Акатуй — пора свадеб

 

Хотя свадеб в этот субботний июньский день в Казанке не наблюдалось. Просто был праздник — традиционный старинный чувашский национальный праздник Акатуй. В незапамятные времена уходит корнями эта традиция — отмечать окончание весенних полевых работ свадьбами, всеобщими деревенскими гуляньями. Точного, «закрепленного» дня для Акатуя у чувашей никогда не было — даже на волжских просторах, где изначально селились чуваши (другое название — «чӑваш», «сӑваз»), погода также не каждый год баловала земледельцев ранней и теплой весной. Чуваши широко расселились по России. Первые поселенцы из Чувашии появились на территории нынешнего Казачинского района в начале прошлого века. Они и основали деревню Казанка на берегу небольшой таежной речушки. Сейчас до неё от Момотово — около шестидесяти километров хорошей, но очень извилистой дороги. В двадцатых годах, уже при советской власти, появились новые переселенцы. Деревня росла, тайга все дальше отступала от нее, уступая место полям и сенокосам. Третья, последняя, волна переселенцев из Чувашии, где земля уже не могла кормить такое количество жителей, накатила на Казанку в шестидесятых годах. Теперь деревней этот населенный пункт и называть-то неудобно — длинные улицы, добротные постройки, возделанные огороды возводят деревню в ранг большого села.

На просторной зеленой поляне в излучине речки царит праздничное настроение. Постепенно собирается народ, хотя сами казанцы давно уже здесь, но подъезжают все новые и новые автобусы и машины с гостями — праздник в Казанке имеет статус краевого, и сегодня здесь, на этой поляне, можно встретить жителей и Красноярска, и Енисейска, и Сухобузимского района, и других — география края представлена широко. Гостей много, но никто чужим себя не чувствует. Объединяет всех родной язык: чувашский сегодня здесь основной язык общения, роднит всех общность культуры, традиции, и — независимо от национальности — ощущение праздника. По периметру поляны расположились национальные чувашские «горницы», где всякому, кто пожелает, предлагают попробовать чувашские пироги, разную выпечку, подносят кружечку хмельного чувашского пива (от которого автор этих строк отказался — один раз в прошлом уже пробовал, потом присел, а встать уже не мог). Чувашские интерьеры и разносолы приехали в Казанку из разных сел и деревень района. Лучшим был признан в конце праздника рождественский — он и национальным признакам больше других соответствовал, и пироги здесь были вкуснее (сам пробовал, не удержался). Напротив, на другой стороне поляны, выставили свои товары (конечно же, продуктовые, в основном воду) коммерсанты — Надежда Яковлева из соседней Александровки, Морозов из Момотова и другие. Цены, само собой, «кусаются», но ради праздника потратиться не жалко (а в «горницах» и «уголках» можно пить и есть бесплатно).

Поляна заполнена шумливой толпой — говорят здесь сегодня много, охотно, даже с незнакомыми — когда еще выпадет случай побывать в родной языковой среде, где почти ни одного слова по-русски не услышишь. Но вот шум стихает, звучат Государственные Гимны России и Чувашской республики, ведущая приглашает на сцену (построенную на поляне специально для праздника) почетных гостей: «хозяина» праздника, главу местной администрации Валерия Васильева, главу района Юрия Озерских, президента Красноярской региональной национально-чувашской культурной автономии Геннадия Храмова, благочинного автономии отца Феодора. Представители Казанки подносят им хлеб-соль.

Несколько коротких приветственных речей, и праздник начинается. Один за другим выходят на сцену самодеятельные исполнители чувашских народных песен и танцев. И по реакции зрителей, а их очень много, чувствуется: чуваши, где бы они ни жили, бережно относятся к культурному наследию своего народа, сохраняют для подрастающего поколения, представителей которого в этот день на поляне чуть ли не столько же, сколько и взрослых, традиции, заложенные еще предками. Звучит музыка и песни, на свободном пространстве перед сценой появляется первый танцор из числа зрителей. Он явно изрядно навеселе, но сегодня это простительно — Акатуй все же. Его примеру следуют и другие, хотя и трезвые, и вот танцуют и поют уже не только на сцене, но и перед нею. А к столам с пирогами и пивом не протолкнуться — все спешат отведать чувашских разносолов. В сторонке, подальше от толпы, меряются силами любители борьбы, «дерутся» подушками на бревне мальчишки. Праздник продолжается.

Геннадий Назаров
Новая жизнь. — 2007. — 29 июня