«Чуваша зовомые, язык особливый»
Егдаж возвратихомся ко цареви нашему, со пресветлым одолением, он же тогда повелел опочивати оному утружденному войску аки восемь дней. И по осьми днях, сам поиде с воинством Казани, на место великое, глаголемое Муром, еже лежит от поля уже крайне1, Казанским пределом, и оттуду, через поле дикое, аки месяц шел к оному предреченному новому граду2, поставленному на Свияге, идеже воинство его ждало с великими делы и со многими запасы, яже приплыша Волгою, рекою великою. А нас тогда послал, со тремянадесять тысящей люду, через Рязанскую землю и потом чрез Мещерскую, идеже есть Мордовский язык. Потом препроводясь, аки за три дни, Мордовские лесы, изыдохом на великое дикое поле и идохом от него по правой руце, аки в пяти днях конем езду: понеже мы заслониша его тем войском, еже с нами шло, от Заволжских Татар (бояшебося он, да не приидут на него безвестно те княжата Нагайские); и аки бы по пяти неделях, со гладом и с нуждою многою, дойдохом Суры реки великие, на устья Борыша речки3, идеже он в том же дни с войски великими прииде. И того дни хлеба сухаго наядохомся со многою сладостию и благодарением, ово зело дорогаго купующе4 ово позычающе5 от сродных, и приятель и другое; бо нам его было не стало аки бы на 9 дней, и Господь Бог препитал нас и войско, ово рыбами, ово иными зверьми, бо в пустых тех полях зело много в реках рыб.
Егдаж переплавишася Суру реку, тогда и Черемиса Горняя6, а по их Чуваша зовомые, язык7 особливый, начаша встречати по пяти сот и по тысяще их, аки бы радующеся цареву пришествию: понеже в их земле поставлен оный предреченный град на Свияге8. И от тое реки9 шли есмя с войском 8 дней, полями дикими и дубровами, негде же и лесами; а сел со живущими зело мало, понеже у них села при великих крепостях ставлены и незримы, аще и по близку ходящим; и ту уже нам привожено и, по странам ездя, добывано купити хлеба и скотов; а еще и
71
зело дорого плачено, но нам было, яко изнемоглым от гладу, благодарно; а малвазии10 и любимых трунков11 з’марцыпаны12, тамо не воспоминай! Черемисский13 же хлеб сладостнейший, паче драгоценных колачей, обретеся; и наипачеж сего ради, иже подвизахомся за отечество правовернаго христианства, сопротив врагов креста Христова, паче же вкупе со царем своим: сие было благодарнейши и радостиейши, и не чулось ни единыя нужды, друг пред другом к добрым подвигам ретящеся; наипачеж сам Господь Бог помогал нам.
Егдаж приидохом близу новопоставленнаго града14, воистину зело прекраснаго, тогда выехаша во стретение царя гетмани онии, яко градские, так которые и с делы приидоше, с немалыми вой, по чину благочиние устроении полки имущи; с ними же конного войска тысящ аки пятьнадесять, изыдоша во стретение, також и пеших множество много; к тому и гуфов15 оных варварских, новопокорившихся царю, немало, аки четыре тысячи; их же обитания и села близу града онаго быша, яже, хотяще и не хотяще, покоришася. И бысть там радость не мала о здравию пришествия царева со множествы воев, також и о победе преже реченной, яже на Крымскаго пса одержахом (бо зело трепетахом о прихождении и помощи его Казани), и о поставлении града оного превеликого. И тамо к тому приехали есмы, воистину, яко в свой дом, от того долгова и зело нужнаго пути, понеже привезено нам множество, от домов наших Волгою, мало не каждому, в великих в галиях16 запасу; також и купцов бесчисленное множество, с различными живностьми и со многими товары, приплыша, ид еже бяше всего достаток, чего бы душа восхотела, — точию нечистоты тамо купить не обрящешь. И опочинув тамо войско аки три дни, начаша великую реку Волгу перевозитися; и перевезошася все войско аки за два дни.
... В земле той [Казанской] поля великие, и зело преизобильные и гобзующе17 на всякие плоды; тако же и дворы княжат их и вельможей зело прекрасны и воистинну удивлению достойни, и села часты; хлебов же всяких такое там множество, воистинну вере ко исповеданию неподобно, аки бы на подобие множества звезд небесных; тако же и скотов различных стад безчисленные множества, и корыстей18 драгоценных, наипаче от различных зверей, в той земле бывающих; бо тамо родятся куны19 дорогие, и белки и прочие зверие ко одеждам и ко ядению потребны; а мало за тем далей соболей множество, такожде и медов: не вем, где бы под сонцем больши было.
72
* * *
К тому и то достоит вкратце воспомянути, перваго ради презрения совета добраго, яже еще в Казани будуще, советовали ему синклитове20 не исходити оттуды, дондеже до конца искоренить от земли оныя бусурманских властелей, яко прежде написахом: чтож, смиряюще его гордость, попущает Бог? Паки ополчаются против его оставшие князие Казанские, вкупе со предреченными прочими языки поганскими21, и воюют зельне22, не токмо на град Казанский приходяще с великих лесов, но и на землю Муромскую и Новаграда Нижняго наезжают и пленят. Того было безпрестанне, аки шесть лет после взятия места Казанского, иже во оной земле грады новопоставленные, некоторые же и в Русской земле, во осаде были от них. И свели тогда битву с гетманом его, мужем нарочитым, ему же имя было Борис Морозов, глаголемый Салтыков23: и падоша полки христианские от паганов24; и сам же гетман пойман, и держаша его жива, ака два лета, и потом убиша его, не хотеша его же а ни на окуп, а ни на отмену своих дати. И в туя шесть лет битвы многия быша с ними и воевания; и толикое множество в то время погибе войска христианскаго, бьющеся и воюющеся с ними безпрестанно, иже вере неподобно.
