Чуваши-сувары. (Краткие исторические очерки)
Антей Илитвер (Иванов Лука Мефодиевич)
Чуваши-сувары
(Краткие исторические очерки)
6000 лет до н.э. на территории современной Центральной Азии проживали два родственных (по происхождению) народа. Это предки современных китайцев (с самоназванием – «ханьжень», т.е. – «люди с реки Хань»), где слово «жень» означает – человек и народ под самоназванием – «ҫин» или «сины», что в переводе с пратюркского языка означало, как и у древних китайцев – человек или люди. Как и китайцы, они имели своего общего предка – синантропа, то есть были монголоидами.
Потомки синантропа, перешедшие на оседлый образ жизни, впоследствии превратились в предков современных китайцев, а продолжавшие вести кочевой образ жизни превратились в предков кочевых пратюркских племен и именовались первоначально – синами, а впоследствии – тюрками-огузами, а еще позже – кангюйцами.
Хотя они и наследовали свои языки от общего своего предка (синантропа), но, ввиду раздельного проживания и существенных различий в их образе жизни, языки оседлых китайцев и кочевых пратюркских племен с течением времени стали сильно отличаться друг от друга, подразделившись на китайский и пратюркский (огузский) языки.
Следует отметить и то, что от общего своего предка (синантропа), пратюрки и современные китайцы сохранили свои внешние монголоидные морфологические признаки, а в языке – отсутствие звука «р».
Так как в их языках отсутствовал звук «р», то китайцы при произношении чуждых им слов, меняли звук «р» на звук «л». Это пристрастие китайского языка, к замене звука «р» на «л», сохраняется и по настоящее время. Пратюрки же, при произношении чуждых им слов, меняли звук «р» на звук «з». Кроме того, они меняли звук «у» на звук «а», звук «х» на «к». Такая замена звуков одного языка на звуки другого называется ротацизмом. К примеру, если в современных тюрко-огурских языках слово бык – «огур» (вӑкӑр), то в тюрко-огузских языках оно меняется на – огуз. Слово хӗр (девушка) превращается в – кыз, слово хур (гусь) – в слово каз, слово «хуран» (котёл) – в казан, а слово хурах (разбойник) превращается уже в слово – казак и т. д.
7000 лет назад пратюркские племена синов были завоеваны пришедшими из Ближнего Востока «р»-язычными индоиранскими племенами – серами или ассирами (предками ассирийцев). См. Карта-схема № 3. Следует заметить, что это была лишь небольшая часть переселенцев с ближневосточного региона.
Основная же масса пришедших в Среднюю Азию индоиранских племен, именуемая впоследствии – «ариями», ушла через земли синов в степи южной Сибири и Приуралья, где и смешалась с местными «лесными» племенами – людьми европеоидного физического типа. Эти «лесные» племена именовались китайцами – динлинами, то есть – «лесными людьми», а вернее – «лесными дьяволами». См. Карта-схема № 3.
В результате смешения ираноязычных пришельцев с тюркоязычными синами, в Средней Азии сложился своеобразный смешанный тюрко-иранский (огурский) язык гуннов (праязык современных чувашей), в котором присутствуют как звук «з», так и звук «р». Основой этого языка стал пратюркский язык синов, то есть произошло растворение завоевателей в этносе побежденных. Яркий пример тому переход дунайских болгар с тюрко-огурского (гуннского) языка на славянский.
Таким образом, в результате вхождения в среду («з»-язычных) синов («р»-язычных) серов, вновь сложившиеся здесь метисные тюркоязычные племена разделились (около 7000-6000 лет назад) на две языковые группы племен: на «р»-язычных тюрков-огуров и «з»-язычных тюрков-огузов. Это разделение тюркоязычных народов на огуров и огузов сохраняется и по настоящее время.
Цивилизация пришлых серов была на порядок выше, чем у китайцев того периода, тем более чем у кочевых пратюркских племен. Пришельцы (серы) на завоеванных здесь землях в 2824 году до н.э. создали мощное государство под названием Серикия. Эта же дата (2824 год до н.э.) была принята началом их летосчисления, в том числе и древнего болгаро-чувашского календаря.
Таким образом, по древнечувашскому (гуннскому) календарю сейчас идет 4825 год. Он древнее китайского календаря на 187 лет, так как летосчисления древнекитайского календаря начинается лишь с 2637 года до н.э.
