Аскизские следы в Сурско-Окском междуречье

Белорыбкин Г. Н.
Аскизские следы в Сурско-Окском междуречье

Скачать рисунки, 6,7 MB

Источник: http://belorybkin.ru/science/d...

См. также


 

В результате археологических исследований последних лет средневековых памятников Сурско-Окском междуречья были выявлены предметы, имеющие сходство с материалами аскизской культуры. Наибольшее их количество обнаружено на территории Верхнего Посурья и Примокшанья, где расположена крупная группа (около 100) средневековых памятников с коричнево-красной гончарной посудой (Полесских М. Р. 1970., Белорыбкин Г. Н. 1990, 1995). В целом она относится к кругу памятников Волжской Булгарии, хотя и имеет территориальные особенности. Среди них можно назвать такие как обособленное расположение памятников, отличия в форме и обработки гончарной посуды, а также местные вариации ремесленных изделий. Свой отпечаток в культуре этих памятников оставило тесное соседство с памятниками мордвы. Важнейшим фактором развития экономики в Верхнем Посурье был сухопутный торговый путь из Булгара в Киев (Белорыбкин Г. Н. 1986., Моця А. П. Халиков А. Х. 1997).

Сопоставление обособленной археологической группы памятников с письменными и топонимическими источниками позволило отнести их к памятникам буртас (Полесских М. Р. 1970., Халиков А. Х. 1978., Белорыбкин Г. Н. 1988)

Одним из наиболее ярких средневековых памятников буртас можно назвать Золотаревский археологический комплекс, расположенный в Верхнем Посурье и состоящий из городища и 3 селищ. Собранный на этом памятнике материал позволил по-новому взглянуть на решение таких вопросов как торговля, военное дело, ремесленное производство (Полесских М. Р. 1981., Винничек В. А. 1999). Но наиболее ярко в золотаревских материалах высветилась проблема «аскизских» древностей в Восточной Европе. На одном памятнике было собрано более 150 предметов так или иначе связанных с аскизскими древностями. Основная масса этих предметов сделана из железа и относится к снаряжению коня и всадника.

В целом набор предметов для коня и всадника на Золотаревском поселении, конечно же, значительно больше. Это удила, стремена, чесноки, сабли, стрелы и другие вещи, имеющие широкий ареал распространения, которые использовались вместе с предметами «аскизского» круга, но в данной статье мы остановимся лишь на специфических изделиях, чтобы определить их место в системе древностей Восточной Европы. Среди них выделяются такие группы предметов, как накладки, султанчики, украшения седла и сбруи, пальмы, крюки для шнуровки, панцирные пластины.

Снаряжение коня представлено железными и бронзовыми деталями уздечки, седла и подпруги. По функциональному назначению уздечный набор можно разделить на наносные султанчики, накладки или наконечники нащечных ремней, распределители ремней, крючки на пластинах, пряжки, детали седла. Внутри этих групп в зависимости от формы и деталей выделяются отделы и типы предметов.

I. Наносные султанчики (Рис.) (14 экз.) представлены двумя элементами — трубочками для волосяного султанчика и пластинами-накладками.

Трубочки (4 экз.) сделаны в основном из железа и делятся по форме конуса на 3 типа: коническая сужающаяся, коническая расширяющаяся, цилиндрическая. Четвертая трубочка отличается тем, что она сделана из бронзы в виде цилиндрической трубки с расправленной, плоской пластиной сверху и завальцованным снизу краем. Кроме того, поверхность этой трубки позолочена. Подобные трубочки, впрочем, как и железные, характерны и для аскизской культуры, правда, там они покрыты серебром, а не золотом (Кызласов И. Л. 1983).

Пластины (10 экз.) также сделаны из железа и делятся по форме на 2 отдела: А — вытянутые (9 экз.), Б — фигурная (1 экз.)

Отдел А. Пластины делятся на 2 типа: 1 — в виде дуги, 2 — плоские.

Тип 1. (6 экз.) Две сделаны в виде пластины с килевидными и округлыми концами и расширением в центре, там, где расположено отверстие. С каждой стороны от отверстия по 2 клепки, вдоль центральной оси. Орнамента нет. Две пластины представлены половинками с заостренным концом и бортиками по краям. На поверхности покрытой золотой амальгамой орнамент: на одной в виде переплетенных полос, на другой ромбы с полуовалами. На пластинах имеются по два отверстия для клепок вдоль центральной оси, а на одной еще два отверстия по краям. Еще две пластины сделаны из подтреугольного в сечении стержня с отверстием в центре. Орнамента практически нет.

