Краткая история города Казани
Источник: http://www.proza.ru/2013/02/04/831
Печатать дозволяется
С тем, что бы, по напечатании до выпуска в продажу, представлены были в Цензурной Комитет один экземпляр сего сочинения для Цензурного Комитета, два для Департамента Министерства Народного Просвещения, два для Императорской Публичной библиотеки и один для Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.
Казань. Августа 30 Дня, 1817 года.
Цензор И. Браун.
Мордва и Черемисы с весьма давних времен (1) жили в степях, прилежащих средней части Волги (2), откуда распространяясь по впадающим в нее рекам Оке и Каме, учинились своими набегами страшны Славянам и Половцам. Муром (3) еще во времена Рюрика составлял укрепление, служившее для удержания таковых набегов. Впрочем, история мало сохранила для нас известий касательно войн, веденных оными народами против Славян; мы знаем, по крайней мере, то, что в 1088 году Черемисы и Мордва (4) под употреблявшимися тогда именами Болгаров (5) овладели помянутым укреплением Муромом (6), и в 1183 производили в окрестностях его, равно как и в земле Рязанской (7) грабежи. В 1218 году покорен был Устюг (8). Великие Князья Российские не имея сил отражать частых набегов со стороны помянутых народов, и еще менее в состоянии были думать о покорении их своей власти, между тем как сии последние брали Русские города и вскоре опять покидали их. Только Великий Князь Георгий Всеволодович предпринимал 1219 года поход для укрощения их, и устрашенные Болгары просили тогда мира, который, в самом деле, был им дан под условиями, предписанными со стороны Великого Князя (9). Но этот мир был непродолжителен, ибо в 1228 году Великий Князь Георгий со многими другими Князьями воевал опять против Мордвы (10) и в 1232 (11) предпринимал вторичный против сего же народа поход.
Русские летописцы упоминают несколько старинных городов, основанных Черемисами и Мордвою. Так Бряхимов (которого не должно смешивать с городом Болгарами) еще в 1164 году был славным и большим городом (12). Он находился в верховьях Камы (13) и разрушен прежде 1220 года. Другой город был Тухчин (14), лежавший по описанию Нестора на левой стороне Волги, прочие же небольшие города, коих имена сохранены историею, были Челмата, Сабакула (16), Ашли (17), Жукотин и Керменчук (18), попадающиеся еще в 1396 году. Имя города Болгары встречается в Русских летописях (19) впервые около 1367 года (29) и с 1396 (21) более не попадается (22).
Болгарцы подпали власти Монгольских завоевателей; ибо в 1239 Мордва (23) была ими покорена. Более 120 лет, как кажется, страны сии наслаждались ненарушимым спокойствием (24) под покровительством Ханов золотой орды, ибо летописи ничего не говорят о войнах с Русскими. Только в то время, когда большая орда от внутренних раздоров пришла в ослабление, явились с 1360 года по рекам Волге и Каме Новгородские речные разбойники (25), которые производили частые грабежи в Болгарских городах. Но когда Туктамыш 1380 соединил опять орды, тои сии страны подпали его власти (26). В 1390 он велел взять Вятку и Жукотин (27), которые, однако ж, в непродолжительном времени (1391 года) обще с Казанью обратно завоеваны помянутыми речными разбойниками (28).
До царствования Хана золотой орды Туктамыша (1380) (29), мы ничего не знаем о городе Казани. Нет памятников (30), кои могли бы здесь решить что-нибудь. Небольшое число надгробных камней, там и сям попадающихся в верховьях Казанки (31), принадлежит позднейшим временам. Весьма замечательно и то, что из множества монет найденных в здешних местах, нет ни одной, на которой была бы помянута Казань (32). Рукописи Татарские (33) относительно истории стран сих или истреблены огнем при взятии Казани, или, что также вероятно, увезены бежавшими тогда в Бухарию знатными Татарами. Нынешние Татары, правда, имеют старинные предания (34) о построении Казани и об соседних с нею в древности народах (35), но эти предания столь же баснословны, как и повествования о сем предмете в сочинениях Лызлова и Рычкова (36).
Только в 1395 Русские летописи впервые упоминают о городе Казани по следующему случаю. Татарский Хан Туктамыш отдал во владение Великому Князю Василию Дмитриевичу Нижний Новгород, принадлежавший Суздальскому Князю Симеону Дмитриевичу. Сей последний хотел взять обратно помянутый город, и достиг того при помощи Казанского Царевича Тетяка или Энтяка, которой со своим войском возвратился в Казань (37). Московское войско, вслед за ними пришедшее, покорило Болгары, Жукотин и Казань.
Улух Махмед или Махмед Великий, Хан золотой орды, появляется в истории в 1430 году (38), когда большая орда близка была к своему падению. Долгое время находился он около Белева и в 1444 году овладел Нижним Новгородом, откуда зимою 1445 ходил на Муром, но был отражен Великим Князем Василием Васильевичем. Весною 1445 года сыновья Махмедовы Мамутек и Ягуб чинили грабежи в окрестностях Суздаля; Велишй Князь выступил против них с войском, которое однако ж было разбито 6-го июля 1445 в сражении при Суздале, а сам Великий Князь взят в плен (39) и освобожден в Октябре 1445 по обещании дать за себя выкуп. Но возвратившись домой, он попал в руки своих родственников и лишен ими Княжения.
