Хорошо забытое старое: современное ювелирное искусство суваро-чувашей

...


48

РАЗДЕЛ V. КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

 

Алмантай В.Н.1, Петрова Г.Д.2

Хорошо забытое старое: современное ювелирное искусство суваро-чувашей

1Фонд историко-культурологических исследований им. К.В. Иванова

2ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я. Яковлева»

(Россия, Чебоксары)

doi: 10.18411/lj-03-2019-34

idsp: ljournal-03-2019-34

 

 

Аннотация

           Традиционное ювелирное искусство суваро-чувашей – органическая часть культуры Волжской Булгарии, где сплетены разнородные этносы, религиозно-мифологические традиции, культурное влияние и идеологии. Ювелирное искусство суваро-чувашей, как вид декоративно-прикладного искусства, олицетворяет суждение человека о микро-и макрокосме, выполняя при этом разные взаимосвязанные с жанрами искусства функции. Применяя творчески взаимодействующие традиции, современное ювелирное искусство суваро-чувашей берется за переосмысление форм и материалов, наполняя старые формы современными смыслами и функционалом. Не взирая на то, что современные ювелирные украшения выполняют прежде всего, эстетическую, а не магическую роль, сегодняшние дизайнеры традиционно оберегают сложившиеся отношения к символикам камня, золота и серебра.

 

         Ключевые слова: Ювелирные украшения, ювелирное искусство, история, дизайн, традиции в декоративно-прикладном искусстве.

 

 

Abstract

            The traditional jewelry art of the Suvara-Chuvash is an organic part of the culture of the Volga Bulgaria, where diverse ethnoses, religious and mythological traditions, cultural influence and ideologies are interwoven. The jewelry art of the Suvaro-Chuvash, as a type of decorative and applied art, personifies the judgment of man on the micro and macrocosm, while performing various functions interrelated with the genres of art. Applying creatively interacting traditions, modern jewelry art of the Suvaro-Chuvash undertakes to rethink forms and materials, filling the old forms with modern meanings and functionality. Regardless of the fact that modern jewelry plays primarily an aesthetic, rather than a magical role, today's designers traditionally protect existing relationships with the symbolism of stone, gold and silver.

 

         Keywords: Jewelry, jewelry art, history, design, traditions in arts and crafts, award signs, medals.

 

          Актуальность темы исследования обусловлено тем, что на сегодняшний день мы наблюдаем повышенный интерес потомков суваро-чувашей к материальной культуре своих предков, сохранившиеся до наших дней. Это отражается, прежде всего в произведениях ювелирного и декоративно-прикладного искусства, которые нисколько не уступают по мастерству исполнения и важности, космогонически-мифологической насыщенности известным произведениям древних цивилизаций и занимают достойное место в истории мирового искусства.

 

           Современное функционирование ювелирных украшений, их стиль и особенности жанров, непременно сплетаются с вопросами о зарождении ювелирного искусства. Ювелирное искусство «СУВАР» идет в переосмыслении истории: ее выдающиеся коллекции охватывают несколько тысячелетий культуры и искусства суваро-чувашей:

 


49

Страна Субарту, Суварское царство, Великая Болгария, Хазарский каганат, Суварское княжество в составе Серебряной (Волжской) Булгарии, Современная Чувашия [3].

Многие исследователи отмечают, что ювелирные изделия изначально играли роль защитной магии: наши предки носили ювелирные изделия как амулет или оберег, как защитную силу от сглаза, темной энергии и т.д.».

Именно эта защитная функция объясняла форму основных ювелирных изделий: форму колец, браслетов, шейных и нагрудных подвесок, сережек, височных колец и т.д., т.к. они должны были охранять важнейшие органы человека. В традиционном костюме суваро-чувашской женщины ювелирная составляющая представляла собой сложную систему символов. Такой же древностью отличаются и представления о ювелирных камнях и металлах как оберегах.

Несмотря на то, что на сегодняшний день ювелирные украшения выполняют прежде всего эстетическую функцию, а не магическую, современные дизайнеры традиционно сохраняют сложившееся отношение к символике камня, золота, серебра. Более того, основная тенденция современного ювелирного искусства – это устойчивое цитирование стилей, образов и форм предыдущих веков.

Ювелирное дело у суваро-чувашей передавалось от мастера к ученику, поэтому ювелиры поколениями придерживались одного и того же стиля, что доказывает дошедшее до наших дней наследие наших предков. Тем не менее, некоторые ученики отличались своим необыкновенным талантом и готовностью ко всему новому: в конечном счете они творили шедевры, которые можно отнести к произведениям искусства.

К таким произведениям искусства относятся работы заслуженного художника России, народного художника Чувашии, дважды лауреата Государственной премии Чувашской Республики Владислава Владимировича Николаева.

