Паломничество сувар — 2016
22 июня 2016 года общественное объединение "Сувары" Чувашской Республики совершило очередную ежегодную паломническую поездку по Золотому Кольцу Волжско-Камской Болгарии (Булгарии). Путешествие организовал оргкомитет во главе с координатором проектов Фонда историко-культурологических исследований (ФИКИ) имени К. В. Иванова Сарханом Семёновым.
В этом году экскурсантов собралось 49 человек. В основном — это чебоксарцы — люди разных возрастов и профессий, представители интеллигенции. (Некоторые — с детьми) Среди нас — две дамы-профессора. Доктора наук — медицинских — Людмила Герасимова, и философских — Галина Петрова.
В путь
Около трех часов утра комфортабельный автобус "Сетра" ООО "Пегас-авто" тронулся от монумента "Матери-покровительницы" в Чебоксарах.
Едем в сторону Казани. После Урмарского поворота в селе Андреево-Базары к нам подсаживается ещё группа наших активистов.
В составе нашей группы — дама-турист из Бурятии. Она — главный специалист-эксперт Министерства природных ресурсов Республики Бурятия. По образованию — геолог. Приехала по туристическому обмену к знакомым в Чебоксары. Те предложили участвовать в нашей экскурсии. Геолог согласилась. Среди её интересов — география, экология, философия, психология (этнический менталитет) народов, религиоведение. (Но это отдельная история.)
Казань объехали по кольцевой автотрассе. Вот и Сорочьи Горы, новый мост (важная достопримечательность) через широкую Каму. Переезжаем. Мы — в Нижнем Закамье. Небольшая промежуточная остановка у кафе.
Нижнее Закамье
Поворот направо. Едем в город Болгар. Кажется, до него около 90 километров. Хорошее современное шоссе. Живописные пейзажи. Чернозём. Населённых пунктов немного. Катастрофическое монгольское завоевание 13-го века, войны времён Золотой Орды (13-15 вв.), Тамерлан, ушкуйники, князья Фёдор Пёстрый и другие, последующие постоянные набеги кочевой Ногайской орды и других южных кочевых народностей превратили эти земли в Дикое поле. (См. статьи нашего известного учёного-историка Василия Димитриева (1924-2013) "Опустошение Болгарской земли", "Чувашская даруга", "Ногайская даруга", "Дикое поле" в Чувашской Энциклопедии.) После завоевания Среднего и Нижнего Поволжья Московским государством в 16-м веке, в 17-м здесь была создана Засечная черта с укреплёнными острогами для защиты от набегов. Началась колонизация и заселение Дикого поля. Затем восточная граница России перемещалась на Юго-Восток и далее на Восток.
В Заволжье. Болгар
В стороне справа остаётся Камское устье. Мы переехали в Заволжье. В Спасский район Республики Татарстан. Вот и райцентр Болгар.
Слева — современный небольшой городок Болгар, состоящий из домов частного сектора. Впритык справа — историческое городище.
Новшества. Контрольно-пропускной пункт
В этом году здесь появилось новшество — Контрольно-пропускной пункт (КПП) с административным зданием. Говорят: в целях безопасности. Проход экскурсантов по одному через турникет с дежурной дамой. Нам выделяют молодую женщину-экскурсовода. Она садится в наш автобус. Перед реконструированной сторожевой деревянной башней-воротами установлены каменные информационные тумбы с текстом на английском (сверху), татарском и русском языках. Там написано, что Болгарский историко-археологический комплекс включен в перечень исторического культурного наследия ЮНЕСКО. Что Болгар являлся первой столицей Золотой Орды. Но не написано, что город являлся первой столицей Волжско-Камской Болгарии домонгольского периода. На взгляд историка заметно, что автор информационного текста имеет субъективную точку зрения на историю.
Экскурсия
Совершаем экскурсию. По нашей инициативе сначала подходим к небольшой каменной стеле, установленной чебоксарским скульптором Дмитрием Мадуровым в 2000-м году. Он тогда участвовал здесь в археологических раскопках вместе с московскими археологами.
Наш мачавар (руководитель обрядов) Сархан Семёнов произносит небольшую речь, посвящённую памяти наших предков — сувар и волжских болгар (булгар). Звучат слова народного поэта Чувашии, уроженца соседнего Алькеевского района РТ Педера Хузангая: "Эпир пулна, пур, пулатпар!" (Были мы, и есть, и будем!) Собравшиеся трижды произносят: "Сапла пултар!" (Да будет так!) Приносим символический дар предкам монетами.
Экскурсовод ведёт по знакомому маршруту на остатки каменной цитадели, указанной как соборная мечеть. Затем — в мавзолей с каменными плитами со знаками солнца и арабскими надписями.
