Чувашская одежда и обувь

 

Матвеев Г. Б.

Чувашская одежда и обувь // Культура Чувашского края. — Чебоксары, 1995.

Источник: http://luiza-m.narod.ru/smi/ethnic/chuvash.htm



 

Одежда. Одежда традиционного типа имела разнообразные формы и варианты. Кроме утилитарного назначения — защиты тела от воздействий наружной среды — она обладала символическими и ритуальными функциями.

Материалом для одежды чувашей служили холст, домотканое сукно, покупные ткани, войлок, кожа. Для обуви использовались также луб, дерево. Материал для одежды изготовлялся в основном в домашнем хозяйстве. Из конопли и льна ткали холст. Праздничную одежду шили из тонкого холста (ҫинҫе пир), а из холста среднего качества (вӑтам пир) — рабочие рубахи, шаровары. Тонкое сукно из овечьей шерсти (тӑла) шло на праздничные и свадебные кафтаны (сӑхман), грубое — на обычные кафтаны и чапаны.

В XIX в. у низовых чувашей распространяется крашенина — окрашенная в один цвет готовая ткань и пестрядь (улача) — холст, сотканный из заранее окрашенных ниток с узором в клетку, в полоску и т. д. У верховых и средненизовых чувашей нательная одежда (рубаха и штаны) шилась, как и в далеком прошлом у всех чувашей, из белого холста. В конце XIX. — начале XX вв. для пошива рабочих рубах и шуборов верховые чуваши использовали самодельную ткань белого цвета из покупных хлопчатобумажных ниток (катанпир, пӳс). Ткани фабричного производства покупали для отделки традиционной одежды.

Типы и формы одежды. Одежда видоизменялась под влиянием различных факторов, в частности — географической среды, традиционных занятий населения, а также миропонимания народа в различные исторические эпохи.

Издавна возникло деление одежды на верхнюю и нижнюю (нательную). По форме она (особенно женская рубаха) подразделяется в соответствии с этнографическими группами — тури, анат енчи и анатри. Хотя по набору предметов одеяния одежда всех групп однородна, имеется много локальных особенностей в покрое, орнаментации, в композиции и приемах изготовления, цветовом сочетании и способах ношения. Традиционный костюм различается также по полу, возрасту, сезону.

Самые древние наряды, дошедшие до нас, датируются концом XVII в.

Нательная одежда (кěпе-саппун). На тело непосредственно надевали рубаху (кěпе). Наиболее распространенным и, безусловно, старинным типом покроя рубахи является так называемый туникообразный покрой, когда спина и перед состоят из одного полотнища, перегнутого поперек в плечах. Основные конструктивные элементы традиционной рубашки: переднее и заднее полотнища (кěпе пӳлěхě), боковые клинья (кěпе хӑййи), вырез для шеи — ворот (ҫуха), рукава (санӑ), ластовица (кěштěк, хултӑ) -клин, вшиваемый в пройму и рукав под мышкой, подол (аркӑ). Варианты покроя рубашки: рубашка с цельным или отрезным остовом, разные формы воротника (без воротника, со стоячим воротником, с отложным воротником), наличие кокетки (отрезная перекидная часть) и т. д.

Старинные мужские рубашки верховых шились широкими и длинными, до колен. Они имели туникообразный покрой, грудной разрез делался на правой или левой стороне груди. Рубашка не имела воротника (шейный разрез окаймлялся полоской холста) и приполка (грудной разрез завязывался тесемками). Пришивалась подкладка (аҫлӑк) — из более грубого и редкого холста (шӑла пир).

Простые рабочие рубашки ничем не украшались, праздничные украшались вышивкой вокруг грудного разреза (на приполке), на концах рукавов, подоле.

Рубашки шили из белого холста различного качества, в зависимости от характера использования, а также состояния семьи. Белые рубашки были освящены традицией и считались обязательными у всех групп чувашей во время языческих молений.

Рубахи носили навыпуск и подпоясывали. С появлением широких тканей менялся покрой рубахи, появились круглые проймы, исчезла ластовица, обязательным стал воротник.

Женские рубахи по фасону также принадлежали к древнему виду — туникообразному покрою. До середины XIX в. она изготовлялась из белого холста. В покрое рубашек разных этнографических групп существовали различия. Так, нагрудная часть рубашек анатри и анат енчи часто дополнялась прямоугольной вставкой (сыпмалла). Разными были узоры, их цветовое сочетание и техника выполнения. Длина кěпе у всех групп доходила до щиколоток, рукава к кисти суживались, разрез делался посредине груди, края его вышивались особым швом.