Владислав Владимирович Николаев – яркая творческая личность, высокопрофессиональный художник-ювелир, в таком трудоемком виде декоративно-прикладного искусства, как ювелирное искусство. Николаев В.В. с присущей ему целеустремленностью постиг все секреты и тайны этого вида искусства и стал одним из ведущих художников-ювелиров России, и единственным в Чувашии профессиональным ювелиром членом Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» (1993 г.).

За годы творчества Владиславом Владимировичем создано немало уникальных произведений. Предельно разнообразна и актуальна тематика его произведений, что свидетельствует о его высокой гражданской позиции.

Творческие поиски и профессиональная не успокоенность привели Владислава Николаева к параллельным к ювелирному искусству направлениям – медальерному и геральдическому. И здесь, с присущей ему энергией, он достиг вершин мастерства.

Николаев Владислав Владимирович в своих работах использует любой материал: серебро, золото, медь, бронза, латунь драгоценные и поделочные камни, эмаль, владеет различными приемами и техникой создания ювелирных произведений.

Начиная с 1996 года Николаев В.В. работает над наградными знаками, медалями и орденами во всех областях жизни общества: знак «За успехи МЧС России» (2004 г.), знаки «200 лет МВД России» 1,2,3 степени (2005 г.), знак региональной художественной выставки «Большая Волга – Х» (2008 г.), знаки и медаль «90 лет Чувашской милиции»

(2010 г.) и др.

Николаев Владислав Владимирович является автором всех государственных наград Чувашской Республики, которые выполнил от эскизного проекта до выполнения в материале: орден «За заслуги перед Чувашской Республикой» (2005 г.), медаль ордена «За заслуги перед Чувашской Республики» (2005 г.), орден Чувашской Республики «За любовь и верность» (2010 г.), медаль «За заслуги перед городом Чебоксары» (2014 г.).

Николаев В.В. является победителем в творческом конкурсе на выполнение эскизного проекта ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан» (2004 г.) и медали


50

«За трудовую доблесть» Республики Татарстан (2004 г.), медали Чувашского Национального конгресса «За заслуги перед Чувашским народом» (2014 г.).

По заказу Правительства Мордовской Республики Николаевым В.В. разработаны и выполнены в материале орден «За заслуги перед Мордовской Республикой» 1,2,3 степени (2005 г.) и знак «Почетный гражданин Мордовской Республики» (2007 г.). Эти произведения получили самую высокую оценку у профессионалов и одобрены геральдическим Советом при Администрации Президента Российской Федерации, в Средне Волжском, Приуральском и других регионах Российской Федерации, а также в странах Европы.

Владислав Николаев участник региональных выставок «Большая Волга» (2003 г., 2004 г., 2008 г.; 2013 г.), всероссийских художественных выставок «Россия» (2004 г., 2009 г., 2014 г.), международных художественных выставок, посвященных Победе в Великой Отечественной войне 1941-45 годов (2005 г., 2010 г., г. Москва).

Последние годы Николаев В.В. активно работает над созданием суваро-чувашских народных украшений «Эрешсем» (2007–2019 гг.). В его работах мы наблюдаем некую параллель оригинальным украшениям суваро-булгар X–XIV вв. Высокий стиль, благородство древности, совершенство исполнения – своеобразное «скифство» XXI века, отражают изысканный художественный вкус и мастерство автора [4, с. 121].

Коллекция, представляющая собой явление в российском ювелирном искусстве, экспонировалась на региональной художественной выставке «Большая Волга – XI» (2013 г.) в городах Казань Республика Татарстан, Пермь, Йошкар-Ола Республика Марий Эл, на всероссийской художественной выставке «Россия – XII» (2014 г.) и в Центральном Доме художника г. Москвы. Коллекция удостоена Государственной премии Чувашской Республики в области литературы и искусства.

Владислав Владимирович активно участвует в общественной жизни творческого союза: является членом правления Союза художников Чувашии; как специалист высокого класса включен в состав Геральдической комиссии при Кабинете министров Чувашской Республики для обеспечения единой государственной политики в области государственных символов Чувашской Республики, является членом Общественного Совета при Администрации Главы Чувашской Республики.

Николаев В.В. является дважды лауреатом Государственной премии Чувашской Республики в области литературы и искусства (2008 г., 2014 г.), награжден Почетной Грамотой Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (2010 г.), Дипломами ВТОО «Союз художников России». За возрождение культуры суваро-чувашского ювелирного искусства удостоен Премии им. Суварского князя Вырӑк

и нагрудного знака «Мухтав Палли» (Знак Славы) № 007 Фонда историко-культурологических исследований им. К.В. Иванова (Чувашская Республика, 2014 г.) [1,

с. 148].

