Эпиграфические памятники татар Поволжья и Приуралья. Региональные особенности и этнокультурные варианты
Мухаметшин Д. Г.
Эпиграфические памятники татар Поволжья и Приуралья. Региональные особенности и этнокультурные варианты. — Казань, 2004. — 190 с.
Введение
Введение
В серии памятников Золотой Орды XIII—XIV вв., Казанского ханства XV—XVI вв. и татарских памятников XVI — первой четверти XX вв. особое место занимают намогильные камни, имеющие надписи и своеобразный орнамент и известные в науке под названием булгаро -татарских эпиграфических памятников. Они представляют собой уникальные источники по истории татарского народа. Эпиграфические памятники воплотили в себе ряд преимуществ письменных и вещественных источников, как вещественные (археологические) они оригинальны и не имеют в себе позднейших наслоений, как письменные дают разностороннюю информацию исторического, социально-политического, этнического и культурного характера, что в археологических памятниках отражается весьма слабо.
Актуальность темы. Исследование эпиграфических памятников, в основном, проводилось с позиции языка. Нужно отметить работы Х.Фаесханова (1869), Н.И.Ашмарина (1902), И.А.Андреева (1956), М.З.Закиева (1978), И.Беньцинга (1959), А.Рона-Таша, И.Фодора (1978), Ф.С.Хакимзянова (1987, 1978), М. И. Ахметзянова (1983, 1998, 2000) и др., посвященных языку эпитафий. XIII—XIV вв. Если во второй половине XIV в. устанавливается единый язык эпитафий — татарский с включением некоторых канонических компонентов на арабском языке, то язык эпитафий II группы XIII — 1 пол. XIV вв. до сегодняшнего дня остается предметом острых дискуссий. Отдельные исследователи считают язык эпитафий специальным языком, употребляющимся для ритуальных целей (Г. В. Юсупов), не исключается возможность его употребления ранее и в коммуникационных целях (Ф. С. Хакимзянов). Часть языковедов считает язык эпитафий II группы живым разговорным языком и связывает язык эпитафий с определенным их носителем — чувашами (Н. И. Ашмарин, И. А. Андреев).
Имеются отдельные исследования, где эпиграфические памятники XIII—XVIII вв. привлекались как материалы по орнаментике и искусству татарского народа. (Корнилов 1929, Дульский 1929, Валеев, 1969, 1970, 1975, 1984, Червонная 1991, 2000, Валеева 1998, 2003).
Была высказана мысль о принадлежности памятников XIII—XIV «месельманам» т.е. чувашам, принявших ислам (М. З. Закиев, Кузьмин-Юманади). А. Г. Мухамадиев исследуя возникновение традиции установления эпитафий, отмечает, что в языке булгарских эпитафий отражается хазарский язык периода принятия ислама.
В работах известного эпиграфиста Г.В. Юсупова и археолога Н.Ф. Калинина исследование эпиграфических памятников увязывалось с проблемой происхождения татарского народа.
Актуальность данной темы определяется тем, что эпиграфические памятники связаны с конкретным историческим населенным пунктом и являются составной частью историко-культурного комплекса. В этом плане интересные результаты может дать комплексное изучение булгарских памятников в связи с археологическими памятниками-городищами и селищами, а также административными единицами и крупными населенными пунктами в более поздний период. Концентрация эпиграфических памятников указывает на значимость данного населенного пункта.
Актуальность темы определяется и рядом нерешенных проблем, связанных с региональными особенностями эпитафий, которые в значительной степени нарушают стройную классификацию булгарских эпитафий, разработанную Н.Ф. Калинином и Г.В. Юсуповым. Типологические разнообразия памятников более позднего времени в различных регионах также требуют своего объяснения. Однако, эпитафии являясь частью традиционного погребального обряда татарского народа, во всех регионах, где проживает татарское население, проявляют структурное единообразие.
На эпиграфических памятниках XIII — первой четверти XX вв. фиксируется ряд терминов исторического, социального и этнического характера. Они являются дополнительным, хорошо датированными источниками по истории Татарстана. Изучение эпиграфических памятников является актуальней еще потому, что намогильные памятники интенсивно разрушаются, перемещаются со своего местонахождения, используются в хозяйственных целях, а памятники, находящиеся вне музеев и вне территории современных кладбищ, находятся на грани исчезновения.
Объектом исследования являются татарские намогильные памятники второй половины XIII — первой трети XX вв. Они расположены на многочисленных древних и современных кладбищах на территории Татарстана, соседних республик и областей. Значительная коллекция эпитафий хранится в фондах Болгарского, Билярского, Иски — Казанского музеев — заповедников, в Национальном музее РТ, в Музее изобразительных искусств РТ, Чистопольском, Тетюшском музеях РТ, в Государственном Историческом Музее (Москва), в Ульяновском областном краеведческом музее и Национальном музее Чувашской республики. В работе были использованы полевые дневники и другие архивные материалы эпиграфиста Т.В.Юсупова, хранящиеся в Хранилище рукописей ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АНТ (ф.72). В целях изучения эпиграфических памятников автор совершил ряд экспедиций по татарским кладбищам, где были исследованы известные и открыты новые эпиграфические памятники, а так же обработана коллекция более 160 эпитафий Болгарского городища, большая часть которых выявлена и собрана автором. Были осмотрены и изучены также памятники, хранящиеся в Национальном музее РТ, в Музее изобразительного искусства РТ, Чистопольском, Тетюшском музеях. В общей сложности изучено и классифицировано около 900 эпиграфических памятников XIII — первой трети XX вв. Эта цифра не является окончательной. Во-первых, в подсчет вошла только обнаруженная небольшая часть памятников, зафиксированных при Петре I в Болгарах. Во-вторых, в Болгарах и других местах ежегодно выявляются новые памятники (в 2003 г восемь памятников). В — третьих, прежними исследователями, в частности языковедами, учитывались только те памятники, на которых сохранились тексты. В-четвертых, в фондах Национального музея РТ и в архиве ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АНТ имеются сами памятники или их фотографии и эстампажи, место происхождения которых установить не удалось. Поэтому количество памятников фактически значительно больше. В связи с неполной изученностью эпитафий конца XVIII — начала XX вв. в эту категорию вошли только в той или иной мере опубликованные или. изученные самим автором на месте нахождения памятники.
Целью работы является всесторонний анализ, определение роли и место эпиграфического наследия в истории и культуре татарского народа.
Для достижения поставленной цели перед автором стояли следующие задачи:
- Максимально полное выявление сохранившихся эпиграфических памятников XIII — первой четверти XX вв.
- Классификация их по хронологическому, региональному, типологическому принципам и на этой основе выявление локальных вариантов эпитафий.
- Выявление школ по изготовлению эпиграфических памятников, установление территории распространения их изделий.