Вышивка рубашек низовых и средненизовых — плотная, полихромная, верховых — ювелирная. Первые свои рубахи украшали медальонообразными кěскě (по обе стороны грудного разреза) или ромбовидным узором сунтӑх (из полосок кумача), у вторых -вышитыми хулҫи (лентообразными съемными наплечниками шириной в 2 см и длиной около 40 см). В древности узоры круг, ромб, розетка имели символическое значение солнца. Рукава, подол и наспинная часть состояли из фигур, где вышивка находила гармоническое сочетание с нашивками из домотканой бордово-красной тесьмы. У вирьял ворот, грудной разрез и плечевой шов украшались узенькими полосками вышивки. На подол нашивались кружева, выше которых располагалась вышивка.

Рубашки девушек орнаментировались более скромно. На них часто помещались два ромбика или ромб с наклонной полоской.

В комплексе старинного костюма рубаха выступает как главный элемент. Ей подчинялись все наряды по композиции и цветовому колориту узоров.

Платье носили с фартуком или передником (чěрҫитти, саппун). Он отличался яркостью, обилием украшений (вышивка, нашивки, кружева).

Праздничный наряд женщины надевали с вышитым или узорнотканым поясом (пиҫиххи). Верховые чувашки одновременно повязывали три пояса: на платье, поверх напуска платья и затем поверх фартука. Концы поясов завязывались на боку и спускались вниз помпонами. В группах анатри и анат енчи носили один пояс с украшенными концами.

Верхняя одежда (ҫиелти тум). По вечерам и в прохладные дни летом мужчины надевали легкий кафтан (шупӑр) из белого холста и пустав из тонкого сукна черного или синего цвета. Он имел покрой с прямой или приталенной спинкой со сборками, с запахом справа налево. Праздничный шубор украшался богатой вышивкой по воротнику, на груди, вдоль края пол и сзади в виде треугольника. Кроме вышивки использовались шелковые нашивки. Праздничный шубор прямоспинного типа, подпоясывавшийся красивым тканым поясом, носил предводитель свадьбы (мӑнкěрӳ халачě). Белый шубор в прошлом являлся также одеянием жрецов во время жертвоприношений и халатом для пожилых мужчин.

Осенью мужчины носили кафтаны (сӑхман) из толстого сукна длиной ниже колена, с отложным воротником. Кафтаны запахивали и подпоясывали кушаком (пиҫиххи).

Зимней одеждой являлись шубы (кěрěк) из овчин желтой или черной окраски. Шубы шили длинные, со складками или сборками на талии, с меховой отделкой по вороту и рукавам (хӑнтӑр). Чем больше делалось сборок, тем богаче считалась шуба, но для этого требовалось большое количество овчин. Воротник, края пол, карманы лучших шуб обшивались полоской черного сукна, сафьяна или мерлушки.

В сырую погоду или в дорогу поверх кафтана или шубы надевали чапан (аҫам), епанчу (юпӑнчӑ), дождевик (ҫумӑрлӑх) из плотного сукна. Они шились прямоспинные, длиной до щиколоток, с большим воротником и глубоким запахом. Чапаны носили нараспашку или подпоясывали кушаками.

Верхняя одежда женщин по своим типам была такой же, как у мужчин, в то же время она отличалась большим числом вариантов и характером украшений. Белый шубор и черный легкий кафтан-халат носили только верховые. Низовые носили суконные кафтаны. Часто шуборы застегивались только на один крючок на талии. Шуборы и кафтаны украшались полосками цветной ткани вдоль края пол и воротника, у карманов, а также вышивками на рукавах, карманах, талии.

На свадьбы и в праздники надевали богато украшенный кафтан (пуҫтӑрлӑ шупӑр). Его шили приталенным, по груди и спине обшивали серебряным или золотым галуном. Верхняя часть шубора и рукава делались из красного сатина, а нижняя — из черного. Суконные кафтаны молодых женщин и девушек шили из тонкого и мягкого сукна зеленого или черного цвета, на груди они украшались полосками цветной ткани или вышивкой. Рабочие кафтаны были короче (до колен) и имели обычный темно-коричневый цвет. Низовые чувашки предпочитали в качестве праздничного наряда кафтаны черного или синего цвета, верховые — белые и желтые.

Зимней одеждой женщины служили шубы из желтых и более ценившихся черных овчин. В частности, лучшим подарком невесте была шуба из девяти черных овчин с рукавами и карманами, отороченными мехом. Хорошие шубы имели множество сборок, иногда до 90.