Рассказ экскурсовода дополняет руководитель объединения "Сувары", заместитель директора ФИКИ имени К. В. Иванова Владимир Алмантай. Он изучал эту тему, вместе с татарским учёным-арабистом. Привозил его в Чувашию, чтобы дешифровать арабские тексты на сохранившихся местных каменных плитах. Владимир Николаевич приложил немало усилий, чтобы сохранить наше историческое и культурное наследие. Эта деятельность получила признание общественности и правительства ЧР. (Как уже сообщалось, недавно за эти достижения ему было присвоено почётное звание заслуженного работника культуры ЧР.)
— У вас образованные экскурсанты, — говорит экскурсовод. Некоторые даже знают больше, чем я.
О религиозных конфессиях
К вашему корреспонденту обращаются с вопросом о вероисповедовании наших предков иногородние туристы, кажется, откуда-то из центральной России, но из смешанных (по национальности) браков.
— Ваши предки были язычниками?
— Термин "язычник" — не научный, а миссионерский. Он носит негативную, неодобрительную (с точки зрения мировых монорелигий) окраску. В науке этнологии применяются термины "Этническая религия", "Фолк-религия", Традиционная религия" и др.
Вопросы переходят к современности, политике. Отвечаю. Но меня уже торопят наши экскурсанты. Пора ехать дальше. Нам надо успеть посетить за день ещё два исторических объекта.
Сувар
Выезжаем в обратном направлении на городище Сувар. Оно в том же Спасском районе, на юге Татарстана, на границе с Ульяновской областью. Нужных указателей для туристов не видно. Сворачиваем на нужном перекрёстке. Ехать довольно далеко. Приходится делать большой крюк. Прямой автодороги туда нет.
Вот и долина речки Сухая Утка.
Сворачиваем на новую дорогу, построенную в прошлом году к соседней деревне. Покрытие щебёночное, вперемешку с плотно укатанным катком грунтом, кажется, вместе с галькой. Движение здесь небольшое. Дорога пока ровная, без рытвин. Наш большой автобус едет без проблем
Дорога пересекает городище со стороны речки. Останавливаемся в нужном месте. Далее пешком по густой траве до нашего места. Стебли крупных растений довольно прочные. Они мешают идти.
Городище обширное. Идти довольно прилично. Вот остатки оборонительных валов и глубокий и крутой ров, заросший густой травой. В этом месте его глубина — около трёх метров. Преодолеваем препятствие. Вот и наши берёзки, повязанные прежде цветными памятными ленточками. Наш памятный камень, установленный объединением "Сувары" летом 2013-м года. Тогда заведующая местным археологическим музеем Сувара — филиалом Болгарского музейного комплекса Нинель Садриева назвала его "Сердце Сувара".
Совершаем обряд поминовения предков. Возлагаем им угощения и дары. Повязываем новые ленточки. Народный художник ЧР, заслуженный художник России Владислав Николаев вешает на берёзку ещё одну памятную медаль. Ранее повязанная медаль — на прежнем месте. Фотографируемся на память. Повязываем ленточки также на две дубовые стелы "Юпа", установленные здесь рядом в середине 1990-х годов группой чебоксарской гуманитарной интеллигенции.
Место тут удивительно живописное. Чистая нетронутая природа. В траве растёт много земляники.
— Здесь у меня особенное состояние души сопричастности с духами наших предков, — говорит В. Николаев.
Две дамы отдыхают, лёжа в траве. Релаксация. Или медитация?
Речь заходит о патриотических чувствах сопричастности памяти предков, национальном самосознании, сознании исторической преемственности поколений нации, современном патриотизме, национальной гордости, уважении к своей Чувашской Республике.
Нам пора ехать в Билярск. Возвращаемся к нашему автобусу. Стоит жара. Безветренно. Нас атакуют агрессивные слепни. Жалят сильно. В следующий раз это надо учесть. Приготовить защитную одежду из плотной ткани. Впрочем, некоторые наши экскурсантки, как будто, оказались предусмотрительными. Две из них были в длинных юбках, некоторые в брюках. А одна дама закуталась и от солнца, чтобы нежная кожа не "сгорела" на солнцепёке.
Выезжаем в сторону шоссе.
— Указатель (у дороги о городище Сувар) в прежнем состоянии, — сообщают мне бывалые экскурсанты. Информационный щит оказывается справа по ходу движения, а я сижу слева.
— Такой же ржавый?
— И еле держится у земли.
В Билярск
Опять приходится делать крюк по шоссе. Хорошей прямой дороги нет. Проезжаем райцентр Базарные Матаки. Указателей на Билярск не видно. Едем по памяти.