- Установление связи локальных вариантов эпитафий с конкретными княжествами или другими административными единицами Булгарского улуса, Казанского ханства и более позднего времени.
- Классификация социальной, исторической, этнической терминологии татарских эпиграфических памятников.
- Выявление закономерности возникновения и развития татарских эпиграфических памятников второй половины XIII -1 четверти XX веков.
Методика исследования. Исследование эпиграфических памятников проводилось по формальным признакам (типологическая классификация), по территориям (региональная классификация). Она имеет целью углубленное изучение исторических источников, а также служит как одна из предпосылок многоаспектной классификации эпитафий. При изучении материалов применялись сравнительно-типологический, статистический методы, при анализе и интерпретации: источников историко-сопоставительный и историко-генетические методы.
Наша методика классификации памятников дает возможность достаточно точно датировать дефектные памятники с несохранившимися и отсутствующими датами.
Научная новизна работы состоит в том, что автором впервые предпринята новая классификация татарских эпиграфических памятников XIII — первой четверти ХХ в. на территориально-хронологической основе, выделены региональные варианты эпитафий. Кладбища с надгробиями увязываются с конкретными административными единицами Булгарского улуса, Казанского ханства и более позднего времени. Нами впервые включены в научный оборот и наиболее полно освещены памятники ХVIII — начало XX вв.,что дала возможность выявить закономерности возникновения и развития эпиграфических памятников. В научный оборот вводятся объемные, надежно датированные исторические источники, причем значительная часть их составляет непосредственное исследование автора. По исследованиям автора эпиграфические памятники предстают как составная часть огромного историко-культурного и духовного наследия татарского народа, которые показывают высокую культуру народа и цивилизованности общества.
Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования результатов работы для написания обобщающих работ по истории татарского народа, истории Татарстана и учебных пособий краеведческого характера. Часть памятников может быть использована в экспозициях музеев и выставках для популяризации историко-краеведческих знаний. В связи с тем,что памятники находящиеся вне музеев находятся на грани уничтожения работа по выявлению, охраны и музеефикации памятников приобретают первостепенное значение. Автором ведется работа по составлению каталога «Эпиграфика Болгара»,часть которой использована в диссертации.
Научная апробация отдельных положений работы была изложена в двух монографиях (1987, 2000), в 16 публикациях, на международных, Всероссийских, региональных конференциях в Казани (1974), Ташкенте (1980), Азове (1986), Йошкар-Оле (1991), Билярске (1997), Нижнем Новгороде (2001). По проекту автора в Севернем мавзолее Болгарского городища создана экспозиция «Эпиграфические памятники Болгара», ведется работа по организации экспозиции «Архитектурная резьба по камню» в Черной палате.
Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы. В отдельный том приложений вынесены сводная таблица эпитафий XI11- первой четверти XX вв., карты распространения памятников, рисунки отдельных типов, орнаментации памятников, часть каталога «Эпиграфика Болгара» и другие.
В главе I излагается история накопления источников и рассматривается история исследования отдельных вопросов избранной темы. В главе II рассматриваются типология и региональные особенности, историческая, социальная терминология эпитафий Х1Н-Х1УавВ главе III систематизируются татарские эпиграфические памятники, исследуется их развитие до I трети XX в., а глава IV посвящена значению эпиграфического наследия в истории и культуре Татарстана.
В заключении делаются основные выводы работы. Том приложений содержит списки пунктов распространения и карты распространения эпиграфических памятников XIII — XX вв., сводную таблицу эпитафий, рисунки орнаментации памятников и фотографии отдельных типов эпитафий и часть каталога «Эпиграфика Болгара».
Заключение диссертации
Данная работа посвящена исследованию татарских эпиграфических (намогильных) памятников XIII — первой трети XX вв. В работе использованы памятники, изученные самим автором во время экспедиционных поездок по Республике Татарстан и Ульяновской области. Изучены эпитафии, хранящиеся в ГИМ (Москва), БГИАМЗ (Болгар), Национальном музее РТ (Казань), Музее ИЗО (Казань), КГУ (Казань), в Чистопольском и Тетюшском музеях. К работе также привлечены экспедиционные материалы крупнейшего эпиграфиста Г. В. Юсупова, хранящиеся в архивах ИЯЛИ им .Г. Ибрагимова Академии наук РТ. В работе использовано более 900 эпиграфических памятников XIII — первой трети XX веков.
Исследованы данные памятники неравномерно. Если эпитафии XIII — первой половины XVI вв. привлекали внимание исследователей, а сохранившиеся в полном объеме памятники опубликованы, то более поздние намогильные камни, особенно эпитафии XIX, XX вв., не подверглись изучению. Еще предстоит планомерное изучение данных памятников в пределах Республики Татарстан и на территории компактного проживания татар.
Рассмотрение памятников как исторического источника требовало от нас более подробного описания и историко-культурной характеристики всего эпиграфического наследия. Нами был проведен анализ формы и внешнего оформления, орнаментики, структуры текста и словарного состава, титулов и терминов родства и на этой основе выделены региональные варианты татарских эпитафий.
В отдельные периоды социально-экономической и идеологической жизни золотоордынского XIII—XIV вв. и татарского общества XV—XX столетий возникал единый стиль эпиграфических памятников на всей территории распространения намогильных камней, характеризующийся единым шрифтом письма, структурой текста и орнаментацией. Стильные надгробия, безусловно, работа мастеров профессионалов-резчиков по камню. Единые архитектурные приемы, общие для памятников булгарской архитектуры и эпиграфических памятников, высокая каллиграфия и кораническая поэзия показывают, что эпиграфические памятники являются составной частью татарской городской культуры. На это показывает и притяжение древних кладбищ с эпитафиями к городищам XIII—XIV вв., центрам даруг XV—XVI вв., крупным населенным пунктам XVII—XX вв.
Изучение текстов лапидарной эпиграфики показывает огромную роль Корана, арабского языка в идеологической жизни татарского общества. Каллиграфия письма в сочетании орнамента арки, плечиков и других отдельных элементов оформления достигла в эпиграфики художественного совершенства. Отдельные эпиграфические памятники можно рассматривать как произведения высокого благородного исламского искусства, столь характерного для мусульманского Востока.
Привлечение эпиграфических памятников в качестве исторических источников по истории булгарского и татарского феодального общества дает значительный материал по титулатуре, социально-этническим терминам XIII—XVIII вв.: значительная часть терминов данного порядка согласуется с сохранившимися письменными источниками.
Эпиграфические памятники выступают как источники в таких важных вопросах, как возникновение и складывание крупных исторических центров, возникновение татарских аулов, а также миграция и расселение татарского народа. Материалы эпиграфики показывают несколько перемещений населения, происходящих в течение XIV — первой половине XVIII вв.