После сего счастливого для Улух Махмеда успеха он пошел 1446 на Казань, которая, освободясь от власти золотой орды, имела уже собственных своих Князей; покорил ее и убил Казанского Князя Али-бея (Либея), возвел на Казанское Царство своего сына Мамытека, коим началась новая династия. Никон в своей Русской летописи говорит: «И оттоле нача царство быти Казанское у Улу Махмета сына Момотояк, то первый царь на Казани» (40).
Со времени покорения Казани Улух Махмедом царствовали в ней как ханы.
1. Мамтяк (41), сын Улух Махмеда, с 1446 года. Время смерти его неизвестно. Брат его Ягуб жил в России как выходец. Черемисы обще с Татарами делали часто набеги, особенно на Устюг, в котором производили грабежи (42).
2. Халиль, сын Мамтяка (43). Его царствование было кратковременно.
3. Ибрагим, брат Халиля, 1467-1478. Под его предводительством Казанцы нападали в 1467 на Устюг (44) и не допустили Русское войско, шедшее к Казани, перейти Волгу. Однако ж в Декабре 1467 и Генваре 1468 Черемисы были от Русских достойно наказаны. Другое войско, которое со вспоможением от Вятчан должно было придти весною 1468 к Казани, не достигло своей цели. Казанцы победили Вятчан, и только Черемисы на Каме были опять усмирены Русскими (45). Несмотря на множество проигранных сражений, в 1469 пришло на судах опять сильное Русское войско под Казань и должно было отступить с уроном (46). Наконец в Сентябре 1469 прибыл к Казани Князь Георгий, брат Великого Князя Иоанна Васильевича, с сильным войском. Казанское предместье было им выжжено. Хан Ибрагим находился в крайности и обещал покориться (47). В Сентябре 1478 Ибрагим, уверен будучи, что Великий Князь разбит при Новгороде (48) немедля пошел на Вятку и Устюг для грабежа (49). Но в Мае явилось пред Казанью Русское войско, и Хан снова покорился (50). Вероломство Татар в хранении договоров было столь же велико, как и слабость Русских в наказаниях. Отсюда произошло впоследствии времени много бесполезных войн между сими двумя народами.
4. Али, сын Ибрагима, 1478-1487. Его брат Махмедамин прибег к Великому Князю, и убедил его предпринять поход на Казань (51). Сей действительно выступил 18 Мая 1487 с войском под Казань, покорил ее 9 июля и, взяв Хана в плен, возвел на Казанское Царство Магмедамина (52).
5. Махмедамин (53), 1487-1496. Казанские Ханы сделались, таким образом Российскими вассалами (54). Они должны были давать Великим Князьям Российским вспомогательное войско (55); также и Махмедамин получил помощь, когда зимою 1496 Сибирский Хан Мамук воевал против него. Но когда Мамук отступил, то и Русское войско пошло обратно, не оставя гарнизона для защищения города, а Мамук в то самое время, будучи в добром согласии со многими Казанцами, появился снова. Махмедамин нашел себя принужденным удалиться, и Мамук овладел городом. Между тем новый владетель не понравился Казанцам: ибо отнимал имущество у своих подданных и торговцев, и потому когда Мамук пошел на Арск, Казанцы не пустили уже его к себе в город и отправили к Великому Князю посольство, с обещанием покорности. В 1497 дан был Казанцам новый Хан Абдуллатиф, брат Махмедамина. В свите его находилось много Русских. В это время Мамук возвратился в Сибирь (56).
6. Абдуллатиф, 1497-1502. Сему Хану равномерно давала Россия в 1499 году помощь против Агалака, брата Мамукова, который вторично в 1500 со своим войском три недели осаждал Казань. Находившиеся здесь Русские участвовали в защищении города (57). В 1502 Великий Князь, будучи не доволен поступками Абдуллатифа, велел его полонить и скованного привести в Москву. Преемником его был Махмедамин (58).
7. Махмедамин, 1502-1518. Он в 1505 учинил возмущение, велел задержать всех бывших в Казани Русских до 15 000, не исключая послов, и отнял у них все (59). В Сентябре ходил он на Нижний Новгород, но без успеха (60). 1506 пришло к Казани Русское войско. Татары, чувствуя превосходство в силах, оставили свой лагерь, который тотчас был занят Русскими. Но в то самое время (25 Июля) напали на них в засаде находившиеся Татары, и Русские должны были отступить со значительным уроном, и потерять часть своих пушек (61). Вскоре после сего Махмедамин переменился. Как мать его была женою Крымского Хана, который находился в союзе с Василием Иоанновичем, то чрез посредство ее возобновлены 1507 у Махмедамина прежние с Россиею сношения. Он освободил пленных и давал частые уверения в своей покорности (62).
8. Шейхали, 1519-1521. Махмедамин после продолжительной болезни умер в Декабре 1518; брат его Абдуллатиф умер еще в Ноябре 1517 (63). Казанцы по просьбe своей получили от Великого Князя Ханом потомка Хана Астраханского (64) Шейхалея, который в Апреле 1519 прибыл в Казань (65). Он имел безобразную наружность, и Герберстейн сравнивает его с Английскою моською (dogge). Сей Хан не мог нравиться Казанцам, ибо не водил их на грабежи, а в точности исполнял волю покровителя своего, Великого Князя. Весною 1521 Казанцы, выгнав его, приняли себе Ханом Сафагирея, сына Крымского Хана (66).