В качестве, элемента верхней одежды служили кушаки. Их делали длинными (до 2 м), чтобы можно было два раза обернуть вокруг талии и пустить концы по бокам. Кушаки носили с ярко украшенными концами (кисти, куски тканей).

Обувь. Основной обувью у мужчин и женщин были лапти (ҫӑпата). Каждый народ создал свой тип плетеной обуви. Мужские лапти чуваши плели из семи лычек (пушӑт) с небольшой головкой и низкими бортами. Женские лапти плелись весьма тщательно — из более узких полосок лыка и большего числа (из 9, 12 лычек). У верховых чувашек рядом с головкой пропускали тоненькую веревочку — по ней женские лапти легко отличить от мужских. Вирьялы лапти носили с черными толсто намотанными онучами (тӑла), поэтому оборы (ҫӑпата кантри) делали до 2 м длиной. Низовые чуваши лапти носили с суконными чулками (чӑлха). Обертывание онучей и оплетание их оборами требовало времени и умения! Женщины юго-восточных районов носили также суконные гетры (кěске чӑлха).

Валенки (кӑҫатӑ) в прошлом носили состоятельные крестьяне. С конца прошлого века стало традицией покупать сыну к свадьбе кожаные сапоги (сӑран атӑ), а дочери — кожаные ботинки (сӑран пушмак). Верховые женщины надевали кожаные сапожки с короткими твердыми голенищами, собранными в гармошку. Кожаную обувь очень берегли.

Головные уборы и украшения. Старинные головные уборы чувашских женщин делятся на две группы: покрывала и шапки. К группе покрывал относятся головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), а также платок (пуҫ тутри) с перевязью и чалма. Это уборы замужних женщин. Сюда же относится покрывало невесты (пěркенчěк).

Украшение сурпанов и способы их ношения в этнографических группах имели свою специфику. У низовых сурпан был длинный (почти 2,5 м) и покрывал голову. Средняя часть делалась из белого полотна, а концы сурпанов украшались узорноткаными полосками, лентами (хӑю), позументом (ука), кумачом (сентел), кружевами (шӑтӑкла). Узорнотканые полоски выступали на сурпанах в виде таких узоров, как квадраты, ромбы, кресты и т. п. Сурпан низовых закреплялся головной повязкой (пуҫ тутри).

Сурпан чувашек анатенчи был короче, украшения были несколько уже — это тканые или кумачовые полоски, вышивка, белые кружева. Сурпан одевался по-другому, с помощью повязки масмак.

Сурпаны верховых чувашек были недлинные (120-150 см), узкие. Их изготовляли из тонкого полотна с двусторонней вышивкой. Геометрические узоры вышивок, как и у анат енчи, размещаются ярусами. Концы сурпанов украшались бахромой (ҫӳҫе, ярапа), разноцветным бисером (шӑрҫа).

Женские головные повязки масмак бывают двух видов: у анат енчи и анатри они широкие, с крупными узорами, у вирьял — узкие, вышитые мелкими геометрическими фигурами, обычно на полоске цветной ткани. Орнамент узоров на масмаках очень разнообразный — это фигуры коней, птиц, драконов, целые орнаментированные «картины» сотворения мира.

Женщины анат енчи и анатри в прошлом носили чалму — косынку из тонкого белого холста, ею закрывалась вся голова (у чувашских женщин бытовал обычай не показывать волосы). По краям чалмы размещалась вышивка.

В чувашский женский наряд входили поясное и набедренное украшения — сарӑ и яркӑч. Их вышивали шерстяными и шелковыми нитками, украшали нашивками. Длинная бахрома обогащала эти наряды, а при движении оживляла весь костюм женщины. Орнамент узоров — геометрический, связанный с представлением о модели мира. Использовались и стилизованные изображения деревьев, цветов, листьев.

В национальном женском костюме большую роль играют головные уборы из бисера, мелких раковин каури и монет. Возникли они разными путями, претерпевали изменения, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность их носителей. В чувашских женских украшениях содержатся не только народные понятия о красоте, сложившиеся в течение тысячелетий, но и следы миропонимания наших предков. Древнейшей функцией украшений было, без сомнения, их магическое предназначение (обереги), защита от злых духов и других опасностей.

Полный комплекс украшений представлен в праздничных и свадебных нарядах. Чувашская женщина, облаченная в полный свадебный наряд, носила одежду и украшения весом около одного пуда, в том числе серебряные монеты весом 2-3 кг.