Население этого государства именовалось серами. Китайцы же именовали их (по причине пристрастия китайского языка к сокращению длинных слов до двух или трех звуков) народом – «сэ» или «ся».
Серы подчинили себе не только кочевые пратюркские племена синов, но сумели подчинить себе даже племена оседлых китайцев в долине реки Хань, утвердившись там, как первая легендарная китайская династия – «Ся».
Это событие и было принято для начала летосчисления календаря царства «Ся», а в последующем и древнекитайского календаря.
ИСХОД СЕРОВ ИЗ ТУРФАНСКОГО ОАЗИСА
В 1327 году до н.э. (в результате смещения «Таежного моря» южной Сибири на запад) часть территории Серикии, расположенная в Турфанском оазисе (Люкчунской котловине), подверглась затоплению. Серы были вынуждены покинуть свою территорию.
Часть их ушла на возвышенные места современной Монголии – на северные окраины пустыни Гоби. См. Карта-схема № 2. Китайцы первоначально именовали их жунами, то есть просто – «варварами», а впоследствии – «хуннами» (гуннами).
Другая часть спаслась в горах Наньшаня (хребет Пржевальского), превратившись впоследствии в усуней (в одних из предков современных узбеков).
Третья их часть по отрогам Монгольского Алтая ушла на север – в верховья Иртыша. См. Карта-схема № 2. Китайцы именовали их сижунами, т.е. – «западными варварами». Об этой ветви «р»-язычных серов мы поговорим позднее более подробно, потому что они и являются одними из предков (как верховых, так низовых) чувашей.
В те давние времена (до прихода сюда арийских племен) на огромной лесной территории современной Сибири и Урала проживали светловолосые и голубоглазые люди европеоидного физического типа, которых китайцы (как мы уже упоминали выше) именовали «динлинами», то есть – «лесными людьми». Славяне тоже именовали их «лесными людьми», вернее – «древлянами». См. Карта-схема № 3.
С приходом сюда арийских племен, вместе со своими домашними животными, у динлинов изменились религиозные верования (культ зверя). Священным тотемным животным вместо дикого быка «тура» у них теперь стал домашний бык «угор», по названию которого они и стали именоваться здесь – «уграми».
«Лесные люди» или «угры», смешавшиеся с пришедшими с Ближнего Востока индоиранскими племенами, постепенно приспособились к проживанию и в степях Восточной Сибири и стали именоваться здешними их соседями (восточными гуннами) – «степными уграми» (уйгурами), где слово «уй» в пратюркском языке означало луг или степь. Проживавшие же в Западной Сибири и на Алтае те же степные угры именовались уже, другими их соседями – «степными людьми». См. Карта-схема № 3. Западные гунны (сижуны или джунгарцы) именовали их словом «ҫармӑс» (луговыми людьми), европейцы – «сарматами», славяне же – «полянами».
Мы упоминали выше, что часть серов, именовавшаяся китайцами – «сижунами», из Турфанской впадины северо-западного Китая ушла в верховья Иртыша. Здесь в те времена проживало одно из десяти (степных) угорских племен Южной Сибири, именовавшееся савирами, что в огурском (древнечувашском, гуннском) языке означало – «северяне». Славяне так и именовали их – «северянами». См. карта-схема № 2.
Таким образом, «динлины», «сарматы» и «савиры» проживавшие в этот исторический период восточнее славян именовались ими – «древлянами» (лесными людьми), «полянами» (степными людьми) и «северянами» (северными людьми).
Пришедшие из Турфана земледельческие племена серов (сижуны) мирно ужились со скотоводческими угорскими племенами, потому что скотоводческие племена нуждались в хлебе, а главное они обладали секретами металлургии и были способны изготовлять из добываемого на Алтае железа – оружие.
Более развитые турфанские серы, имевшие опыт образования государств, оттеснив местную знать, стали полновластными здесь хозяевами, превратившись в их новую тюркоязычную племенную знать со смешанным тюрко-ирано-угорским языком, ставшим впоследствии основой алтайской семьи тюркских языков.
Эти метисные племена сижунов и угров именовались уже китайцами – «жуно-уграми» или джунгарцами. Это было первое крупное кровосмешение предков чувашей с предками угров (венгров). Впоследствии предки современных чувашей еще не менее чем дважды смешивались с угорскими племенами после переселения их в Приуралье.
Во II-ом веке до н.э. на территории современных Средней Азии и Казахстана начали возвышаться ираноязычные среднеазиатские скифы (юэчжи). Их территория стала граничить с землями савиров.