9. Сафагирей, 1521-1530. Русские послы и купцы, находившиеся в Казани, были по его приказанию задержаны и вскоре, потом умерщвлены (67). Шейхали прибег к Великому Князю с жалобами; но как Великий Князь сам находился тогда в затруднительном положении, то Шейхали в Сентябре 1521 скрылся из Москвы, которую осаждал Крымский Хан (68). 1523 в Августе предпринят был против Казанцев поход, в который, однако ж ничего не сделано, кроме того, что на Суре построен Василь-город (69). 1524 в Июле пошло наконец войско из 180 000 чел. с Шейхалеем против Казани. Но сей поход был безуспешен, ибо подвоз жизненных припасов был, затрудняем и много военных снарядов было растеряно. Военные распоряжения были худо сделаны, да и предводители не имели ни желания, ни мужества начать войны. Сафагирей между тем окружил их своею конницею. Августа 15 войско подошло к стенам Казанским; но намерение взять Казань было отложено, и предводители, довольные обещаниями покорности со стороны Казанцев, отступили. С той и другой стороны наряжено посольство; Казанцы делали уверения в своей покорности, любви и дружестве (70). В 1530 опять пришло к Казани Русское войско и имело сражение с Нагайским и Астраханским Ханом. Следствием оного было то, что Казань приведена в осадное состояние. Хан признал себя побежденным, и Русские оставили Казань (71). Снова отправлены послы с прежними обещаниями. Посредством сих посланников Русский двор умел довести Казанцев до того, что они свергли Сафагирея, на место которого дан им от Великого Князя по их же прошению Ханом брат Шейхалея. Еналей 29 Июля 1531 был возведен на трон Казанский Российскими уполномоченными (72).
10. Еналей (Джанали) (73), I53I-1535. Несколько времени все было покойно. Еналей с подданными своими пребывал верен Великому Князю (74). Шейхали, которому такая перемена в правлении Казани по видимому не нравилась, был заключен в Белоозере (75). Сафагирей удалился в Крым и скоро сделался Ханом (76). В Сентябре 1535 Казанцы, убивши Еналея, приняли себе Ханом опять Сафагирея (77), (который 1534 низвержен был с престола Крымского (78) ).
11. Сафагирей, 1535-1546. Он, полагаясь на покровительство Крымского Хана, производит в окрестностях Казани грабежи. Хотя сей последний непрестанно старался чрез посредство свое восстановить у Казанцев с Россиею мир, но Сафагирей не хотел, и думать о покорности Великому Князю (80). Наконец, Казанцы, наскучив своим Ханом (81), которой осыпал милостями только Крымлян, выгнали его в 1546 из Казани. Шейхали с 1535 непрестанно был в милости у Великого Князя Иоанна Васильевича и получил себе во владение Касимов (82). Его-то испросили себе Казанцы Ханом, обещая быть покорными.
12. Шейхали, 1546. Он вступил в Казань Июля 13-го помянутого года, и его царствование продолжалось только один месяц. Он был изгнан, а вместо его принят опять Сафагирей (83).
13. Сафагирей, 1546-1549. Не все Казанцы были им довольны, но многие из знатнейших отдались России, так как и Черемисы, жившие на правой стороне Волги (горная Черемиса) (84). 1548 в Феврале и Марте пришло под Казань опять Русское войско, при котором находился несколько времени и Царь Иоанн Васильевич. Дано было сражение, после которого воюющие разошлись (85), а Казанцы во время осени сделали несколько набегов на окрестности Галича (86).
14. Утамиш, 1549-1551. В Марте 1549-го Сафагирей умер в Казани и Утамиш-Гирей (87), его двухлетний сын, признан Ханом. Опекуны его просили мира (88), но Царь Иоанн Васильевич, не приняв прошения их, осаждал с 11-го по 21-e Февраля 1550-го Казань и с наступлением теплой погоды прекратил осаду (89). В Мае 1551 заложен был Свияжск, и это показывало уже, что для уничтожения Ханства приняты деятельнейшие меры. В новопостроенном городе оставлено значительное войско, и пограничные с Казанью места были также заняты. Стесненные отовсюду Казанцы, потерявшиеся еще при малых сшибках, надеялись выйти из затруднения, приняв себе Ханом Шейхалея, посему и отослали малолетнего Утамиша (90) с его матерью в Свияжск (155I-го, 11-го Августа).
15. Шейхали, 1551-1552. Он вступил в Казань Августа 16-го 1551-го в сопровождении Русских бояр и 500 стрельцов. Русские и Татары в скором времени сделались им недовольны. Ноября 14-го он велел умертвить в своем дворце 70 знатнейших Казанцев. Добычу, полученную Казанцами в разные времена от Русских, он должен был возвратить. В замену того он просил обратно правый берег Волги, в чем, однако ж, Великий Князь ему отказал. Униженный Хан, беспокоимый требованиями, как со стороны Русских, так и Татар, беспрестанно опасался быть умерщвленным и с дозволения Великого Князя 6-го Марта 1552-го вместе со своими стрельцами удалился из Казани.
16. Едигер, I552. Чтобы освободиться от владычества Шейхалея, Казанцы обещали принять к себе Русского Градоначальника, но теперь не хотели о том и слышать. Они умертвили Русских, находившихся в городе, и старались возмутить живших около Свияжска людей, и в Апреле 1552-го приняли к себе нового Хана из Нагайцев, Едигера, сына Астраханского Хана Касая Ахмедова (91). Великий Князь с многочисленным войском 20-го Августа 1552-го пришел под Казань. Осада была расположена искусно; против каждого входа в город были построены батареи, и открыт пушечный огонь. Между тем еще 30-го Августа Немчин Размысл (Немецкий инженер) (92) устроил подкопы. Поелику город отвергал все деланные ему предложения, то Октября 2-го, 1552-го поутру взорвали стены оного. Русские вломились в город и, несмотря на отчаянное сопротивление, остались победителями. Хан был взят в плен (93). Получив прощение от великодушия Царя, крестился, и наречен Симеоном.