Тип 2. (3 экз.) Одна сделана в виде прямоугольной пластины с v-образным завершением и бортиками по краям. На концах по 2 отверстия для клепок. Поверхность покрыта золотом и украшена орнаментом из переплетающихся полос. Еще одна представляет собой обломок пластины с округлым концом и расширение в центре, там, где расположено отверстие. Орнамента нет. В этом плане она очень близка одной из пластин 1 типа. Третья пластина крупного размера имеет глубоко врезанные концы типа «ласточкиного хвоста» и бортики по краю. С каждого края по 4 клепки. В центре сделано 4 отверстия для трубочек с султанчиком, вместо одного, как у всех пластин. Более того, пластина покрыта золотой фольгой, а не амальгамой как других. Все это свидетельствует, очевидно, о принадлежности ее к богатому уздечному набору.

Сопоставление золотаревских пластин от наносных султанчиков с аскизскими древностями показывает их близость между собой (Кызласов И. Л. 1983). В то же время имеются и некоторые отличительные детали в виде форм и отверстий.

II. Накладки или наконечники нащечных ремней (Рис.) составляют самую большую группу предметов конского снаряжения. Все они сделаны из железа и подразделяются по форме на отделы. Внутри отделов с учетом особенностей оформления и деталей выделяются типы и виды. На всех накладках имеются отверстия для клепок. Там же где сохранились клепки, они имеют снаружи округлую шляпку, а с другой стороны расплющены. На некоторых клепках встречаются шайбочки.

Отдел А. Прямоугольные вытянутые (Рис.) делятся на 2 типа: 1 — сплошные, 2 — прорезные.

Тип 1. Сплошные накладки (23 экз.) (Рис.) имеют различную форму и размеры, а также завершения концов. Большинство имеет завершения в виде «ласточкина хвоста», либо прямой срез. Передний конец сделан заостренным или волнистым. На поверхности, как правило, орнамент из ромбиков, полосок, веревочек, полукругов, точек, зигзагов. Большинство накладок имеют бортики по бокам и покрыты золотом. На одних — это золочение всей поверхности, на других — орнамента. Лишь одна накладка имеет электровое покрытие.

Подобные орнаментальные мотивы и завершения накладок весьма характерны для аскизской культуры, в основном каменского этапа, хотя отдельные предметы ближе к малиновскому этапу аскизской культуры (Кызласов И. Л. 1983). В то же время практически во всех орнаментах присутствует местная специфическая трактовка. В результате возникают такие сочетания элементов орнамента, которых нет среди накладок аскизской культуры. Это, прежде всего активное использование такого орнамента, как веревочка и сочетание сплошного орнамента с орнаментом по краям. В то же время завершения накладок и передние концы гораздо однообразнее, чем среди накладок аскизской культуры.

Накладки этого типа встречены и на других поселениях с коричнево-красной гончарной посудой Верхнего Посурья (Чемодановское селище) и Примокшанья (Вадинское 2 селище, Серго-Поливановское селище, селище «Попова поляна»). Однако на них нет позолоты, но зато разнообразнее завершения. Наряду с «ласточкиным хвостом» встречаются скобчатые, а передний конец кроме заостренных имеет килевидное и шлемовидное окончания. Необходимо отметить и след от рубящего орудия на накладке с Серго-Поливановского селища.

Тип 2. Прорезная накладка (1 экз.) (Рис.) имеет 11 ромбических отверстий. По краям бортики. По углам и в центре отверстия для клепок. Поверхность покрыта позолотой. Прорезной орнамент в виде ромбиков характерен для каменского этапа аскизской культуры (Кызласов И. Л. 1983).

Необходимо отметить и тот факт, что накладки этого отдела довольно редки для Восточной Европы, хотя накладки других отделов представлены довольно широко.

