геноцида коренного суваро-булгарского населения в 13-15 веках, во время правления Золотой Орды, было уничтожено четыре пятых, то есть около восьмидесяти процентов жителей края. Оставшиеся в живых переселились на правобережье Камы и Волги, в Заказанье, Приказанье, междуречье Свияги, Цивиля и Суры, а земли их запустели и вплоть до 16-18 веков оставались Диким Полем.

На сегодняшний день здесь сравнительно небольшая плотность населения. Свою роль сыграла и гибель людей в последующих войнах Российской империи, Первой мировой и Гражданской войнах, при коллективизации, индустриализации, массовых репрессиях, огромные потери в Великой Отечественной войне... Каждый год, проезжая эти места, мы видим пустеющие и полузаброшенные русские деревни переселенцев 18-го века …

Так, на секунду не отрываясь от стекла автобуса и дослушав рассказ, мы доехали до первого в нашей поездке экскурсионного города Болгар. Перейдя через пропускной пункт, нас встретили деревянные башни-ворота высотой в двухэтажный дом. Ничего подобного раньше мы не видели, и даже иногда казалось, что мы находимся за пределами нашей страны, а не на территории Татарстана.

От Сархана Семенова мы узнали, что это необыкновенное место — архитектурно-исторический комплекс "Болгар". Немногие слышали, что городище на берегу Волги Болгар является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Первые поселения датируются уже IX–X веками. До сегодняшних дней сохранились остатки вала и крепостного рва XIII–XIV веков — постройки эпохи завоевания Волжской Булгарии монголами. На территории городища выявлено до 100 архитектурных памятников разной степени сохранности и исторической ценности — от X до XVIII века.

Возможно, кому-то покажется странным то, что каждый год суваро-чуваши ездят в паломничество совершенно в другой регион, а именно в Татарстан, для того, чтобы почтить память предков. Но, на самом деле, ничего удивительно в этом нет, ведь именно суваро-чуваши являются прямыми потомками булгар, о чем не бездоказательно в 1902 году утверждал проф. Н. И. Ашмарин в своей работе "Болгары и чуваши". Глубокий знаток суваро-чувашского языка на большом лингвистическом материале установил тесную связь суваро-чувашского языка с языком древних булгар и, тем самым, по-новому был поставлен и вопрос о происхождении как чувашского, так и татарского народов. По итогам многих исследований было установлено, что и чуваши, и татары представляют собою результат смешения коренного оседлого населения Среднего Поволжья с переселенцами из южных степей.

Приблизившись к территории комплекса, начало слепить глаза: то ли от невероятного пейзажа, то ли от солнца в зените. Весь автобус спешил за только что прибывшим экскурсоводом и за организаторами поездки. Из-за большого количества народу было немного сложно даже расслышать захватывающую историю этого загадочного места — каждый хотел ухватить хотя бы кусочек чего-то нового. А ведь многие ездили уже не в первый раз.

Одним из первых объектов поклонения предкам являлась небольшая каменная стела с высеченными на ней надписями. Она, как правило, помещается в качестве погребального или памятного знака. Данная работа была установлена чебоксарским скульптором Дмитрием Мадуровым еще в 2000-м году. Для суваро-чуваш это место особенное. Каждый год к этому памятнику приезжают люди, дабы почтить память своих предков: положить древние монеты, попросить у них о сокровенном, загадать желание.

Далее наш пункт прокладывался к каменной цитадели, а затем к мавзолею с каменными плитами, на которых были изображены знаки солнца и необычные надписи — эпитафии, выполненные арабскими буквами. Они содержат арабские, суваро-булгарские и тюркские слова, а иногда и целые предложения. Большинство западных и отечественных исследователей считает, что из этих выражений суваро-булгарскому принадлежат лишь те, которые являются предшественниками современного чувашского языка.