Слава Богу — не заблудились.
Вот и Билярск. Большое русское село основано в 1654 году. Оно было опорным пунктом Закамской Засечной черты. Защищало от набегов Ногайской кочевой орды.
… В 1950-х годы село было райцентром Билярского района, позднее упразднённого.
Едем в кафе, где для нас уже сервированы столы фарфоровой посудой. О нас по нашему заказу заранее позаботился глава села Александр Гайнуллин. (Самому пришлось по служебным делам ехать в Казань.) В кафе — водопровод и канализация, сантехника, как в городе. Чисто! Уютно! Для мытья рук — холодная и горячая вода. Обслуживает вежливая официантка! Кухня качественная. Салфетки имеются. Всё — как положено в ресторане.
Настроение поднимается.
В урочище Валем-хузя
После обеда едем в лесное урочище Валем-хузя. На дорожном указателе — Святой ключ. Переезжаем речку Малый Черемшан (Кесен Сарамсан). Парковка с охранником. Выходим. Сначала для новичков — посещение Историко-археологического музея. Рядом торговля сувенирами. Продаются и разные ёмкости для ключевой ("святой") воды. Молодцы, татары! Умеют, понимаешь, торговать! Конъюнктура, спрос учтены.
У источника
Собираемся у источника. Здесь есть экскурсанты и из других мест. Они тоже набирают ключевую воду. Дружеское общение с татарками в хиджабах.
— Откуда Вы?
— Из Чебоксар.
— Вот как? Приезжайте к нам на днях на народный праздник "Уяв"! (Всечувашский ежегодный праздник под городом Нурлат. — Авт.)
— А вы из Нурлата?
— Да, мы в числе его организаторов.
— Вы, наверно, из отдела культуры райгорадминистрации?
— Да, оттуда. Сейчас едем в Казань на приём к Президенту Татарстана. Он устраивает приём в честь священного месяца Рамадан.
Наполняем привезённые пластиковые вёдра для ритуального омовения.
Сомнения и совет
В прошлогодний приезд из-за прохладной погоды ваш корреспондент воздержался от омовения с раздеванием, ограничившись символическим умыванием. На этот раз в жару надо бы, но уж больно вода ключевая холодная. Пока раздумывал, позвонила дочка с берега Байкала. (Она там в турпоездке.)
— Мне мама по телефону сказала, что ты купалась в Байкале? Это правда?
— Да! Когда я зашла в озеро, мне даже ноги свело от холодной воды. Я испугалась, но потом решила — раз я уж сюда приехала, то надо! И залезла в воду!
— Вот и я сейчас размышляю — облиться, или нет? Вода-то холодная!
— Папа, не бойся! Зато потом будет здорово!
— Ладно, попробую.
Инструктаж
— Чтобы организм нормально перенёс холодное омывание, врач посоветовал — как лучше, — инструктирует нас Сархан. (Ведь с нами в экскурсии — доктор медицинских наук.) — Сначала вылейте воду на бёдра, чтобы организм подготовился к стрессу. Потом — на грудь. И лишь потом — на голову.
Омовение
Итак, пора. Иду к душевым кабинам в стороне у подножия крутого священного лесного холма. Здесь уже идут водные процедуры. Наши женщины уже её прошли. Некоторые из них отдыхают рядом на скамейках. Теперь — очередь мужчин. Слышны энергичные возгласы из кабинок.
Парни приносят полные вёдра от ключа. Раздеваюсь. Оказывается, меня всё же сумели покусать слепни. Итак, по инструкции. Сначала — на бёдра. Осторожно, не целое ведро. Страшновато. Непроизвольно вырываются сдавленный возглас:
— Ух!!!
(Женщины на скамейке смеются. Наш Влад отпускает шуточки: "Кто это там мяучит? А это же он"…)
Теперь то же — на грудь.
— Ух!!!
Ну, вперёд! Теперь — на голову!!!
— Ух!!! (Ура, я сделал это! Такой "подвиг"! И сэкономил два ведра для других.)
Действительно, как говорил один литературный и киногерой: "Зато почувствуешь себя младенцем!" Необыкновенное чувство лёгкости и радости.
Выхожу из кабинки с видом древнеримского победителя-полководца Гая Юлия Цезаря: "Veni, vidi, vici." (Пришёл, увидел, победил.)
Присаживаюсь рядом с нашими профессорами на скамью.
— Это Вы "мяучили" там? — спрашивает доктор.
— Разве это было похоже на мяуканье? — отвечаю вопросом на вопрос. Кажется, мои возгласы были громче и энергичнее.