И по шестом лете собра войско не мало царь наш, вяще нежели тридесягь тысящей, и поставил над ними воевод трех: Иоанна Шереметева, мужа зело мудраго и острозрительнаго и со младости своея в богатырских вещах искуснаго, и предреченнаго князя Симеона Никулинскаго, и меня; и с нами немало стратилатов25, светлых и храбрых, и великородных мужей. Мы же пришедше в Казань и, опочинувшу мало воинству, поидохом в пределы оные далеко, идеже князие Казанские с воинствы бусурманскими и другими поганскими ополчались, и было их в ополчение вяще26, нежеле пятнадесять тысящей, и поставляху битвы с нами и со предними полки нашими; сражашася мало на двадесять крат, памятамися: бо им удобно бываше, яко знаемым во своей их земле, пачеже с лесов прихождаху, сопротивляющижеся нам креще; и везде, за благодатию Божиею, поражаеми были от христиан. И к тому погодно время Бог дал нам на них: понеже зело в тую зиму снеги были великие без серенов27, и того ради мало что их осталось: понеже хождаху за ними месяц целый, а предние полки наши гоняхи за ними аж за Уржум и Мешу реку за лесы великие, и оттуду аж до Башкирска языка, иже по Каме реке в вверх ко Сибири протязается; и что их было осталося, те покоришася нам. И воистину было, что писати по
73
ряду о оных сражениях с бусурманы: да краткости, ради оставляется: бо тогда больше десяти тысящей воинства бусурманскаго погубихом со атаманы их; тогда же славных кровопивцев христианских, Янчюру Измаильтянина и Алеку Черемисина, и других князей их немало погубихом. И возвратихомся, за Божиею благодатию, во отечество с пресветлою победою и со множайшими корыстьми; и оттуды начала усмирятися и покорятися Казанская земля цареви нашему.
* * *
Царь же вниде в совет о устроении града нововзятаго: и советовавше ему мудрые и разумные, иже бы ту пребыль зиму, аж до весны, со всем воинством, бо запасов было всяких множество с Русския земли галиями28 напривожено, яко же и в той земле бесчисленное богатство всяких достатков, и до конца выгубил бы воинство бусурманское и царство оное себе покорил и усмирил землю навеки; бо кроме Татарска языка, в том царстве 5 различных языков: Мордовский, Чувашский, Черемисский, Воитецкий або Арский, пятый Башкирский (те живут Башкирцы вверх великая реки Камы, в лесах, яже в Волгу впадает, ниже Казани дванадесять миль). Он же совета мудрых воевод своих не послушал; послушал же совета шурей своих: они бо шептаху ему во уши, да поспешится к царице своей, сестре их; но и других ласкателей направили с попами.
Он же, стояв неделю и оставя часть воинства в месте и огненныя стрельбы с потребу, и седши в суды ехал к Новугороду Нижнему, еже есть крайнее место великое Русское, которое лежит от Казани шестьдесят миль; а кони наши все послала не тою доброю дорогою, ею же сам шел к Казани, но подле Волги, зело претрудными стезями, по великим горам лежащими, на них же Чувашский язык обитает, и того ради погубил у всего воинства своего кони тогда: бо у кого было сто або двести коней, едва два або три вышли.
Примечания
1. Крайне — т. е. окраине; имеются в виду южные окраины Московского княжества на правобережье Оки.
2. Речь идет о городе Свияжске, возведенном русскими в 1551 году в устье реки Свияги.
3. Борыш — река Барыш, правый приток Суры в пределах современной Ульяновской области.
4. Купующе — от купить, покупать, т. е. «покупая».
5. Позычающе — от позычить — «одолжить, занимать», т. е. «занимая, ссужая».
6. Черемиса Горняя — здесь имеются в виду чуваши.
7. Язык — в значении «народ». «Черемиса Горняя, а по их Чуваша зовомые, язык особливый» надо понимать: «Горные черемисы, а по ихнему называемые чуваши, народ особый, другой».
8. Примечательно, что A. M. Курбский особо подчеркивает, что г. Свияжск поставлен на чувашской земле; следовательно, еще в середине XVI века Присвияжье считалось чувашской территорией.
9. Т. е. от реки Суры.
10. Малвазия — мальвазия, малмазея, мармазея — сорт вина, Малвазийское вино.
11. Трунки — «напитки».
12. Марцыпан — марципан — род пирожного.
13. Черемисский — здесь явно в значении «чувашский», так как у марийцев в то время земледелие было развито слабо, а в южных районах Чувашии, через которые проходили полки Ивана Грозного, марийцы никогда не проживали.
14. Новопоставленный град — город Свияжск.
15. Гуфов — отрядов, полков.
16. Галиях — галерах, судах.
17. Гобзующе — от гобизна — «изобилие, богатство».
18. Корысть — здесь в значении «добыча, приобретение».
19. Куны — куницы.
20. Синклитове — синклиты — советники, высшие сановники.
21. Языки поганские — «народы языческие».
22. Зельне — сильно, ожесточенно.
23. Салтыков — свияжский воевода Б. И. Салтыков.
24. Паганы — «язычники».
25. Стратилат — «военачальник».
26. Вяще — «больше».
27. Серен — «наст», «мерзлый снег».
28. Галия — «галера», «судно».
75
- Версия для печати
- 4282 просмотра