Еврейский университет в Иерусалиме
Центр славянских языков и литературы
Центр Чейза по развитию иудаики на русском языке
Международный Центр еврейского образования и полевых исследований
Институт Славяноведения РАН
Хазарский проект
Редакционная коллегия
В. Петрухин, В. Москович, А. Федорчук, А. Кулик, Д. Шапира
Хазары. Евреи и славяне. Том 16. — Москва: Мосты культуры, 2005. — 568 с.
ISBN 5-93273-196-6
Издатель М. Гринберг
Зав. редакцией И. Аблина (Москва)
М. Яглом (Иерусалим)
Книга издана при поддержке группы «Ариэль» и лично Евгения Сатановского
© Еврейский университет в Иерусалиме, 2005
© Центр славянских языков и литературы, 2005
© Центр Чейза по развитию иудаики на русском языке, 2005
© Институт Славяноведения РАН, 2005
© Институт Яд Бен-Цви (Иерусалим), 2005
© Международный Центр еврейского образования и полевых исследований, 2005
© Гешарим / Мосты культуры, 2005
Скачать PDF, 2,7 MB (5 статей)
Ссылки
Содержание
Список сокращений
От редколлегии
Раздел I
Петрухин В. Я. Русь и Хазария: к оценке исторических взаимосвязей
Калинина Т. М. Ал-Хазар и ас-сакалиба: контакты. Конфликты?
Швайд Элиэзер. Хазарская тема в Книге Кузари р. Иегуды Галеви
Флерова В. Е. Сюжеты хазарской графики
Раздел II
Михеев В. К., Тортика А. А. Евреи и иудаизм в Хазарском каганате: к вопросу о формулировке современной научной концепции хазарской истории
Флеров B. C., Флерова В. Е. Иудаизм в степной и лесостепной Хазарии: проблема идентификации археологических источников
Комар А. В. Исторические предпосылки возникновения легенды о полянской дани хазарам по археологическим данным
Аксенов B. C. К вопросу о существовании памятников этнических хазар в верхнем течении Северского Донца
Науменко В. Е. Византийско-хазарские отношения в середине IX века
Могаричев Ю. М. К вопросу о хазарах в Крыму в начале VIII в.
Калинина Т. М. Ал-хазар и ат-турк в произведениях средневековых арабо-персидских учёных
Ковалевская В. Б. Возникновение местного производства стеклянных бус на Кавказе (к вопросу об алано-хазарских взаимоотношениях)
Шнирельман В. А. «Свирепые хазары» и российские писатели: история взаимоотношений (заметки о «народном хазароведении»)
Иванов С. А. Древнеармянское Житие Стефана Сурожского и хазары
Степанов Цветелин. Развитие концепции сакрального царя у хазар и болгар эпохи раннего Средневековья;
Семенов И. Г. К интерпретации сообщения «Кембриджского Анонима» о походах Хельгу, «царя Русии»
Колода В. В. К вопросу о наследии Хазарского каганата и его роли в истории восточных славян
Чекин Л. С. Самарха, город Хазарии
Фонякова Н. А. Черты иконографии и стиля изображений животных в художественном металле Хазарии VIII—IX вв
Гавритухин И. О. Хронология эпохи становления Хазарского каганата (элементы ременной гарнитуры)
Круглов Е. В. Хазары — поиск истины
Голден Питер. Тюрки-хазары — гулямы на службе у халифов
Голб Норман. Значение древнееврейских рукописей для исторических исследований, в особенности, для истории хазар
Shapira Dan. Judaization of Central Asian Traditions As Reflected in the So-Called Jewish-Khazar Correspondence, with Two Excurses: A. Judah Halevy’s Quotations; B. Eldad ha-Dani (Judaeo-Turkica VI), and an Appendix
Бунарджич Радован. Челарево — некрополь и поселение VIII—IX веков
Жиронкина О. Ю., Цитковская Ю. И. Погребальные обряды в Хазарии (Несколько интерпретационных стереотипов в свете стратиграфических и иных наблюдений на Нетайловском могильнике)
Ходжайов Т. К. Краниологическая характеристика раннесредневекового населения Хумаринского городища (Карачаево-Черкесия)
Abstracts
Contents
List of Abbreviations
Foreword
Pletneva S. The Khazars and the Khazarian Qaganate
Part I
Golden P. The Khazars in Modern Research — Past Achievement and Future Goals and Prospects
Petrukhin V. Rus’ and Khazaria: an Evaluation of Historical Connection
Kalinina T. Al-Khazar and As-sakaliba: Contacts. Conflicts?
