Этноним чуваши в лабиринтах времени

Салмин А. К.
Этноним чуваши в лабиринтах времени // Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2011 г. — СПб., 2012. — С. 438—445.

Скачать PDF, 132 KB

Источник:http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/08/08_02/978-5-88431-235-7/


 

Есть утвердившееся мнение, что предки чувашей известны как савиры / сувары [Булатов, Димитриев 1962: 226—236; Егоров 1988: 3—18; Таймасов 2001: 7—33; Николаев 2005: 120, 292—293]. Этот тезис остается открытым для обсуждения, но в любом случае он содержит достаточную почву для историко-филологических разысканий.

Предки чувашей савиры в Европу пришли с юга Западной Сибири. Тогда они обитали в угорско-иранской среде. Время ухода савиров из Сибири логично отнести ко времени после распада праугорского единства, точнее — на середину I в. до н. э. Именно тогда из-за сильных изменений климатических условий предки савиров двигаются на запад.

Сибиряки рассказывают предания о древнем населении этой местности, которое сооружало городища и жило в них. Притом рассказы как XVIII, так и XX веков полностью совпадают. Манси их называли сернехум — «земляной человек», а барабинские татары — сывырами. По преданиям местных татар, с появлением на их земле чужих варварских племен сывыры вырыли ямы и спрятались со всем своим имуществом. Когда пришельцы овладели страной, сывыры обрубили опорные столбы крыш, на которых был толстый слой земли, и погибли. Основанием такого предания служит, как полагал С. К. Патканов, «существование в данном крае остатков прежних землянок и небольших курганов со впадинами посреди, заключающих нередко человеческие кости и металлические поделки» [Патканов 1892: 130].

Сывырам местные татары приписывают большую часть находящихся в их областях археологических памятников. Притом городища они именуют сывыр-кала, а курганы — сывыр-туба [Патканов 1999: 10]. Николаас Витсен в конце XVII в. писал, что остяки зимой живут в землянках, покрытых сверху, как хижины. Летом они переселяются в маленькие домики [Витсен 2010: 788]. Таким образом, остяки имели одинаковые с сывырами зимние жилища.

Сеперы (себеры) / сывыры были родственны угорским племенам (сарагурам, оногурам и т. д.), проживавшим прежде за Уралом к югу от нынешних остяков и вогулов, утверждал С. К. Патканов. Затем эти племена переселились в Европу. Он также напоминал, что Прокопий прямо

438

писал о сабирах-уграх. Позже эту же мысль повторил и развил М. И. Артамонов. Савиры, как и сарагуры и оногуры, писал он, вышли из одной и той же угорской среды, но затем подверглись более или менее сильной тюркизации [Артамонов 1962: 78]. Кстати, этноним сывыр сохранился у чувашей в форме савар в значении «сурок».

Южные остяки, несмотря на их сильное обрусение, еще в конце XIX в. некоторые памятники древности считали принадлежностью сеперских / сыбырских племен. Например, кладбище в двух верстах от Пуштинских юрт Мало-Кондинской волости Тобольского округа. Согласно экспедиционным данным Н. В. Лукиной, лягушку у ваховских и васюганских хантов называют савар-кы, сапыр-кы [Соколова 1975: 150-151]. Культ лягушки (ее образный портрет — это «меж кочек живущая женщина») у хантов исключительно высок. Она имеет влияние прежде всего на потомство. Факт, несомненно, заслуживающий внимания исследователей предков чувашей — сывыров / савиров / суваров.

Йозеф Маркварт писал о савирах и мадьярах как об одном народе — Sevordik’ (Magyaren) [Marquart 1903: 428]. Дюла Немет указывал, что венгры были известны под этнонимом savardi. Этноним savardi он отождествлял с этнонимом savir [Nemeth 1929: 81-86; Дмитриева, Адягаши 2001: 62-63]. Этот этноним в форме savard сохранился и в собственно венгерской традиции, а именно в старом личном имени Zuard / Zoward /Zovard. В. П. Шушарин полагал, что саварты — это мадьярские племена, оставшиеся на востоке, в так называемой Великой Венгрии [Шушарин 1997: 112, 157, 159].

Стефан Византийский в V в. писал: «Сапиры (Zansipsq) — народ Понтийской области, ныне называемый через в — сабирами (Eaftsipsq) « [Stephani 1849: 555]. В другом месте у него находим варианты Zansip и Zaansip [Там же: 166]. Несомненно, речь идет об одном и том же племени: сапирах — савирах — суварах на Кавказе. Просто византийцы произносили вместо звука в звук б (не Византия, а Byzantine, не варвар, а варвар).

