Кузьмин-Юманади Яков Фёдорович

Кузьмин-Юманади Яков Фёдорович — по М. З. Закиевучуваш по национальности, прекрасный знаток чувашского материала; по А. Г. Мухамадиеву: объективно думающий исследователь, избавившийся от субъективных вековых измышлений историков прошлого, наконец-то появившийся и среди учёных чувашского народа.

Объективно думающие исследователи, избавившиеся от субъективных вековых измышлений историков прошлого, появились, похоже, и среди учёных чувашского народа.

Мухамадиев, А. Г. Новый взгляд на историю гуннов, хазар, Великой Булгарии и Золотой Орды. / Азгар Мухамадиев. — Казань: Татар. кн. изд-во, 2011. — С. 87.

Сотрудничество с М. З. Закиевым

По словам М. З. Закиева, Кузьмин-Юманади Я. Ф. предложил ему написать совместный труд с критикой булгаро-чувашской концепции. Книга под названием «Волжские булгары и их потомки» была изданна в 1993 году. Вот что пишет М. З. Закиев по этому поводу:

В 1993 году мы вместе со специалистом по чувашской истории и языку Я. Ф. Кузьминым-Юманади выпустили специальную книгу, в которой подвергли анализу все основные труды, написанные для подтверждения чувашеязычности булгар [Закиев М. З., Кузьмин-Юманади Я. Ф. 1993].

Закиев М. З. Татары: проблемы истории и языка. Сб. статей. — Казань, 1995.

Нашим соавтором выступил Яков Федорович Кузьмин-Юманади, чуваш по национальности, прекрасный знаток чувашского материала. Труд называется „Волжские булгары и их потомки“».

Закиев М. З. Лингвоэтнические особенности волжских булгар — главного этнического корня татар. // Сокровища булгарского народа. Выпуск 1. Этногенез. История. Культура. / Под ред. Ю. К. Бегунова — Санкт-Петербург, 2007.

Конфликт с С. Р. Малютиным

В. Д. Димитриев пишет, что Кузьмин-Юманади Я. Ф. прислал бывшему директору Чувашского института гуманитарных наук доктору экономических наук С. Р. Малютину рукопись «Путешествие в прошлое чувашского народа (Исторические этапы формирования чувашского этноса, его языка и культуры)» на 211 страницах для публикации. С. Р. Малютин же, по словам В. В. Димитриева, переложил положения рукописи Я. Ф. Кузьмина-Юманади и выпустил свою книгу «Проблемы этногенеза и этнической истории чувашей. Вып. I. Хуннская эпоха» (Чебоксары: ЧГИГН, 1996. 80 с.).

В письме от 4 декабря 1997 года на имя С. Р. Малютина, копия которого прислана автором в ЧГИГН для сведения, Я. Ф. Кузьмин-Юманади пишет: «Признаюсь, вначале, когда прочитал Вашу брошюру «Проблемы этногенеза...», то сильно разозлился на Вас за Вашу ложь, за утверждение, что Вы будто первый пришли к выводу о хуннском происхождении чувашей... хотя при написании этих слов перед Вами уже лежала моя рукопись... Ведь я посылал рукопись для обсуждения с местными историками и для публикации, а Вы, оказывается, не обсуждали её и даже никому не показывали, а быстренько сделали с нее свою статью (то есть брошюру. — В. В. Димитриев) и издали. Но меня волнует не столько Ваш поступок, сколько состояние избранной мною научной проблемы, которую Вы, кстати, одобрили и к которой благоразумно присоединились, отказавшись от господствующей булгарской теории. За это Вам спасибо. В сущности Ваша брошюра мне даже нравится, потому что она отвергает булгаро-чувашскую концепцию и пропагандирует мою концепцию...

Димитриев В. Д. Вместо предисловия // Смирнов И. Н. О волжских болгарах-чувашах.

Теперь казанский языковед М.З. Закиев изучает лексику и грамматику болгарского языка по тексту поэмы «Кыса-и-Йузуф». Он уже более 20 лет рьяно выступает против теории Н.И. Ашмарина. Он стремится опровергнуть ашмаринскую теорию не лингвистическими, а политическими доводами: Ашмарин, мол, был царским цензором татарских изданий (хотя этот цензор не изъял ни одной татарской книги), служил русской буржуазии, хотел поссорить чувашей с татарами, не был марксистом. Стремясь опорочить и ликвидировать теорию болгарского происхождения чувашей, Закиев то заявлял, что чуваши поселились на своей земле во II в. н. э., ещё до прибытия болгар, то объявлял чувашские слова в эпитафиях словами мёртвого языка, используемого татарами в богослужении [31]. Недавно Закиев в соавторстве с неким Я.Ф. Кузьминым-Юманади издал специальную книгу против теории Н.И. Ашмарина [32]. Ни одно его доказательство им не удалось опровергнуть. Совершенно не убедительна выдвинутая ими новая версия этногенеза чувашей: они, якобы, произошли от гуннов, бывших, по их мнению, монголами. В то же время они считают, что чуваши — веды, хотя известно, что веда — марийской или удмуртское племя. Н. А. Баскаков и М. Р. Федотов справедливо указывали на непрофессионализм и некомпетентность М. З. Закиева в рассмотрении вопросов истории болгарского и чувашского языков [33].

Димитриев В. Д. Об обосновании Н. И. Ашмариным теории болгаро-чувашской языковой и этнической преемственности // Известия Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики. — 1996. — № 1. — С. 183—200.