Алтайские савиры, в отличие от окружавших их воинственных кочевников, были мирными земледельческими племенами. В скифском языке имелось слово сабир, сходное со словом савир, означавшее мирный, смирный, кроткий. Скифы, не мудрствуя лукаво, стали именовать миролюбивых алтайских савиров этим своим схожим словом (сабир) – «сабирами», т.е. мирными племенами, а земли, где проживали савиры (сабиры), они стали именовать – Сабирией, т.е. – Сибирью.
С лёгкой руки юэчжей и другие соседи савиров стали их именовать – «мирным племенем» или «мирными людьми», но уже на своих наречиях.
Так, например, «кроткий» (незлобивый) характер человека у узбеков выражается словом – «ювош», у уйгуров – «жуваш», у каракалпаков – «жууас», у казахов (кангюйцев) – «шупаш» (пограничное мирное племя), у тувинцев – «чааш», у китайцев – «чаш» или «чеши», у балкарцев (Кабардино-Балкарии) – «джууаш», а у предков болгар – «джувас». С этого времени часть савиров и стала именоваться китайцами словом – «чеши», а соседними народами словами: «савир», «сабир», «шупаш», «суваз» или «джувас» (чувас, чуваш), что в чувашской транскрипции и произносится как – «чӑваш».
Таким образом, ко II-му веку до н.э. на Алтае сформировалось в составе десятиплеменных степных угров (смешанное из серов и угров) савирское племя, именуемое скифами – сабирами, китайцами – чеши, кангюйцами (караханидами) – шупашами, другими тюркоязычными народами словами – савир, суваз, джувас или чуваш.
Аналогично тому, что историю современных чувашей невозможно рассматривать в отрыве от истории Российской империи, так и историю древних чувашей (входивших в те далекие времена в состав Великой Хунгарии) невозможно рассматривать вне истории империи гуннов, где чуваши были одними из 10 племен, а впоследствии одними из 24 племен державы гуннов, являясь доминирующим племенем в Западном крае Великой Хунгарии.
ПРЕДКИ ЧУВАШЕЙ В СОСТАВЕ ИМПЕРИИ ГУННОВ
Как мы уже отметили выше, что основная часть турфанских серов ушла от «потопа» на северные окраины пустыни Гоби, где и столкнулась там с местными племенами степных угров, входивших (как и алтайские савиро-чуваши) в состав объединения – «десятиплеменных угров» (вунгуров), т.е. венгров, где гуннское слово «вун» и значит – десять.
Эта часть турфанских серов, ушедшая от «потопа» на восток (в отличие от ушедших на Алтай), постепенно приспосабливалась к кочевому образу жизни. Поэтому в условиях походной жизни и временного отсутствия своей определенной территории они не могли в условиях длительных перекочёвок создать свою государственность. На случаи военных столкновений с племенами, встречающимися на пути их следования, они избирали временного вождя, которого именовали словом – «хун» (гун), что означало – «князь военного времени». По названию титула временного вождя турфанских серов именовали их также «хуннами» или гуннами. Здесь следует отметить и то, что слово «хун» впоследствии трансформировалось в слово «хан» и стало обозначать в некоторых тюркских языках синоним их правителя.
Пришедшие на северные окраины пустыни Гоби тюрко-ираноязычные серы (хунны-гунны) не стали (как и «сижуны» на Алтае) воевать или враждовать с «десятиплеменными уграми» (вунгурами-венграми), а образовали с ними хунно-угорскую конфедерацию под названием Хунгурия или Хунгария, в руководстве которой были представлены как хуннские, так и угорские князья. Если на Алтае смешавшиеся с уграми серы (сижуны) стали именоваться – «жуно-уграми» или джунгарцами, то в Прибайкалье (на северных окраинах пустыни Гоби) они стали именоваться – «хунно-уграми» или просто – хуннами. Господствующим языком этой конфедерации был принят тюрко-огурский язык серов.
В начале третьего века до н.э. у власти в этой хунно-угорской конфедерации находилась хуннская племенная знать из рода Сюйбу (что в переводе с гуннского означало «край») и угорская племенная знать из рода – Куян (Хуянь), что в переводе с гуннского, означало «заяц».
