Имена и фамилии, отражающие этноним суварского народа
С целью сохранить светлое имя своего народа, сувары, где бы они ни жили, нередко давали своим детям имена, связанные с названием своего этноса и его историей. Немалый интерес представляет и то обстоятельство, что в этнических именах сувар (чувашей) встречаются и такие, которые совершенно тождественны с гуннскими, упоминаемыми в письменных источниках. Например:
Аттила — суварское имя Атила;
Азинтей (гуннский военачальник) — Азентей;
Анигисий — Аней, Аника, Оника, Оникей, Онисей,
Ониска, Ониса и др.;
Замур (воевода Баяна) — Самур, Самурза;
Керка (жена Аттилы) — Крика, Кринка, Крылка, Херкка и др.;
Ирнак (сын Аттилы) — Ернука, Эрнук;
Рекана — Река, Рика;
Элак (сын Аттилы) — Еляк и т. д.
Приведенные имена, несомненно, свидетельствуют о тесных этногенетических связях болгарского и суварского народов с гуннами.
В состав северокавказско-приазовской Великой Болгарии в 30-40 годах VII века вошли аланы, кутригуры, утигуры, оногуры, савиры и другие родственные им племена.
Имена болгарских князей (Куврат, Аспарух, Батбай, Баян, Тервель, Умор, Крум, Телец, Совинех, Севар, Омортаг, Авитохл, Дуло, Ирник, Кормисош, Таркан, Емиар, Калутеркон, Кувиар, Чакар, Сандилх, Хиниал, Сурсубул, Талиб, Чигат и др.) — тюркского происхождения и почти все имеют параллели в суварских (чувашских) этнических именах (Эсперук, Тевел, Карам, Савинь, Савиней, Савар, Торхан, Ерми, Кавар и др.).
Имя князя Севар, возможно, тоже было связано с этнонимом савир. Как отмечает в своей книге профессор В. Ф. Каховский («Происхождение чувашского народа». С. 251), среди этнических имен сувар (чувашей) имеется большое количество таких, которые были связаны с происхождением их носителей из савир: Сапатей, Сапатер, Сапантей, Сапаней, Сапарка, Сапатар, Сапаттер, Сапатей, Сапатыр, Сапи, Савас, Савасей, Саваси, Саваски, Савкир, Савкирей, Савкорей, Савтей, Савтерей, Савтик, Савтимер, Сапура, Саватей, Саватер, Савтеряк, Савай, Савака, Савал, Савалтей, Саван, Савантай, Савтир, Савтияр, Савер, Савик, Савика, Савинка, Савир, Савкирей, Савмяш, Саврей, Савантей, Саври, Саврик, Саврила, Савантер, Савантюк, Саваней, Саванерка, Саванка, Саванкун, Саваняк, Саварей, Саварин, Саворка, Саврилк, Саврин, Савринта, Савринка, Савришка, Савруш, Саврушка, Саврюк, Савряк, Савуш, Савушка, Савьял и т. д.
Всего с корнем «саб» 28 имен, а с корнем «сав» 162 имени (ниже будут описаны эти имена).
Кроме того, есть не один десяток несколько видоизменных имен с корнями «себ» и «сев» и т. п., среди которых наиболее характерны: Себерка, Себечер, Севан, Севантей, Севтеряк, Севентей, Северитка, Севрак, Севрекей, Севрекей, Севри, Севрик, Севруй, Супастей, Суваскей, Сювастей, Сювантей, Сювеней, Сюверей и т. д.
Имена с корнями «сев», «суб» или «сюв», как предполагает В. Ф. Каховский, произошли от племенного названия савир или сувар.
На основании сохранившихся рукописных списков, сведений татарских авторов и нумизматического материала составлена следующая таблица булгарских эмиров:
1. Туки, умер в 630 году (в Чувашской Республике есть деревня Тукасы распространена также фамилия Туктанов).
2. Айдар, сын Туки, царствовал 50 лет, первый принял ислам (в Чувашской Республике есть деревня Айдарово, где основное население — суваро-чуваши).
3. Хандзаль, зять Айдара, арабский проповедник.
4. Забир (Сабир), сын Айдара (Сабир, имя связанное с этнонимом Сувар).
5. Мухаммед-Эмин, сын Айдара или сын Хандзаля.