Rona-Tas A. Khazars and Magyars
Erdal M. The Khazar Language
Shweid E. The Khazarian Theme in the Book The Kuzari by R. Judah Halevi
Flerova V. The Subjects of the Khazarian Drawings
Part II
Mikheev V., Tortika A. Jews and Judaism in the Khazarian Qaganate: on the Shaping of the Modern Scholarly Conception of the Khazarian History
Flerov V., Flerova V. Judaism in the Steppe and Forest-steppe Khazaria: the Problem of the Identification of Archeological Sources
Komar A. Historical Preconditions for the Emergence of the Legend on the Poljan Tribute to Khazars on the Basis of Archeological Data
Aksenov V. On the Existence of Old Relics of Ethnic Khazars Upstream the Severskij Donets
Naumenko V. Byzantine-Khazarian Relations in the Middle of the IXth century
Mogarichev Ju. On the Khazars in the Crimea at the Beginning of the VIIIth с
Kalinina T. Al-Khazar and At-Turk in the Works of Medieval Arabo-Persian Scholars
Klyashtomy S. The Asian Aspect of the Early History of the Khazars
Kovalevskaja V. The Emergence of the Local Production of Glass Beads in the Caucasus (on the question of Alani-Khazarian Relations)
Shnirelman V. «The Ferocious Khazars» and Russian Writers: the History of Relations (Notes on the Folk Khazar Studies)
Ivanov S. The Old Armenian Hagiography of Stephen of Surozh and the Khazars
Stepanov Ts. The Development of the Conception of the Sacral Ruler among the Khazars and the Bulgars during the Early Middle Ages
Semjonov I. On the Interpretation of the Communication of the «Cambridge Anonymous Author» on the Campaigns of Helgu «the King of Russia»
Koloda V. On the Legacy of the Khazarian Qaganate and its Role in the History of Eastern Slavs
Chekin L. Samarkha, City of Khazaria
Fonjakova N. Features of Iconography and Style on the Depiction of Animals in Decorative Metal Artefacts of Khazaria of the VIIIth-IXth cc
Gavritukhin I. The Chronology of the Epoch of the Establishment of the Khazarian Qaganate (Elements of Ornamental Belts)
Kruglov E. The Khazars — in the Quest for Truth
Golden P. Khazar Turkic Gulams on Caliphal Service
Golb N. The Value of Hebrew Manuscripts for Historical Research, with Special Reference to the Khazars
Shapira Dan Y. Judaization of Central Asian Traditions as Reflected in the So-Called Jewish-Khazar Correspondence with two Excurses: A. Judah Halevy’s Quotations; B. Eldad ha-Dani (Judaeo-Turkica VI) and an Appendix
Bunardzic К. Celarevo — the Necropolis and the Settlement of the VIIIth-IXth cc
Zhironkina O., Tsitkovskaja Ju. Funeral Rites in Khazaria (Some Interpretative Stereotypes in the Light of Stratigraphic and Other Observations at the Netailovo Burial Ground)
Khodzajov T. A Craniological Evaluation of the Early Medieval
Population in the Khumarin Ancient Settlement
Abstracts
Список сокращений
АДСВ — Античная древность и Средние века.
АДУ — Археологiчнi дослiдження на Украiнi.
АИА НАНУ — Архив Института археологии Национальной академии наук Украины. Киев.