Таким образом, хунно-угорская конфедерация состояла из двух равноправных племенных объединений: потомков турфанских серов и степных угорских племён. Их верховными правителями (царями) могли избираться только представители из знатного хуннского рода – Сюйбу или из знатного угорского рода – Куян, но с таким условием, если их верховный правитель избирался из знатного рода – Сюйбу, то жену себе он был обязан брать из знатного рода – Куян и наоборот.
В 220 году до н.э. правителем хунно-угорской конфедерации стал Тумань (Кара-хан), который, будучи из знатного хуннского рода Сюйбу, согласно принятой традиции, был вынужден взять себе жену из знатного угорского рода Куян, которая родила ему сына, названного Маодунем. Навязанную ему традицией ханшу Тумань не любил и вскоре женился на любимой женщине, которая тоже родила ему сына.
Мать Маодуня (тайно) обучала сына угорским обычаям и их религии, поклоняясь «культу зверя», в частности – «культу быка». Когда же Маодунь вырос и возмужал, то его отец, исповедовавший «культ солнца» и веру в единого бога (зороастризм), узнав, что его старший сын привержен иной вере, страшно рассердился. Это послужило ему удобным предлогом для того, чтобы обеспечить свой престол любимому младшему сыну от очаровательной второй своей жены. Для исполнения этой своей цели Тумань решил пожертвовать «старшим» Маодунем и отдал его в заложники к юэчжам (скифам). Затем Тумань напал на юэчжей, рассчитывая на то, что те убьют Маодуня, но он не погиб. Маодунь украл из табуна скифского царя лучших лошадей и прискакал к своим сородичам. Его отец, чтобы сгладить свою вину, отдал Маодуню в удельное княжение одно из угорских (венгерских) племён его матери – в десять тысяч семейств, где тот собрал себе боевую дружину из молодых воинов, которым привил железную дисциплину и умение обращаться с боевым оружием.
По преданию, если Маодунь выпускал стрелу в любую цель, все сопровождающие его воины обязаны были поразить эту цель. Как-то Маодунь, проверяя дисциплину своих воинов, выстрелил в своего любимого коня; несколько его приближённых замешкались, так как не осмелились стрелять в любимую лошадь своего повелителя, так им немедленно отрубили головы.
Спустя некоторое время Маодунь (в пылу ссоры) пустил стрелу в свою красавицу-жену, и снова тех, кто не осмелился повторить выстрел вождя, он приказал казнить. И когда мишенью стал конь его отца, то «робких» уже не оказалось; не было их и тогда, когда Маодунь на охоте пустил стрелу в своего отца, в него вонзились стрелы всех приближённых Маодуня. Затем он убил мачеху, сводного брата, часть родственников со стороны отца и стал хунно-угорским правителем, взойдя в 209 году до н.э. на царский престол под угорским именем – Модэ. Сторонники же его отца (Кара-хана) – караханиды, надсмехаясь над ним, прозвали за веру его в тотем священного быка – «Огуз-ханом», то есть «бычьим ханом».
Модэ основал свою династию с наследственной властью и царскими полномочиями, создав к концу своего правления – 24-х племенную Великую Хунгарию во главе с угорской (венгерской) племенной знатью из рода Куян. См. Карта-схема № 1. При Модэ Великая Хунгария была разделена на три части: «восточную», «южную» и «западную», названные «сторонами». На «восточной стороне» доминировали «хунно-угры» (одни из предков венгров), на «южной стороне» – монгольские племена, а на «западной стороне» – «жуно-угры или джунгарцы (одни из предков чувашей).
При Модэ очень возвысились угры из его материнского рода (племени) и стали именовать себя «модэарами» (мадьярами), т.е. «людьми Модэ», где слово «ар» в гуннском языке означало «человек».
Хотя власть в империи гуннов и стала принадлежать «модэарам», но господствующим языком «державы гуннов» так и остался, до поры до времени, тюрко-огурский (чувашский) язык серов.
Модэ умер в 174 году до н.э., достигнув такого величия, о котором в начале жизни даже и не помышлял. Его дело просуществовало 300 лет, и ни один из его многочисленных потомков не смог сравниться с ним по способностям и таланту.
Начавшаяся после смерти Модэ распря хуннских князей в 48 году привела к расколу «державы Хунну» на северных и южных, после чего и наметился закат созданной Модэ – Великой Хунгарии. Вскоре «южные хунны», предав своих сородичей, перешли на сторону Китая и стали (вместе с китайцами) воевать против своих единоплеменников в Северном Хунну.
