Этническая идентичность и межкультурный диалог

Бойко И. И., Харитонова В. Г.
Общегражданская и этническая идентичности населения Чувашии / И. И. Бойко, В. Г. Харитонова; науч. ред. Г. А. Николаев. — Чебоксары, 2013. — 44 с. — (Научные доклады / ЧГИГН; вып. 14).
 

Этническая идентичность и межкультурный диалог

Обсудим более подробно вопросы, имеющие непосредственное отношение к этнической идентичности населения. Проблемы этнической идентичности населения республики рассматривались нами в ряде публикаций, в том числе посвященных подготовке, проведению и итогам Всероссийской переписи населения 2002 г. 12 Предпереписная ситуация в 2010 г. с точки зрения апелляции к этничности, к «предкам» была достаточно спокойной. В СМИ Чувашии более всего тиражировались разъяснительные материалы о целях и задачах переписи, ее истории, важности для развития экономики, социальной сферы государства. В последние дни перед переписью публикации и передачи, призванные мобилизовать этническое, прежде всего чувашское сознание, стали более частыми. В целом ситуация охарактеризована в статье, опубликованной в сборнике Института этнологии и антропологии РАН13. В нее из-за времени публикации не вошли некоторые материалы, характеризующие дискуссию о проблемах переписи в интернет-сообществе, и также ряд событий, имевших место непосредственно перед началом этого важного государственного мероприятия.

Говоря о дискуссиях, следует отметить, что некоторое непонимание и вызванное им недоверие были связаны с перечнем возможных ответов на вопрос о национальной принадлежности, который был помещен на сайте Росстата. Некоторые ответы из этого списка имели непосредственное отношение к чувашам (вирьял, анатри, анат енчи — реально существующие подгруппы чувашей), а другие относят к предкам чувашей (болгары волжские, булгары, сувары и пр.). Ряд пользователей Интернета считает, что налицо было стремление «раздробить» чувашский народ (как, впрочем, и другие). Один из участников дискуссии отметил: «... дробление нации на несколько подразделов — это выгодно только шовинистам, российским империалистам. Политика и рука ЛДПР тут видны издалека!!! Чем меньше нация в количественном составе, тем меньше выделяются финансы на поддержание языка, культуры и пр. Нация, имеющая менее 1 млн., не может рассчитывать на президента своей национальности. Также квота вводится на национальное образование. Нация, не достигнувшая опреде-

18

ленного количества, теряет право на национальную республику (Чувашия может оказаться под угрозой присоединения к Кировской области — центра бездорожья и разрухи). Необходимо перепись провести справедливо, если малые народы делят на всякие всячины, то надо бы русскую нацию разделить, чтобы людям мира было понятно, что собой представляет искусственно созданный имперский русский этнос». В дискуссии звучали и другие мнения. Упоминание имени болгар (булгар) вызывает порой мечтания о возврате к «золотому веку», «возрождению». Один из участников заявил: «... есть большой соблазн записаться на «булгар» с языком чувашским. Хотя бы потому, что «чуваш» — это наносное, как говорят здесь некоторые, не наше название... Так и ходим, ходим с этим названием, а про корни наши никто и не хочет упоминать, чтобы народ наш не знал своих предков и героев. А так... чуваши да чуваши, народ какой-то, добавят еще «тупой». Вы только посмотрите, сколько нашей интеллигенции и... молодежи маскируется под другими национальностями, лишь бы чувашом не называли...». Далее автор упоминает про тысячелетнюю историю народа, предков, которые были «великими болгаро-суварами» и ходили «в одном ряду с великими гунну (хунну)»14. Один из активистов чувашского этнического движения, который пропагандирует отказ от этнонима «чуваш» и переход к самоназванию «сувар», был чрезвычайно удовлетворен появлением в указанном списке подобного варианта. Он аргументировал своих оппонентов этим фактом и утверждал, что Росстат официально ввёл сувар в состав российских народов. После разъяснений, что перечень подразумевает возможные варианты ответов, которые население выбирает самостоятельно, а не о реальных народах, проблема некоторым образом прояснилась, но вялое переругивание по ряду отдельных сюжетов продолжалось.

14 октября 2010 г. в СМИ республики опубликовано обращение Президента Чувашии М. В. Игнатьева к чувашскому народу в связи с началом переписи населения. Он напомнил согражданам слова классика чувашской поэзии «Мы были, есть и будем» и отметил, что итоги переписи позволят оценить пройденный каждой семьей, общиной, нацией и всей страной путь со времени последней переписи и выявить проблемы. Подчеркивая, что участие в переписи является добро-

19

вольным волеизъявлением, президент выразил надежду на то, что каждый отметит себя в истории своего народа осознанным участием в этом общезначимом социальном событии. Далее М. В. Игнатьев говорил о важности информации для принятия управленческих решений, как на уровне России, так и в Чувашии. Таким образом, в обращении руководителя республики призыв определить в переписи свою этническую принадлежность выражен весьма опосредованно15.