АИА РАН — Архив Института археологии Российской академии наук. Москва.
АКМЗ — Астраханский краеведческий музей-заповедник.
АО — Археологические открытия. Москва.
АСГЭ — Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Санкт-Петербург.
БЛДР — Библиотека литературы Древней Руси.
ВВ — Византийский Временник.
ВДИ — Вестник древней истории.
Вiсник ХДУ — Вiсник Харкiвського Державного Унiверситету.
ВОКМ — Волгоградский областной краеведческий музей.
ГАИМК — Государственная Академия истории материальной культуры.
ГИБИ — Гръцки извори за българската история.
ДА — Донская археология. Ростов-на-Дону.
ДВДС — Древности Волго-Донских степей. Волгоград.
ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения.
ЗООИД — Записки Одесского Общества истории и древностей.
ИАИАНД — Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону.
ИАК — Известия Археологической комиссии.
ИА НАНУ — Институт археологии Национальной академии наук Украины. Киев.
ИГАИМК — Известия Государственной академии истории материальной культуры. Ленинград (Санкт-Петербург).
ИИМК — Институт истории материальной культуры. Санкт-Петербург.
ИТУАК — Известия Таврической ученой архивной комиссии. Симферополь.
КЕС — Культура евразийских степей второй половины I тысячелетия н. э. Самара.
КИСЭПИ — Калмыцкий институт социально-экономических и правовых исследований.
КСИА — Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института археологии АН СССР.
КСИА АН УССР — Краткие сообщения Института археологии Украинской академии наук.
КСИИМК — Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры АН СССР. Москва, Ленинград.
ЛОИА АН СССР — Ленинградское отделение института археологии Академии Наук СССР.
МАД — Материалы по археологии Дагестана. Махачкала.
МАИЭТ — Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Симферополь.
МАЭСУ — Музей археологии и этнографии Слободской Украины. Харьков.
МИА — Материалы и исследования по археологии СССР.
НАР — Новое в археологии Киева.
НПЛ — Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов.
ПВЛ — Повесть временных лет.
ПСРЛ — Полное собрание русских летописей.
ПХАПСССК — Проблемы хронологии археологических памятников степной зоны Северного Кавказа. Ростов-на-Дону.
РА — Российская археология.
СА — Советская археология.
САИ — Свод археологических источников.
СНСП — Сказания о начале славянской письменности.
СЭ — Советская этнография.
ТЮТАКЭ — Труды Южнотуркменистанской археологической комплексной экспедиции.
ЭКУ — Этнокультурная карта территории Украинской ССР в I тыс. н. э. Киев.
ЭССЯ — Этимологический словарь славянских языков.
ААН — Acta Archaeologica Academiae Scientiarum Hungaricae.
AEMA — Archivum Eurasiae Medii Aevi.
AE — Archaeologiai ertesito.
BGA — Bibliotheca geographorum arabicorum.
CSCO — Corpus scriptorum christianorum orientalium. Louvain.
GRBS — Greek, Roman and Byzantine Studies.
HUS — Harvard Ukrainian Studies.
REB — Revue des Etudes Byzantines. Paris.
SIA — Slovenska archaeologia.
SBS — Studies in Byzantine Sigilography. Washington.
SPAW — Sitzungberichte der Preussischen Akademie der Wissenschaft. Berlin.
VA — Vita Antiqua. Kиiв.
От редколлегии
Очередной том серии Jews and Slavs выходит одновременно в рамках издательских серий «Хазарский проект» (при поддержке группы «Ариэль») и «Bibliotheca Judaica» (Ассоциация «Гишрей Тарбут» и Центр Чейза) и содержит материалы двух международных коллоквиумов, посвященных хазарам.
