Золотая Орда

Торговля в Поволжье и Приуралье в IX — начале XV веков

Развитие торговли в рамках сложившихся государств Волжской Булгарии и Золотой Орды прошло длительный путь — от IX до начала XV вв. Он характеризовался как подъемами, так и спадами, связанными с внутренним и внешним положением страны. Несмотря на военное противоборство с Русью в конце XI—XII вв. за контроль над торговой артерией — Волгой, нападения кочевников, монгольское нашествие 1236—1240 гг., чуму во второй половине XIV в. торговля за почти семь веков средневековья пережила динамичный подъем, а рынок занял значительное место в социально-экономической жизни страны. Об этом свидетельствуют такие показатели, как общественное разделение труда и экономическая специализация регионов и городов; сформировавшаяся политика государства к торговым вопросам; появление и становление купцов и торговцев как особой социальной группы, уртачество в организации торговли; расширение ассортимента товаров; товаризация ремесленных производств и промыслов в городе и на селе; увеличение количества крупных городских торговых центров, таких как Биляр, Булгар, средних и мелких поселений для поддержания торговых путей и организации внутренней торговли; широкое распространение иноземных, булгарских, джучидских и иных монет, серебряных саумов, немонетных средств платежа, торговых договоров и торгового инструментария. С одной стороны, в IX—X вв. процветала элитарная торговля. В ее ассортименте преобладали предметы роскоши и редкие товары, а субъектами выступали купцы-дружинники и транзитники, сочетавшие торговлю с грабежом. С другой, начиная с XI в., времени активного развития внутренней торговли, постепенно, к XIV в. преобладающее место в ассортименте заняли товары широкого потребления. Субъектами рыночных операций становятся не только торговцы и ремесленники, но и представители других социальных слоев. Вспомогательным занятием городских и сельских жителей становится торговля, что было свойственно развитому феодальному рынку.

Поволжье в составе Золотой Орды

Общеизвестно, что для суфийской культово-обрядовой практики характерна традиция почитания святых предков или зиарат (перевод с арабск. почитание умерших). Уважение к покойным и культ святых в практике мусульман-суфиев подготовил народы Поволжья к осознанию необходимости обозначения мест погребений. [22]

Не случайно, поэтому появление большого количества надгробий относится к XIII—ХIV вв. [23] В это же время появляются мавзолеи, два из которых сохранились в Булгаре. Эпиграфические памятники являются, таким образом, ярким примером влияния суфийских представлений на формирование религиозных взгляды мусульманского общества в Поволжье.

Наровчат — северная столица Золотой Орды

При упоминании о столицах Золотой Орды речь идет в основном о Сарай-Бату и Сарай-Берке, а ведь у этого татарского государства были и другие столицы. Если на юге это город Укек, расположенный вблизи Саратова, то на севере столицей был Наровчат. Однако большинство ученых, в том числе составители Татарской энциклопедии, не признают Наровчат как столицу Золотой Орды, а указывают лишь в качестве улусного центра. «Мухша (Наручат) — город Золотой Орды в XIV — XV веках центр улуса Мухша. В 1313-67 годах один из центров чеканки денег, с начала 15 века утративший свою значимость, — пишут они. — Руины (кирпичный дом, баня, части мусульманских усыпальниц) сохранились около села Наручат Пензенской области, вверх по течению реки Мукша (Мохша)». (Татарский энциклопедический словарь. — Казань, 2002, стр. 452).

Поволжье в составе Золотой Орды

Монгольское завоевание в XIII в. кардинально изменило естественный ход истории не только в Поволжье, но и в евразийском и африканском цивилизационном массиве. Мусульманский мир, потерявший к этому времени былое могущество, не смог защититься сам, тем более не смог защитить свои окраины, к каковым относилось Среднее Поволжье. Поскольку Волжская Булгария находилась в отдалении от центра этого мира, возможности для объединения с единоверцами были ограничены. Надвигающаяся с востока опасность заставила булгар искать союза с русскими княжествами, который был крайне ненадежным. После потери самостоятельности в 1236 г., волжские булгары в дальнейшем оказались в орбите нового политического союза — Золотой Орды, где в силу обширности территорий объединялись многие народы.

