Психология

Формы человеческих отношений

Нижний кружок, обозначенный Ребенок или Р., показывает, что каждый мужчина имеет маленького мальчика внутри себя, а каждая женщина носит маленькую девочку в своей голове. Это Детская часть личности, ребенок, которым он или она когда-то были. Но каждый ребенок отличается от другого, и Детское его состояние в каждом человеке разное, потому что это Ребенок, которым он был в определенное время своей жизни. Когда Ребенок берет верх, человек ведет себя по-детски, подобно ребенку определенного возраста: в одном человеке он может быть четырех лет и трех месяцев, а в другом двух лет и шести месяцев, и сомнительно, может ли он когда-либо быть старше шести лет. Мы не называем это Детское эго состояние «незрелым»: мы просто говорим, что оно подобно ребенку или напоминает ребенка.

О некоторых аспектах историко-культурной обусловленности этнической психологии чувашей

По весьма откровенно выраженному мнению В. Д. Димитриева, почти за 700 лет пребывания под гнетом монголо-татар, казанских феодалов и царских властей (т. е. с 1236 г. до начала ХХ в.) у чувашей сложилась своеобразная психология и национальный характер: «...чуваши считали, что управлять ими, господствовать над ними должны обязательно представители других наций (татары, русские и др.), что из чувашей же не должны быть представители властей и должностных лиц, образованных, «учёных» людей. Выдвижение кого-то из чувашей для них было совершенно непривычно, неестественно» (Димитриев В. Д. Указ. соч.).
В известном «Духовном завещании» И. Я. Яковлева нашли ёмкое и чёткое отражение уровень и характерные особенности мышления и национального самосознания чувашей его времени, — о том, что чуваши, мол, не могут быть самостоятельными, что не нужно им самим выбирать свою судьбу, а надо идти за русским народом, которого, в свою очередь, куда-то ведет само Провидение «к великим, нам незримым целям». Примечательно, что эта философия жива в чувашах и сегодня, более того, реализовывается в той или иной форме даже на официальном уровне. Беда здесь в том, что подобного рода философия — есть не что иное, как философия иждивенчества, причем она культивируется на всех уровнях (то есть «мы сами, чуваши, ничего не можем, значит нечего дергаться, пытаться что-то делать самостоятельно, у нас есть старший брат, Центр, Москва»).

Subscribe to RSS - Психология