В 90 году ханская ставка «северных хуннов» в Хангае была разгромлена, совместно с китайцами, южно-хуннским князем Шигы. Северохуннский царь (имя его неизвестно) пал в сражении. В руки китайцев попала царская семья, в том числе государственная нефритовая печать «державы Хунну».
После гибели северохуннского царя и его семьи царем «Северного Хунну» объявляет себя его брат – западный «лули-князь» по имени Юйчугянь и посылает посольство в Китай просить мира и возвращения хуннам их символ власти – нефритовую печать Хунну. В 93 году китайцы заманили Юйчугяня к себе для этих переговоров и убили, а войско его уничтожили.
На основании того, что хунны утратили символ государственности (нефритовую печать) и своего царя, китайцы считали 93 год – концом Северного Хунну. На самом же деле борьба хуннов за свое существование не закончилась, народ не сложил оружия. Хунны успешно противостояли Китаю еще 73 года. Просто в Северном Хунну сменилась династия. Хунны перенесли свою столицу, располагавшуюся на территории современной Монголии (в Хангае) в район Черного Иртыша на Алтае, на земли «жуно-угров» (джунгарцев), в состав которых входили и предки верховых чувашей – савиры.
После утраты нефритовой печати у хуннов возникли проблемы с названием их будущего государя. Царем, при отсутствии у них нефритовой печати, именовать его было нельзя, поэтому было принято Соломоново решение: ввести новый хуннский титул – «ван», что уже означало не титул царя, а титул равносильный королю (кагану).
После избрания нового короля (вана) из знатного «мадьярского» рода – Хуянь (заяц), хунны (гунны) преобразовали свое царство – «Северное Хунну» в новое государственное образование под названием – «королевство Модэаров» (мадьяр), где основным языком становится теперь уже язык уногуров (венгров). Это королевство просуществовало здесь недолго, потому что с востока им стали угрожать (восставшие против хуннов) воинственные сяньбийцы.
Сяньбийцы были одними из ответвлений монгольского племени дунху, скрывшиеся, будучи поражёнными Модэ, в горах Сяньби. От названия этой горы и приняли они своё прозвание – сяньбийцы.
Сяньбийцы находились на низшей ступени иерархической лестницы хунно-угорской державы. Сяньбийцы, так и другие монголоязычные племена в «державе Хунну» могли быть только воинами или пастухами (аратами), и никем другим. Это была нещадно эксплуатируемая (многочисленная) прослойка хуннского феодального общества, состоявшая из людей монголоидного физического типа, тогда как племенная знать «державы Хунну» состояла из людей европеоидного физического типа. Они страшно ненавидели своих поработителей и не раз поднимали против них восстания.
Возвышение сяньбийцев начинается при Таншихае, который родился в 141 году. Отец его три года служил в войске хуннов. По возвращении домой он обнаружил незаконнорождённого сына и отвернулся от ребёнка, которого затем воспитала родня его жены.
Таншихай рос удивительно талантливым и храбрым ребёнком. В 156 году за храбрость и выдающиеся способности он (в возрасте 15 лет) был избран главой сяньбийского рода. После чего он построил себе дворец (столицу), собрал многочисленную дружину и возглавил всех прочих сяньбийских старейшин.
Таншихай, так же, как и великие полководцы Александр Македонский, Спартак и А.В. Суворов, делил все тяготы и невзгоды походной жизни со своими воинами. В отличие от Александра Македонского Таншихай не принял титула хана или царя и вообще никакого титула. Он был просто Таншихай (как и Спартак), вождь угнетённых степных людей, и, действительно, те стекались к нему для борьбы с ненавистной им хуннской аристократией.
За период, с 156 по 166 годы, он (аналогично Спартаку) возглавил борьбу низших (порабощённых) слоёв хуннского общества против засилья хунно-угорских феодалов. За десять лет непрерывной борьбы он разгромил «державу Хунну», обеспечив здесь монгольскому элементу преимущественное положение, выгнав хуннов (гуннов) из Джунгарии за «Западное море» (Каспий), а с верховьев Иртыша – за Уральский хребёт. Таншихай сделал то, что китайцы не смогли сделать за весь «тысячелетний» период войны со своими северными соседями.
Оставшиеся же в живых хунны, люди европеоидного физического типа, были так «поражены здесь в правах», что даже лишились самого права на жизнь среди сяньбийцев – людей монголоидного физического типа. Высокий нос, белокурые волосы и большие глаза стали считаться у сяньбийцев – уродством. Людей с такими «уродствами» Таншихай приказал всех перебить.