В XVII—XVIII вв., хотя и отмечается широкий разброс композиционных решений в оформлении эпитафий, можно наблюдать сложение определенных типов для отдельных регионов. Это направление продолжается и в XIX в. Большое разнообразие типов в XIX — первой трети XX вв. связано с включением в процесс оформления эпитафий широкого круга непрофессиональных писцов и резчиков по камню. В работе мастеров-профессионалов Казанского края наблюдается соблюдение единых норм традиции резьбы на камне: форма, орнаментация, каллиграфия, структура текста и др. Складывающийся единый стиль XIX — первой трети XX вв. был прерван Октябрьской революцией и последующим за ней установлением единой атеистической идеологии. В послевоенные годы татарское население устанавливала пирамидальное сооружение со звездой или с фотографией погребенного. Это традиция продолжалась до конца 70-х гг. В 80-е гг. XX в. наблюдается возрождение прерванной на время традиции установки резного эпиграфического камня. Комплексное использование эпиграфических данных совместно с историческими источниками, археологическим материалом прольет свет на ряд важных процессов социально-экономического, исторического характера и духовного развития татарского народа.
Литература
- Архивные источники
- Альбом фотографий по булгаро татарской эпиграфики, часть 1. Архив ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова АНТ, ф.8,ед.хр.62.
- Альбом, часть 2.Там же, ф.8,ед.хр.63.
- Альбом, часть З.Там же, ф.8,ед.хр.64.
- Калинин Н.Ф. Итоги комиссии по булгарско татарской эпиграфики за период с декабря 1941 по 1 декабря 1942 г. Архив ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АНТ, ф. 8, опись 1,ед.хр.58.
- Камни находящиеся в Болгарском музее (Каталог булгарских древностей при Черной палате в Болгарах-Успенском, Спасского кантона ТАССР). Составлен В.Ф.Смолиным в 1926 г. Там же,ф.8,опись 1,ед.хр.57.
- Отчет об исследовании эпиграфических памятников в северозападных районах ТАССР в 1959 г. Архив ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АНТ, ф.72,оп. 1 ,ед.хр.294.
- О работе эпиграфического отряда археологической экспедиции КФАН СССР 1961 г. в районах Правобережья Волги. Там же, ф.72,оп. 1 ед.хр.295
- Отчет об исследовании эпиграфических памятников в закамских районах ТАССР в 1962-1963 гг. Там же, ф.72,оп.1,ед.хр.296.
- Полевой дневник эпиграфическо этнографической экспедиции за 1963 год. Дневник №1 Лам же, ед.хр.373.
- Дневник №2 за 1963 год. Там же, ед. хр. 374.
- Дневник№ 3 за 1963 год (Болгары). Там же, ед.хр.375.
- Полевой дневник №1 археолого-этнографической экспедиции ИЯЛИ КФАН СССР по районам ТАССР и соседних областей. 1964 г. Там же, ед.хр.379.
- Рабочая тетрадь №1 археолого-этнографической экспедиции КФАН СССР. 1965 год. Там же, ед.хр.383.
- Рабочая тетрадь №2.Там же, ед. хр. 384.
- Полевой дневник №1 эпиграфической экспедици.1966 год. Там же, ед.хр.385.
- Полевой дневник №2.Там же, ед.хр.386.
- Полевой дневник №1 археолого-этнографической экспедиции КИЯЛИ СССР. 1967 год. Там же, ед. хр. 3 87.
- То же №2. Там же, ед.хр.388.
- То же №3. Там же, ед. хр. 389.
- Булгарская эпиграфика. Чтение текстов из с. Болгары, взятые из альбома по булгаро-татарской эпиграфики. Там же, ед.хр.418.1.. Литература
- Али-Рахим. Г.Газиз. История татарской литературы. Т. I, часть 2. -Казань, 1923.-224 с.
- Али-Рахим. О двух татарских надгробных памятниках XVII в. //Материалы по охране, ремонту и реставрации памятников ТАССР. Вып. 3 .Казань,-1929.-С. 14-22.
- Али-Рахим. Татарские эпиграфические памятники XVI в. //Труды Общества изучения Татарстана.Т.1.- Казань, 1930. С. 145-172.
- Али Рахим. Булгаро-татарские эпиграфические памятники в Вятском крае //М ОРРП ТАССР.- Казань, 1930. Bbin.IV. -С. 49-57.
- Аджигалиев С.И. Особенности мемориальной эпиграфики Западного Казахстана //Известия ИАНРК. Серия филологическая.- Алма-Ата, 1994. №1.- С.44-57.
- Алишев С.Х. Казань и Москва. Межгосударственные отношения. -Казань: Таткнигоиздат, 1995.-159 с.
- Андреев И. А. Чувашские порядковые числительные в сравнении с порядковыми числительными булгарских намогильных памятников. // Ученые записки НИИЯЛИ. — Вып. 14. — 1956.
- Антонов И.В. Этнокультурная история Волго-Уральского региона в 13-начале 15 вв.// автореф. дис. канд. ист. наук. -Уфа, 2000.-26 с.
- Арсланова A.A. Остались книги от времен былых. -Казань: Таткнигоиздат, 2002.-239 с.
- Археологические памятники Центрального Закамья./ ИЯЛИ Г.Ибрагимова КФАН СССР.- Казань, 1988.- 97с.
- Ахмаров Гайнутдин. Историко-документальный сборник (на татарском языке). Изд-во Хатер.- Казань, 2000. -384 с.
- Ахметзянов М.И. О лексике татарских эпитафий XVII-XVIII вв. //Историко-лингвистический анализ старописьменных памятников. -Казань,1983. С.75-84.
- Ахметзянов М.И. Письма из древности //Советская Татария № 174 .1984.
- Ахметзянов М.И. Тайны эпитафий //История Лаишевского края. Без указания места издания. 1997- С.114-117.
- Ахметзянов Марсель. Болгар теленен язмышы (Эпиграфика материаллары буенча) // Татарская археология. №1(2).- Казань, 1998. -С.99-120.
- Ахметзянов М. И. Биектау тебегенен 13-17 гасырлардан калган татар эпиграфикасы// Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан.- Казань, 1999. -С.90-123.
- Марсель Ахметзянов. Улгеннернен каберен бел. Элмет тобеге эпиграфик истелеклере,- Казан, 2000.-158 с. илл.
- Ашмарин Н.И. Болгары и Чуваши //ИОАИЭ.- Казань, 1902. т. 18.Вып. 1-3. -С.1-132.
- Ашмарин Н.И. Болгарские надписи, найденные около с. Тукмакла //Известия общества исследования и изучения Азербайджана № 5.- Баку, 1928. -С. 16-21.
- Ашмарин Н.И. Об мусульманском камне в загородном архиерейском доме в Казани //ИОАИЭ.- Казань, 1905.Т. 21.Вып. I -С. 92112.
- Археологическая карта Татарской АССР. Предкамье. -Москва.: Наука, 1981.- 209 с.