Немало исследований проводилось относительно происхождения суваро-чувашского языка. Так, Н. А. Андреев (Урхи) в своих исследованиях пришел к выводу, что в суваро-чувашском и древнеиранском (персидском) языках пласт взаимозаимствований и лексических параллелей очень древен, как и культура этих народов. А обширный материал монографии М. Р. Федотова "Чувашский язык в семье алтайских народов" подводит к заключению, что суваро-чувашский язык, со всеми его особенностями и богатством, — язык дотюркский.

Как же тогда носителями такого древнего языка стали "современные чуваши", название этноса которого известно сравнительно недавно, а в письменных источниках лишь с начала XVI века? Да, ученые долгое время не могли определить, к какому этносу их отнести. В разное время были выдвинуты самые различные теории о происхождении чувашей. Одни считали, что их предками являются хазары, другие — буртасы, третьи — гунны, четвертые — финно-угры, пятые — древние аварцы, шестые — шумеры, седьмые — волжские суваро-булгары... Так, согласно многим древним и средневековым источникам и исследованиям современных учёных-историков именно суваро-булгары являются предками современных чувашей. Они восходят к пратюркам, обитавшим в Северной Месопотамии, и их прародиной является Ближний Восток.

Следующим нашим пунктом назначения стало городище Сувар. Недаром же суваро-булгары. Второй важный по значению город находится в Спасском районе на юге Татарстана на границе с Ульяновской областью. Каждый, услышав слово "городище", представляет себе большой величественный город с огромным количество архитектурных памятников. Каково же было наше удивление, когда мы приехали в чисто поле, где стоял небольшой камень и два столба, повязанных разноцветными ленточками. Вот и весь городище Сувар. Так казалось нам...

Однако, у этого города, как и у многих других, своя богатая история. Город Волжско-Камской Булгарии, который был основан племенем суваров не позднее IX века. В сочинениях восточных авторов он упоминается, наряду с городом Булгаром, еще в 920-х годах. По сведениям арабского географа Абу Заида ал-Балхи, в Суваре, количество жителей которого достигала 10 тысяч человек. Правители Сувара Талиб ибн-Ахмад и Мумин ибн-Ахмад вплоть до 970-х годов чеканили свои собственные монеты. Данный факт свидетельствует о том, что Сувар с момента своего возникновения и практически до конца Х столетия являлся центром обособленного княжества — эмирата, политически независимого от Булгарского. В Суваре были развиты ремёсла и торговля (с Ираном, Хорезмом, Византией, Русью, Грузией), земледелие и скотоводство. Город просуществовал до 1236 года и был разрушен в 1236 году в ходе общемонгольского Западного похода, возглавляемого вторым правителем улуса Джучи Бату.

Нынешним "Сердцем Сувара" стал лишь памятный камень, установленный объединением "Сувар" в 2013 году. Но значим он не меньше, чем стела в Булгаре. В память усопшим приносятся не только монеты, но и пища, как правило, блины с медом. Столбы тоже оказались необычными — это дубовые стелы "Юпа", также поставленные в память о предках. А ленточки на них — почтение, благодарность, вера в их силу. Ведь кто, как не они, поможет живым в их трудностях и сложных делах. А способствует всему еще и первозданная природа — мать всего человечества.

Последним местом нашего паломничества стало село Билярск, основанное в 1654 году в Алексеевском районе Республики Татарстан. В некоторой степени Билярск подвел итог всей нашей поездки. По приезде мы тут же посетили историко-археологический музей, в котором весьма приветливый экскурсовод, Татьяна Сапожникова, дополнила и закрепила полученные сведения о наших предках и ими же построенных городах.

На юго-восточной окраине села расположено Билярское городище, в котором с 10 по 13 века существовал город Биляр, бывший столицей Волжской Булгар. Город был торговым центром, куда шли торговые пути из Руси и Прибалтики, Западной Европы и Скандинавии, Средней Азии и Персии, Индии и Китая, Византии и Кавказа. Площадь Биляра составляла 604 гектаров, что значительно больше территории иных европейских столиц того времени. В 1236 году Биляр был разграблен и сожжен во время монгольского нашествия на Волжскую Булгарию. Во время существования Российской империи село было крупнейшим населенным пунктом Спасского уезда.