6. Алмуш Балтавар, сын Шилки (отец его не был эмиром). Еще до 922 года принял имя Джафар, чеканил монеты со своим именем (Джафар ибн Абдаллах). (Есть деревня Балдаево и фамилия Балтаевы распространена по всей республике.)
7. Микаил, сын Джафара, чеканил монеты со своим именем.
8. По нумизматическим данным, в Булгаре не позднее 320 года хиджеры правили еще два сына Джафара. Наср, сын Ахмеда, известный по монетам 931 года, Тахиб, второй сын Ахмеда, чеканивший монеты 949-959 годов, и Мумин, третий сын Ахмеда, известный по монетам 976-977 годов, чеканенным в Суваре, по всей вероятности, были царями самостоятельного Суварского государства и в список булгарских эмиров не должны быть включены.
9. Мумин, сын Хасана, известен по монетам 976-981 годов, чеканенным исключительно в Булгаре. Отсюда нет основания говорить «об объединении Сувара с Булгаром».
10. Хайдар, преемник Мумина (Шамсуна), сына Хасана.
11. Мухаммед, сын Хайдара.
12. Сагид, сын Хайдера, правил 50 лет.
13. Бурадж, преемник Сагида.
14. Ибрагим, или Эмир-хан, сын Сагида, царствовал 50 лет.
15. Султан-Мурат, преемник Эмир-хана.
16. Селим, сын Сагида, царствовал 40 лет.
17. Ильгам, сын Селима, отразил нашествие монголо-татар в 1223 году, в 1236 году покорился им.
К этому списку иные авторы добавляют имена булгарских ханов, правивших в золотоордынское время: 1) Абдулла, сын Ильгама; 2) Фулад-Тимур, 3) Абдулла, 4) Хусеин, или Хасан, чеканил монеты в 1376 году, 5) Махмуд, брат Хусейна, 6) Абдулла, последний булгарский хан, был жив в 830 году хиджры (1426-1427 гг.).
Престолонаследие в Булгарском государстве было установлено от отца к сыну, лишь в некоторых случаях власть переходила к ближайшим родственникам (например, к зятю Айдара Хандзалю).
Заслуживает внимания то обстоятельство, что многие имена булгарских царей тождественны этническим именам сувар (чувашей): Алмуш — Алмеш, Алмит, Алмят; Мумин — Мумелкей; Талиб — Тала, Талей, Талик, Талян; Шимун — Шиман, Шимка; Саид — Саит, Сеит; Мурат — Мурат; Селим — Селик, Сели, Селин, Селит, Селюк; Ильгам — Илга, Илгей, Илгеш; Пулат — Пулат и т. д.2
Многие булгарские цари, по-видимому, были приверженцами этнической религии или же имели, кроме этнического имени, другое, тронное, мусульманское имя.
Продолжим список весьма характерных в наличии у савир или сувар имен, близко напоминающих самоназвание «савар». Мужские имена: Сава, Савак, Саваккай, Савал, Савалей, Саваливан, Савалик, Савалук, Саван, Савансин, Савантай, Савантей, Саваскей, Саваска, Сават, Савата, Саватар, Саватей, Савате, Саваттка, Саватке, Саваткка, Саватни, Саватник, Савачин, Саваяр, Саварле, Савас, Савейкка, Сави, Савий, Савил, Савилей, Савимкка, Савин, Савинкка, Савич, Савичан, Савичин, Савакай, Савакан, Саваканей, Саваканеш, Савакар, Савакантей, Савкач, Савкелти, Савкилта, Савкилтей, Савкка, Савли, Савлюк, Савман, Савмет, Савнале, Савнин, Савра, Саврай, Савран, Саврантей, Савранти, Саврил, Савриле, Савринкке, Саватака, Саватерек, Савтиер, Савтин, Савтинер, Савтимер, Савтинке, Савтирек, Савун, Савчак, Сапай, Сапака, Сапаккай, Сапаккин, Сапанер, Сапат, Сапатти, Сопар, Супар и т. д. Женские имена: Саварпи, Савата, Сӗварпи, Савиен, Савинех, Савичен, Савканеш, Савкани, Савкапи, Савкати, Савкачей, Савкеяр, Савке, Савки, Савнепи, Савнерпи, Савнеслу, Савнечей, Савнеччей, Савнеш, Савни, Савникер, Савнислу, Савнихер, Савнукка, Саврепи, Саврине, Савтепи, Савтилет, Сапарпи, Сапире, Сапур, Савар-Элтти, Сваруш, и т. д.3
Приведем также известные имена и фамилии, образовавшиеся от этнонима сувар. Имя князя Нарс было связано с этнонимом Сувар, это подтверждают монеты, чеканенные в городе Сувар с 931 года, Нарс-бен-Ахмед-Сувар, а среди ученых в городе Сувар известен Сулейман ибн-Дауд-аз Сувари-Саксини (ҫак ҫын — этот человек).
