Чувашские женские головные уборы: тухья и хушпу

Михайлов П.
Чувашские женские головные уборы: тухья и хушпу. — Националь. — 2004. — № 9.
 

См. также

Национальные украшения



 

Дамская любовь к шляпкам легкомысленна и скоротечна, как мода. Но про чувашских барышень так не скажешь. Они хранят многовековую верность двум головным уборам. В девичестве это тухья, а после замужества — хушпу.

Тухья и хушпу... Слова-то какие загадочные! Заложи их в кроссворд, многим придется оставить соответствующие клеточки пустыми. И немудрено. Даже жюри международного конкурса «Кутюрье года», проходившего в Москве, где собрались специалисты по истории костюма, растерялось, когда на подиум вышла модельер из Чебоксар Любовь Вдовичева в необычном наряде. Не знают ещё в мире чувашских костюмов. А тут ещё тухья — странный и удивительный головной убор.

Сегодня этнографические мотивы все чаще привлекают внимание, и дизайнерам из Чувашии есть чем удивить мир.

Старинный праздничный костюм чувашки весьма сложен. В его завершенности большую роль играют головные уборы и украшения из бисера, раковин и монет. В прошлом — обереги и талисманы, позже они стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы. Это не просто предметы, призванные удовлетворить эстетические потребности. Это воплощение космогонических представлений народа в конструкцию, форму определенного предмета, символизирующего модель мира или его части.

Бисер и раковины в качестве украшения появились у предков чувашей в очень древние времена. Бисер у чувашей шел на изготовление девичьих головных уборов — тухьи и женских головных уборов — хушпу, сохранившихся до наших дней. Каркас тухьи и хушпу делался из толстой шерстяной или холщовой ткани, иногда кожи, на него суровой ниткой нашивался бисер. Орнамент бисерного шитья аналогичен геометрическому орнаменту вышивок, в котором древние предки чувашей отразили свои языческие представления о мире. Вселенная изображалась в виде четырехугольника, образ великой богини — посредством великого древа жизни, солнце — в виде круга или розетки. Основные цвета бисера — красный и зеленый, белый и желтый. Мастера избегали холодных тонов. Например, старались не использовать синий или голубой — синий считался символом смерти.

Смело помещали красный бисер на красный фон, добиваясь насыщенного цвета, особой силы воздействия на зрителя. Большое место уделяли свободно свисающим монетам разной величины, бисерным кистям и т. д. Монеты нашивались на основу в 2–5 рядов, чешуеобразно, реже — в ровный ряд, их расположение подчинялось четкому ритмическому строю.

Высокое нарядное хушпу носилось в составе праздничного наряда и придавало облику женщины особую монументальность, торжественность, являлось своеобразным обрамлением женского образа. В отличие от хушпу девичий головной убор тухья как бы повторяет округлые очертания головы, выделяясь лишь высоким бисерным шишаком, глубокая шапочка закрывала весь лоб до бровей. Бисерные подвески с мелкими монетками на концах, свисающие с остова хушпу или тухьи, обрамляли лицо. Снизу такую же роль выполняли округлые шейные украшения.

Мастерицы выбирали монеты не только по их размерам, но и по звучанию. Пришиваемые к остову прикреплялись плотно, а свисающие с краев — свободно, между ними оставались промежутки, чтобы во время танцев или хороводов они издавали мелодичные звуки. Монеты использовались различного достоинства: от гривенника до полтинника. Шли в дело и серебряные рубли. Если достаток не позволял, вместо настоящих серебряных монет брались дешевые искусственные, известные под названием нухраток. Чем тяжелее, разнообразнее в узоре и цветовом сочетании было украшение, тем богаче и искуснее считалась ее владелица.

В старину невесту в дом жениха обычно привозили на лошади с бубенчиками. С воза девушку принимал брат жениха и нес на руках в дом. За оказанную честь невеста отрывала от своего головного убора самую дорогую монету и дарила ее новому родственнику. Обязательный атрибут чувашской свадьбы — мелодичные песни, красивые пляски. Как начнут плясать девушки и женщины, так и зазвенят на их костюмах в такт музыке украшения из монет и бусинок! А «оркестр» — это шапар курье (пузырь с рожком) и самодельная скрипка. Иногда свадьбы проходили вообще без музыкального сопровождения — его заменял звон женских украшений во время пляски. Видимо, от этого и осталось выражение «легкий серебряный звон», которое в народе живет по сей день. Как живут тухья и хушпу, любимые головные уборы чувашских женщин.