- Археологические памятники Татарской АССР. -Казань: Таткнигоиздат, 1987.- 240 с.
- Археологическая карта Татарской АССР. Предволжье. ИЯЛИ КФАН СССР. Казань, 1983.- 116 с.
- Археологическая карта Татарской АССР. Бассейн р. Черемшан. -Казань: Изд-во ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 1990.- 112с.
- Булич A.K. Болгарские городища в Чистопольском кантоне ТАССР//Вестник научного общества Татароведения.- Казань, 1926. №4.-С.76-80.
- Бретаницкий. А.Б. Зодчество Азербайджана XII-XV вв.- М., 1976.427 с.
- Бюллетень Общества археологии, истории, этнографии и естествознания при Самарском государственном университете № 4. 1 марта 1926г.-32 с.
- Борынгы татар эдэбияты.- Казань: Таткнигоиздат, 1963.- 579 б.
- Балл од Ф.В. Старый и Новый Сарай столицы Золотой Орды. -Казань: 1923.- 62 с.
- Байчоров С .Я. Древнетюркские рунические памятники Европы.-Ставрополь: 1989.- 284 с.
- Башкиров A.C. Памятники булгаро-татарской культуры на Волге. -Казань: 1929.-117 с.
- Бартольд В.В. Сочинения т. I,- М.: 1963.- 759 с.
- Л.А.Беляев. Русское средневековое надгробие: Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII-XVIIbb. — М.: Модус Граффити, 1996.- 563 с.
- Березин И.Н. От Чистополя до Богородского // Казанские губ. Ведомости. 1862. №36.
- Березин И.Н. Булгар на Волге //Ученые записки Императорского Казанского университета.- Казань: 1852. кн.2/ 89 с.
- Большаков О.Г., Монгайт А.Л. Путешествие Абу-Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153).- М.: Наука, 1971.- 134 с.
- Бороздин И.Н. Новые данные по золотоордынской культуре в Крыму. (Работы археологической экспедиции 1926 года) // Новый Восток. Кн. 16-17,- М, 1927.-С. 256-274.
- Бороздин И.Н. Из истории татарской культуры. Научно-исследовательская экспедиция в Татреспублику летом 1928г. //Новый Восток. № 25- М., 1929.-С. 185-201.
- Бороздин И.Н. Два татарских надгробия близ городища Иски Казань //МОРРП, -Казань. 1930. Вып. 4.- С.58-65.
- Борисов В.Л. Мусульманская надпись из деревни Куземетьево // ИОАИЭ.- Казань: 1899. т. 15. Вып. 4.- С.16-17.
- Браславский Л.Ю. Ислам в Чувашии.- Чебоксары, 1997.-160 с.63 .Булатов А.Б. Булгарские эпиграфические памятники ХШ-ХГУвв. Правобережье Волги // Эпиграфика Востока, XVI,- М-Л: Наука, 1963. -С.56-71.
- Булатов А.Б. Эпиграфические памятники Закамья. //Ученые записки НИИЯИИЭ. -Чебоксары. 1967.-С. 198-215.
- Булатов А.Б. Антропонимы у болгар //Ученые записки НИИЯИИЭ. -Чебоксары: 1969.вып. 47.- С.249-253.
- Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар.- Казань: Таткнигоиздат,1969.- 202 с.
- Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья.- Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во. 1975.- 216 с.
- Валеев Ф.Х. Архитектура и искусство Волжско-Камской Булгарии //Ученые записки Казанской государственной консерватории.- Казань:1970.вып. 4.-С.79-110.
- Валеев Ф.Х. Архитектурно-декоративное искусство Казанских татар. Сельское жилище.- Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1975.92 с.
- Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана.
- Казань: Таткнигоиздат, 1984. -171с.
- Валеева Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.Г. Декоративно-прикладное искусство казанских татар.- М.: Советский художник, 1990. -215 с.
- Валеева Д.К. Художественная резьба в архитектуре и эпиграфике золотоордынских булгар //Татарская археология №1(2). -Казань, 1998.-С.88-98.73 .Валеева Д.К. Искусство волжских булгар периода Золотой Орды (13-14 вв.).-Казань: Фикер, 2003.- 240 с.
- Валеев P.M., Мухаметшин.Д.Г. Великий Болгар-памятник булгаро-татарской цивилизации.- Анкара, 2000.- 192с. илл.
- Васильев В.В. Корпус тюркских рунических памятников бассейна Енисея. JL: Наука, 1983.-126 с.
- Вознесенский П.Н. Надгробные камни в Жукотинском округе по левую сторону Камы. Сорочьи горы на Каме //ИОАИЭ. Вып. I.- Казань, 1894.- С.75-78.
- Воробьев Н.И. О болгаро-татарских надгробных камнях Мамадышского кантона ТАССР //МОРРП ТАССР. Вып. III.- Казань, 1929.-С.11-14.
- Н.И.Воробьев, Г.М.Хисамутдинов. Историко-этнографические наблюдения 1955 года в Татарской АССР // Известия КФАН СССР, 2. -Казань, 1957.- С.205-209.
- Вельяминов-Зернов В.В. Исследования о Касимовских царях и царевичах. Ч. I, СПб. 1863, ч.П, — СПб, 1864, ч.Ш, — СПб, 1866.
- Р.Ф.Галлямов. Селения Казанского ханства: источниковедческий аспект //Гуманитарные науки: проблемы и аспекты изучения. Издание Татарского гуманитарного института.- Казань: 1997. С.62-66.
- Гарипова Ф.Г. Отражение древне-булгарских топонимов и этнонимов в топонимии Среднего Поволжья // Исследование языка древнеписьменных памятников.- Казань: 1980. С.111-124.
- Гарипов Г.М. Старотюркские письменные памятники Башкирии //Советская тюркология. Баку: 1972. №4.
- Гафуров А.Г. Лев и кипарис. О восточных именах.- М., 1971.- 239с.
- Генинг В.Н., Халиков А.Х. Ранние болгары на Волге.- М: Наука, 1964.- 200 с.
- Георги И.С. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, часть II.- СПб: 1799.
- Гимади X. Народы Среднего Поволжья в период Золотой Орды //Материалы по истории Татарии,- Казань: 1948. Вып. I. С. 185-226.
- Греков Б.Д., Калинин Н.Ф. Булгарское государство до монгольского завоевания //Материалы по истории Татарии,- Казань: 1948. Вып. I.- С.97-185.
- Греков Б.Д^Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение.-М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. 473 с. илл.
- Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура (домонгольский период. X нач. XIII вв.). — Казань: Таткнигоиздат, 1990.-192с.
- Давлетшин.Г.М.История духовной культуры тюрко-татар. -Казань: Таткнигоиздат, 1999.- 511с.