В заключение прилагаю имена всех Казанских Ханов в том порядке, в каком они один за другим следовали, с соблюдением точного правописания, часто пренебрегаемого летописцами, и с присовокуплением имен оных на Татарском.
1. Абдулла Хан
2. Алим Бек
3. Махмуд Хан 1446
4. Мамтяк Хан
5. Халиль Хан
6. Ибрагим Хан 1467-1470
7. Али Хан 1470-1487.
8. Махмедамин Хан 1487-1490
9. Мамук Хан 1496.
10. Абдуллатиф Хан 1496-1502
10. Махмедамин Хан 1502-1518
11. Шейхали Хан 1519-1521
12. Сафагирей Хан 1521-1530.
13. Джанали Хан 153I-1535
13. Сафагирей Хан 1535-1546
13. Шейхали Хан 1546
13. Сафагирей Хан 1546-1549
14. Утамыш Хан 1549-1551
14. Шейхали Хан 155I-1552
15. Ядигер Хан 1552
Чрез несколько времени, считая от покорения Казани, жители ее привыкли к новому Правительству; но обитавшие на луговой стороне народы часто отказывались от повиновения, и всякий раз были усмиряемы посылаемым нарочно для того войском (94). Они обложены были податью (ясаком), которую, однако ж, часто не уплачивали (95), и в 1553 году выведены, будучи из терпения дурным с ними обхождением сборщиков ясака, произвели такое возмущение, что управлявшие Казанью Русские не в состоянии были сами собою утишить (96) его. Бунтовщики собрались от стран, по Волге лежавших, и от Арска на Мешу, где, окопавшись, обеспокоивали всю Казанскую область, пока, наконец, не были усмирены посланным против них в Феврале 1554 войском, которое, побив великое их множество, взяло в плен 15 000 Татарских жен и детей. Избежавшие меча бунтовщики удалились в Вятские леса и тотчас послали просить мира, который им и был дарован (97). Несмотря на то, в 1555 новые беспокойства подали опять повод к неприязненным со стороны Русских действиям (98) на Меше и при Уржуме, и не прежде как в Мае 1557 восстановлено совершенное спокойствие (99).
Для усмирения нового возмущения Черемис в 1574 году послано было из Мурома войско, которое, однако ж, не достигши земель, Черемисами обитаемых, было возвращено (100), ибо посланные от Черемис к Царю Иоанну Васильевичу прежде того успели исходатайствовать возмутителям прощение. В 1583 снова было возникли беспокойства, но вскоре за тем (1584) мятежники, уверенные в превосходстве Русских, навсегда покорились вступившему тогда на Всероссийский престол Царю Феодору Иоанновичу (101), и с сего времени могущество и власть Русских в Казани, возрастая более и более (102), достигли того, что первый наместник Казанский, начальствовавший довольно значительными войсками, стал управлять Казанью полновластно (103), не опасаясь возмущений, ибо в предотвращение их приняты были все нужные меры, а Татарские Князья и Мурзы (104), наиболее имевшие наклонность к мятежам, прежде того еще большею частью высланы были из Казани к войску, в 1556 и 1559 воевавшему против Лифляндцев.
В первые дни по взятии Казани, Царь Иоанн Васильевич находясь в ней, повелел соорудить Христианский Храм. Наскоро он был построен из дерева, но вскоре потом заложена и первая каменная церковь на самом том месте, на котором впервые водружено Русское знамя. В воспоминание 2 Октября незабвенного на веки дня покорения Казани построена она во имя Святых Киприана и Иустины (105), коих память празднуется Греко-Российскою церковью в оной день. Соборная Благовещенская церковь окончена в 1562 (106). Татарские мечети были разломаны, и вообще приняты самые деятельнейшие меры для распространения Христианской религии.
В Феврале 1555 Гурий (107) посвящен в первого Архиепископа Казанского; Епархия его заключала Казань, Свияжск, Василь-город, землю Вятскую (108). Спасский мужеский и девичий Казанский монастырь, построенный в царствование Иоанна Васильевича.
Земли Хана и Князей Татарских розданы были Духовенству и Боярским детям (111), а пустоши Русским и Новокрещенным (112); черные же люди Казанские почислены в холопство (113). В Апреле 1557 построен Лаишев (114), а около 1585 Царевококшайск и Цивильск (115).
Управление Казанской области поручено было особенной Канцелярии, в Москве находившейся и известной в 1599 под именем Казанского дворца. Она заведовала сборами податей с прежних Ханств Казанского и Астраханского, чинила суд и расправу и давала грамоты (116).
В Царствование Бориса Годунова (117) (1599) был изгнан последний Сибирский Хан Кучум, и его земли были взяты во владение (118).
Во время мятежей, которые в 1612 расстроили Государство, город Казань (119) соединился с партиею великого Патриота Князя Пожарского (120). Беспокойствия, злоумышленниками причиненные в Казани, по получении известия о взятии Москвы, скоро были прекращены.
Во время правления Царя Михаила Феодоровича повсюду царствовала тишина в Казанской области (122).
Царь Алексей Михайлович повелел строить города и укрепленные места для защиты Казанской области с южной стороны. Симбирск основан был 1648. С сего же времени до 1654 выстроена была Симбирская линия между Волгою и Сурою, состоящая из земляного вала и маяков (123). Около 1732 положено основание и Закамской линии между Камой и Волгой (124).