Болгарскую концепцию этногенеза татар навязывают ассимилированные татарами этнические болгаро-чуваши

Сторонники болгарской теории этногенеза татар — это бывшие чуваши, которые из-за социально- экономических и военно-политических катаклизмов XIV—XVIII вв. вынуждены были принять ислам и впоследствии оттатарились. Этапы оттатаривания чуваш происходили:

Татары. Часть 1. Золотая Орда

Фонд «Наука и религия» совместно с Госфильмофонд РФ представляют документальный фильм Татары. Часть 1. Золотая Орда. Автор фильма Дмитрий Макаров.

Археологи разработают план реконструкции золотоордынского города

«Конференция обсудила и признала, что в городе Мохши с 1313 года началась регулярная чеканка золотоордынских монет. Это подтверждается результатами археологических раскопок и соответствует исторической действительности, — сообщил IslamNews ректор Пензенского института развития образования, профессор Пензенского педагогического университета, доктор исторических наук, археолог, председатель Пензенского отделения Всероссийского педагогического собрания, член Регионального совета сторонников партии «Единая Россия» Геннадий Белорыбкин. — Согласно найденным монетам, которые 700 лет назад чеканились при хане Узбеке в городе Мохши, годом основания Наровчата можно считать 1313 год. В принятой резолюции подчеркивается, что Наровчат может претендовать на статус города».

Золотоордынское наследие. Сборник статей. Выпуск 2

Золотоордынское наследие. Выпуск 2. Материалы второй Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды», посвященной памяти М. А. Усманова. Казань, 29–30 марта 2011 г. / Отв. ред. и сост. И. М. Миргалеев. — Казань: ООО «Фолиант», Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2011. — 368 с. + 8 с. цв. вкл.Установление диалога и сотрудничества между учеными России, Ближнего и Дальнего зарубежья, а также между исследователями, работающими по разным направлениям золотоордынской истории и представляющими разные школы, — главная цель Золотоордынского Форума. Поэтому регулярные конференции «золотоордынцев» — ордыноведов, проводимые Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ в Казани, стали местом встречи ведущих специалистов в этой области. Мы изначально пошли по пути предоставления трибуны и молодым исследователям. Ведь на таких форумах можно получить бесценные консультации от тех, кто занимается проблематикой уже давно. Это важно и для наших, уже именитых, коллег — передать свои знания и быть в курсе новых исследований.

Новый взгляд на историю гуннов, хазар, Великой Булгарии и Золотой Орды

Новый взгляд на историю гуннов, хазар, Великой Булгарии и Золотой Орды / Азгар Мухамадиев. — Казань: Татар. кн. изд-во, 2011. — 159 с.: ил.Представляем Вашему вниманию отрывок «Сувары (чуваши)» (с. 86-89) из главы III, §3 «Этнический состав населения Поволжья и Приуралья» книги Азгара Гатаулловича Мухамадиева «Новый взгляд на историю гуннов, хазар, Великой Булгарии и Золотой Орды».

Загадочный город Мохши. К 700-летию образования улуса и принятия ислама Золотой Ордой в качестве государственной религии

Фрагменты мусульманских памятниковЛетописные источники свидетельствуют, что в 1312 году хан Узбек принял ислам в качестве государственной религии Золотой Орды и получил новое имя Султан Муххамед. Согласно различным источникам, он принял ислам от суфийских шейхов тариката иасавийа. В «шаджрат аль-атрак» говорится, что после восшествия на престол в течение 8 лет он проводил жизнь со своим илем и улусом в странах северного Дешт-и-Кипчака. На время, пока строилась столица нового улуса Сарай аль-Джадид, хан перебрался в город Нуриджан (современное село Наровчат), который переименовал в город Мохши. Позднее к нему добавился эпитет «аль-Махруса», что означает «Мохши Богохранимый». Сюда же, после смерти хана Тохты и упадка Укека (под Саратовым), был переведён монетный двор, где лили серебряные дирхемы и медные пулы. По сути улус Мохши (в русских летописях Наручадская Орда) являлся политическим центром Золотой Орды. Время правления хана Узбека историки называют эпохой наивысшего расцвета городской культуры и подъёма военной мощи Золотой Орды, укрепления её международного авторитета в странах Азии и Европы.

Страницы

Subscribe to RSS - Золотая Орда