Отказ части чувашского этноса от традиционных атрибутов национальной принадлежности нельзя признать однозначно ассимиляторским процессом. В сознании некоренного, в том числе и русского, населения в условиях распространения русскоязычной культуры в республике происходит размывание этноцентрического начала. Русский язык и русскоязычная культура всё более широкими кругами общественности воспринимаются не как распространение национальных, а как развитие универсальных общенародных духовных ценностей и коммуникативных средств. Представители различных социально-профессиональных групп этноса ориентируются на такие культурные ценности, которые в большей мере соответствуют их материальным и духовным потребностям. В этих условиях нация не может рассматриваться как однородный культурный организм. Стремление определенных общественных сил к проведению политики приоритета одной нации в пределах республики входит в прямое противоречие с индивидуальными правами как представителей самой коренной нации, так и некоренных жителей.