Отдел Б. Шарнирные (2 экз.) (Рис.) представлены большой пластиной с завершением в виде «ласточкина хвоста» и ушком на передним конце с 2 прорезями и небольшой пластиной с шатровым концом и ушком с 1 прорезью на завершении. Большая пластина имеет бортики и покрыта не просто позолотой, а золотой фольгой. Вся поверхность украшена прорезным орнаментом в виде полукружий. Подобного типа накладки широко представлены в материалах аскизской культуры, но в основном на псалиях (Кызласов И. Л. 1983). У нас же это шарнирные составные накладки с подвесками. Еще одна накладка с ушками и прорезью между ними, а также шлемовидным передним концом встречена на берегу р. Суры (Канаевское селище).

Отдел В. Объемные накладки (Рис.) делятся на 2 типа: 1 — вытянутые, 2 — короткие с колечком.

Тип 1. Вытянутые накладки (Рис.) делятся на 2 вида: а — сплошные, б — прорезные.

Вид а. Сплошные накладки (5 экз.) представлены утолщенными пластинами различного сечения: треугольного, полуовального, п-образного, рифленого. На одной накладке для придания объема к железной пластине приварили медную. Завершения накладок сделаны в виде «ласточкина хвоста», а передний конец имеет килевидную форму. У накладки с п-образным сечением завершение в виде трезубца, а передний конец в виде шлема. В этом плане она близка к накладкам геральдической формы. Практически все накладки без орнамента. Орнамент в виде линейной насечки встречается лишь на накладке с полуовальным сечением. Характерно, что на подобных накладках с Чемодановского селища также насечен орнамент. Перетяжками (поперечные линии между углублениями по краям) украшена накладка с Канаевского селища. Накладки треугольного и рифленого сечения можно смело отождествлять с аскизскими древностями. Что же касается других, то, несмотря на схожесть в оформлении концов, мы можем отметить лишь подражания аскизским изделиям.

Вид б. Прорезная накладка (1 экз.) (Рис.) сделана в виде прямоугольной пластины с тремя отверстиями и боковыми углублениями. Завершение прямосрезанное, а передний конец шлемовидный. Эта накладка является явным подражанием аскизским образцам.

Тип 2. Короткие накладки с колечком (Рис.) делятся на 2 вида: а — горизонтальные, б — вертикальные.

Вид а. Горизонтальные накладки (17 экз.) (Рис.) представлены подпрямоугольными пластинами с 2 клепками и ушком с вставленным в него колечком диаметром от 1 до 1,5 см различного сечения. Половина накладок имеют рифленые края. Одна накладка имеет в центре круглое отверстие, еще одна соединена кольцом с крючком на пластине. Горизонтальные накладки широко представлены в материалах аскизской культуры и относятся к бляшкам с кольцами (Кызласов И. Л. 1983). Одна из таких бляшек встречена также на р. Вад (селище «Попова Поляна»).

Вид б. Вертикальные накладки (7 экз.) (Рис.) также сделаны из прямоугольных пластин, только в вертикальном положении, с одной клепкой и ушком с вставленным в него колечком. На двух имеются рифленые края, что сближает их с аскизскими традициями, где подобные формы встречаются в сочетании с крючками, либо в составных накладках малиновского этапа. К вертикальным можно отнести также накладку в виде пирамидки треугольного сечения с осью в основании. На ось надето кольцо. Подобная форма близка по типу к аскизским крючкам малиновского этапа (Кызласов И. Л. 1983), однако, налицо и конструктивные отличия.

Отдел Г. Геральдические накладки (7 экз.) (Рис.) характеризуются щитовидной формой с завершением в виде зубцов и шатровым передним концом. Они имеют по 2 клепки и оформлены перетяжками, как поперек, так и вдоль. На одной накладке прорезь в виде 2 соединенных круглых отверстий. Стилистически они близки аскизским накладкам, но вполне очевидно, что накладки являются предметом местного изготовления. На одной из накладок позолота.

Отдел Д. Т-образные накладки (4 экз.) (Рис.) представляют собой овальный или ромбический щиток с двумя отверстиями для клепок и перекладиной наверху. Они являются типично аскизскими украшениями. Из них лишь одна покрыта позолотой. Такие накладки и в аскизских материалах также практически не покрывались серебром (Кызласов И. Л. 1983).

Отдел Е. Фигурные накладки (3 экз.) имеют самые разнообразные формы и детали. Две сделаны в виде ромба, одна в виде треугольника, а по углам отверстия для клепок. Снизу расположено ушко, в которое вставлено кольцо большого диаметра. На Чемодановском селище встречена накладка в форме пластины с выемками по бокам и орнаментом из продольных и поперечных линий. Поверхность позолочена. Накладки с такими выемками больше характерны для каменского этапа аскизской культуры (Кызласов И. Л. 1983).