1688. Переведены были Мещеряки из окружностей Алатыря и Симбирска в Уфимскую провинцию, равно как Черемисы, Чуваши и Мордва из окружностей Казанской области на реки Соку и Черемшан (125).
В 1714 году учреждена была новая Губерния, заключающая в себе города Казань, Свияжск, Вятку, Кунгур, Симбирск и Пензу (126).
Петр Первый посетил город Казань 27 Мая 1722 и сделал новое расположение для лучшего переобразования Казанской области (127). Он основал Адмиралтейство, для строения судов для Волги и Каспийского моря, и суконную фабрику для добывания сукна для армии. Духовная Семинария и школа для новокрещенных существовали с 1726 года. Гимназия учреждена в 1758 году. Университет основан в 1805, открыт 1814 и преобразован 1820 Генв. 17 дня (128). Также и Татары имели с 1768 при своих каменных мечетях училища (129). Азиатская Гимназическая типография началась в 1800, а Университетская в 1809 году. В 1811 году открыты книжные для продажи Российских книг лавки.
Город Казань 1774 года разорен был Пугачевым. Он начал возмущение 1773 года на реке Урале, а с Июля месяца бросился в Казань. От 12-го до 15-го Июля город был предан убийству, грабежу и огню; только крепость сохранилась. Наконец прибыл Генерал Михельсон с армиею (130).
В 1780 совершилось разделение областей на Губернии, и бывшее Казанское Ханство разделено было на следующие Провинции:
1) Вятская земля, или город Вятка. 1780 года 22 Декабря.
2) Земля, принадлежащая верхней Каме, или город Пермь.
3) Земля между Волгою и Камою, или город Казань. 1781, 23 Декабря.
4) Земля между Волгою и Сурою, или город Симбирск. 1780, 27 Декабря.
5) Земля между Мокшою и Сурою, или город Пенза. 1780, 31 Декабря.
6) Южная часть земли между Сурою и Волгою, или город Саратов.
7) Уже с 1734 земля Уфимская отделена была от Казанской области и в 1744 названа была Оренбургскою областью, и 1782 для Губернского города Уфа предназначена.
= =================================== =
1. Iordanes de Getarum origine, cap. V. Он писал около 552 года. Нестор 145. Воскресен. I. 330. Nicephor. Gregor. (писавшей около 1352) в Стриттер. Memor. populor. Т. II. 723. — Abulfeda Geograph.
2. Нестор (писавшей около 1100), стр. 7 Никон. П. 342. Царств. летоп. 166. Черемисы Воложские и Камские. Древн. летоп. I. 113 II. 250. Царств. летоп. 386.
3. Нестор. 17.
4. Они называют себя Мари и Удморд. Вотяки разумеются, как думать надобно под именем Черемис. Чуваши принадлежат сюда же. Сузд. VI. 233. Царств. кн. 175. В Арске жили Чуваши.
5. Herberstein Histor. Moscov. Basil. 1567. стр. 95. Нестор 4, 10.
6. Нестор 129. Соф. 138. Воскр. I. 218. Никон. I. 190.
7. Нестор 272.
8. Прод. Нестор. 7. Временник I. 76. Арх. 55.
9. Воскр. II. 170-174. Никон. II. 342-44. Продолж. 7. Еще в 1164 Андрей Юрьевич воевал в союзе с Князьями Муромским и Рязанским против них. Другое ополчение было в 118б.
10. Воскр. II. 185. Они заключили мир на 6 лет.
11. Ник. II. 358. Воскр. II. 185. Царств. лет. 103 и 123.
12. Нест. 241. Воскр. П. 66.
13. Ник. II. 190. Древн. лет. II. 251. Также упоминается и река Черемшан (Черемисан. Воскр. II. 107. Черемисин, Ник. II. 242).
14. Нест. 272. Воскр. II. 106. Ник. II. 248. Нынешний Тукшум в Симб. губ.?
15. Нест. 273.
16. Ник. П. 243. Нынешний Сарапул (гор. Вят. губ. или деревн. Сапуголи (в 28 верс. от Казани).
17. Воскр. II. 170. Авли у Ник. II. 342. Остатки сего города находятся еще на речке Кирелке, против Кирельской слободы, верстах в 40 от Симбирска. Нынешняя Ташла?
18. Соф. 345. Древ. лет. I. 229.
19. Еще до нашествия Монголов в Болгарах были уже Ханы. Город имел тогда по Татарской рукописи Джан-Нума 520 домов. Знамеменитый наш Профессор Френ доказал, что Исламизм был принят там еще до нашествия Татар. См. его Dissertatio de num. Bulgh; стр. 75.
20. Один Арабской путешественник уверяет, что видел Болгары еще в 1096 году. См. de Sacy comm. ad Abdallatif. стр. 218.
21. Древнейшая в Болгарах чеканенная монета с означением года, какая у меня находится, относится к 672 году Эгиры (1273 по Р. Х.), а позднейшая к 818 году (14I5 по Р. Х.). Странно, что между 733 (1332 от Р. X.) и 805 (1402 по Р. Х.) не попадается монет в Болгарах битых. Из монет, кои биты там же, без означения года, некоторые без сомнения чеканились между 1180-1225 нашего счисления.
22. 1396 Князь Георгий, брат Великого Князя Василья Димитриевича, покорил Болгары, и с сего времени в летописях о них не упоминается. Ник. IV. 267.
23. Царст. летопис. 146. Ник. III. 5. Продолж. 2б. Еще 1229 Половцы претерпели поражение от Монголов на Урале. Половцы были названы оградою Болгар (сторожове Волгарстии). В 1232 Татары провели зиму недалеко от большого Болгарского города. Царст. лет. 123. Воскр. II. 192.