Его искусные творения говорят сами за себя: особенно примечательны женские ювелирные украшения, подвески, нагрудные и нашейные украшения, серьги и кольца с камнями и без камней, обереги с мельчайшей проработкой деталей. Им возрождено изготовление серебряных комплектов женских головных уборов (хушпу и тухья), нагрудных и шейных украшений (сюльгамы, наплечные украшения) и т.д. Он черпает вдохновение для своих миниатюрных шедевров из суваро-булгарской культуры, природного мира, зороастризма. В творческой работе художник не одинок, он растит преемника Алексея, который пошел по стопам отца. Еще будучи студентом он проявил интерес к суваро-чувашской культуре и изготовлению украшений, подключился к творческой группе своего отца по изготовлению ювелирных украшений, выполненных с применением суваро-булгарских ювелирных технологий, за что он и его творческая группа была удостоена Государственной премии Чувашской Республики [1, с. 148].

Развитие точности археологической датировки, развитие науки и промышленности, дал толчок подлинному творческому диалогу с произведениями

 


51

традиционного искусства: от истинного воспроизведения старинных изделий до адекватной авторской художественной ремарки.

На сегодняшний день, Владислав Николаев стал одним из самых известных в суваро-чувашском мире ювелиров.

Современность во многом наследует суваро-булгарской древности в функционале ювелирных изделий. Традиционные функции ювелирных украшений Владислава Николаева:

 

  • талисмана (амулета);
  • знака социального статуса (несет определенную информацию);
  • аксессуара (осуществляющего эстетические задачи).

 

В связи с тем, что создаются новые технологии и новые материалы, происходит естественное наследование технологий, как филигрань, зернь, витье, скань.

 

Среди наиболее важных материалов искусства Владислава Николаева – камни, металлы, важнейшую роль среди которых играет золото и серебро, в технике изготовления – филигрань, зернь, скань, витье, выемчатая эмаль.

 

Придерживаясь к мнениям исследователей, Владислав Николаев отмечает, что из средневековых золотых ювелирных изделий сохранилось крайне мало, поскольку они постоянно переплавлялись для изготовления новых и новых изделий.

 

Сегодня мастер ювелирного дела изготавливает изделия с применением старинных техник и форм, а также вступает в творческий диалог с классическими жанрами. Он в технике филиграни с зернью изделия, роскошно украшает драгоценными камнями, где использует лазурит, коралл, бирюзу, сердолик, янтарь и др., – всему этому просто предначертано стать произведениями ювелирного искусства.

 

Некоторые изделия «СУВАР» – точные копии самобытных предметов древности, при этом собственные, оригинальные модели несут в себе современные интерпретации античных мотивов и стилей. Художник, дизайнер часто выносит на суд публики свои коллекции. Недавно успешно прошла презентация коллекции автора «По зову предков сувар», приуроченный к открытию выставки «Серебряная кладовая», где была достойно отмечена его работа. Его коллекции как правило, связаны с конкретным периодом или культурой, а сами предметы создаются из золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней.

 

В заключение необходимо отметить, что традиционное ювелирное искусство суваро-чувашей – органическая часть древнейшей суваро- булгарской культуры, где сплетены разные этносы со своей культурой и идеологией, а также религиозно-мифологическими традициями. Современное ювелирное искусство суваро-чувашей – это хорошо забытое старое, наполняет старые формы новыми значениями.

 

Способность придать древности и традициям новый смысл – это редкий талант. Работая с таким количеством культурных и исторических слоев, современный суваро-чувашский художник-ювелир Владислав Николаев обещает грандиозное будущее ювелирному искусству «СУВАР», ведь история и культура – это неиссякаемый источник вдохновения.

 

***

 

  1. Алмантай, В.Н. Культурная идентичность суваро-чувашей в условиях глобализации / В.Н. Алмантай.

– Чебоксары: Чуваш. Кн. изд-во, 2018. – 167 с.

  1. Круглова, М.Г. Современное ювелирное искусство в контексте ювелирных традиций азиатских народов // Культура и цивилизация. – Изд-во: Аналитика Родис (Москва), 2017. – Т. 7. – № 4А. – С.

836–842.

  1. Николаев, В.В. История чувашей: древняя эпоха: атлас / В.В. Николаев. – Чебоксары: ФИКИ им. К.В.

Иванова, 2007. – 80 с.: ил.

  1. Ювенальев, Ю.Ю. Ювелирное искусство суваро-булгар – предков чувашей / Ю.Ю. Ювенальев. – Чебоксары: Чуваш. Кн. изд-во, 2018. – 128 с.: ил.