В 1318-1326 годы первым монгольским государем, перенесшим свою ставку на территорию Средней Азии (в Мавераннахр), был Кебек, выстроивший себе дворец близ г. Несефа (ныне Карши). Решение Кебека имело весьма важное значение, поскольку являлось шагом к переходу монгольских правителей с кочевого на оседлый образ жизни. Путешественник Ибн Батуты сообщает, что во время правления Кебека мятежный царевич Ясавур фактически контролировал южные области страны, совершая набеги на крупные города. Преемник Кебека Тармашрин был убит в ходе восстания местных феодалов4.
Дошедшие своими казаками со Средней Волги в Среднюю Азию Ясавур получил среди местного населения поддержку и признание. Видимо, Ясавур был из рода правителей Волжской Булгарии. В Семиречье и Восточном Туркестане остались легенды о храбром и непобедимом предводителе Ясавуре (Ясуваре — данное суварское имя связано с этнонимом народа).
По преданию, царь Иван стоял под Казанью несколько лет, пока на помощь не явились казаки с Яика, Поволжья, Дона и Терека. В 1552 году свершилась трехсотлетняя мечта казаков освободить землю отцов от захватчиков. Память об отважных атаманах, бившихся под Казанью, долго жила в казачьих станицах. В этих событиях упоминается храбрый донской атаман Сусар Федоров (Сусар — суварское имя: су — «здоровый», ар — «мужчина»).
Сара Асман (Сарын Азман) — первый из документально упоминаемых предводителей донских казаков 1571 года. Ногайцы в своей жалобе царю упоминали атамана Сары Азман. После взятия Казани царское правительство без зазрения совести отказалось от суваро-булгарских казаков. Такое отношение Москвы было хорошо известно казакам. Одним словом, атаман Сары Азман и его казаки не без причины «много лихо учинили» на русских землях и ушли на Дон. Имя и фамилия атамана — суварские: Сарӑ — «красивый», Ӑсман — «моя память».
Фамилия Суворов исходит, по нашему мнению, от названия народа сувар, что является убедительным подтверждением суварского происхождения известного полководца — генералиссимуса А. В. Суворова5. Отец его, Суворов Василий Иванович, был выходцем из «мензелинских служилых людей» (ныне Республика Татарстан).
В XVIII веке в мавзолее г. Булгара были обнаружены надмогильные плиты, а во время ремонтных работ 1889-1890 годов было выкопана изящная плита высотой около трех метров. Этот памятник был поставлен над могилой княжны Сабар-Элчи, имя которой, обрамленное в надписи такими хвалебными эпитетами, как «благочестивая, непорочная, заботливая, щедрая, целомудренная, набожная, благонравная, добродеятельная, источник милости, идеал счастливых женщин, начало добрых дел, венец женщин в обоих мирах» (Мухаметшин Д. Г., Хакимзянов Ф. С. Эпиграфические памятники города Булгара. — Казань, 1987. С. 12).
По мнению Юхма Мишши, ее звали Сувар-Элтти, между тем как казанские ученые переводят имя княжны как Сабар-Элчи. В данном случае «Сабар» — это всего лишь ротационная форма «Сувар». Таким образом, описанное Юхма Мишши предание получило со стороны татарских исследователей научное подтверждение.
Сувар-Элтти — дочь Пурашпика, правителя города Сувара, который в эпоху Золотой Орды завоевал полунезависимость. Она была красивой и умной принцессой, вышла замуж за Асана-Хусана, правителя Булгара, который все еще считался столицей зависимой от татаро-монголов государства булгар. И здесь, в городе Булгар, ей дали имя — Сувар-Элтти («Суварская Принцесса»). У Сувар-Элтти было два сына.