О жестокости расправы сяньбийцев с не успевшими бежать хуннами говорят сохранившиеся у китайцев и народов Средней Азии легенды и предания, которые, если их обобщить, так описывают эти события: «Одно из племён хунно-угров (алтайские савиры) издревле обитало в центре Алтайских гор и составляло аймак. Впоследствии сей аймак был разбит сяньбийцами и совершенно истреблён. Остался один десятилетний мальчик. Сяньбийские ратники, видя его малолетство, пожалели убить его; почему, отрубив у него руки и ноги, бросили его в травянистое болото. Волчица стала кормить его мясом, а недалеко в горах была пещёра, через которую был скрытый от людских глаз узкий проход, ведущий на равнину, поросшую травой на несколько сот ли окружностью. Со всех сторон равнины лежат горы. Ни человек, ни крупные звери не могли проникнуть сюда. Здесь укрылась волчица и родила десять детей, которые пришед в возраст, переженились и все имели детей. Впоследствии каждый из её сыновей составил обособливый род (прозвание). В числе их был Ашина, человек с великими способностями, и он был признан государём в этой укромной равнине. Поэтому он над воротами своего местопребывания выставил знамя с золотою волчьею головою – в воспоминание своего происхождения».
Символ волка впоследствии стал непременным атрибутом некоторых, возродившихся из уцелевших гуннов, тюркоязычных племен Центральной Азии.
Н.Я. Бичурин считал потомков Ашины (дулгасцев или тюгу) родственными верховым чувашам – народом, отмечая удивительное сходство одежды и домашней утвари приказанских чувашей (тюгу) с одеждой и домашней утварью алтайских дулгасцев.
В VIII веке дулгасцы или тюгу были завоёваны уйгурами и переселены в северо-западный Китай, где вскоре и растворились среди уйгуров, передав им некоторые секреты своего ремесла и свою древнюю письменность, именуемую теперь – уйгурским письмом. В уйгурском письме (в одном из древнейших тюркских языков) сохранилось около 1000 слов гуннского (чувашского) происхождения.
Вышеназванное говорилось лишь об оставшихся (на Алтае и верховьях Иртыша) гуннах, предках современных верховых чувашей и венгров. Основная же масса гуннов, пораженная Таншихаем, вместе со своим королем (из знатного угорского рода Куян), снявшись с верховьев Черного Иртыша и склонов Южного Алтая, бежала в 160 году н.э., через Кулундинские и Барабинские степи в Приуралье, где они, победив аланов и смешавшись с ними, сформировались в народ под современным названием – венгры.
В Предуралье предки венгров (мадьяры, модэары) поселились на территории современной Башкирии и Татарии, основав здесь (в междуречье рек – Сюнь и Ик) свою новую королевскую ставку, под названием – Модэар (Мадьяр). Современное название этой местности произносится как – Маты (Метте).
Алтайские же савиро-чуваши, после ухода из Приуралья венгров, остались в низовьях реки Кама и стали известны европейцам под названием – сувары. Здесь они образовали в бассейнах рек Большая Утка и Малый Черемшан свое княжество. Столицей их княжества стал укрепленный город Сувар, построенный на реке Утке.
В 770-х годах в Среднее Поволжье, на много позже сувар, из Северного Кавказа переселились «серебряные болгары». Это был родственный по языку чувашам (суварам) – народ. Протоболгарский и чувашский языки относятся к тюрко-огурской группе языков.
В 895 году при хане Алмуше в Среднем Поволжье образовалось государство, известное в истории под названием Волжская Болгария, в состав которой вошло и суварское княжество. Одной из столиц Волжской Болгарии был город Биляр, построенный на землях покинутых мадьярами, невдалеке от города Сувар.
В 922 году основной религией Волжской Болгарии стал – ислам. Суварский князь Вырыг отказался поклоняться богам, чуждой суварам религии, и увел часть своих соплеменников на правый берег Волги, к савирам (низовым чувашам).
Здесь он на землях марийцев построил крепость, которую в честь своей прежней столицы (города Сувар) назвал - «Вěдě Сувар» (Веде-Суар), что на их языке означало «небольшой по величине город Сувар» или просто - «Малый Сувар».
Эту суварскую крепость марийцы стали именовать «Суас-Кар», то есть «чувашской крепостью» или - «чувашским городом».