В комплекс украшений, выполненных в технике шитья бисером и серебряными монетами, а также из драгоценных металлов и камней, входят головной убор девушки тухъя, головной убор женщины хушпу, нагрудные и шейные наряды (ама, шӳлкеме, алка, мӑя, ҫуха), перевязь (тевет), подвески (сӑрка), браслет (сулӑ), кольцо (ҫěрě), поясные подвески — нахвостник (йěс хӳре), поясной кошелек (енчěк), поясное зеркальце (тěкěр) и др. Головные уборы встречаются трех типов: в виде широкого обруча с расширяющимися кверху сторонами, полусферические (с закрытым верхом) и в форме шапки с открытым навершием. Хушпу имеет твердый остов, наспинную часть (хӳре), украшена она монетами, бисером, раковинами каури, кораллами. Головная часть убора покрывалась семью или девятью рядами бляшек или нухраток, центральная часть украшалась узорами из ромбиков и крестиков (числом по девяти) из красных, желтых и зеленых бисеринок. На «ушах», наспинной части, по краям хушпу вешали монеты, которые при движении (пляске) издают легкий звон. В хушпу явно ощущается стремление его создателей подчеркнуть связь красоты формы с музыкальностью.

Тухъи бывают двух видов — островерхие и без острия. У тухъи нет наспинной части. Девичьи уборы сплошь покрыты узорами из бисера. Серебро использовалось при украшении наушных деталей и нижних краев, красиво оформлялся козырек убора — красным кораллом, монетами. Рядами бус составлялись яруса, ромбы и другие геометрические узоры. На височной части размещались по три небольшие кисти из красных, белых и зеленых бисеринок. Тухъя не только овеществляет понятие о красоте, но и хранит следы давно ушедшей в прошлое магической функции.

В одном ряду с тухъя и хушпу находятся женские и девичьи нагрудные украшения — шӳлкеме и ама. Девичье щӳлкеме, в отличие от женского, не имело трехугольной детали в верхней части и было одноярусным. Шӳлкеме верховых чувашек состояло из двух одинаковых частей: собственно щӳлкеме и сурпан ҫакки, соединенных в два яруса, и имело квадратную форму, а у низовых и средненизовых — соответственно полуовальную и прямоугольную.

По своей конструкции ама (другое название — хěрес ҫакки) существовал в двух видах: ама из отдельного нагрудника и нагрудник ама с наспинной частью пуҫ хыҫě. Шӳлкеме и ама украшали серебряными монетами, рядами разноцветного бисера, бусами, раковинами.

Среди шитых бисером, украшенных серебром нарядов особое место занимает женское и девичье украшение в форме перевязи — тевет. Надевали перевязь через левое плечо. Женщины носили ее на свадьбах, девушки — во время весеннего обряда «девичья пашня», на хороводах и осенних праздниках, посвященных молотьбе, первому хлебу или льну. Тевет представляла собой широкую (до 10-12 см) полосу, сшитую из холста с подкладкой. Она украшалась узорной тесьмой (по краям) с нашитыми на ней рядами бисера и раковин, рядами монет, бисера. На концах тевети вышивались узоры -изображения светил, очертания гор, деревьев.

Девушки носили шейные ожерелья ука, на холщовую или кожаную основу которых нашивали бусы, бисер, монеты. ҫуха (мӑй шӑрҫи) изготовлялась также в виде густой сетки, составленной из бус, нанизанных на нитки; нижний ряд их составлялся из монет. Ожерелья низовых чувашек состояли главным образом из монет и назывались тенкěллě мӑя.

Очень важна была знаковая функция одежды — она показывала отличия по возрасту, семейному положению, имущественному состоянию, ритуальному назначению (свадебная одежда, одеяние предводителей религиозных обрядов и т. д.). Знаковые различия проявились прежде всего в головных уборах и украшениях. Так, сурпан, масмак, хушпу, головной платок пуҫ тутри являлись уборами замужних женщин. В свадебном обряде существовал специальный обряд одевания сурпана. Сугубо девичьим головным убором была тухъя, ее уже не могла носить женщина. Женскими украшениями считались сурпан ҫакки, пуҫ хыҫě, сурпан хыҫě, девичьими — шӳлкеме, шейные украшения и ушные подвески (их носили также молодые женщины), украшения из лент. В то же время некоторые украшения были общими для женщин и для девушек — это сарӑ, тевет, ама и др.

Свадебная одежда (туй тумě). Жених носил на свадьбе красиво расшитую рубашку (подарок невесты), суконный кафтан (чаще синего цвета), подпоясанный кушаком, серую смушковую шапку, сапоги, черные перчатки. Поверх кафтана у верховых чувашей жених надевал особое оплечье — украшение из разноцветного бисера на нитках, составлявших сетку, с раковинами по краям; ворот и передние края обшивались красным кумачом. В руках или за кушаком имелась нагайка.