1361 год. Золотая Орда с опаской смотрела, как усиливается и стремится к независимости Волжская Булгария. Хан посылает своего эмира Булата-Тимура в Булгарию, чтобы привести к покорности город Булгар. Татаро-монголы третий раз обрушиваются на славный город. Видимо, тогда и погибла Сувар-Элтти.
Савкильды (Борис Савельев) являлся одним из предводителей сепир (сувар). В крестьянской войне Е. И. Пугачева он участвовал с самого начала и вскоре стал одним из его самых близких людей. Стараниями Савкильды крестьяне, жившие восточнее Казани, были подняты под знамя Пугачева.
После боев под Казанью Е. И. Пугачев поручил полковнику Савкильды набрать новое войско. И Савкидьды вместе с татарином Исхаком Ахметовым выехал собирать людей в Казанский уезд... Но на этот раз Савкильды попал в плен в руки царских войск. Дальнейшая судьба Савкильды неизвестна. Но своими деяниями и подвигами он остался в памяти народа6.
Можно также привести ряд фамилий чувашских учителей конца XIX века, связанных с этнонимом сувар: Савкин Ф. М. (Тетюшский уезд, с. Староянашевское); Суворов И. (Спасский уезд, с. Старотумбинское); Саввин В. (Чебоксарский уезд, с. Сотниково), Савельев А. (Мамадышский уезд, с. Тепло-Болотская) Савин С. (Ядринский уезд, с. Аликова), Саввов Л. (Цивильский уезд, с. Шигалей)7 и т. д. По убеждению автора, эти имена и фамилии — бесспорное свидетельство того факта, что до начала XVIII века никакого народа под названием «чуваши» не существовало. Этническое самоназвание народа «сувар» заменилось на социальное название «чуваш» в связи с насильственным крещением.
Народ без истории — как ребенок без родителей, из него можно вылепить все, что можно. Всякое дерево, у которого обрублены корни, рано или поздно засыхает и погибает. Так и человек, у которого вырезана историческая родовая память, не может вписаться в русло цивилизации, гибнет как личность. Но сам то народ вряд ли желал принять название, данное ему имперскими чиновниками. Скорее именно по этой причине вплоть до начала XVIII века в официальных документах, актах и грамотах суваро-булгар называли «горными черемисами» или «горными татарами». Многие историки и писатели XIX века отмечали, что имя «чуваш» не было известно, вероятно, потому, что народ этот скрывался под общим названием «татары». В действительности, никто и не скрывал свое самоназвание, просто суваро-булгары понятия не имели, что где-то, кто-то их окрестил чувашами. Сами суваро-булгары, почитая себя, называли «суар» или «Сумлӑ ар». На суварском су — «почитай», ар — «человек». Писари и переписчики тех времен, не понимавшие суваро-булгарского языка, смысловое значение его лексики, фиксировали название этого народа, так сказать, кому как могло вздуматься. Русские писатели до Октябрьской революции суваро-булгар называли, по выражению Г. Егорова, «приклеевым именем», то есть «черемисой» (значение этого термина описано выше). Многие писатели, понимавшие социальное значение термина «чюваша», избегали привязывать его к определенному этносу.
После Октябрьской революции начинаются гонения и отбирание родовых земель и имущества у состоятельных людей в пользу государства. Самые яркие представители народа были раскулачены и сосланы в ссылку. Начиная с 1930-х годов произвол стал нормой жизни в нашей стране. Люди постепенно свыклись с ним, вообще перестали бороться за свои права, негодовать, возмущаться по поводу чинимых властями несправедливостей. А для равнодушного человека «что уважаемый, что чуварыка — одно и то же». В таких условиях любой представитель национальной интеллигенции, или просто умный человек, брался органами на заметку или просто-напросто уничтожался. Пришло время приспособленцев, которые, оказавшись в науке, угождая сталинскому режиму, историю суваро-булгарского народа загнали в тупик. Утверждая, что название «чуваши» известно с начала XVI века, они обрезали исторические суваро-булгарские корни народа. Ссылались при этом в основном на известного русского государственного деятеля, князя А. М. Курбского, участника похода на Казань (впоследствии за мошенничество он бежал от царского суда в Литву). Он одним из первых обозвал «горных черемис» чувашами: «горная черемиса, а по их чуваша зовомая, язык особливый» (Курбский А. М. История о великом князе Московском. — СПб., 1913. С. 18). Это высказывание мошенника так понравилось некоторым нашим историкам, что они его постоянно цитируют, не осмысливая смысловую нагрузку указанных терминов и не задаваясь вопросом, кому это было выгодно тогда искажать историю и культуру суваро-булгарского народа.