Отдел Ж. Треугольные накладки (2 экз.) (Рис.) представлены пластинами в виде малого равностороннего треугольника и вытянутого. На концах сделаны клепки. У вытянутой накладки поверхность покрыта золотом, а по центральной оси орнамент из 2 перевитых линий. Завершения сделаны в виде «ласточкина хвоста». Если малый треугольник встречается в аскизских материалах, то большой лишь стилистически можно соотнести с аскизскими древностями (Кызласов И. Л. 1983).

III. Распределители ремней составляют еще одну многочисленную группу предметов конской сбруи. Они представляют собой железные пластины с ушком на конце, куда вставлялось соединительное кольцо. Пластина соединялась с ремнем при помощи 1 или 2 клепок. Там, где на кольце сохранилось по 2 накладки, они были однотипны. Практически все они не орнаментированы. Накладки распределителей относятся к Отделу прямоугольных. В зависимости от формы и оформления они делятся на 2 типа: 1 — длинные, 2 — короткие.

Тип 1. Длинные накладки (12 экз.) (Рис.) сделаны из пластин украшенных перетяжками и боковыми углублениями. Среди завершений преобладают вильчатое и «ласточкин хвост». Все накладки с вильчатым завершением имеют по 1 клепке у завершения и длинный загнутый язычок. Шесть накладок, включая, сдвоенный распределитель имеют п-образное сечение. На одном комплекте из 2 накладок и кольца имеется орнамент в виде двух пересекающихся позолоченных полосок. Между собой накладки соединены нестандартным кольцом шестигранного сечения.

Тип 2. Короткие накладки (11 экз.) делятся на 2 вида: а — сплошные б — прорезные.

Вид а. Сплошные накладки (9 экз.) (Рис.) имеют шатровые завершения передних краев и по 2 клепки. Половина из них украшена перетяжками. Все это в целом сближает эти накладки с геральдическими.

Вид б. Прорезные накладки (2 экз.) (Рис.) также имеют шатровое завершение и украшены перетяжками. Помимо этого в центре пластины сделаны 2 соединенных круглых отверстия. Они также близки с геральдическими накладками.

В целом прямоугольные накладки распределителей ремней имеют с одной стороны восточноевропейские корни, а с другой стилистически близки аскизским древностям (Кызласов И. Л. 1983).

IV. Крючки на пластинах (6 экз.) делятся на 2 типа: 1 — с ушками, 2 — без ушек.

Тип 1. Крючки на пластинах с ушками (4 экз.) (Рис.) сделаны из узких объемных пластин с 2 клепками. В ушко вставлено кольцо диаметром около 1 см. На одном из колец прикреплена еще и бляшка-накладка типа IIВ2а. Пластины орнаментированы перетяжками, а крюк насечками. На двух крючках шаровидные навершия. У двух крючков концы загнуты вовнутрь, типа карабинов, у двух других отогнуты наружу. В целом подобные крючки характерны для малиновского этапа аскизской культуры (Кызласов И. Л. 1983).

Тип 2. Крючки на пластинах без ушек (2 экз.) (Рис.) сделаны на широких пластинах с отверстиями для клепок. На удлиненном крючке их 3, на коротком 4. Пластина удлиненного крючка украшена по краю полоской позолоты и имеет прямое завершение. На короткой орнамента нет и завершение v-образное. Крюк на этой пластине имеет шаровидное окончание. Такие крючки более характерны для каменского этапа аскизской культуры (Кызласов И. Л. 1983).

V. Пряжки от конского снаряжения сделаны из железа и делятся по способу соединения с ремнем на 3 отдела. По форме рамки и щитка выделяются типы.

Отдел А. Пряжки без специального приспособления для соединения с ремнем. Они делятся на 4 типа: 1 — прямоугольный, 2 — полуовальный, 3 — круглый, 4 — луковицевидный.

Тип 1. Прямоугольные пряжки (5 экз.) (Рис.). Две из них абсолютно схожие с насечкой по углам и на язычке. На внешних углах нанесен циркульный орнамент. На Чемодановском селище найдена прямоугольная пряжка, покрытая позолотой. На Кармалейском городище на пряжке сделаны рифленые края, а соединительная с ремнем сторона в виде вставного стержня. В могильнике Татарская Лака II пряжка орнаментирована насечками, а внешний край рифленый.

