Чуваши или сувары: в Чувашии ищут новые исторические маршруты

Чувашский народ «правильнее было бы называть суваро-булгарами», поскольку понятие «чуваш» — это соционим, а не этноним. Как передаёт корреспондент ИА REGNUM, об этом заявила группа чебоксарских краеведов-любителей на презентации своих книг-альбомов, посвященных древней культуре суваро-булгар. Группа называет себя «суварами», современными потомками прародителей чувашского народа и ставит своей целью «возрождение утраченной суваро-булгарской культуры».

На презентации так называемых «новых сувар» можно было узнать по нагрудным знакам в виде суварского символа солнца и рубашкам, украшенным этническим орнаментом. В группу входят художники, ювелиры, искусствоведы, бизнесмены Чувашии. Они с гордостью причисляют себя редкой этнической группе. И даже в официальных документах стараются подчеркнуть свои корни, указывая в графе о национальной принадлежности — «сувар». К примеру, в одном из ЗАГСов Чебоксар в декабре 2012 года был заключен «первый официальный брак между двумя суварами».

«Чуваши — это не этническое название, а общее социальное имя поволжских народов. До Ивана Грозного чуваши назывались суваро-булгарами. Поэтому нам правильнее будет называться суваро-булгарами», — заявил художник Юрий Ювенальев. Он также относит себя к суварам, является одним из авторов альбома об этнической религии суваро-булгар.

Ювелирные изделия Владислава Николаева

«Новые сувары» убеждены, что распространенное мнение о том, что «в древности чуваши только в лаптях ходили», а «культура появилась только после революции», не соответствуют исторической правде. «У нас была богатейшая культура. Наша задача — доказать, что у нас более глубокие корни, чем принято считать. Мы ищем маршруты чувашского народа в истории», — подчеркнул Юрий Ювенальев. При этом с сожалением заметил, что культурой суваро-булгар «больше занимаются ученые Татарстана»: «Они за нас много работают, невольно нам помогая».

Как заявили представители суварской группы, готовится в свет очередное издание, посвященное этническим именам суваро-булгар. «Во время насильственной христианизации все суварские имена исчезли. А было около 12 тысяч имен. Хотим восстановить историческую правду. Не в агрессивной в форме, а в информационно-просветительской», — подчеркнул Ювенальев.

В частности, чебоксарские исследователи суварских корней считают сомнительной теорию ученых 20 века, согласно которой чуваши относятся к тюркам: «У нашего народа язык и некоторые культурные аспекты гораздо древнее. Нас можно отнести к пратюркским народам», — пояснил Юрий Ювенальев.

Автор издания о философии символов суваро-булгарской культуры, коллекционер Владимир Алмантай подчеркнул, что чуваш неверно относить и к язычникам. «До христианизации социальным термином «языческие чуваши» называли и татар, и русских, и марийцев, и удмуртов с этнической верой. Но чуваши никогда не были язычниками. Они всегда поклонялись одному верховному богу, а не множеству, как в язычестве», — сказал автор книги. Он также сообщил, что «на древних памятниках, найденных в Старых Урмарах, встречаются слова «сувар» и «булгар», написанные на арабском языке», но этноним «чуваш» до 18 века не встречается нигде».

Работы Владислава Николаева

«Мы хотим знать, кто мы на самом деле? Где наши корни? У нас только исследовательские цели», — подчеркнул Алмантай.

Авторы изданий не отрицают, что являются лишь «этнографами-любителями», но при этом со скепсисом относятся к некоторым профессиональным историкам. «Они считают себя профессионалами, но я, например, когда открываю их труды, ничего профессионального там не вижу», — заявил Юрий Ювенальев.

В художественном музее, где прошла презентация, была также развернута выставка «Культура суваро-булгар».

Как ранее сообщало ИА REGNUM, осенью 2012 года группа чувашских ученых-историков и писателей, называющая себя «наследниками древнеболгарской цивилизации», вышла с инициативой изменить название Чувашской Республики «на историческое»: «Республика Чувашия — Волжская Болгария». По-чувашски это будет так: «Чăваш Республики — Атăлçи Пăлхар». Соответствующее письменное обращение, адресованное депутатам и органами власти, было распространено в Чебоксарах в ходе «круглого стола» с руководителями делегаций чувашских национально-культурных объединений России и зарубежных стран. В обращении говорится, что «восстановление исторического названия республики поднимет статус региона», «престиж чувашского языка и культуры», «укрепит национальное самосознание» и «повысит инвестиционную и туристическую привлекательность республики».

Напомним, по итогам переписи-2010, более 1,251 млн. опрошенных жителей Чувашии отнесли себя к представителям 115 национальностей. Первую строчку традиционно занимают чуваши: численность титульной нации в родной республике составляет 814,8 тыс. человек (или 67,7 % общей численности населения региона). За ними следуют русские — 323,3 тыс. человека (26,9 %), татары — 34,2 тыс. (2,8 %) и мордва — 13 тыс. (1,1 %).

В ходе переписи 352 человека (или 0,03 % от всех опрошенных в республике) указали «другие ответы о национальной принадлежности». В частности, 75 жителей Чувашии назвали себя по национальности «россиянами», 50 — «метисами», примерно по 30 человек — «дагестанцами», «гвинейцами» и «ангольцами». В республике также живут 11 «булгар», считающих себя потомками Волжской Булгарии.

Источник: http://www.regnum.ru/news/cultura/1647783.html