Помнится, как на вечере, устроенном в январе 2010 года группой интеллигенции в честь древнего суваро-булгарского календарного праздника «Сурхури», зашла речь об истории и традициях суваро-булгарского народа. Меня удивило то, что сказал один видный и уважаемый профессор: «Зачем ворошить прошлое? Давайте двигаться вперед». Уверен, что он так и не понял, что значит двигаться вперед. Нельзя двигаться вперед, не опираясь на многовековой опыт и знания наших предков!
Если проследить долгий и нелегкий путь суваро-булгарского народа из Месопотамии до Средней Волги, то можно заметить, что где бы они ни жили, в большинстве названий государств и городов присутствует частица «ар». Например: государство сувар Субарту, суварское царство на Кавказе, суварское княжество на средней Волге, Великая Болгария, Хазарское государство, Волжская Булгария, Сапар, Суварлы, Урарту, Хобоксар, Булгар, Веда Суар, Шупашкар, Чебоксар, Арабоси, Арайкасы, Аранчеево, Арсланово, Арзюнакасы, Аркасы, Арманкасы, Вурнары, Урмары, Шанары, Шашкары и т. д.
Также существует около 650 имен, содержащих иранский этноним «ар» в начале названия, в середине или в конце. Например: Айтар, Айтарман, Акпарс, Аксар, Актар, Акчар, Акшар, Алатар, Алкарин, Алтар, Алтармас, Алтхвар, Анкаркка, Антар, Анчар, Апайтар, Апулхар, Апчар, Ара, Арават, Арай, Араккай, Арамале, Араман, Араней, Арас, Арасай, Арасак, Араскан, Араслан, Араспай, Арахмей, Арамас, Арей, Арис, Аркай, Аркаль, Аркантей, Аркиер, Аркита, Арккук, Арлан, Арлас, Арлат, Арлей, Арман, Армантей, Армет, Арна, Арпат, Арсак, Арсаман, Арсамас, Арсамат, Арсентей, Арслан, Арсланкай, Арсланпик, Арсупай, Арта, Артай, Артак, Артал, Артей, Артелей, Артемен, Артеян, Арти, Артиван, Артукай, Артукан, Арты, Артюк, Артюшка, Артямек, Артур, Артус, Артай, Артан, Артанпай, Арчан, Аруй, Архан, Арханей, Архилта, Архит, Аршак, Аршше, Аскар, Аспар, Атар, Атарин, Атнар, Ахмар, Ахпарас, Ахтар, Ахчар, Ачкарян и т. д.8
Эти географические названия и имена дают нам серьезный повод задуматься над тем, чем является этнонимом «сувар» или «чуваш» для нашего народа. Название народа может быть связано с родом его специфической хозяйственной деятельности, часто оно отражает его определенную характеристику и положение в обществе или обусловлено историей местности, в которой жили его представители, а нередко происходит от слова «человек». Самоназвание сувар или сӑвар переводится как почитаемый человек: «сӑв» или «су» — почитаемый или здоровый, «ар» — человек. В слове же «чуваш» ни один из корней не имеет понятия «человек», такое социальное название не объединяет этнос, а разъединяет. Слово — великая сила. Им можно поднять престиж народа, им же можно и задавить любую его традицию и культуру. Мы говорим «арҫын» (ар — «мужчина», ҫын — «человек»), «арӑм» (жена, «хӗрарӑм» — женщина). Почему-то никому не приходит в голову называть себя «чувҫын» или «ашҫын».