Тип 2. Полуовальные пряжки (4 экз.) (Рис.) имеют насечку по углам. У двух насечки на язычке. У одной на внешнем краю, еще на одной по всей рамке.

Тип 3. Круглые пряжки (2 экз.) (Рис.). Одна имеет насечку по рамке, другая на язычке.

Тип 4. Луковицевидная пряжка (4 экз.) (Рис.) также имеет насечку на рамке и рифленые углы.

По своим орнаментальным мотивам пряжки этого отдела близки пряжкам аскизской культуры, хотя чувствуется симбиоз местных и сибирских традиций.

Отдел Б. Пряжки щитковые делятся на 2 типа: 1 — неподвижно соединенные с рамкой, 2 — подвижно соединенные с рамкой.

Тип 1. Пряжки неподвижно соединенные с рамкой (5 экз.) (Рис.) делятся на 2 вида: а — круглые, б — луковицевидные.

Вид а. Круглые пряжки (4 экз.). Две длиннощитковых со шлемовидным окончанием с 2 клепками вдоль центральной оси. На одной щиток без орнамента, на другой насечки по бокам. Два со средним щитком с в-образным и прямосрезанным окончанием. По бокам по 2 выемки. На конце щитка одна клепка.

Вид б. Луковицевидная пряжка (1 экз.) (Рис.) украшена насечками по рамке и рифлеными полосками на щитке. Щиток длинный с в-образным окончанием и 2 клепками вдоль оси. С внутренней стороны щитка выемка.

Тип 2. Пряжки подвижно соединенные с рамкой (4 экз.) (Рис.) делятся на 2 вида: а — полуовальные, б — луковицевидные.

Вид а. Полуовальная пряжка (1 экз.) (Рис.) со сплошной рамкой, украшенной насечками. Щиток орнаментирован слабо — лишь двумя поперечными линиями и двумя боковыми выемками. Щиток длинный с овальным завершением и двумя шариками по его бокам. Вдоль оси 2 клепки.

Вид б. Луковицевидные пряжки (3 экз.) (Рис.) представлены 2 фрагментами в виде рамок без щитков и одной целой пряжкой. У нее рамка украшена насечками, а длинный щиток перетяжками. Завершение щитка сделано в виде шлема, а на самом щитке п-образного сечения имеется два отверстия для клепок вдоль центральной оси.

Пряжки этого отдела находят полные аналогии в материалах аскизской культуры (Кызласов И. Л. 1983).

VI. Детали седла представлены седельными бляхами, пробоями и накладками.

Седельные пробои (11 экз.) (Рис.) сделаны из железных пластин в виде скобы согнутой в середине вокруг кольца и разведенными в разные стороны острыми концами. На некоторых скобах сохранились плоские круглые шайбы диаметром до 3 см. Кроме того, встречались шайбы ромбовидные с фигурными краями. Судя по пробоям, толщина луки, на которой они крепились, достигала 1,5-2 см.

Седельные бляхи (2 экз.) (Рис.) представлены двойными 8-образными железными пластинами, скрепленными по краям клепками. В центре выступает штырь с поперечными ребрами, а по бокам сделаны два ушка, в которые вставлено по колечку.

Подобные пробои и бляхи очень характерны для аскизских древностей, прежде всего малиновского этапа, а также каменского (Кызласов И. Л. 1983)..

Седельные накладки (5 экз.) (Рис.) представляют две совершенно одинаковые полусферические накладки из бронзы в виде человеческого лица и четырьмя симметрично расположенными трилистниками по краю. На каждом из них сзади по длинному шпеньку для крепления. Поверхность накладок покрыта позолотой. Вероятнее всего накладки изображают женское лицо, напоминающее солнышко. Аналогии этим накладкам нам неизвестны, но с учетом золочения поверхности их можно отнести к группе накладок с позолотой аскизского типа.

Встречено также две позолоченные крестовидные накладки из железа с четырьмя отверстиями по краям для гвоздиков и одна треугольная с отверстиями по углам. С учетом особенностей украшения их также можно отнести к древностям аскизского типа.

Снаряжение всадника.

