Суфизм

Поволжье в составе Золотой Орды

Общеизвестно, что для суфийской культово-обрядовой практики характерна традиция почитания святых предков или зиарат (перевод с арабск. почитание умерших). Уважение к покойным и культ святых в практике мусульман-суфиев подготовил народы Поволжья к осознанию необходимости обозначения мест погребений. [22]

Не случайно, поэтому появление большого количества надгробий относится к XIII—ХIV вв. [23] В это же время появляются мавзолеи, два из которых сохранились в Булгаре. Эпиграфические памятники являются, таким образом, ярким примером влияния суфийских представлений на формирование религиозных взгляды мусульманского общества в Поволжье.

Суфизм в Поволжье: особенности функционирования

Тюрки Поволжья и Приуралья, имевшие многовековые культурные и духовные связи с мусульманским Востоком, не могли остаться в стороне от процессов и явлений, происходивших в исламском мире. Еще до монгольского нашествия суфизм в форме тариката Йасавийа проник в Волжскую Булгарию из Средней Азии. Его основатель Ходжа Ахмад Йасави (ум. в 1162 г.) был учеником знаменитого подвижника Абу Йусуфа Хамадани (ум. в 1140 г.), который, в свою очередь, возводил свою духовную родословную к Абу Йазиду Бистами. Идеологической основой братства Йасавийа стало собрание записанных на тюркском наречии стихов Ахмада Йасави под названием «Дивани хикмет» (Сборник мудростей). Отрывки из этого сборника декламировались и распевались во время Йасавийских собраний, которые нередко сопровождались неистовыми экстатическими танцами.
Согласно историческим источникам, именно это братство сыграло важную роль в распространении ислама среди жителей степных тюркских народов Средней Азии и Казахстана. Сподвижники и ученики Ахмада Йасави, такие как его приемник Бакыргани (Хаким Ата) (ум. в 1183 г.) и Саид Ата (ум. в 1218 г.) распространяли учение своего наставника на большой территории, населенной тюрками — от Восточного Туркестана (совр. СинцзяньУйгурский Автономный район Китая) и до бассейна Волги. Кроме того, тарикат Йасавийа отличался еще и тем, что в нем особая роль отводилась почитанию духов умерших предков, что до сих пор сохраняется среди коренного населения Казахстана и Средней Азии, то есть родственных татарам тюркских народов.

Поволжье в составе Золотой Орды

Монгольское завоевание в XIII в. кардинально изменило естественный ход истории не только в Поволжье, но и в евразийском и африканском цивилизационном массиве. Мусульманский мир, потерявший к этому времени былое могущество, не смог защититься сам, тем более не смог защитить свои окраины, к каковым относилось Среднее Поволжье. Поскольку Волжская Булгария находилась в отдалении от центра этого мира, возможности для объединения с единоверцами были ограничены. Надвигающаяся с востока опасность заставила булгар искать союза с русскими княжествами, который был крайне ненадежным. После потери самостоятельности в 1236 г., волжские булгары в дальнейшем оказались в орбите нового политического союза — Золотой Орды, где в силу обширности территорий объединялись многие народы.

Суфизм в татарском мире в начале XX века

Следующее положение — культ святых, имеет лишь косвенное отношение к суфизму. Выдающиеся личности ислама и многочисленные мистики, ставшие святыми (вали, авлия) иногда еще при жизни, служили объектами обрядов, не существовавших в первые десятилетия ислама, но быстро развившихся позже. Одним из таких отклонений стала автоматическая канонизация любого усопшего шейха, что повлекло за собой увеличение количества святых и их могил и содействовало появлению класса хранителей этих могил и мест паломничества, равно как и класса людей, умеющих совершать положенные там обряды (ибадат). Именно к этому классу и принадлежат ишаны. Но не всякая «ханака» автоматически присоединялась к мавзолею, и не каждый шейх становился смотрителем могилы. Поскольку культ святых представлял собой неизбежный аспект центральноазиатского ислама, то те, кто мечтал о реформе ислама и общества не могли обойти молчанием эту тему. Большинство татарских джадидов никогда не спорили о месте святых суфи в центральноазиатском обществе, но они пересмотрели проблему культа святых и связанные с ним ритуалы. Правда, они никогда не заходили в этом вопросе так далеко, как ваххабиты, хотя часто их точки зрения были очень близки. Не будем возвращаться к заметкам Захира Бигиева, совершившего паломничество к мавзолею Баха ад-Дина Накшбанда. Другой вышеупомянутый татарский джадид Заки Валиди пишет, что паломничество к святым могилам не способствует пропаганде суфизма. Он пришел к этому выводу, слушая рассказ паломника, вернувшегося с могилы Баха ад-Дина и к которому его собственные родители пришли с визитом, как если бы он побывал в Мекке. Этот паломник говорил, что благодаря священному дереву у мавзолея, он излечился от болезни почек...

Subscribe to RSS - Суфизм