24. Татарская Задонская (Мамаева) орда нанесла 1377 Нижегородскому Князю поражение, которому содействовала Мордва. Сражение происходило на речке Пьяной. Древн. Лет. I. 299. 303. Соф. 295.
25. Древн. Лет. I. 229. Арханг. 69. Ник. III. 216. В 1374 разбойники производили грабежи на 90 судах от Вятки до Сарая. Болгары принуждены были платить дань. Сузд. II. 149. Разбойники были побиты в Астрахани. Продолж. 223. Сузд. II. 153. Ник. IV. 44. Соф. 291.
26. В 1383 Туктамыш велел грабить христиан. Ник. IV. 131. Прод. 169. Сузд. П. 177. Арх. 87.
27. Сузд. II. 195. Ник. IV. 198.
28. Древн. Лет. II. 182. Прод. 191.
29. Темир-Аксак или Тамерлан в 1395 был в России, а не здесь.
30. В 1807 разломан в здешней крепости Ханский дворец, последний остаток Татарской Архитектуры.
31. В 40 верстах от нынешней Казани, на правом берегу Казанки находятся на горе развалины древней Казани по-татарски Иски-Казан. Казань, вероятно, получила название свое от основателя, так называвшегося.
32. Это доказывается моим полным собранием Татарских монет.
33. Какие только я мог найти Татарские рукописи исторического содержания, все они содержат родословие Джингис-Хана, описание жизни Тамерлана и список имен Ханов Кипчакских и Казанских.
34. Одно из таковых переведено с Татарского в Georgi's Reisen durch Russland. Th. II. 811-813.
*35. Переписчики ставили часто в Русских летописях вместо слова Болгарцы Казань, как более известное в позднейшие времена имя. Отсюда произошли в Истории замешательства. У Никона II. 362. написано под 1229 годом: Болгары глаголемы Казанцы.
36. На прим. будто Казань построена Ханом Саином; но сие слово значит превосходный и только придается к имени. См. Ист. о Казанс. Царстве. стр. 14. Опыт Каз. Ист. стр. 70.
37. Древн. Лет. II. 284. Ник. 267. Врем. I. 290. Соф. 344. и др. В 1431 взяли Казанские Татары Кострому. На возвратном их пути они были преследованы войском Великого Князя Василья Васильевича до самого Нижнего Новгорода.
38. Продолж. 250. Царст. Лет. 166, 180 и 200.
39. Врем. II. 4-8. Дар. Лет. 266. Ник. V. 195. Сузд. II. 327. Арх. 127. Прод. 255.
40. См. Родосл. книгу I. стр. 26. Ник. VII. 233.
41. В Татарских рукописях Мамек.
42. Арханг. 139.
43. Родосл. ки. 26. также в Татарских рукописях.
44. Арханг. 143.
45. Царств. Лет. 382. Арх. 143. Врем. П. 47. Ник. VI. 4. Прод. 263. Сузд. III. I.
46. Царств. Лет. 389. Арх. 144. Врем. II. 47. Ник. VI. 8. Сузд. III. 6. Продолж. 266.
47. Царст. Лет. 397. Ник. VI. 15. Прод. 267. Врем. П. 51. Арх. 146.
48. Сузд. III. 127.
49. Около 1469 сделана была перепись земель Хана Ибрагима: «Со всею землею своею Камскою и Сыплинскою, и с Костятцкою, и из Беловоложкою, и Вотяцкою и Бакширскою». Ник. VI. II. К жителям нагорной стороны, (горные люди) причислены Чуваши, Черемиса, Мордва, Можары, Тарханы. Сузд. IV. 234. Царст. кн. 772.
50. Врем. П. 116. Сузд. III. 129. Ник. VI. 105. Арх. 156.
51. Арх. 163.
52. Ник. VI. 121. Продолж. 313. Арх. 163.
53. В Татарских рукописях Мухаммед.
54. Казанцы обещали Великому князю быть покорными (били челом). Сузд. III. 291. Хану надлежало быть утверждену Великим Князем, и присягать в верности (шерт). Напротив, о братстве Великой Князь не хотел и слышать. Сузд. III. 242.
55. Врем. II. 158. Apx. 166.
56. Врем. II. 177. Прод. 339. Сузд. III. 238. Ник. VI. 146.
57. Ник. VI. 158. Сузд. III. 257- Арх. 174. Врем. II. 186.
58. Ник. VI. 166. Арх. 176. Врем. И. 195. Сузд. III. 272.
59. Ник. VI. 172. Суд. III. 282. Арх. 178. Врем. II. 201
60. Ник. VI. 173. Врем. II. 201.
61. Ник. VI. 175. Врем. II. 205. Прод. 346. Арх. 178. Сузд. III. 287.
62. Ник. VI. 178. Сузд. III. I9I.
63. Ник. VI. 210.
64. Род. кн. I. 24.
65. Ник. VI. 118. Прод. 364. Врем. 164. Сузд. III. 365.
66. Ник. VI. 188. Врем. 269. Прод. 368. Летописцы называют его Сагиб-Гирей и также Сап-Кирей. В Татарских рукописях Сахиб-Герей.
67. Ник. VI. 119.
68. Herberstein. CIII.
69. Ник. VI. 229. Сузд. III. 379. Врем. II. 282. Прод. 377.
70. Herberstein. CVI. Ник. VI. 229. Продол. 379. Врем. II. 282. Сузд. III. 380.
71. Ник. VI. 235. Сузд. III. 392. Врем. 288. Прод. 386. Русские взяли Казанский острог.