Первый коллоквиум, состоявшийся в Иерусалиме (Институт Бен-Цви) в мае 1999 г., стал важным начинанием в международном и междисциплинарном исследовании практически всего спектра проблем, связанных с историей Хазарского каганата, его места в раннесредневековой Евразии и в истории еврейского народа (см. о Первом коллоквиуме — Флеров, 2000; Петрухин, Федорчук, 2000). Материалы коллоквиума готовятся к печати проф. Питером Голденом в англоязычной версии. Русскоязычная версия материалов Первого коллоквиума была подготовлена к печати частично, при этом часть их была опубликована его участниками в виде отдельных статей (Афанасьев, 2001; Флеров, 2001; Петрухин, 2000 а, б). В первой части предлагаемого тома публикуются некоторые статьи российских участников коллоквиума, а также переведенные на русский язык статьи, характеризующие разные аспекты хазарской проблемы, наиболее интересные для отечественного читателя, в первую очередь — обобщающая статья Питера Голдена о достижениях и перспективах в хазарских исследованиях.
Вторая часть тома содержит материалы Второго международного коллоквиума по хазарам, проведенного в Москве в 2002 г. в рамках IX Международной конференции по иудаике, устраиваемой Центром научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер» (оргкомитет — И. Аржанцева, В. Петрухин, А. Федорчук). Коллоквиум проходил при поддержке Российского Еврейского конгресса в рамках «Хазарского проекта»
14
Еврейского университета в Москве (ныне — Высшая гуманитарная школа им. С. Дубнова). Участники коллоквиума, в частности, смогли познакомиться с хазарской археологической коллекцией Еврейского университета, с результатами раскопок на городище Самосделка в дельте Волги (предварительная публикация материалов этих раскопок вышла в 2003 г. — Васильев, Гречкина, Зиливинская, 2003).
Второй коллоквиум в основном продолжил проблематику Первого. Его открыла ведущий хазаровед С. А. Плетнева, вводное слово которой открывает и весь том1. Специфика московского коллоквиума — в преобладании докладов по археологической тематике. Это естественно: именно археология ежегодно расширяет и обновляет источниковую базу для исследования проблем, связанных с историей Хазарии в том широком евразийском контексте, в котором только и может рассматриваться история и культура этой «кочевой империи». Неслучайно самыми объемными статьями тома оказываются статьи по проблемам систематизации археологического материала (И. Гавритухин, Е. Круглов). Все более определенно вырисовываются центральноазиатские (туркестанские) аспекты этой истории (и ее завершения с вторжением огузов), конкретизируются балканские, восточно- и центральноевропейские — венгерские — ее связи. В частности, находки иудейских символов (знаков на кирпичах) в некрополе Челарево (Воеводина), иногда напрямую ассоциировавшиеся с хазарскими каварами — союзниками венгров, не относятся к эпохе обретения венграми родины в Паннонии, а датируются позднеаварским периодом (VIII — начало IX в.), что делает эти находки еще более интригующими. Вообще проблема иудаизма в Хазарии и поисков его археологических свидетельств была одной из главных тем коллоквиума. Актуальными являются и поиски «этнических хазар» — выделение подкурганных погребений в междуречье Нижней Волги и Дона.
Одной из традиционных оказывается и тема отношений Хазарии со славянами, Русским государством и ближайшими соседями-«вассалами»: аланами, волжскими болгарами. Рассматриваются проблемы, связанные как с традиционными (данные Константина Багрянородного, Жития Константина Философа, еврейско-хазарской переписки, восточных источников), так и с вновь вводимыми и редкими письменными источниками — таковы древнееврейские рукописи, которым посвящена статья Нормана Голба, армянская версия Жития Стефана Сурожского (статья С. Иванова), данные картографии по исторической географии Хазарии (Л. Чекин) и др. К редким материалам относятся данные краниологии, полученные с одной из крупнейших хазарских крепостей — Хумаринского городища в Прикубанье (Т. Ходжайов).