- Даркевич В.П. Художественный металл Востока ХШ-ХШвв.- М.: 1976.- 197 с.
- Дебиров П.М. Резьба по камню в Дагестане. -М.: Наука. 1966.206 с.
- Денике Б.П. Орнаментация минарета «Малого столба» в Болгарах //МОРРП ТАССР.- Казань: 1928. Вып. И.- С.5-10.
- Денике Б.П. Архитектурный орнамент Средней Азии. M-JL: 1939.- 426 с.
- Денисов П.В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1969. 437 с.
- Дульский П. Несколько слов по поводу орнаментики памятников XVI-XVIIbb. //МОРРП ТАССР.- Казань: 1929. Вып. III.- С.22-27.
- Древнетюркский словарь. -JL, 1969.- 520 с.
- Егерев В.В. Архитектура города Болгара // МИА № 61. М.: 1958. С.360-392.
- Егоров. B.JI. О времени возникновения Казани //Советская археология. 1975. №4. С.80-87.
- Егоров B.JL Историческая география Золотой Орды в XIII-XIVbb.-М: Наука, 1984.- 245с.
- Егоров Н.И. Болгаро-чувашско-кипчакские этно-языковые взаимоотношения в XIII-XVI вв. //Болгары и чуваши. Чебоксары: 1984.-С.90-103.
- Ефимова A.M. Могильник на Бабьем бугре городища Болгары //МИА, № 80. Т. III.- М.: I960.- С.169-194.
- Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом(13-14 вв.).- М.: Наука, 1966. 159 с.
- Заляй JI.K. К вопросу о происхождении татар (по материалам языка) //Происхождение казанских татар.- Казань: 1948. С.81-89.
- Заходер Б. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. T.II, -М.: 1967.-372 с.
- Зайнчковский А. Арабский памятник ранней османской эпиграфики в Болгарии //Э.В. т. XVI.- М -JL: 1979. С.79-81
- Зеленеев Ю.А. Источники по этнической истории Улуса Джучи //Новые археологические исследования в Поволжье/Сборник статей.-Чебоксары: ЧГИГН, 2003.- С.297-304.
- Иванов А.А.О принципах датировки медных и бронзовых изделий Ирана 15-18 вв.//Труды ГЭ.- Л.1961,т.5,- С.243-250.
- Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русских./ Составитель Д.А.Хвольсон. СПб.: Тип. Импер. Ак. Наук.-М., 1898.-199 с.
- Износков И.А. Эпиграфический памятник Волжской Булгарии //ИОАИЭ, Казань: 1893, т.Н. Вып. 3. (отд. оттиск).
- Ильминский Н.И. Татарские надписи из времен Казанского ханства в Лаишевском уезде //Записки Археологического общества,- М.: 1851.Т.III.-С. 114-118.
- Ильминский Н.И. О фонетическом отношении между чувашским и тюркскими языками //Известия Археологического общества. СПб: 1865, t.V. С. 114-118.
- Износков И.А. О сообщениях члена сотрудника Соловьева Е.Т. и члена сотрудника Нократского Р.М. //ИОАИЭ. -1884, т.Ш.- С. 293-297.
- Ислам: Энциклопедический словарь. -М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991.-315 с.
- История Татарии в материалах и документах. Гос.соц-эконом. изд-во. Москва. 1937. — 503 с.
- ИсхаковД.М. О родословной хана Улу-Мухаммеда/ЛГюркологический сборник/2001:3олотая Орда и ее наследие.-М.: Восточная литература. 2002.-С.63-75.
- Исхаков Д.М. Сеиды в позднезолотоордынских татарских государствах. Казань: Изд-во Иман, 1997.- 78 с.
- Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам нового времени (этнологический взгляд на историю волго-уральсьсих татар XV-XVII вв.).-Казань: Изд-во Мастер Лайн, 1998. 276 с.
- Казыханова З.А. Семантика классификации лексики дастанов Кадыр-Гали Бека//Язык утилитарных и поэтических жанров памятников татарской письменности. Казань, 1990. С.62-69.
- Казаков Е.П. Знаки и письмо ранней Волжской Болгарии по археологическим данным // СА.1985 №4.
- Казаков Е. П. Культура ранней Волжской Болгарии (этапы этнокультурной истории) М.: Наука, 1992.
- Калинин Н.Ф. Булгаро татарские эпиграфические памятники как исторический источник //Тезисы докладов на конференции по археологии, древней и средневековой истории народов Поволжья в Казани в 1956г. Казань: 1956. С.25-31.
- Калинин Н.Ф. К вопросу о происхождении казанских татар //Происхождение казанских татар. Казань: 1948. С. 96-104.
- Карасев В. Материалы для археологической карты Казанской губернии. Отчет о поездке в Чистопольский уезд/ /ИОАИЭ, t.XXVTI. Вып. I. Казань: 1911.12 с.
- Катанов Н.Ф. Новые приобретения музея Общества археологии, истории и этнографии в 1895г. //ИОАИЭ. Казань: 1895, т. 13. Вып. 3.
- Катанов Н.Ф. Эпиграфический памятник Волжской Булгарии //ИОАИЭ, т. 21. Вып. 3. -Казань: 1905.- С. 1-8 .
- Катанов Н.Ф. Эпиграфический памятник. Волжской Булгарии //Казанский музейный вестник. №1-2. Казань: 1921. — С.54-57 .
- Каюм Насыйри. Избранные произведения, т. 2 (на татарском языке). Казань: Таткнигоиздат, 1975.
- Кобеко Д.Ф. Надгробные надписи в Касимове //Труды Рязанской ученой архивной комиссии, 1892. т.VII. Вып. 4.
- Кобеко Д.Ф. Еще о надгробных надписях в Касимове //Труды Рязанской ученой архивной комиссии. 1894, т. IX,
- Ковалевский А.П. Чуваши и болгары по данным Ахмеда ибн-Фадлана //Ученые записки НИИЯЛИЭ. Чебоксары: 1954. Вып. 9. 64 с.
- Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921 -922гг. -Харьков: Изд-во Харьковского университета, 1956. -348 с.
- Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М.: Наука, 1964.- С.50-54.
- Корнилов П.Е.-1 К орнаментике булгаро татарского резного камня //МОРРП ТАССР.- Казань: 1929. Вып. 3.- С.53-55.
- Корнилов П.Е.-2 К изучению эпиграфического резного камня болгаро-татарской эпохи// МОРРП. Казань: 1929. Вып. 3.-С. 1-4.
- Кочнев Б.Д. Средневековые загородные культовые сооружения Средней Азии. Ташкент: ФАН, 1976.- 82 с.
- Коран /Перевод и комментарий И.Ю.Крачковского. М.: Наука, 1990.-727 с.
- Крачковская В.А. Памятник арабского письма в Средней Азии и Закавказья до 1Хв. //ЭВ,- М-Л: 1952. Вып. 6.