72. Ник. VI. 234. Сузд. III. 397. Врем. П. 291.
73. В Татарских рукописях называется он Али-Хан.
74. Ник. VI. 249. Сузд. III. 420. Царств. кн. 36.
75. Сузд. 426. Ник. VI. 252.
76. Сузд. III. 430. Ник. IV. 255.
77. Царств. кн. 51. Сузд. IV. 53. Ник. VII. 10.
78. Сузд. IV. 20.
79. Царст. кн. 62. Сузд. IV. 63
80. Сузд. IV. 101.
81. Ник. VII. 20. Царст. кн. 118.
82. Сузд. IV. 54.
83. Сузд. IV. 176. Ник. VII. 46. Цар. кн. 121.
84. Царст. кн. 12б. Сузд. IV. 182.
85. Цар. кн. 145. Сузд. IV. 202. Ник. VII. 60.
86. Сузд. IV. 206. Ник. VII. 65. Царст. кн. 150.
87. В Татарских рукописях находится: Уташ-хан.
88. Царст. кн. 151. Сузд. IV. 208. Ник. VII. 64.
89. Царст. кн. 153. Ник. VII. 66. Сузд. IV. 210.
90. Он наречен в Святом крещении Александром.
91. Царст. лет. 207. Род. кн. I. 25.
92. Царст. кн. 284. В летописях поставлено: «Немчина, именуемый Размысла, хитра, навычна градскому раззорению». Древн. вивл. том XVII. стр. 107.
93. Ник. VII. 73-188. Царст. кн. 161-347. Сузд. 222-456. Осада Казани началась 23 Августа 1552 года, (960 лет от эгиры), а 2 Октября Казань взята. Russov в Lifland. Chronik. Rostock. 1578. 4. на стр. 64. повествует: «Вал был подкопан прежде, нежели зажгли порох. Русские нарочно обратились в бегство. Казанцы в радости, что освободились от своих неприятелей, бросились на вал; в эту минуту большая часть из них взлетела на воздух».
94. Ник. VII. 198. 200-20 и пр. Сузд. V. 2, 7, 22 и пр.
95. Русские сборщики податей, ясатчики, обходились с ними грубо, и называли их погани Казанские людие. Летопись о многих мятежах стр. 9. Древ. Вивл. т. XVII 73. и пр. «1552 посылали на Арскую и на побережную сторону ясаков брати, и дети боярские ясаки брали с полна, и привели к воеводам, а на луговую послали же». Сузд. V, 4.
96. «Что Казанские люди луговые изменили, ясаков не дали, а ясатчиков побили, и пришли на Арское содиначилися вси с одного, и стали на высокой горе». Сузд. V, 7.
97. «Город на Меше сожгли и окрестные тут села все повыжгли, и людей повыбили, и город до основания разорили, а война их была от Казани и по Каму, а от Волги из Кошит и за Уржум, и на Итлат, и по Вятские волости от Казани вверх по Каме пол 300 верст, а от Волги к Вятке поперек 200 верст, а ходили из Казани четыре недели». Сузд. V, 34.
98. Сузд. V, 130.
99. «Ото всех воевод от Казанских и Свияжских, и Чебоксарских, что луговые люди все соединилися, и Царю и Государю добили челом, и всею землею все люди правду дали, что им неотступным быти от Царя Государя вовеки, и их детям, и ясаки платили сполна, а к Государю приехали ото всей земли бити челом сотные Князи их». Сузд. V, 174.
100. «И тое зимы поход бояр и воевод на Казанские люди не был». Др. Вивл. XIII, 445.
101. Ник. VIII, 3. Летопись о мног. мятеж. 9.
102. Царь Феодор Иванович сказал своему воеводе: «Иди и побей всех Татар». Летопись о мног. мятеж. 43.
103. Первый наместник в Казани был боярин Князь Петр Иванович Шуйский.
104. «С Казанскими людьми да со служилыми Татары, да с новокрещены, да с Муромскими людьми с Мордвою». Др. вив. XIII, 269, 280.
105. Церковь сия, древнейшая в Казани и от времени много потерпевшая, в 1801 году попечениями бывшего Архимандрита Спаского здешнего монастыря Антония поновлена и исправлена.
106. О построении ее находятся в архиве следующие записки: Соборная церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы, каменная, строена в 1561. от Р. X., а от сотворения Мира в 7069-м, с 21 числа Мая; каменщиков было из Пскова 80 человек, совершена и освящена в 7070 году от сотворения мира, Сентября 12 дня. А давано корму каменщикам по шести денег человеку на день по Семен день, а с Семена дни по приказу Архиепископа Гурия прибавлено по две деньги и давали по восьми денег человеку на день, для того, что оставлены за сроком довершити церковь; а вышло на то церковное каменное дело каменщикам и всяким деловым людям 1148 рублей 241/2 коп. да за железо 100 руб., и того 1248 руб. 241/2 копей.
107. Примерное Христианское житие его окончилось 5 Декабря 1568. Царь Иоанн Васильевич весьма много почитал его. Нетленные мощи угодника сего обретены 1596 и в 1630 перенесены в Кафедральный Благовещенский Собор.
108. Ник. VII. 231. 245. V. б7
109. Монастырь сей построен из дерева в 1556 Чудотворцем Варсонофием, который был первым в нем Архимандритом. Главная церковь сего монастыря построена из камня в 1589. Житие Преподобного Гурия и Варсонофия описано в Минеи-Четьи Сент. 4 и сии Угодники Божии обще с Преподобным Германом именуются Казанскими Чудотворцами.