Фольклорные и лингвистические данные также дают положительный ответ. В чувашских народных песнях и сказках присутствует Арарат, в чувашском языке имеются смысловые, этимологические и семантические соответствия армянским, грузинским и осетинским словам. Исследователи полагают: савиры, обитавшие на юге Западной Сибири, пришли в Восточную Европу из-за климатических изменений и под натиском жужаней / аваров. Иордан писал, что савиры (Saviri) составляли основное ядро мощного гуннского союза племен: «А там и гунны, как плодовитейшая поросль из всех самых сильных племен, закишели над

439

вое разветвившейся свирепостью к народам. Ибо одни из них зовутся альциагирами, другие — савирами» [Иордан 2001, фр. 37].

Римские, греческие, иранские, армянские, сирийские и арабские авторы писали об этом народе, искажая этноним каждый на свой лад. В древних и средневековых рукописях этноним передавался через согласные с. в. р, где гласные звуки восстанавливаются исходя из правил консонантизма. В сочинении Ибн-Хордадбэха, у Иосифа и подлинном документе хазарских евреев Киева так и написано — SWR [Прицак 2003: 56]. В связи с распадом в 658 г. западно-тюркского каганата в северо-восточных предгорьях Дагестана на основе раннефеодальных отношений образуется государство Сувар со столицей Варачан. Эту дату следует считать переходным для этнонима савир на сувар. По-моему, смещение произошло из-за арабско-исламской экспансии на Кавказ (ср. антропонимы и топонимы Сувар).

После 922 г. сувары как автономный этноним исчезают из письменных источников. Тут не берем в счет возникшие раньше и продолжающие сохраняться топонимы и нумизматические памятники. Затем упоминается этот термин в форме Веда-Суар на карте Фра-Мауро от 1459 г на месте нынешнего города Чебоксары [Димитриев 2003: 16]. Веда — искаженное чувашское слово вата «средний», Суар значит Сувар. Основателями населенного пункта Веда-Суар были рыбаки — предки чувашей. По поводу нынешнего названия Чебоксар — Шупашкар — Н. Я. Марр писал: «Очевидно, этот «Шубаш-кар», то есть город шубашов или суваров — тот город эпох болгарского владычества, который арабские географы называют Suvar’ом, то есть чувашом» [Марр 1926]. В Чувашии и ныне множество названий населенных пунктов, содержащих слово вата: Вата Пукаш, Вата Упакасси, Ватаел и т. д.

Чуваши-сувары как народность формировались в Волжской Булгарии, а завершился этот процесс на правобережье Волги в X-XV вв. С начала же X в. в Волжскую Булгарию входили черемисы, вотяки, мордва и русы. Следы суварских субстратов сохранились до сих пор в Чувашии в виде топонимов. Например, в Аксубаевском районе Татарстана есть три населенных пункта под названием Савраш: это — села Савруши, Старые Савруши и д. Нижние Савруши; в Красноармейском районе имеется д. Супар (в произношении — Субар). В числе зарегистрированных чувашских имен есть такие, которые прямо указывают на этнический состав Волжской Булгарии: Булгар, Савир, Савирка, Саврик, Саврила, Чуваш, Ахван, Аварин, Авер, Хосар, Касар и др. [Магницкий 1905].

Ибн-Фадлан вполне отчетливо упоминает этноним сувар/суваз в составе Волжской Булгарии. Отъехав с зимней стоянки, Алмуш «захотел,

440

чтобы произошла перекочевка (племен), и послал за народом, называемым суваз, приказывая им перекочевать вместе с ним. (Они) же отказали ему. И (они) разделились на две партии» [Ковалевский 1956: 139]. Известно, что суваров от Алмуша увел их князь Вырах. У Ибн-Фадлана «князь» значит и титул. В примечании 604 А. П. Ковалевский замечает: «Само слово <.. > у Ибн-Фадлана означает не только царя булгар (ибо царь — тоже князь, только главный. — А. С.), но и племенных князей его царства». Эти четыре князя (видимо, представляющие четыре основных племени — булгаров, суваров, эскэлов и барсула) присутствуют на всех официальных церемониях: они все четверо встречают посольство на расстоянии дня и ночи пути от ставки царя; в другом случае, т. к. племена располагались на достаточном расстоянии друг от друга, ожидают их прибытия целых четыре дня (с воскресенья до четверга); на приеме у Алмуша они опять упоминаются на церемонии раздачи мяса и, заметим, именуются царями. Суварский царь и этноарх Вырах, несомненно, присутствовал на этих церемониях. А. П. Ковалевский считал, что «встреча посольства с местными князями произошла, по-видимому, на территории этого народа» [Ковалевский 1956: 37]. Из контекста рукописи Ибн-Фадлана нам ясно, что сувары находились в южной части Булгарии.