В XIV веке, после разгрома Золотой Орды Тимуридами, при хане по имени Узбек (из династии Тимуридов), крепость (город) Суас-Кар стали именовать – Шупашкар (городом шупашей). Словом шупаш именовали предков чувашей, во времена династии Караханидов в Средней Азии, то есть при хане Узбеке делалась попытка – именовать чувашей их прежним среднеазиатским именем.
На правой стороне Волги сувары стали смешиваться с марийцами, постепенно складываясь в предков современных верховых (вирьял) чувашей. Особенно ощутимое смешение чувашей с марийцами произошло после 1236 года, когда Волжская Болгария была разгромлена монголами и большая часть булгар бежала от уничтожения к правобережным чувашам и горным марийцам.
Если верховые чуваши пришли в Поволжье во II-ом веке, прямиком с Алтая, то приход низовых чувашей в Поволжский регион более сложен. Их предки (часть тех же алтайских савиров) первоначально были переселены сыном Модэ – Лаошанем в Турфанский оазис на северо-западе Китая, где они и образовали в составе империи гуннов свое княжество – Чеши. См. Карта-схема № 1.
После разгрома империи гуннов сяньбийцами, чешийцы в 160 годах н.э. переселились вместе с пулэйцами (предками болгар) на Северный Кавказ. См. Карта-схема № 1. После более 600 лет проживания на Северном Кавказе предки низовых чувашей (савиры) были разгромлены арабами и в VIII веке переселились в Поволжье к родственным «серебряным болгарам» и суварам, получив впоследствии здесь свое современное название – низовые (анатри) чуваши.
Утверждение некоторых исследователей о том, что чуваши произошли от волжских болгар, не соответствует действительности. Предки болгар и чувашей действительно говорили на одном и том же тюрко-огурском (гуннском) языке и испокон веков проживали на общей территории, но хозяйствовали они раздельно. Предки чувашей издревле были земледельческими племенами, а предки болгар – кочевыми скотоводческими племенами, что подтверждается высказываниями профессора С.Р. Малютина о том, что болгары и чуваши в корне отличаются друг от друга по морфологическим признакам.
Предки болгар (пулэйцы) во II веке до н.э. были переселены из Прибайкалья в княжество Чеши (в Турфанском оазисе) к предкам низовых чувашей сыном Модэ – Лаошанем, где пулэйцы стали вассальным владением чешийского князя и по указанию Лаошаня поставляли чешийцам продукты скотоводства. Чешийцам же (искусным земледельцам) вменялось заниматься только земледелием и обеспечивать «державу Хунну» продуктами земледелия. Предки болгар (пулэйцы или пулу) по своим морфологическим признакам и языку были ближе (чем чуваши-чешийцы) к монгольским племенам, перешедшими впоследствии на тюрко-огурский (гуннский) язык в периоде проживания их в княжестве Чеши – совместно с предками низовых чувашей, так как языком знати в «державе Хунну» был огурский диалект гуннского языка.
В 64-90 годах до н.э. на территории чешийского княжества шли нескончаемые войны хуннов с китайцами. В результате длительных военных действий особенно пострадали земледельческие племена предков низовых чувашей, чем скотоводческие племена пулэйцев, потому что ирригационные сооружения чешийцев (чувашей) были полностью выведены из строя.
100 тысячное население Чешийского княжества уменьшилось в несколько раз. По подсчетам китайцев, чувашей (чешийцев) в 40-х годах до н.э. здесь оставалось всего – 10824 человеческих душ обоего пола.
Возвышение болгар происходит после переселения их вместе с чешийцами на территорию Северного Кавказа. Здесь уже, наоборот, ослабленные войною и перекочевкой, князья «низовых чувашей» становятся вассалами Великой Болгарии, потому что пулэйцы, сохранявшие кочевой образ жизни, при переселении их из Турфанского оазиса на Кавказ пострадали в меньшей мере, чем земледельческие племена чувашей-чешийцев, не приспособленные к кочевому образу жизни. Здесь пулэйцы в благодатных для скотоводства степях Северного Кавказа необычайно быстро выросли в своей численности и, избрав молодого и энергичного своего вождя, стали бесспорными гегемонами в Каспийско-причерноморских степях.
Продолжим далее начатый нами выше разговор о Волжской Болгарии, которая в 1236 году была разгромлена монгольским ханом Бату. В 1243 году он обосновался на Нижней Волге и образовал новое государство под названием – Золотая Орда. Его верховная ставка, под названием – «Сарай», располагалась на половецких землях.