Положения книги М.З. Закиева и Я.Ф. Кузьмина-Юманади, рукописи второго автора «Путешествие в прошлое чувашского народа», присланной в ЧНИИ в 1995 г. и ныне хранящейся в Научном архиве ЧГИГН [34], продублировал С. Р. Малютин в своих двух книгах об этногенезе чувашей. От себя автор придумал каких-то проточувашей, не связанных с болгарами [35].

Димитриев В. Д. Об обосновании Н. И. Ашмариным теории болгаро-чувашской языковой и этнической преемственности // Известия Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики. — 1996. — № 1. — С. 183—200.

 

Труды

  1. Закиев М. З., Кузьмин-Юманади Я. Ф. Волжские булгары и их потомки. — Казань, 1993. — 200 с.
  2. Кузьмин-Юманади Я. Ф., Кулешов П. Этногенез чуваш по данным этнографии, археологии, антропологии и лингвистики. Часть II. — Казань, 2004. — 35 с.
  3. Кузьмин-Юманади Я. Ф., Кулешов П. Этногенез чуваш по данным этнографии, археологии, антропологии и лингвистики. Часть I. — Казань, 2003. — 34 с.
  4. Kuzmin-Yumanadi, Yakov; Kuleshov, Pavel. “Hazarlar”, Ҫev. Babür Turna, Türkler Ansiklopedisi, Cilt II, 12. Bölüm, Balkan Ciltevi, Ankara, 2002, [s. 464-472], s. 814—841.
  5. Kuzmin-Yumanadi, Yakov; Kuleshov, Pavel. Ҫuvaşlar ve Etnik Oluşumları, Ҫev. Babür Turna, Türkler Ansiklopedisi, Cilt II, 12. Bölüm, Balkan Ciltevi, Ankara, 2002, [s. 491-496], s. 859-868.
  6. Kuzmin-Yumanadi Ya. F. Jewish and Khazar Heritage in the Ethnic Culture and Vocabulary of the Chuvash People. — Kazan, 2001.
  7. Кузьмин-Юманади Я. Ф. Чуваши — потомки средневековых хазар. — Казань, 1999.
  8. Кузьмин-Юманади Я. Ф. Тюркизмы в венгерском языке и в славяно-болгарском именнике. // Формирование татарского литературного языка. — Казань, 1989.
  9. Кузьмин-Юманади Я. Ф. Чувашские слова в булгарской эпиграфике. // Истоки татарского литературного языка. — Казань, 1988. — С. 72—87.
  10. Кузьмин-Юманади Я. Ф. О чувашизмах в булгарских эпитафиях // Истоки татарского литературного языка. — Казань, 1988, — С. 72—87.
  11. Кузьмин-Юманади Я. Ф. Об истоках булгарской эпиграфики второго стиля. // Формирование и функционирование татарского языка. — Казань., 1986. — С. 22—33.

Статья Я. Ф. Кузьмина-Юманади «Гебраизмы в чувашском языке» в журнале Советская тюркология. — Баку, 1987. — №3 отсутствует, хотя в примечаниях к «Этногенезу чуваш по данным этнографии, археологии, антропологии и лингвистики. Часть I» в выходных данных этой статьи указано «Советская тюркология. — Баку, 1987. — №3. — С. 68—76».

Доктор исторических наук В. В. Димитриев о книге «Волжские булгары и их потомки»: «В ней декларируется, что древними предками чувашей были хунны-монголы, которые, оказавшись в Восточной Европе, тюркизировались в Хазарии в мифических проточувашей, не имевших никакого отношения к волжским болгарам — предкам казанских татар. Хазарские проточуваши-хунны оказались каким-то образом на Волге в виде чувашского народа».

В книге «Этногенез чуваш по данным этнографии, археологии, антропологии и лингвистики. Часть I» Я. Кузьмин-Юманади и П. Кулешов пишут: «булгары и чуваши — это совершенно разные этносы, и их невозможно отождествлять ни по материальной культуре, ни по языку, ни по религиозному верованию».

На труды Я. Ф. Кузьмин-Юманади ссылается А. Г. Мухамадиев пытаясь доказать «лживость» теории булгарского происхождения чувашского народа

Особенно большую лепту в эту лживую теорию, как и наши историки «монголо-татаристы», внесли чувашские историки во главе с В. Д. Дмитриевым, разработавшие и опубликовавшие двухтомную историю Чувашской АССР.

Мухамадиев, А. Г. Новый взгляд на историю гуннов, хазар, Великой Булгарии и Золотой Орды. / Азгар Мухамадиев. — Казань: Татар. кн. изд-во, 2011. — С. 89.

Статьи на турецком языке

В турецкоязычных статьях в информации об авторах указывалось (в скобках дан наш перевод на русский язык): 

Prof. Dr. (профессор доктор) Yakov Kuzmin-Yumanadi

Yrd. Doҫ. Dr. (помощник доцент доктор) Pavel V. Kuleshov

Kazan Devlet Üniversitesi Tarih Fakültesi (Казанский (Приволжский) государственный (федеральный) университет, факультет (институт) истории) / Tataristan (Татарстан)

Однако на сайте К(П)ФУ не нашлись люди с такими именами среди историков. Есть в К(П)ФУ переводчик Кулешов Павел Васильевич, но он на соавтора книг Я. Ф. Кузьмина-Юманади не очень похож :).

Кто же такой Яков Кузьмин-Юманади?

Есть версия, что Я. Ф. Кузьмин-Юманади — это очередной Козьма ПрутковВот только кто стоит за этим псевдонимом, если это действительно так? Ответить на эти вопросы может лишь Мирфатых Закиевсоавтор Якова Кузьмина-Юманади. 

Смотрите также

Ссылки