Жених и дружки повязывали перекинутое через плечо или обернутое вокруг талии полотенце — подарок невесты.

Свадебная одежда невесты состояла из вышитой рубашки, передника, суконного пустава или особо разукрашенного шубора пуҫтӑрлӑ шупӑр, сапожек либо кожаных ботинок с чулками. На свадьбе в доме своих родителей невеста вначале надевала девичьи украшения и тухъю, а также свадебное покрывало. По древнему обычаю невеста дважды сбрасывала с головы покрывало и лишь на третий раз одевала его. Во время обряда «сурпан сырни» в доме жениха молодую одевали в костюм замужней женщины, голову обертывали сурпаном, надевали хушпу и все женские украшения.

Выделялись своими одеяниями туй пуҫě (предводитель свадьбы), или мӑн кěрӳ (старший дружка) и туй арӑмě (сваха). На свадьбу дружка являлся в верхней одежде туй шупӑрě (свадебный халат). Это распашная одежда из белого холста — длинная, прямая, без застежек. Свадебный кафтан украшался богатой вышивкой, нашивками из шелковых лент. Туй арӑмě поверх костюма с украшениями или кафтана накидывала на спину специальный шелковый или расшитый платок — знак ее особого положения на свадьбе.

Среди свадебных предметов ярко выделялись орнаментированные платки и покрывала — это ҫулӑк, кěрӳ тутри (наспинный наряд жениха), ташӑ тутри (плясовой платок), сӑра тутри (покрывало на чиряс с пивом).

Во время языческих религиозных обрядов и жертвоприношений участники моления старались одеваться в белое. Белый цвет был освящен, как отмечалось, традицией. Старики-юмзи, руководившие церемонией, надевали белые прямоспинные халаты. При совершении семейных ритуалов пожилая женщина — глава церемонии надевала мужскую шапку.

Одежда мальчиков была близка к одеянию взрослых. Но в ее комплексе не имелось принадлежностей ритуального характера, по своей форме и покрою она приближалась к костюму стариков. В то же время костюм девочек обнаруживал сходство с одеждой не пожилых женщин, а девушек.

Сравнительный анализ одежды и нарядов чувашей, проведенный А. А. Трофимовым, показал, что их древние корни и традиции связываются с Передней Азией. Так, согдийские скульпторы (II в. до н. э. — IV в. н. э.) на фигурах людей изображали рубахи с медальонообразными узорами — как кěскě на чувашских рубахах. Женские богини «одеты» в покрывала (чув. пěркенчěк), тюрбаны (сурпан), а их головные уборы, состоящие из монет и раковин, повторяются в конструкции чувашских хушпу.

В произведениях, скульптурах мастеров Пенджикента (V-VII) вв. н. э.) встречаются почти все виды украшений, характерных для женского костюма чувашей. Точки соприкосновения с ними обнаруживаются в одежде народов Индии и Ирана.

Чувашская народная одежда имеет сходства с костюмами народов Средней Азии и Казахстана. Выявлено много общего с нарядами этнографических групп туркмен, в частности, племени нохурли. Так, форму чувашской тухъи повторяет тахъя девушек нохурли, шерстяные онучи долак близки к тӑла и т. д. Параллели наблюдаются с одеждой ногайцев, авар, этнографической группы греков — урум и других народов Кавказа.

Типологическое сходство наблюдается в традиционной одежде народов Урало-Поволжья — это покрой одежды, орнаментация, стиль украшений, общность названий предметов народного костюма.

Общую структуру имеют рубашки луговых марийцев и анат енчи, головные полотенца шарпан марийцев и сурпан вирьял и анат енчи, налобные повязки, поясные подвески солык и сěлкě, женские украшения из бисера и монет почкама (мар.) и ама (чув.), ошпу и хушпу с открытым верхом, такия и тухъя и т. д. Пласт параллелей, существующий в одежде и украшениях луговых марийцев и чувашей анат енчи и анатри, относится, надо полагать, к болгарскому времени. К более позднему времени следует отнести сходство между одеяниями вирьял и горных марийцев.

Сходства выявляются при сравнении костюмов чувашей, с одной стороны, татар (казанских, кряшен, мишарей), башкир, удмуртов (особенно этнографической группы бесермян), мордвы, с другой.

Чувашская народная одежда и украшения — богатейшая сокровищница материальной и духовной культуры прошлого. В тысячелетних традициях сосредоточены связи времени, племен, народов, культур разных географических регионов Азии и Европы. Костюм чувашей тесно связан с земледельческим укладом жизни.