Финансовые проблемы не позволили оперативно издать материалы коллоквиумов2, что, естественно, негативно сказывается прежде всего на публикации археологических материалов, которые «устаревают» с каждым
15
сезоном. Вместе с тем проведение коллоквиумов способствовало интенсификации исследований в области хазарских проблем. При этом особая роль принадлежит региональным исследованиям, которые проводятся в Самаре, Волгограде, Астрахани, в последнее время — в Донецке3. В Болгарии участником московского коллоквиума д-ром Цветелином Степановым был издан сборник, посвященный болгарам и хазарам в раннем Средневековье (Степанов, 2003). Одной из целей московского коллоквиума была координация междисциплинарных исследований по проблемам Хазарии в евразийском контексте.
На московском коллоквиуме состоялась договоренность о проведении международного хазарского семинара в Харькове и Верхнем Салтове: он состоялся осенью 2002 г., к его открытию в Харькове был издан «Хазарский альманах», т. 1 (2 том издан в 2004 г., М.: Мосты культуры-Гешарим). На семинаре особенно остро встал вопрос о спасении памятников археологии, подвергающихся разрушению, как само городище Верхний Салтов, и разграблению. Была разработана программа срочных мер по охранным исследованиям на Верхнем Салтове, Правобережном Цимлянском и Семикаракорском городищах на Дону, которые начались в рамках Хазарского проекта в 2003 г. Необходимость финансирования этих работ4 задерживала подготовку к печати трудов московского коллоквиума.
В результате издатели при составлении «Трудов» должны были по возможности отобрать для издания наиболее актуальные из поступивших текстов и не имели возможности включить работы всех участников хазарских коллоквиумов.
Примечания
1 Книга С. А. Плетневой «Очерки хазарской археологии» была выпущена издательством «Мосты культуры-Гешарим» в 1999 г. к Первому коллоквиуму по хазарам; второе издание 2000 г. и книга B. C. Флеровой «Образы и сюжеты мифологии Хазарии», выпущенные тем же издательством в серии «Хазарский проект» в 2001 г., распространялись (при поддержке РЕК) среди участников коллоквиума.
2 К началу второго коллоквиума были изданы тезисы докладов: Хазары. Второй Международный коллоквиум. Тезисы. М., 2002.
3 В Донецке под редакцией А. В. Евглевского издаются важные труды по археологии степей, в том числе второй том — «Степи Европы в эпоху Средневековья» (Донецк, 2001) — посвящен хазарскому времени.
4 Предварительные результаты опубликованы: Флеров, Петрухин, 2004.
Литература
Афанасьев Г. Е. Где же археологические свидетельства существования Хазарского государства? // РА. 2001. № 2. С. 43—54.
Петрухин 2000а: Петрухин В. Я. Князь Олег, Хелгу Кембриджского документа и русский княжеский род // Древнейшие государства Восточной Европы. М., 2000. С. 222—229.
Петрухин 2000б: Петрухин В. Я. Хазария и Русь в современной историографии: традиционные проблемы и новые решения // Jews and Slavs. V. 7. Jerusalem, Kyiv, 2000. С. 365-275.
Васильев Д. В., Гречкина Т. Ю., Зиливинская Э. Д. Городище Самосделка — памятник домонгольского периода в низовьях Волги // Степи Европы в эпоху Средневековья. Т. 3. Донецк, 2003.
Петрухин В. Я., Федорчук А. М. Хазары. Международный коллоквиум // Вестник еврейского университета. 2000. № 2. С. 398-402.
Степанов Ц. (составитель). Българи и хазари през ранното средневековие. София, 2003.
Флеров B. C. Коллоквиум «Хазары» (Иерусалим) и «Краткая Еврейская энциклопедия» о хазарах // РА. 2000. № 3. С. 229—234.
Флеров B. C. «Семикаракоры» — крепость Хазарского каганата на Нижнем Дону // РА. 2001. №2. С. 56—70.
Флеров B. C., Петрухин В. Я. Экспедиция «Хазарский проект» и проблема сохранения городищ каганата на Дону // ИАИАНД. Вып. 20. С. 172—189.