Сувары — солнцепоклонники

Символ солнца. 2007 г. Художник по обработке металла Н. М. Балтаев.Суваро-булгары землю называли «ама» — мать всему, прародительница всего живого, всей природы, а солнце — «хӗвел» — отцом всему. Сохранилось выражение «Хӗвел ашшӗ», названия божества. Весной Солнце влюбляется в Землю. Солнечные лучи начинают проникать на землю все глубже и глубже, согревая своим теплом. А Мать-Земля за ласку и тепло отвечает взаимностью, все вокруг зацветает. Происходит чудо, кажущееся нам самим собой разумеющимся. Ведь, в сущности, самое, казалось бы, естественное явление, процесс фотосинтеза, благодаря которому начинается жизнь на земле, неразгаданное и бесконечное. Выходит, Мать-Земля — живая, Отец-Солнце — живой.

Древние сувары имели свое понимание зарождения жизни на земле и боготворяли солнце. Об этом говорится в описаниях этнической религии сувар VII века, составленных армянским монахом Моисеем Каганкатваци («История агван»). Солнечные амулеты были распространены по всему каганату. Сувары предпочитали носить символические изображения солнца из золота и серебра1.

Столицу Суварского княжества на Средней Волге сувары строили в форме солнца, это видно из развалин города. Оборонительные сооружения, состоящие из трех рядов могучих валов, напоминают опоясывающие формы лучей солнца, выражая силу духа и мощь суварского народа. Город Сувар А. А. Хайдаров сравнивает с «городом Солнца» (Сувар называли иначе Шэмсуар, т. е. «лучезарный как солнце», а его жителей — «солнцепоклонниками»)2.

Суварский национальный танец — это плавное и нежное прикосновение к пространству, это радость его познания и творчество победы над внешней гравитацией и внутренней скованностью. Движения танцев сувар — это ритуальное обращение к Солнцу3.

В моей памяти остались детские воспоминания о том, как дед каждый день чистил двор. На вопрос, зачем подметать, он отвечал: «Солнце заходит». Еще помнится такой случай: как-то вечером нам привезли каменный уголь, и чтобы его убрать со двора в сарай, мама разбудила нас рано утром. После завтрака отец сказал: «Пусть сперва солнце зайдет во двор». И только теперь, после разговоров с людьми, придерживающихся нашей этнической религии, для меня стала понятна суть этих слов. Оказывается, мои предки верили в то, что бог может прийти и помочь только тем, у кого чистый двор. А уголь, дрова и торф являются продуктами огня, формирующиеся при нагревании солнца. Предки, зная мощь природы и зная, что эти продукты всегда имеют положительную энергию, хорошо согревают дом, защищая от разных болезней и недугов, старались связывать их с опоясывающими Солнце лучами.

Профессором В. Д. Димитриевым опубликована интересная легенда, записанная в 1970 году Н. И. Егоровым. В городе Саре у некоего царя росла красавица-дочь Хунтеслу. Отец никому не показывал ее. Но ее посещал сын Солнца, и она забеременела. Отец, рассердившись, укрыл ее в золотой лодке, которую пустил в море. Лодка сияла от лучей Солнца. И ее заметили два богатыря — Булгар и Сувар. Стали делить находку. Булгар говорит: «Мне лодку». Сувар: «Мне, что в лодке». Как пригнали лодку к берегу, богатыри увидели в ней красавицу девушку-царевну. Сувар женился на этой девушке. Она родила ему много-много детей. От рода Сувара пошел чувашский народ4.

Литература

1 Данилов В. Д. и др. История Чувашии в художественно-исторических образах. — Чебоксары, 2007. С. 29.

2 Хайдаров А. А. и др. Древний Сувар: археологические исследования и находки. — Казань, 2009. С. 5.

3 Ефимов-Урак А. П. Цари и Богатыри Волжской Болгарии. История шумеро-болгаро-чуваш. Поэма 2. — Чебоксары, 2009. С. 39.

4 Димитриев В. Д. Чувашские исторические предания. — Чебоксары, 1993. С. 27.

Агеев В. И. Поклонение Киремети. 1980 г. Б., тушь,40х38.