Черемисы (марийцы) сумели после Октябрьской революции вернуть себе исконное самоназвание мари, что означает «муж», «мужчина». Вотяки также вернули свое историческое название удмурт («мурт» по-удмуртски — «человек», «личность», «муж»). В 1920-х годах чувашские историки (Д. П. Петров (Юман), М. П. Петров, А. П. Прокопьев-Милли и др.) попытались в своих работах, следуя примеру марийцев и удмуртов, переименовать чувашей в булгар. Доказывали, что чуваши являются единственными прямыми и «чистыми» потомками волжских булгар, изображали булгарский период как «золотой век» в истории чувашского народа9. Как мы знаем, в состав Волжской Булгарии входили предки многих народов: чувашей, бесермян, удмуртов, марийцев, казанских татар и т. д. Из этого можно сделать вывод, что в 1920-х годах никак не могли допустить переименования чувашей в булгар. Иначе говоря, хотели слишком многого, но, проигнорировав исконное этническое самоназвание «сувар» (которое никому кроме чувашей не принадлежит и не вызывает никаких споров), крупно проиграли, хотя и имели хорошие шансы для решения вековых чаяний суваро-булгарского народа.
Этническое название «сувар» было известно еще 4,5 тысяч лет назад. Название этноса как оберег имело тайную силу и власть, веками сплачивая и сохраняя суваро-булгарский народ. Оно придавало народу радость и вдохновение, доблесть и могущество, любовь и доброту, трудолюбие и созидание. Этническое самоназвание «сувар» есть звучащий образ народа, его оберег и предзнаменование, во многом определяющее его судьбу и несет в себе идеологические функции.
Название суваро-булгарского народа исчезает в начале XVIII века в связи с насильственным крещением. Выходит, что прошло не так уж и много времени, но что стало с некогда сильным древним народом? Оглянитесь вокруг, что творится в деревнях, где атмосфера пронизана пьянством, жадностью и завистью. Вместо трудолюбия — красноречивое словоблудие и приспособленчество. Похоже, что духовная жизнь нашего народа наполнилась тяжелой, отрицательной энергетикой. Мы сами себя заключили в ад, забывая, что «в аду остаются лишь до тех пор, пока этого хотят». Нужна вера, тогда и «на небо можно подняться так высоко, как этого пожелаешь»10...
Впрочем, те патриоты, которые называют себя чувашами, на себе испытывают угнетающее воздействие позорной имперской клички, навязанной царизмом и коммунистами. По моим наблюдениям, большинство чувашей страдает заниженной самооценкой. Чуваши, прошедшие армейскую службу, испытали на себе унизительные оскорбления, многие из них скрывали свою национальность. Несмотря на то, что в республике приняты национальные программы, многие из чувашских детей стесняются говорить на родном языке. Их родители не сознают, что самое дорогое и главное сокровище народа — это язык, и его нашим предкам удалось пронести через тернии и слезы, через горнило горьких испытаний. А сейчас мы начали относиться к своему языку и вовсе пренебрежительно. При таком подходе к своей истории и культуре мы сами же приближаем гибель своего народа. Нет, физически чуваши никуда не денутся, но все большая и большая их часть будет называть себя русскими. Однако, став по языку русскими людьми, этнически они будут оставаться все теми же суварами (чувашами), но от этого получуваша-полурусского не станет сильнее и русский этнос. Таким образом, это проблема не только сувар (чувашей), но и русского народа. И решать его надо совместными усилиями.
Литература
1 Магниикий В. К. Чувашские языческие имена. — Казань, 1905.
2 Каховский В. Ф. Происхождение чувашского народа. — Чебоксары, 2003. С. 202, 224, 232, 251, 252, 295, 296.
3 Юхма М. Н. Чувашские имена. — Чебоксары, 2008.
4 Ибрагимов Н. Ибн Батута и его путешествия по Средней Азии. — М., 1988. С. 8.
5 Егоров Г. П. Воскресение шумеров. — Чебоксары, 1993. С. 43, 47, 66.
6 Юхма М. Н. Сто великих болгаро-чуваш. — Чебоксары, 2005. С. 34, 35, 63.
7 Известия по Казанской Епархии, издаваемая при Казанской духовной академии, за 1893 год. — Казань, 1894.
8 Юхма М. Н. Указ. соч.
9 Денисов. П. В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей. — Чебоксары, 1969. С. 10.
10 Проблемы национального в развитии чувашского народа. — Чебоксары, 1999. С. 207.
- Версия для печати
- 22582 просмотра