Яков Кузьмин-Юманади

Глава I. О чувашизмах в булгарской эпиграфике

Самым основным аргументом, свидетельствующим о чувашеязычности волжских булгар, считаются чувашские слова и выражения, обнаруженные на булгарских надгробных памятниках. На некоторых каменных стелах, сохранившихся на территории бывшей Волжской Булгарии, встречаются написанные арабскими буквами чувашские слова, перемежающиеся с арабскими молитвенными текстами. Обнаружил их впервые в прошлом веке X. Фейзханов, который тогда же опубликовал об этом статью в "Известиях Императорского археологического общества"2. О существовании таких надписей знали исследователи и до Фейзханова, но принимали их за арабизмы и пытались отождествлять с созвучными арабскими словами. Фейзханов не только указал на их чувашское происхождение, но и расшифровал тексты эпитафий на материале чувашского языка. В результате он пришел к выводу о влиянии чувашского языка на язык эпитафий волжских булгар.

Волжские булгары и их потомки

Закиев М. З., Кузьмин-Юманади Я. Ф. Волжские булгары и их потомки. — Казань: Инсан, 1993.

Кузьмин-Юманади Яков Фёдорович

Кузьмин-Юманади Яков Фёдорович — по М. З. Закиеву: чувашевед, чуваш по национальности. Соавтор книг, в которых выступает с критикой булгарской теории происхождения чувашей.

Этногенез чуваш по данным этнографии, археологии, антропологии и лингвистики. Часть II

Так что в результате каварского восстания победу одержала иудаистская верхушка правителей, поражение потерпели мусульмане и частично христиане, а хуннское племя раскололось на две ветви: на повстанцев — каваров (от чувашского кавар «заговор, заговорщики, фронда») и на мирных жителей — джуашей или чувашей (от тюркского джуаш «мирные, смирные»), хотя последние этого прозвища тогда не признавали.

Этногенез чуваш по данным этнографии, археологии, антропологии и лингвистики. Часть I

Всё это говорит о том, что до XV-го века чувашского народа в чувашском крае действительно не было. Если бы они там были, то никак не могли оставаться никем незамеченными, потому что край этот находится на самой оживленной Волжской магистрали, где ни одна, даже самая малая народность, не могла оставаться незамеченной. А вот в конце XV — начале XVI вв. чуваши словно с неба упали — сразу появились в нескольких районах Среднего Поволжья и заговорили о себе. Селились в основном на землях инородцев-язычников, вытесняя последних с насиженных мест.

Hazarlar

Hazarların tarihi üzerine yapılan ҫalışmalarda, bu insanlarla ilgili olarak okuyucuyu yanlış yönlendirebilecek pek ҫok hatalı yorum ve ҫözülmemiş problem hâlâ karşımızda durmaktadır. Bu durum, Hazarlar üzerine araştırma yapan tarihҫilerin, bütün tarihsel olguları doğru olarak kavrama olanağı vermeyen sınırlı sayıda kaynak üzerinde ҫalıştıkları gerҫeğiyle aҫıklanabilir. Böylelikle, Avrupalı tarihҫiler genelde Hazar Hanlığı ile ilgili olayları ele alan, ancak ondan öncesi veya sonrasındaki olayları vurgulamayan Bizans ve Yahudi kaynaklarını kullanmışlardır. Aynı şekilde Rus tarihҫileri de Hazarlar üzerine pek ҫok şey yazmakta, ancak hepsi de Kiev’li keşiş Nestor’un eseri «Povesti Vremennikh Let»i kullanmaktadırlar.

Çuvaşlar ve Etnik Oluşumları

Dünya üzerinde Türkҫe konuşan değişik milletler arasında belki de en olağandışı ve gizemli olanlardan biri de Ҫuvaşlardır. Bu durum, Ҫuvaşların Ҫin sınırı yakınlarında bir yerlerde oluşan en eski Türk halklarından biri olduğu gerҫeği ile aҫıklanabilir. Ҫuvaşlar, daha sonraları, birkaҫ yüzyıl boyunca Asya ve Avrupa’nın değişik ülkelerinde başıboş dolaştılar ve neticede 20. yüzyılda Türklerin, Slavların ve Finno-Ugrik halkların bulunduğu Orta İdil bölgesine yerleştiler. Değişik ülkelerde yüzyıllar boyunca süren başıboş dolaşmaları sırasında, ҫok farklı kültürleri ve medeniyetleri iҫselleştirdiler.

Об обосновании Н. И. Ашмариным теории болгаро-чувашской языковой и этнической преемственности

В октябре 1995 г. в Чувашской Республике широко отмечалось 125-летие со дня рождения выдающегося тюрколога, основоположника чувашского языкознания члена-корреспондента АН СССР Николая Ивановича Ашмарина (1870–1933).

Волжские булгары и их потомки

Самым основным аргументом, свидетельствующим о чувашеязычности волжских булгар, считаются чувашские слова и выражения, обнаруженные на булгарских надгробных памятниках. На некоторых каменных стелах, сохранившихся на территории бывшей Волжской Булгарии, встречаются написанные арабскими буквами чувашские слова, перемежающиеся с арабскими молитвенными текстами. Обнаружил их впервые в прошлом веке X. Фейзханов, который тогда же опубликовал об этом статью в «Известиях Императорского археологического общества». О существовании таких надписей знали исследователи и до Фейзханова, но принимали их за арабизмы и пытались отождествлять с созвучными арабскими словами. Фейзханов не только указал на их чувашское происхождение, но и расшифровал тексты эпитафий на материале чувашского языка. В результате он пришел к выводу о влиянии чувашского языка на язык эпитафий волжских булгар.

Глава IV. О чувашизмах в древнебалкарских рунических письменах

Следующим «доказательством» существования у волжских булгар p-языка считаются предполагаемые чувашизмы, обнаруженные в наскальных рунических письменах северокавказских балкар. Поскольку балкары считаются исторически родственниками волжских булгар, то наличие чувашизма в их языке, естественно, должно бы свидетельствовать о р-язычности волжских булгар тоже. Поэтому сторонники булгаро-чувашской концепции не раз обращали свое внимание на характер этого северокавказского языка, но ни в самом балкарском языке, ни в его диалекте, называемом карачаевским языком, не находили никаких признаков ротацизма и ламбдаизма, так как обе эти этнические группы балкар говорят на обычном тюркском языке кыпчакской группы. В связи с этим строились предположения о существовании p-языка у древних балкар, полагая, что когда-то этот народ говорил на p-языке, а затем с приходом в Предкавказье кыпчаков переняли кыпчакский язык. Но подтвердить эту гипотезу не удавалось из-за отсутствия древних письменных памятников балкарского языка. И вот, наконец, в 1970-х годах такие письменные памятники были найдены в горных ущельях Северного Кавказа вместе с древними наскальными погребениями горцев, в связи с чем булгаро-чувашская концепция ашмаринистов получила себе новое «подтверждение».

Страницы

Subscribe to RSS - Яков Кузьмин-Юманади