Помимо конского снаряжения встречено несколько предметов украшения пояса и одежды (Рис.). Это две бронзовые накладки на пояс (Золотаревское 1 селище, Вадинское 2 селище) и бронзовый щиток шумящего украшения с растительным орнаментом и позолотой, которые по своим орнаментальным мотивам и оформлению близки аскизским материалам (Кызласов И. Л. 1983).

Крюки для шнуровки (2 экз.) (Рис.) сделаны из железной полосы с боковым выступом. Конец крюка имеет утолщение в виде шишечки, другой конец заострен и загнут в одном случае вовнутрь, в другом — наружу. Подобные крюки исследователи трактуют по-разному. Одни считают их курками арбалетов (Семыкин Ю. А. 1981), другие — крюками для шнуровки кожанной одежды и сбруи (Кызласов И. Л. 1983). В XI-XIII веках они встречаются на значительно территории, в том числе в Среднем Поволжье и Хакасско-Минусинской котловине Степи Евразии. 1981).

Среди предметов вооружения также встречаются предметы характерные для сибирского мира. Это, прежде всего сделанные из железа панцирные пластины и пальмы.

Панцирные пластины (Рис.) относятся в основном к пластинчатому ламелярному доспеху и делятся по форме на 2 отдела: А — четырехугольные, Б — прямоугольные.

Отдел А.. Четырехугольная пластина (1 экз.) (Рис.) имеет небольшой изгиб и отверстия по углам.

Отдел Б. Прямоугольные пластины делятся на 8 типов.

Тип 1. С прямыми краями (3 экз.) (Рис.) имеют небольшой изгиб и 2 параллельных ряда отверстий: одна пластина (целая) — 4-2-2, вторая (фрагмент) — 3?-1?, третья (фрагмент) — 2-1?.

Тип 2. С 1 округлым концом (8 экз.) (Рис.) имеют, как правило, отверстия по краям и в центре.

Тип 3. С 2 округлыми концами (2 экз.) (Рис.) имеют небольшой изгиб и отверстия по краям и в центре по бокам.

Тип 4. С 1 округлым концом и умбоном в центре (1 экз.) (Рис.) довольно крупного размера и имеет отверстия по краям и по 1 отверстия в центре по бокам.

Тип 5. С 1 округлым боком и углубленной полосой в центре (1 экз.) (Рис.) также крупных размеров и имеет своеобразные отверстия. Они расположены группами по 4 отверстия. 2 группы по бокам в центре, 2 по бокам наверху и целый ряд из 6 отверстий по нижнему концу пластины.

Тип 6. С 1 округлым боком (4 экз.) (Рис.). На них сочетаются парные отверстия на концах с 4 отверстиями, расположенными группами, как в центре, так и на краях.

Тип 7. С 1 фигурным боком (3 экз.) (Рис.). На них отверстия располагаются, как правило, группами по 4 отверстия. Одна пластина сдвоенная, так как сохранилась клепка, соединяющая 2 пластины внахлест.

Тип 8. С рифленым частично боком и 1 заостренным концом (1 экз.) (Рис.), а также отверстиями, расположенными по 3 на боках и 1 в заостренном конце.

Наряду с пластинами встречаются обрывки клепано-сварных кольчужных полотен, которые, очевидно, использовались совместно с панцирным доспехом. Отдельные типы пластин (тип 7) были распространены в Сибири еще в XI-XII веках (Худяков Ю. С. 1991), но основная масса типов пластин получила распространение в Восточной Европе в XII-XIII веках (Измайлов И. Л. 1997).

Пальмы представляют собой железные ножи с разомкнутой втулкой, куда очевидно вставлялось древко, что превращало нож в оружие. Подобное оружие использовалось длительное время в Сибири (Худяков Ю. С. 1991), в том числе и на памятниках аскизской культуры малиновского этапа (Кызласов И. Л. 1983), но для Восточной Европы это пока редкость.

Подводя итоги можно отметить, что на Золотаревском поселении представлен практически весь набор аскизского снаряжения коня за редким исключением. Нет лишь вертикальных псалиев с удилами, да боковых крюков на пластинах. В то же время золотаревские материалы менее разнообразны, чем аскизские древности, что вполне объяснимо локальностью их расположения и значительной удаленностью от основной территории аскизской культуры. При этом очень ярко прослеживается линия местного производства снаряжения, похожего на аскизское, но имеющего творческие добавления. Учитывая стилистически грамотное и сообразное по форме производство можно отметить, что местные ремесленники и заказчики хорошо были знакомы с культурой аскизов в Хакасско-Минусинской котловине.