- Кузьмин-Юманади Я.Ф. Об истоках «булгарской эпиграфики второго стиля» //Формирование и функционирование татарского языка. -Казань: 1986. С.22-34.
- Кузмин-.Юманади Я.Ф. О чувашских словах в булгарских эпитафиях //Истоки татарского литературного языка. -Казань: 1988. С.72-88.
- Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Кн. 1.Надписи 10-17 вв. М. 1966
- Лепехин И. Дневные записки путешествия доктора и академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства, 1768 и 1769гг. чЛ. С.Пб.: 1771.
- Магницкий В.К. Старые, оставленные кладбища во втором стане Чебоксарского уезда //Казанские губ. Ведомости № 46. 1866.
- Малов С.Е. Булгарские и татарские эпиграфические памятники. //Эпиграфика Востока. М-Л.: 1947. Вып. I. — С.38-45.
- Малов С.Е. Булгарская и татарская эпиграфика //ЭВ.- М-Л.: 1948, вып. И. С.41-48.
- Ш. Марджани. Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казань ва Булгар. — Казань: Таткнигоиздат, 1989. — 415 с.
- Map данов Р.Ф. Археографические находки из Заказанья //Заказанье: Проблемы истории и культуры. Материалы конференции. -Казань: Заман, 1995. С. 145-147.
- Массон М.Е. Средневековые намогильные кирпичи из Марыйского оазиса //Эпиграфика Востока. М-Л.: 1963. Вып. VIII.- С.24-36.
- Материалы по татарской диалектологии. Казань. 1978.щ>
- Мельников С. Почин Шемордан и деревня Едигерово //Казанские губернские ведомости № 18: 1862.
- Мельников С. От Чистополя до села Богородского //Казанские губернские ведомости № 35: 1862.
- Менгес К.Г. Восточные элементы в «Слове о полку Игореве»,- JL:1979.
- Мухамадиев.А.Г. Монеты как источник по изучению булгарского языка //Исследования по источниковедению истории Татарии. -Казань,1980.- С.122-136.
- Мухамадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система 12-15 вв -М.: Наука, 1983. 165 с. Таб.
- Мухамадиев А.Г. Древние монеты Поволожья. -Казань: Таткнигоиздат, 1990.- 192 с. Илл.
- Мухамадьяров Ш.Ф. Основные этапы происхождения и этнической истории татарской народности. М.: 1968.
- Мухаметшин Д.Г. Эпиграфические памятники Болгарского городища //Первое Поволжье археолого-энтографическое совещание. Тез. док. Казань: 1974.- С.46.
- Мухаметшин Д.Г. О новых эпиграфических памятниках Болгарского городища //Из истории культуры и быта татарского народа и его предков. Казань: Изд-во АН СССР. Казанский филиал, 1976.- С.60-71.
- Мухаметшин Д.Г. Об орнаментике эпиграфических памятников города Болгара //Древности Волго-Камья. -Казань. 1977.- С. 103-110.
- Мухаметшин Д.Г. Об эпиграфических памятниках Восточного Закамья: ( К вопросу о локальных вариантах булгарских эпитафий) // Об исторических памятниках по долинам Камы и Белой.- Казань, 1981. С. 136-140.
- Мухаметшин Д.Г. Эпиграфические памтники Волжской Булгарии// Языкознание. Тезисы докладов и сообщений. Ташкент: Изд-во «Фан», 1980.- С.33-34 (в соавторстве с Ф.С.Хакимзяновым).
- Мухаметшин Д.Г., Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические памятники Болгара //Город Болгар. Очерки истории и культуры. -М.: Наука, 1987. -С. 143-158.
- Мухаметшин Д.Г., Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические памятники города Булгара. Казань: Таткнигоиздат, 1987. -128 с.
- Мухаметшин Д Г Резьба; по камню в Среднем Поволжье 13-первой половины 16 века //Труды Академии художств. Вып.5. М.: Изобраз. искусство, 1988.-С.205-218.
- Мухаметшин. Д.Г. О региональных вариантах булгарских эпиграфических памятников XIII-XVbb. //Северное Причерноморье и Поволжье во взаимоотношениях Востока и Запада в XII-XVIbb.- Ростов на — Дону: Изд-во Ростовского университета. 1989. -С.32-38.
- Мухаметшин Д.Г. Эпиграфические памятники Казанского ханства как исторический источник. //Из истории Золотой Орды. Казань: 1993. -С.118-133.
- Мухаметшин Д.Г Социальная терминология булгарских эпитафий XIII-XIVbb. //Историко-археологическое изучение Поволжья. Межвузовский сборник. -Йошкар-Ола: 1994. -С. 100-107.
- Мухаметшин Д.Г. Топонимы Биляр и Сувар на материалах нумизматики и эпиграфики //Биляр и Волжская Булгария. Изучение и охрана археологических памятников //Тезисы научной конференции. Билярск, сентябрь 1997г.- Казань: Фест: 1997. -С.59-61.
- Мухаметшин Д Г.Резьба по камню в Среднем Поволжье по материалам эпиграфики 13-14 вв. //Поволжье в средние века. -Нижний Новгород.2001. -С. 100-101
- Мухаметшин Д.Г Молитва на камне //Казань №11-12. 2002. -С.64-70.
- Мухаметшин Д.Г. По вековым традициям //Новая жизнь.2002,3.
- Мухтаров JI. Эпиграфические памятники Кухистана (XI-XIX вв.) книга I. Душанбе. 1978.
- На стыке континентов и цивилизаций.(из опыта образования и распада империй X-XVI вв.). -М.: ИНСАН, 1996.-768 с.
- Набиуллин Н.Г. Город Джукетау X-XV вв. по археологическим данным. Автореф. дис.канд.ист.наук. -Ижевск, 2000. -23 с.
- Наджип Э.Н. Исследования по истории тюркских языков XI-XIV вв. -М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1989. -283 с.
- Нохратский В.М. О некоторых древних памятниках в окрестностях с. Дигитлей // ИОАИЭ.Т.3.1884 .-С.293-295.
- Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи ч.1 СПб. 1773.
- Петровский Н.М. О летосчислении древних булгар // Известия ОАИЭ, т.28,вып.6. -Казань, 1911. -С.432-502.
- Понамарев П.А. Данные о городах Волжско-Камской Булгарии. Владения липовогорских князей // ИОАИЭ. т. X, Вып. 5. Казань, 1882.
- Понамарев П.А. На татарских святынях Иски-Казани //Казанский телеграф № 3540 от 17. IX. 1904.
- Порфирьев С.И. К истории сборника болгарских надписей. ИОАИЭ, XXXI. Вып. 4.- Казань: 1922. С. 41-44.
- Поляков С.П, Черемных А.И . Погребальные сооружения населения долины Заревшана //Домусульманские верования и обряды Средней Азии. -М.: 1975 С.261-279.