В этот же день с обращением в адрес всех чувашей страны выступил Президиум Чувашского национального конгресса. Речь не содержала агрессивной аргументации, отметим только, что не первый раз активисты ЧНК полагали, что чуваши по данным переписи 2002 г. являются в России по численности четвертой нацией (вслед за русскими, татарами и башкирами). Почему-то из их расчетов регулярно выпадают украинцы. Логика, конечно, понятна: украинцы как бы выводятся из перечня российских народов, поскольку имеют «собственную» государственность.

Готовились к переписи также активисты мордовского культурного центра и татарской национально-культурной автономии Чувашии. Для тех и других одной из основных задач было не допустить «дробления» нации. Как и в 2002 г., проходили встречи, организовывались концерты и пр., на которых шла речь о единой этнической принадлежности, то есть татарской и мордовской. Руководство Чувашстата провело встречи с управляющим Чебоксарско-Чувашской епархией митрополитом Варнавой, с председателем Духовного управления мусульман Чувашской Республики муфтием А. Кргановым, на которых обсуждались вопросы участия верующих в переписи населения. Муфтий, в частности, отметил, что мусульмане примут активное участие в переписи населения, она не противоречит исламу и это важное событие в жизни страны. Он подчеркнул также, что татары должны определить свою национальность именно таким образом — «татарин».

Перепись 2010 г. зафиксировала в Чувашии незначительные изменения, относящиеся к численности и этническому составу населения. Всего учтено 1251,6 тыс. чел. постоянного населения16. По сравнению с 2002 г. население республики сократилось на 62,2 тыс. чел. (на 4,7 %). Снижение численности происходило как за счет естественной, так и ми-

20

грационной убыли. Этот процесс зафиксирован во всех районах и городах республики, за исключением Чебоксар и Чебоксарского района, где жителей стало больше соответственно на 2,6 и 7,1 %. Доля городского населения в 2010 г. составила 58,8 % против 60,6 % в 2002 г. Переписью учтено 582,2 тыс. мужчин и 669,4 тыс. женщин, или 46,5 и 53,5 % соответственно (в 2002 г. — 46,3 и 53,7 %).

Численность и соотношение основных этнических групп изменились незначительно. В республике на долю чувашей приходится более двух третей всего населения, их численность составила 814750 чел. (91,6 % от 2002 г.). Более четверти населения (26,9 %) составили русские, темпы сокращения численности которых в межпереписной период оказались ниже, чем у чувашей (92,8 %). 2,8 % населения Чувашии приходится на долю татар; 1,1 % — мордвы; 0,4 % — украинцев и 0,3 % — марийцев. Численность остальных этнических групп незначительна: более 1 тыс. чел. насчитывали только белорусы (1417 чел.) и армяне (1290 чел.). Из старожильческого населения рост численности отмечен только у марийцев (103 % по сравнению с 2002 г.). Увеличилась численность таджиков (168,1 %), узбеков (158,7 %), молдаван (128,4 %), азербайджанцев (104,0 %) и армян (102,3 %). При этом следует обратить внимание, что темпы снижения численности населения как в целом, так и по большинству этнических групп в 2002— 2010 гг. были выше, чем в 1989—2002 гг., а темпы роста — ниже. Чувашия оказалась единственным регионом в ПФО, где численность лиц, указавших другие национальности, не превысила в составе всего населения одного процента (0,8 %).

В республике случаи «дробления» этических групп незначительны. Среди татар оказалось 7 кряшен и 7 мишарей, среди мордвы 4 чел. идентифицировали себя как мордва-мокша и 249 — как мордва-эрзя. В составе марийцев зафиксированы 24 горных марийца. Группа «другие национальности» в республике немногочисленна и составила 352 чел., среди которых 11 булгар, 50 метисов, 75 россиян и др.

В ходе бесед, проведенных после окончания переписи с 10 переписчиками, работавшими в Чебоксарах, и одним из с. Напольное Алатырского района (в селе находится центр мордовской культуры Чувашской Республики), были отмечены некоторые особенности определения национальной при-

21

надлежности17. Для взрослых этой проблемы как таковой практически не существовало. Трудности возникали при переписи детей и молодежи. Для небольшой части взрослого населения этичность не является актуальным индикатором личности. Нередко переписчики описывали ситуацию, когда взрослые граждане при ответе на вопрос о национальной принадлежности начинали рассуждать о целесообразности ее определения. Иногда аргументом таких сомнений становился формальный признак отсутствия записи о национальности в документах. «В паспорте ведь нет национальности, зачем это надо писать сейчас» — примерно о таком ответе говорили 3—4 переписчика. Но если взрослое население в конце концов разбиралось с данным вопросом, то больше сомнений возникало при оформлении переписного листа на младшее поколение.