Обращает на себя внимание и тот факт, что на Золотаревском поселении сосредоточено такое большое по отношению к любому памятнику Восточной Европы количество предметов аскизского типа. Однако если учесть тот факт, что на поверхности поселения обнаружено множество разрозненных останков людей, можно предположить, что во время монгольского нашествия в начале XIII века здесь произошло сражение в результате, которого погиб конный военный отряд, использовавший аскизоидные украшения и вещи. Вместе с ним погибло и само поселение, о чем свидетельствуют результаты археологических исследований Золотаревского городища (Полесских М. Р. 1977). Судя по тому, что часть предметов относится к домонгольскому времени и была произведена на поселении, можно предположить, что этот военный отряд защищал поселение от монголов, а не находился в составе монгольского войска. К тому же его воины, явно победившие в этом сражении, вряд ли оставили на поле битвы хорошее снаряжение и оружие. Так лишь наконечников стрел XII—XIII веков насчитывается более 200. Причем одних только наконечников стрел связываемых с монголами насчитывается более 60.

Вполне возможно, что стоявший здесь военный отряд выполнял охранные функции торгового пути из Булгара в Киев и других торговых магистралей этого региона, а также торговой фактории у Золотаревского городища.. Одним из подтверждений этого могут служить находки железных накладок с позолотой как на поселениях Древней Руси (Пряхин А. Д. Цыбин М. В. 1991), так и Волжской Булгарии (Казаков Е. П. 1991., Руденко К. А. 2000), правда в единичных экземплярах, но зато типологически близких к золотаревским изделиям..

Примечания

Белорыбкин Г. Н. 1986. Путь из Булгара в Киев в районе Верхней Суры //Волжская Булгария и Русь. — Казань. — С. 89-97.
Белорыбкин Г. Н. 1988. Монголы в землях обулгаризированных буртас //Волжская Булгария и монгольское нашествие. — Казань. — С. 82-87.
Белорыбкин Г. Н. 1990. Посуда памятников XI-XIII вв. Пензенского края //Из истории области. Очерки краеведов. — Пенза. — Вып. 2. — С. 74-91.
Белорыбкин Г. Н. 1995. Городища X-XIII вв. Верхнего Посурья и Примокшанья (материалы к археологической карте) //Страницы истории Волго-Донья. — Пенза. — С. 41-61.
Винничек В. А. 1999. Фрагменты серебряных слитков с Золотаревского селища. //VIII Ключевские чтения. — Пенза. — С. 12-14.
Измайлов И. Л. 1997. Вооружение и военное дело населения Волжской Булгарии X — начала XIII в. — Казань-Магадан.
Казаков Е. П. 1991. Булгарское село X-XIII веков низовий Камы. — Казань.
Кызласов И. Л., 1983. Аскизская культура. — М. — САИ. — Вып. Е3-18.
Моця А. П. Халиков А. Х. 1997. Булгар — Киев. Пути — связи — судьбы. — Киев.
Полесских М. Р. 1970. Археологические памятники Пензенской области. Путеводитель. — Пенза.
Полесских М. Р. 1977. Древнее население Верхнего Посурья и Примокшанья. — Пенза.
Полесских М. Р. 1981. О культуре и некоторых ремеслах обулгаризированных буртас //Из истории ранних булгар. — Казань. — С. 56-68.
Пряхин А. Д. Цыбин М. В. 1991. Древнерусское Семилукское городище XII-XIII вв. //Археология славянского юго-востока. — Воронеж. — С. 93-106.
Руденко К. А. 2000. VI Алексеевское селище. — Казань.
Семыкин Ю. А. 1981. Опыт реконструкции арбалета по материалам с территории Волжской Болгарии //Древние и средневековые культуры Поволжья. — Куйбышев. — С. 120-128.
Степи Евразии в эпоху средневековья. 1981. — М.
Халиков А. Х. 1978. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. — Казань.
Худяков Ю. С. 1991. Вооружение центрально-азиатских кочевников в эпоху раннего и развитого средневековья. — Новосибирск.