- Полное собрание русских летописей. Т. 1 .Лаврентьевская летопись и Суздальская летопись по Академическому списку. -М.: Изд-во вост. литры. 1962.-580 с.
- ПСРЛ. Т2. Ипатевская летопись. -М., 1962.-938 с.
- ПСРЛ. Т.9-10.Патриаршая или Никоновская летопись. -М., 1965244с.
- ПСРЛ. Т.11-12.Патриаршая или Никоновская летопись.- М., 1965. 266с.
- ПСРЛ. Т 13. Патриаршая или Никоновская летопись. -М., 1965.532с.
- Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 годов. Публикация текста. Казань: Изд-во Казанского университета. 1978. -239 с.
- Протоколы общего собрания от 27 /9 1904 г. ИОАИЭ, Т.21.Вып.2
- Рычков Н.П. Журнал или дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 гг. СПб: 1770. -189с.
- Саттаров Г.Ф. Татарстан АССРнын антропотопонимнары. -Казань: Изд-во Казанского университета, 1973.- 396 с.
- Серебренников Б.А. К вопросу о действительных взаимоотношениях между чувашскими, булгарскими и татарским языками //Ученые записки НИИЯЛИЭ при Совете Министров ЧАССР. Вып. XIV. Чебоксары. 1956.
- Смирнов А.П. Волжские булгары. М.: Издательство ГИМ, 1951. -275 с.
- Смирнов. О надгробных камнях близ села Калмаюр //Заволжский муравей. 1833. №4.
- Смолин В.Ф. Археологические разведки в Чувашской Республике в 1926г. //ИОАИЭ, t.XXXIII. Вып. 4.- Казань. 1927.
- Сулейманова Валеева Г.Ф. К вопросу об источниках изучения искусства периода Казанского ханства //Развитие культуры Татарии в дооктябрьский период. -Казань: 1988. — С.28-42.
- Соловьев Е.Т. Археологические сведения о селе Янбухтина Тетюшского уезда Казанской губернии //ИОАИЭ.Т. 3. 1884 . С.296-297.
- Соловьев Е.Т. Одна из древних булгаро-татарских крепостей в Тетюшском уезде//ИОАИЭ.Т.З. 1884.
- Соловьев Е.Т. Топография древнего города около с. Русских Кирмненей (Мамадышского у.,Каз. Г.) //Тр. 4 АС.1891.Т.»,отд. 7.
- Спасский Н. Очерки по родиноведению. Казанская губерния. Изд-е 2-е,исп. и доп. -Казань, 1912.-376 с.
- Старостин П.Н. Раннее поселение на правом берегу Малого Иерусалимского оврага в Болгарах//Археология Волжской Булгарии: проблемы, поиски, решения.- Казань, 1993.- С.53-63.
- Старотатарская деловая письменность 18 века. Составитель Ф.С.Фасеев Казань: Издание КФАН СССР, 1981.-171 с.
- Список памятников истории и культуры ТАССР, находящихся на государственной охране.-Казань: Минкультуры, 1987.- 111с.
- Тагирджанов А.Т. Влияние поэмы Фирдоуси «Юсуф и Зулейха» на «Киссаи Юсуф» Али и «Юсуф и Зулейха» Шаййад Хамзы //Палестинский сборник. Вып.21(84).-Л.,1970.- С.54-58.
- Таиров Н. Габдулла Тукай и Тимаш бай //Татарстан. № 9.1993.
- Таиров Н. О чем говорят могильные камни //Татарстан. № 11/12. 1995.
- Таиров Н.И. Акчурины. -Казань: Таткнигоиздат, 2002. 160 с.
- Татарский энциклопедический словарь. -Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1998. 703 е., илл.
- Татары среднего Поволжья и Приуралья.- М.: Изд-во Наука, 1967.- 537 с.213. Татары. -Казань, 2001.
- Толмачев Н.А. Об остатках древности в пределах Казанской губернии //Тр.4 АС. Казань. Т.1,отд.1. — С.69-109.
- Усманов М.А. Татарские исторические источники XVI XVIIIbb. -Казань: Изд-во Казанского университета. 1972. — 222с.
- Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева Улуса XIV-XVI вв. -Казань: Изд-во Казанского университета. 1979.- 317с.
- Усманов М.А. Заветная мечта Хусаина Фаизханова. -Казань: Таткнигоиздат.1980.- 223 с.
- Усманов М.А. Этапы исламизации Джучиева Улуса и мусульманское духовенство в татарских ханствах 12-16 веков // Духовенство и политическая жизнь на Ближнем Востоке в период феодолизма.- М.: Наука, 1985.- С.177-185.
- М.Усманов. Салкын ташларнын кайнар сулышы. Мирас, № 5-6. 1994. С.54-66.
- Усманов М.А. Об особенностях раннего этапа этнической истории улуса Джучи //Тюркологический сборник /2001:3олотая Орда и ее наследие /- М.: Вост. Лит., 2002.- С. 101-110.
- Фасмер P.P. О монетах волжских болгар X века. //ИОАИЭ, Казань: 1925, т. 33. Вып. I. С.29-60.
- Фахрутдинов Р.Г. Об имени и титуле правителя Волжской Булгарии // Советская тюркология №2. Баку, 1972.
- Фахрутдинов Р.Г. Задачи археологического изучения Казанского ханства // Советская археология, №4. Москва, 1973.
- Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и ее территория. Казань: 1975.- 218с.
- Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. -М.: Наука, 1984. -214с.
- Федотов М.Р. О булгарском и чувашском языках. //Болгары и чуваши. -Чебоксары. 1984. -С.76-90.
- Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М.: 1966.
- Федоров-Давыдов Г.А. Два клада серебряных монет ХШв. из Болгар. Н.Э. т.Х. -М.: 1972. С.167-174.
- Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. М.: Наука, 1973. -179с.
- Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. -М.: Изд-во Московского университета, 1976.- 226с.
- Фукс Н.Ф. Краткая история города Казани. Казань: Издание университетской типографии, 1817.- 60с.
- Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Фонд ТЯК. Репринтное воспроизведение. -Казань. 1991.-210с.
- Фейезханов X. Три надгробных булгарских надписи. Известие Археологического общества. СПб., 1863. t.IV. С.396-404.
- Хакимзянов Ф. С. Следы диалектов в языке памятников Волжской Булгарии // Советская тюркология №4:1974.
- Хакимзянов Ф.С. Консонантизм языка эпитафий волжских булгар //Аспекты лингвистического анализа (на материалы языков разных систем).-М., 1974.
- Хакимзянов Ф.С. Следы диалектов в языке памятников Волжской Булгарии // Тезисы докладов III научной конференции молодых ученых. -Казань, 1974. -С. 15-17.