Практически все переписчики отмечали, что даже в этнически однородных семьях (чувашские, мордовские) родители иногда сомневались при определении национальной принадлежности детей, не достигших 14 лет. Конечно, чаще этническая принадлежность родителей «сохранялась» у детей, но были случаи, когда взрослые считали, что ребенок в большей степени русский, чем, например, чуваш или мордвин, поскольку плохо знает материнский язык или совсем не владеет им, он не приобщается к определенной этической культуре, традициям и таким образом фактически «выпадает» из большой национальной «семьи». Если в ходе переписи свидетелями таких случаев становились дедушки и бабушки детей, то переписчики отмечали случаи обиды с их стороны, стремление записать внуков соответственно своей национальной принадлежности, то есть чувашами или мордвинами и т. д. Иногда их аргументы действовали. При этом на первый план в качестве аргументов выходили не столько язык и культура, а региональная принадлежность, традиция: «Все-таки живем в Чувашии, мы чувашами всегда были».

Если семья была этически неоднородной, то возникали различные комбинации. В с. Напольное национальная принадлежность детей в смешанных семьях определялась «по отцу». По рассказам переписчицы, в соседней деревне, в которой также много мордвы, чаще, чем в их селе, взрослые записывали себя русскими, имелись очень редкие случаи иденти-

22

фицировать себя в качестве эрзи, а не просто мордвы. В Чебоксарах, по наблюдениям переписчиков, с приближением детей к 14-летнему возрасту, увеличивалась доля родителей, которые определяли их русскими. Переписчица, работавшая в поселке, входящем в административную границу Чебоксар, обратила внимание, что национальная принадлежность детей из смешанных семей здесь чаще определяли по национальности матери. Подобные случаи были нередки, поскольку доля смешанных семей, по её сведениям, составляла 40—50 %. Тем не менее, жители поселка по сравнению с чебоксарскими семьями чаще стремились определить детей как чувашей. В Чебоксарах, как отмечали некоторые переписчики, не было закономерности определения национальной принадлежности ребенка сообразно национальности родителей. Встречались случаи записи и «по отцу», и «по матери». Подростки из Чебоксар больше тяготели к определению себя в качестве русских. Имели место конфликтные ситуации, но они не были массовыми. Одна из переписчиц запомнила достаточно острый спор между родителями-чувашами и их 18-летней дочерью, которая вопреки желанию родителей свою национальную принадлежность определила как «русская». В смешанной чувашско-марийской семье родители записали национальность детей «по себе»: сына чувашом, а дочь марийкой. Имелись смешанные семьи, в которых один из родителей (чаще всего отец) являлся мусульманином. Такая ситуация нетипична для Чувашии, лишь в ее южных районах, в которых компактно проживают татары, встречаются подобные семьи. С приездом в республику уроженцев стран Средней Азии, Закавказья и республик Северного Кавказа ситуация постепенно меняется. Кроме того, для обучения в вузах республики прибывают молодые люди из Африки, Палестины, Сирии. Заключаются межнациональные браки, ранее нехарактерные для республики. Этническая принадлежность детей в них определялась по-разному. Доминирующей становится позиция отца; в азербайджано-чувашских, ингуше-чувашских, татарочувашских семьях, которые перепись проходили в Чебоксарах, дети были записаны по его национальности (азербайджанцы, ингуши, татары). Одна из переписчиц пришла в семью, где муж — араб, приехавший учиться в Чебоксары, а жена — чувашка. Одного из детей родители записали чувашом, другого — арабом.

23

Как новое в переписной практике явление отмечается желание некоторых граждан зафиксировать применительно к себе не одну, а две национальные принадлежности, чаще всего при этом называлось сочетание «чуваш и русский». Собственно, упоминание в перечне «другие национальности» категории «метис» как раз является отражением подобной самоидентификации. Переписчики отмечали, что таких случаев насчитывалось около 2—3 % от общего числа граждан, подлежащих переписи на их участках. В подобных ситуациях они просили опрашиваемых лиц определить только одну национальную принадлежность. Был единичный случай, когда на вопрос переписчика о национальности было сообщено о том, что слишком много перемешано и сложно сделать выбор. В переписном листе был отмечен отказ от ответа.