— И на голову лили?
— И на голову.
На душе необыкновенный подъём. Вспоминается и читается вслух отрывок из Сергея Есенина:
"Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове".
… После омовения вновь собираемся у ключа. По плану — поклонение предкам на святилище.
В святилище
По железной лестнице, построенной предприятием "Татнефть" в 1997-м году (как и всё остальное, благоустройство территории), поднимаемся по крутому склону высокого холма. Вот и наше святилище. Две дубовые стелы "Юпа", установленные нашей национальной интеллигенцией в середине 1990-х и 2014-м году. Последняя — объединением "Сувары".
Совершаем обряд поклонения предкам и их "кормления". Повязываем новые ленточки.
Место тут тоже живописное. Внушает особое торжественное просветлённое чувство. Как в храме.
Всё хорошо. Только несколько мешают комары. Они кусают нашу юную девушку в шортах.
Новички поднимаются дальше вверх до верхней опушки леса по мостикам через оборонительные рвы вокруг стоявшей там сторожевой "Девичьей башни". Девушки-воины (наши амазонки) погибли там при монгольском нашествии хана Батыя в 1236-м году.
У ключа
Спускаемся обратно. Набираем воду в наши ёмкости. Вода удивительно вкусная! Такой нигде не встречал. Не зря сюда приезжают паломники разных национальностей со всей округи и дальних мест.
В стороне на тротуаре собралась часть нашей группы. Это, оказывается, приехал глава села Билярск Александр Гайнуллин. Он отличный краевед, прекрасный знаток округи. Рассказывает всегда очень интересно, и в подробностях. Мы можем гордиться своим сородичем — настоящим патриотом нашего народа и родины.
А. Гайнуллин вручил Благодарственное письмо администрации села Билярск С. Семёнову за активную работу по историческому и патриотическому воспитанию молодёжи.
Земляки
Нам пора собираться в обратную дорогу. Уже вечереет. Возвращаемся к парковке.
Встречаем группу экскурсантов, по виду сельчан- сородичей. Несколько женщин и мужчина.
— Аван-и? (Здравствуйте.)
— Лайах. (Здравствуйте)
— Астан эсир? (Откуда вы?)
— Аксу районенчен, Савкас яленчен. (Из Аксубаевского района Татарстана. Из деревни Савгачево.)
— Хавар астан? (Откуда сами?)
— Шупашкартан. (Из Чебоксар)
Успеваем коротко пообщаться с моими земляками.
Сородичи из Башкирии
… Вдруг у выхода слышу знакомый голос Юрия Михайлова — председателя Общества чувашской культуры Республики Башкортостан. Оказывается, по пути в Чебоксары, на наш общий праздник День Республики (24 июня), он привёз группу чувашей из Башкирии (около 20 человек) для знакомства с памятниками истории нашего народа и местными достопримечательностями. Здороваемся.
— Владимир Николаевич, просьба объяснить нашему водителю дорогу отсюда на Чебоксары, — просит Юрий Павлович. — Мы все здесь впервые. Может, коротко расскажете нашим экскурсантам (они уже прошли к источнику) о здешних достопримечательностях? В том числе о Биляре. Говорят — там сохранился фундамент Соборной мечети?
— Точно, сохранился. Это — на городище. За селом. Проедете потом, если успеете сегодня. К сожалению, нам уже пора ехать.
— А что здесь посмотреть?
— Сам ключ. Если успеете, можете сполоснуться в кабинках. Потом — наверх, на святилище.
Объясняю маршрут водителю из Башкирии.
Нам пора садиться в автобус. Вновь появляется А. Гайнуллин.
Он собирается в сторону ключа.
— Александр Петрович, просьба хотя бы кратко пообщаться с башкирскими чувашами. Пояснить что здесь к чему. Они где-то у ключа с руководителем группы Юрием Павловичем.
А. Гайнуллин направляется туда.
О цейтноте
А мы трогаемся в обратный путь. К сожалению, не успели показать новичкам городище из-за недостатка времени. Весь маршрут за день охватить сложно. Придётся отложить на следующий год. Может, как прежде в 1990-е годы, со студентами, приехать с ночёвкой?
По пути в Чебоксары оставляем группу урмарцев. Вернулись в Чебоксары уже только после полуночи. Путешествие прошло успешно. Жаль только — в один день управиться сложно. Путь не близкий. А посмотреть нужно многое.
Благодарность
Оргкомитет объединения "Сувары" благодарит директора ООО "Пегас-авто" Дмитрия Павловича Иванова за помощь в транспортном обеспечении экскурсии по историческим местам в Республике Татарстан.
- 2335 просмотров