- Хакимзянов Ф.С. Булгарские эпитафии как источник по истории тюркских языков Урала и Поволжья //Вторая Южно-Уральская археографическая конф. (тез.док. и сообщений). -Уфа, 1975.
- Хакимзянов Ф.С. Язык памятников Волжской Булгарии (на материале эпитафий XIII XIVbb.) // Автореф. дис. канд. филолог, наук. -М., 1976. -21с.
- Хакимзянов Ф.С. О приемах интерпретации булгарских эпиграфических текстов //Археография и лингвистическая текстология Южного Урала. -Уфа, 1977.- С.67-74.
- Хакимзянов Ф.С. Двуязычный булгарский памятник//Советская тюркология, № 2, 1978.
- Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические памятники г. Булгара // Источниковедение и история тюркских языков.- Казань,1978. С.21-36.
- Хакимзянов Ф.С. Булгарские эпиграфические памятники Закамья //Исследование языка древнеписьменных памятников. -Казань, 1980. -С.ЗЗ-40.
- Хакимзянов Ф.С., Мухаметшин Д.Г. Эпиграфические памятники Волжской Булгарии // Языкознание. Тезисы докладов и сообщений. -Ташкент: Фан, 1980. -С.33-34.
- Хакимзянов Ф.С. О Поволжском варианте среднетюркского литературного языка // Историко-лингвистический анализ старописьменных памятников. -Казань, 1983.-C.3-25.
- Хакимзянов Ф.С. О языке межэтнического общения в Волжской Булгарии //К формированию языка татар Поволжья и Приуралья. -Казань, ИЯЛИ КФАН СССР: 1985. -С.76-90.
- Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические памятники Волжской Булгарии и их язык.- М.: Наука, 1987. -192 с.
- Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические памятники города Булгар //Эхо веков, 1995. № 2 -С.75-82.
- Халиков А.Х.Происхождение татар Поволожья и Приуралья. — Казань: Таткнигоиздат, 1978. 160-210с.
- Халиков А.Х. Волжская Булгария 12-13 вв. и особенности формирования булгарской народности // Поэт-гуманист Кул-Гали. -Казань, 1987.-С.88-103.
- Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. -Казань: Таткнигоиздат, 1989.-224 с.
- Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии X -начала XIII в.- Казань. Изд-во Казанского университета: 1986.- 159 с.
- Халикова Е.А. Погребальный обряд Танкеевского могильника //Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. -Казань, 1971. -С.64-69.
- Хамидуллин Б.Л. Народы Казанского ханства: этносоциологичческое исследование. -Казань: Таткнигоиздат, 2002.- 335 с.
- Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. -М.: Инсан: 1991.-319с.
- Червонная С.М. Изобразительное искусство Советской Татарии. -М.: Советский художник, 1983.- 221с.
- Червонная С.М. История изобразительного искусства и архитектуры с древнейших времен до 1917 года. -М.: Искусство, 1987. -352 с.
- Червонная С.М. Мусульманская эпиграфика (резные надгробные камни) в Крыму.-М., 1997. -35 с.
- Чернышев Е.И. Селения Казанского ханства (по писцовым книгам). Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. -Казань: 1971. С.272-292.
- Шпилевский С.М. Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. -Казань, 1877. -585 с.
- Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана. -М.: Наука. 1984. -461 с.
- Шарипов, Мухаметзянов. Жаухарлар эзлэп //Социалистик Татарстан. 1978. 5 апрель.
- Эрдман Ф.И. О надгробных надписях в Болгарах //Заволжских муравей.-Казань, 1832, №21.- С. 1219-1231
- Юшков Н.Д. Сообщение. Протоколы заседаний Обществ естествоиспытателей при КГУ. т.4.
- Юсупов Г.В., Хисамутдинов Г.М. Историко-этнографические исследования в районах Татарии //Красная Татария. 1947, 13 сентября.
- Юсупов Г.В., Хисамутдинов Г.М. Булгарские эпиграфические памятники, найденные летом 1947г. //Эпиграфика Востока. 1951. Вып. 4.С.68-76.
- Юсупов Г.В. Татарские эпиграфические памятники ХУв. (К вопросу о происхождении Казанских татар) //Эпиграфика Востока, т.5. М.-Л.,1951.- С. 78-94.
- Юсупов Г.В. Булгаро татарские эпиграфические памятники XIII-XVII веков (к вопросу о происхождении казанских татар). Автореф. дис. канд. ист. наук.- Уфа, 1952.- 15 с.
- Юсупов Г.В. О некоторых булгарских эпиграфических памятников //Эпиграфика Востока.М-Л., 1953. Вып. VII. С.26-30.
- Юсупов Г.В. К вопросу об истории и классификации булгаро-татарской эпиграфики //Эпиграфика Востока. М-Л., 1956. Вып. XI. С.44-54.
- Юсупов Г.В. Две надгробные надписи с древнего башкирского кладбища. //Вопросы башкирской филологии. -Москва. 1959.
- Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. -М-Л.: Изд-во АН СССР. I960.- 322 с.
- Юсупов Г.В. Новые находки эпитафий периода Казанского ханства //Эпитафии Востока. Вып. XVI. Наука.М-Л., 1963.- С.72-78.
- Юсупов Г.В. Итоги полевых эпиграфических исследований (1961-1963гг.) //Тезисы докладов итоговой научной сессии ИЯЛИ АН СССР за 1963 год. Казань, 1964. — С.69-71.
- Юсупов Г.В. Топонимы в булгарско-татарской эпиграфике //Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. Москва. 1970.
- Юсупов Г.В. Булгаро татарская эпиграфика и топонимика как источник к вопросу об этногенезе казанских татар //Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. — Казань, 1971.-С. 217-232.
- Янина С.А. Новые данные о монетном чекане Волжской Булгарии Хв. //Труды Куйбышевской археологической экспедиции. T.IV. -М.: 1962.-С.179-204.
- Литература на иностранных языках:
- F. S. Hakimzianov. Nev Volga Bulgarian inscriptions. // Acta Orientalia. Hung. T. XL (I), 1986. 173-177.277.j. R. Meuer Das fiinktionsverv tun in Volga bolgarian-cuwasisecen // Acta Orientalin Hung. T. XVII(l) 1988. 93-110.
- A. N. Khalikov and J. C. Muhametschin. Unpublished Volga Bulgarian inscriptions // Acta Orientalia. Hung. T. XXXI. 1977/ 107-125.
- A.Rona-Tas- S. Fodor. Epigraphica Bulgarika Volgai Bolgar-torok feliratok. Studia Uralo-Altalika. Szeged. 1973. 189
- A. Rona-Tas A Volga Bulgarian inscriptions from 1307///Acta Orientalia. Hung. T.XXX. (2) 1976. C.153-186.281 .Tekin T. Volga Bulgar kitabalare va Bolga bulgarcasi/- Ankara. 1988.1.
- 6348 просмотров