А. П. Ковалевский указал на один интересующий нас абзац из рукописи марокканского географа ал-Идриси. Сочинение написано в 1154 г. Фотокопия хранится в Российской национальной библиотеке. Здесь говорится: «Буртасы следуют за хазарами, и нет между ними и хазарами другого народа. Они имеют деревянные дома, а также войлочные палатки. У них [есть] два города — Буртас и Сувар» [Ковалевский 1954: 25]. Пока оставим выяснение исторических обстоятельств и уточнение местоположений этих городов, а лишь заметим, что в 1154 г. зафиксировано название города Сувар, естественно, передающее этноним одноименного племени.

В 1469 г. впервые появляется этноним чуваши. В этот год хан Ибрагим провел перепись земли Казанского ханства. Согласно ей к жителям нагорной стороны, к горным людям, причислены чуваши, черемисы, мордва, можары и тарханы [Фукс 1914: 4]. Во второй раз чуваши зафиксированы в 1508 г. Вот как описываются события этого года близ Казани: «Тогда же нечестивый царь, со всеми своими князи и мурзы, и со многим поганским народом, не токмо живущими во граде, но и из дальних мест пришедшими, изшед из града в поля, стояше в шатрах около града, во время праздника своего поганского, наньже прихождаху народы татарские и черемиские и чувашские, и пребываху ту пиюще и веселящеся многи дни, и куплю между собой деюще. Воинство же россий

441

ское в то самое время нападоша на поганых, идеже многих побиша, и вся становища их плениша» [Лызлов 1787: 96]. 922 г. следует считать годом обретения предками чувашей своей родины. А время с 922 по 1469 г. является периодом формирования чувашского народа и утверждением его самосознания. Какие мотивы двигали народом в его многовековой и непростой истории — вопрос также непростой. Ведь «дрейф этничности напоминает скорее цепь ситуативных реакций, чем линейную эволюцию, и его направление не копирует зигзаги политической истории: взлет этничности часто зарождается в политической смуте, а спад приходится на фазу социального благоденствия» [Головнёв 2009: 120]. Парадоксально, но — так. Ясно одно: люди, племена и народы живы до тех пор, пока не теряют свое этническое лицо.

Этимологи предлагают следующую сокращенную схему происхождения этнонима чаваш «чуваш»: савир ^ су вар ^ су вас ^ су ваш ^ чаваш. О. Г. Большаков также считает верной указанную схему. В частности, он уточняет, что арабское ‘с’ часто заменяет отсутствующий в арабском языке звук ‘ч’, отсюда: суваз ^ чуваз ^ чуваш [Большаков 1971: 67]. Башкиры и татары до сих пор называют чувашей сыуаш. Пример из словаря В. В. Радлова: Юрак суваш, трак чiрмiш, трак ар, трак шдТ кiшi булсын барысыда алланыц, мандаlарi ткан! «Будь это чуваши, черемисы, вотяки или другие какие-либо люди, все они рабы Божш» [Радлов 1899: 1354-1355]. В. В. Радлов же зафиксировал этноним в форме саваш [даваш, сьаваш] [РАН. Ф. 177. Оп. 1. 107: 2833]. Ссылаясь на надгробные памятники Волжской Булгарии, Азгар Мухамадиев замечает, что буква с обычно пишется оригинальным образом: с тремя точками внизу. «Это явный признак того, что данная буква имела своеобразное произношение между буквами с и ч» [Мухамадиев 2011: 37].