Очень редко, но имелись случаи смены этнической идентичности. В деревне с преобладанием мордовского населения в 2002 г. один из жителей определил себя как русский, в 2010 г. попросил записать его мордвином. В Чебоксарах об одном подобном случае говорила переписчица: в ходе работы выяснилось, что гражданин в переписи 2002 г. отнес себя к русским, через 8 лет заявил о себе как о чуваше.

Таким образом, опыт наблюдения за переписью 2010 г. позволяет сделать некоторые выводы. Продолжается отмеченная ранее тенденция отхода от этнической самоидентификации «по крови», от тесной связи с национальной принадлежностью родителей даже в этнически однородных семьях. Нередки случаи, когда в одной семье в ходе переписи выявляются представители различных этнических групп. В городской среде, в условиях тесных межэтнических контактов, отмечено стремление молодежи идентифицировать себя русскими. В то же время эта атмосфера создает условия для фиксации сложных идентичностей, когда граждане ощущают близость не с одним, а с двумя, а иногда и с большим числом этносов. Сложившаяся практика переписи пока не дает возможность официально зафиксировать такое желание, поэтому приходится делать выбор, и переписчик записывает только один вариант национальной принадлежности. Иначе говоря, право человека самостоятельно определять свою этничность, хотя бы и сложную, не может быть реализовано в полной мере, когда самоощущение гражданина выходит за рамки офици-

24

ально установленных границ. В результате материалы переписи не могут дать полной картины этнического разнообразия и сложности населения страны.

О реальности распространения этих явлений, в том числе в Чувашии, их примерном масштабе свидетельствуют материалы социологических исследований, проведенных в республике в 2011—2013 гг.

Респондентам предоставлялась возможность при ответе на вопросы об этнической принадлежности и родном языке выбрать вариант, который включал не одну, а две или более национальности, а также два и более родных языка.

В ходе обследований были получены материалы, свидетельствующие о реально существующей ситуации, когда в ходе самоидентификации часть граждан выбирала для себя сложную этническую идентичность, что особенно заметно у самых молодых, то есть у старшеклассников. Из их числа 17,9 % заявили о своей сложной этнической идентичности, в абсолютном большинстве речь шла о причислении себя к русским и чувашам. У населения в целом подобный уровень ниже: в 2011 г. 6,1 % респондентов заявили, что у них сложносоставная этническая идентичность. В данном случае конкретный выбор не фиксировался, речь шла в целом о двойных идентичностях. В 2012 г. количественно данный показатель практически совпал с материалами предыдущего исследования и составил 5,6 %. В этом случае абсолютное большинство респондентов выбрало сочетание «чуваш и русский» (71,4 %), но были и другие варианты: «чуваш и эрзя», «татарин и русский», «украинец и русский», «чуваш и сувар», «мордвин и русский» и др. Среди тех, кто выбрал в анкете 2012 г. вариант «другая национальность», 12,5 % записали такие ответы, как «россиянин», «евразиец» и «интернационалист». Из выбравших сложную этническую идентичность большинство живет в городах, в 2012 г. их доля составляла около 85 % от всей совокупности таких респондентов (напомним, что доля горожан во всем массиве составила 58,5 %).

Материалы 2012 г. дают возможность получить распределение по возрастам тех респондентов, кто выбрал сложную этническую идентичность, а именно «чувашско-русскую». При этом следует иметь в виду, что их абсолютная численность невелика (40 чел.), поэтому детальные выводы преждевре-

25

менны. Из материалов следует, что выбор сложной этнической идентичности в незначительной мере определяется возрастом респондентов. Среди тех, кому исполнилось от 18 до 44 лет, доля лиц, выбравших сложную идентичность, на 2—5 % опережает удельный вес этих возрастных когорт в общем объеме выборки, а среди тех, кому исполнилось 45 лет и более, она примерно на 10 % меньше. Иначе говоря, молодежь в большей степени расположена к выбору сложной (чаще всего двойной) этнической принадлежности, но подобный выбор нередок и в группе лиц старшего возраста.

В 2013 г. доля тех респондентов, которые, отвечая на вопрос о своей национальности, выбрали вариант «чуваш и русский», равнялась уже 13,3 %. Кроме этого, 52 % определили себя чувашами, а 25,5 % — русскими. Другие варианты ответов выбрали 8,6 %. С большим основанием можно предполагать, что граждане, выбравшие двойную этническую идентичность («чуваш и русский»), во время переписи 2010 г. называли себя чувашами.

Таким образом, ряд конкретных обследований школьников и всех жителей республики подтверждает утверждение о реально встречающейся сложной этнической идентичности. Для Чувашии это в первую очередь отнесение граждан к наиболее многочисленным этническим группам, проживающим в республике, — русским и чувашам, что соответствует распределению всего населения, поскольку на них приходится почти 95 % жителей.

26