Интерес к этому городу не угасает и сегодня. В ходе раскопок учёными-археологами были обнаружены оборонительные валы и сохранившиеся фундаменты каменных зданий. Исторические памятники и собранные артефакты бережно хранятся учёными Татарстана и научными сотрудниками музея-заповедника. А сам природный ландшафт этих живописных мест, несомненно, является национальным достоянием.

В окрестностях села Билярск находится одно из необыкновенных достояний — родник с целебной водой, являющийся с древних времен местом поклонения адептов всех религий. Святой ключ расположен в живописном лесу у подножья древней горы "Гора-Хозяин". Местные потомки суваро-булгар это место называют лесным урочищем "Валем хуçа", в честь почитаемого суваро-булгарского святого, могила которого, по преданию, и находится у святого родника на берегу Черемшана под селом Билярском.

Издавна на этой территории располагались святилище этнической культуры суваро-булгар.

В наши дни урочище "Святой ключ" является своего рода духовным центром, объединившим всх национальностей. Территория источника, обнесённая оградой в виде крепостной стены, благоустроена и принимает паломников всех вероисповеданий. Для каждой религии оборудованы места для ритуалов и приготовления национальной пищи. Для комфортного отдыха рядом с ключом находятся беседки, место для разведения костра, молельные площадки и зона отдыха в живописном лесу с фонтаном.

Совершить омовение в святом ключе решили и мы. Погода была жаркая, но это не спасало от страха перед ледяной водой. Ритуал омовения, как правило, состоит из трех частей: первым ведром обливают ноги, вторым тело, начиная с груди, а третьим обливаются полностью. Страшно втройне, но ощущения чистоты телесной и духовной непередаваемы.

За Святым источником находится лестница на гору с удобными ступеньками и скамейками для отдыха. На подъёме в гору расположены места для молитв и обрядов. Именно здесь, на крутом холме, находится "киреметище", на котором мы и совершили предпоследний обряд поминания предков. Как мы затем узнали, раньше на этом месте стояло опаленное огнем дерево, в которое попала молния. По верованиям наших предков, дерево, отмеченное Богом. К сожалению, этого дерева мы не застали, от него остались лишь корни. Однако, рядом с этим памятным местом на сегодняшний день установлена стела "Юпа" — столб, обвязанный дарами паломников. Мы же поминаем здесь предков: повязываем ленты и оставляем еду.

Поднимаясь выше, мы остановились у городища "Девичий городок", где, по преданию, располагалась крепость, возведённая девушками. Археологические раскопки выявили на этом месте следы дозорной башни. До сих пор нельзя не заметить множество рвов. Владимир Алмантай рассказал, что здесь несли сторожевую службу суваро-булгары, защищавшие земли от монгольских завоевателей. Сейчас же снизу вверх, через рвы проложена металлическая лестница.

Нам пришлось преодолеть 444 ступеньки до вершины священной горы, где находится памятный знак из чёрного мрамора. Этот памятник был посвящен защитникам Билярска, а по легенде — сорока защитницам-булгаркам, которые, героически сражаясь, потеряли большую часть своих соратниц. Когда их осталось всего лишь трое, они превратились в белых лебедей и улетели, прокричав о том, что еще вернутся. Теперь, спустя годы, люди приходят к этому монументу и на растущих вокруг памятника елях повязывают ленточки желаний.

Здесь и закончилось наше удивительное паломничество, оставившее после себя еще много впечатлений и вопросов. Никогда не загадывайте путешествия заранее, пусть они складываются сами, спонтанно и интересно. А просто наблюдайте, куда на это раз занесет вас судьба, ведь она точно знает, что нужно именно вам!

Выпускницы ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
Ефимова Анастасия и Петрова Нина