В длинном ряду языковых различий з — р и сам этноним суваз и сувар. А. П. Ковалевский назвал их диалектными различиями [Ковалевский 1956: 21, 35]. Вместо з ир может быть и звук н, суван — это третий вариант этнонима. Впрочем, именно этот вариант чтения считают правильным некоторые татарские исследователи, например, Р. Г. Фахрутдинов. Действительно, аналогичные варианты в истории встречались. Например: tatar ~ китай. датань или тань-тань; tajwar ~ китай. давань или даюань «тохары». Форма суан встречается у Приска Панийского. Характеризуя события 468 г., он, в частности, писал: «Римляне и лазы были в сильном раздоре с суанами. Этот народ (суаны?) готовился к бою. Когда персы хотели воевать с ним (Лазским владетелем?) за замки, отнятые у них суанами, то он отправил посольство к царю (Византийскому), и просил, чтоб выслано было к нему войско, охранявшее

442

пределы Римской Армении» [Приска Понтийского сказания 1860: 35]. Вообще есть мнение, что суаны соответствует китайскому чубань и относится к одному из хуннских племен. Суани/чубани — остатки гуннов после разгрома их сяньбийцами. Интересно отметить, что форма суаны является также вариантом грузинского рода сваны. Лингвисты указывают на ряд грузино-чувашских соответствий. Например, груз. шен «ты» и чуваш. сан «твой», грузин. ме «я» и чуваш. ман «мой». Этноним суан зафиксировал Рашид-ад-Дин и назвал их одним из монгольских племен. Суаны/суваны и ныне проживают в Казахзстане и Киргизии. В удмуртском суаны значит «вымазать, запачкать, замазать сажей».

Естественно, булгары называли своих соседей сувазы, эндоэтнонимом которых являлся сувары. Притом транскрипцию вариантов этнонима с буквой в следует считать исконной, чем транскрипцию с буквой б. Впрочем, писал С. К. Патканов, инородцы Тобольской губернии и сейчас называют аборигенов региона одни сывырами, другие — сыбырами [Патканов 1892: 134]. В. Г. Егоров, сопоставляя сувас, шупаш и чуваш, определил особенности языка дотюркских предков чувашей, в котором, как и в марийском языке, преобладали звуки ш и ч [Егоров 1954: 19-21]. По мнению Н. И. Ашмарина, слово «чаваш» последовательно прошло через стадии: ]уас, суас, цуас, цуаш (чуаш), цываш (чываш) [Ашмарин 1902: 132]. Старой чувашской формой эндоэтнонима был *stivas «жервоприноситель», пишет Н. И. Егоров. Он полагает, что старочувашская форма *sаvas в конечном итоге восходит к древнетатарскому апелятиву *jayuct «жертвоприноситель» (< jayu «жертвоприношение» < jay — «приносить жертву») [Егоров 2009: 156].

Андраш Рона-Таш считает форму суваз ошибочной, не увязывает предков чувашей и с этнонимом сабиры [Rona-Tas 1996; Дмитриева, Адягаши 2001: 156].

Соседние мордва предков чувашей звали ветке. Так, И. Г. Георги по этому поводу писал: «Чуваши, которые так называются ими самими и русскими, мордвинами называются Wiedke, а черемисами — Kurk Mari (горными людьми) « [Georgi 1776: 38]. Согласно Г. Ф. Миллеру, чуваши — «это древние вятичи, которые часто упоминаются в русских летописях, ибо и сейчас можно услышать, что мордва называет их Wiedke, каковое название, однако, впоследствии было перенесено на вотяков и на заселенную ими реку Вятку» [Миллер 2009: 39].

Во второй половине XVI в. многие чуваши из Казанской губернии были принудительно переселены в западные регионы Европейской части России — Новгородскую, Псковскую и Смоленскую губернии. Это был ответ за недовольство порядками царского правительства. На

443

новых местах чуваши влачили жалкое существование и вскоре были ассимилированы. В этот период местное население называло их чуваша, а затем это прозвище было перенесено и на других людей в значении «неопрятный человек» [Даль 1982: 611].

Таким образом, этноним чуваш прошел длинный исторический путь трансформации в виде сепер (себер) ^ сывыр (савар) ^ савир (сапир, сабир) ^ сувар (сувас, суван) ^ суваш ^ чаваш. Допустима и версия, согласно которой савиры и его варианты — это экзоэтноним, а чаваш — эндоэтноним.