Границы Золотой Орды простирались от Иртыша до Дуная. Волжская Болгария (Булгария) превратилась в провинцию (улус) Золотой Орды. В «Булгарском улусе» были размещены крупные отряды половцев (кыпчаков) во главе с военачальниками и знатью из «татаньских» родов Западной Монголии. По названию племенной знати монголов – «татани», (таты), завоеватели и получили свое прозвание – татары.
Через несколько поколений половцы легко переварили в своем этносе немногочисленную «татаньскую» (монгольскую) знать, сохранив при этом прежнее название монгольской знати – «татары», в результате чего государственным языком (языком знати) в Золотой Орде и стал «тюрко-огузкий» язык половцев (кыпчаков).
Численность пришедших с ханом Бату в Европу монголов (в его войске) не превышала десяти тысяч человек, поэтому монгольский язык оказал лишь незначительное влияние на формирование смешанного булгаро-половецкого языка, оформившегося впоследствии в язык современных казанских татар.
Половцы и булгары были людьми европеоидного физического типа. После же нашествия монголов у значительной части населения «булгарского улуса» появляются признаки людей монголоидного физического типа.
Таким образом, если влияние монгольского языка на формирование татарского языка было незначительным, то влияние монголоидных черт на формирование внешнего облика населения «булгарского улуса» было более значительным.
С середины XIII до середины XV веков в «Булгарском улусе» идет «добровольно-принунительное отатаривание» булгарского населения бывшей Волжской Болгарии. С образованием же (в 1437-1445 годах) Казанского ханства, булгарское население этого государства уже повсеместно именовалось – татарами. В течение еще длительного времени понятие – «татары» у населения «Булгарского улуса» оставалось нарицательным. В течение нескольких поколений булгар, название монгольской (татаньской) племенной знати – «татары», являлось «страшилкой» для булгарских детей того периода.
Из истории известно, что нарицательные имена народов иногда могут перейти в их этнонимы. Так, например: франки – означает «свободные», чуваши – «мирные люди», норманны и савиры – «северные люди», марийцы и буряты – «лесные люди», а шведы (свевы) – «бродяги». Так и слово татары, воспринимавшееся первоначально «серебряными болгарами» как – нарицательное, с течением времени превратилось в их – этноним.
Таким образом, прямыми наследниками Волжской Болгарии являются современные татары (метисные потомки «серебряных болгар» и половцев), утратившие, к сожалению, свой древний тюрко-огурский язык и свое название – «серебряные болгары». Чуваши же (сувары) были уже состоявшимся княжеством до прихода в Поволжье – «серебряных болгар».
В последние годы усилиями татарского народа идет восстановление руин булгарских городов – Булгара и Биляра. Территория же, где находилась столица суварского княжества, по стечению исторических обстоятельств, оказавшись вне территории Чувашской Республики, пришла в запустение. Местность, где располагалась столица суварского княжества, была распахана, превратившись в настоящее время в пастбище для скота. Сохраняются пока что городской вал и ров вокруг бывшего здесь когда-то города. Здесь нет ни мостов, ни дорог с твердым покрытием. Кругом запустение. Очевидно, чувашскому народу, по примеру одних из потомков «серебряных болгар» (татар), надо приложить усилия по облагораживанию и восстановлению своей ближайшей – Прародины. Может быть даже стоит нам, потомкам сувар, построить там гостевой дом, открыть туристический маршрут, чтобы иметь возможность своими глазами увидеть земли, где располагалось наше древнее Суварское княжество.
Целью наших изысканий были верховые (вирьял) чуваши, поэтому историю происхождения низовых (анатри) чувашей, предков болгар и татар мы упомянули лишь вкратце.
Вот такова история возникновения «верховых чувашей» и причина их исхода из верховьев Иртыша в Прикамье, изложенная в версиях китайских и среднеазиатских историков древности.
Все имена хуннских (гуннских) правителей приведены в китайской транскрипции.
См. также
- Антей Илитвер (Иванов Лука Мефодиевич)
- Илитвер А. Cреднеазиатская версия происхождения чувашского народа
- Илитвер А. Предыстория чувашского народа
- Илитвер А. От гипотезы дрейфа материков к гипотезе происхождения гуннов — предков чувашей и других тюркских народов. Часть I
- Версия для печати
- 12479 просмотров