Библиография

Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962.
Ашмарин Н. И. Болгары и чуваши. Казань, 1902.
Большаков О. Г. Примечания // Ал-Гарнати Абу Хамид. Путешествие в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 гг.). М., 1971. С. 62-83.
Булатов А. Б., Димитриев В. Д. Параллели в верованиях древних суваров и чувашей // Уч. зап. Чебоксары: НИИ, 1962. Вып. XXI. С. 226-236.
Витсен Н. Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии. Амстердам, 2010. Т. II. С. 622-1225.
Головнёв А. В. Антропология движения: (Древности Северной Евразии). Екатеринбург, 2009.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1982. Т. IV.
Димитриев В. Д. Чебоксары: Очерки истории города конца XIII-XVII веков. Чебоксары, 2003.
Дмитриева Ю., Адягаши К. Hungaro-Tschuvaschica: Аннотированный библиографический указатель исследований венгерских ученых XIX-XX вв. Чебоксары, 2001.
Егоров В. Г. Современный чувашский литературный язык в сравнительноисторическом освещении. Чебоксары, 1954. Ч. I.
Егоров Н. И. К проблеме этноязыковой идентификации центрально-азиатских огуров (ухуань) // Научная и духовно-миссионерская деятельность Н. Я. Бичурина: история и современное значение. Чебоксары, 2009. С. 118-161.
Егоров Н. И. Оногуры, савиры, булгары, угоры и их взаимоотношения в первой половине 1 тысячелетия н. э. (Продолжение) // Исследования по этимологии и грамматике чувашского языка. Чебоксары, 1988. С. 3-18.
Иордан. О происхождении и деяниях геттов. Getica / Вступ. ст., пер., комм. Е. Ч. Скржинской. СПб., 2001.
Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956.
Ковалевский А. П. Чуваши и булгары по данным Ахмеда Ибн-Фадлана. Чебоксары, 1954.
Лызлов А. Скифская история. Ч. 1. М., 1787.

444

Магницкий В. К. Чувашские языческие имена. Казань, 1905.
Марр Н. Я. Чуваши — яфетиды на Волге. Чебоксары, 1926.
Миллер Г. Ф. Описание сибирских народов. М., 2009.
Мухамадиев А. Об этнонимах «сувар» и «чуваш» // Время Булгар. 2011. № 1 (3). С. 36-37.
НиколаевВ. В. История предков чувашей: XXX в. до н. э. — XV в. н. э. Чебоксары, 2005.
Патканов С. К. Сочинения. В 2 т. Очерк колонизации Сибири. Тюмень, 1999.
Патканов С. О происхождении слова «Сибирь» // Сибирский сборник. СПб., 1892. Кн. II. С. 127-136.
Приска Понтийского сказания. СПб., 1860.
Прицак О. Киевское письмо — подлинный документ хазарских евреев Киева: Раздел Б // Голб Норман и Прицак Омельян. Хазарско-еврейские документы X в. Иерусалим, 5763; М., 2003. С. 53-98.
Радлов В. В. Опыт словаря тюркских наречий. СПб., 1899. Т. II, ч. 2. Стб. 1053-1814, 64.
РАН (СПФ АРАН), ф. 177, оп. 1. 107 — Радлов В. В. Смешанный словарь на карточках. Б. д.
Соколова З. П. Находки в Шишингах (культ лягушки и угорская проблема) // СЭ. 1975. № 6. С. 143-154.
Таймасов Л. А. К этнической истории чувашского народа: савиры (сувары) на Северном Кавказе во II-VIII вв. // Исследования по истории Чувашии и чувашского народа. Чебоксары, 2001: Вып. 2. С. 7-33.
Фукс К. История города Казани: Из русских и татарских летописей. Казань, 1914.
Шушарин В. П. Ранний этап этнической истории венгров: Проблемы этнического самосознания. М., 1997.
Georgi J. G. Beschreibung aller Nationen des Russischen Reichs, ihrer Lebensart, Religion, Gebrauche, Wohnungen, Kleidungen und ubrigen Merkwurdigkeiten. 2 Bd. Ausgabe 1. St. Petersburg: C. W. Muller, 1776.
Marquart J. Osteuropaishe und ostasiatische Streifzuge: Ethnologische und historischtopographische Studien zur Geschichte des 9. und 10. Jahrhunderts (ca. 840-940). Leipzig: Theodor Weicher, 1903.
Nemeth Gyula. Szabirok es magyarok // Magyar Nyelv. XXV. Budapest, 1929.
Rona-Tas Andras. A honfoglalo magyar nep. Budapest: Balassi, 1996.
Stephani Byzantii. Ethnicorvm. — Berolini: Impensis G. Reimeri, 1849. T. I.

445