110. Он построен в 1579 на том месте, где явилась чудотворная икона Казанския Богоматери. С начала церковь была в нем деревянная, а в 1595 выстроена каменная. Нынешняя главная церковь сего монастыря начата в 1797 и теперь по великолепию своему составляет одно из лучших зданий в Казани.
111. «И Боярин Князь Петр Иванович (Шуйский) на Царя и Государя, и Архиепископу и Казанскому Наместнику, и Архимандриту и детям Боярским Царевые и всех Князей Казанских разделили, и пахати начали на Государя и на все Русские люди, и на Чувашу 7065 году (1557) Сузд. V. 175. Ник. VII. 286. В одном письме к Архиепископу Гурию 1557 Царь Иоанн Васильевич обещает ему отчины в Арской и Нагайской четвертях, как то можно читать в путешествии Невзорова в Казань. Часть I. стран. 171.
112. 1557 в Апреле Князь Петр Иванович Шуйский у города у Казани и по пустым селам всем велел пашни пахати Русским и новокрещенным. Сузд. V. 172. Никон. VII. 284.
113. Сузд. V. 175.
114. Сузд. V. 172. Никон. VII. 284.
115. Никон. VIII. 7. Летопись о многих мятежах. 9.
116. Казанский дворец, в коем было во время Государствования Царя Бориса Годунова главное правление Казанского, Астраханского и Сибирского царств, словом всех понизовых городов, Воеводы, Дьяки, приказные Головы Татарские, Головы Стрелецкие, Головы Казачьи, Сотники, Дворяне, дети Боярские, Князья, Мурзы, Татары служилые, новокрещенцы, Тарханы, Чуваши, Черемисы, Мордва и Башкирцы. Упоминается в записных книгах в 1589 году. Древн. Вивл. XX. 317.
117. Для избрания на Царство Царя Бориса Феодоровича Годунова (1598) из Казани послан был Депутатом Пречистыя Богородицы Зилантовы горы Игумен Антоний. Древн. Вивл. VII. 123.
118. Летопись о многих мятежах. Стр. 51.
119. Казань и Великий Нов-Город, и Смоленск, Нижний, Переславль Рязанский, Коломна, Царство Сибирское, только градов устояло в твердости. Лет. о мног. мят. стран. 142.
120. Грамота к Преосв. Ефрему, Митрополиту Казанскому от Князя Пожарского. 1612. Древн. Вивл. Т. 15. Ник. VIII. 176.
121. При сем случае Воевода Богдан Яковлевич Бельский лишился жизни. Он был мятежниками сброшен с башни.
122. Для избрания на Царство Царя Михаила Феодоровича (1613) из Казани посланы были Депутатами: Смиренный Ефрем, Божиею милостью Митрополит Казанский и Свияжский; Свияжский Архимандрит Корнилий; Казанского Государства, Успенского и Лаишевского монастыря Игумен Иосиф; Казанского Государства выборные Дворяне Прокофий Браской, Беленица Зезин, Судзинов. Иван Нармацкой, Алексей Шушерин и во всех выборных Дворян место руку приложили. Др. Вивл. VII. 219.
123. Миллер. S. R. G. II. 218.
124. S. R. G. II. 223.
125. Ст. Сов. Рычкова Оренб. Типограф. и Капитана Рычкова записки стр. 135.
126. Миллер. S. R. G. II. 213. и Генерал, карта Р. Г. Соч. в 1775 Федор. Черным.
127. Соймонова опис. Каспийского моря стр. 56.
*128. Зри Инструк. Директору и Ректору Каз. Универ. 1820 года.
129. Зри Казан. Известия, 1815, №7.
130. Михельсон в бывшее в Казани возмущение. Москва, 1807. стран. 31.
ПРИБАВЛЕНИЕ
Выписка из Татарской рукописи, находящейся в моем собрании рукописей.
В 700 году (1300) от летосчисления Аксак Тимур взял у Абдулла Хана город Болгары. Абдулла Хан имел двух сыновей, из коих первый назывался Алтун Бек Хан, второй Алим Бек Хан. Они, по разорению города пришедши к берегам реки Казанки, построили себе город. Народы, в подданстве их находящиеся, жили там 104 года. Когда же оное место им не понравилось, то они оставили оное и вновь построили город на устье той же реки Казанки, и жили на сем месте 158 лет. Здесь племя Мусульманских Ханов пресеклось. В городе Казани тогда Хана не было. В сие же самое время Хан Ших-Али содержался в плену у иноверных (1) Русских; но Мусульмане его вывели оттуда, и он царствовал в Казани 33 года.
Спустя несколько времени Русские, усилившись, подошли к городу Казани с войском, дабы взять оный город. В России царствовал тогда Государь Иван Калта (2). Сражаясь 7 лет, они не могли покорить Мусульман. Еще до взятия Казани Русские построили на устье реки Свияги город, в коем поставили пушки, поместили казну, орудия и съестные припасы. Наконец, после сего Ших-Али преклонился на сторону Русских и приказал тайно от Мусульман поливать порох водою. Напоследок совсем сдал город Русским. Мусульмане о сем не знали. Большая часть людей были побиты и разорены. После такового поражения Царь Российский овладел городом Казанью. Сие случилось от Гегиры в 961 (1552) году. Русские завладели Казанскою провинциею в день Воскресный и во второе число созвездия Гакраба (3) (Скорпиона). Сей год был мышный.
Имена Ханов, коими управлялась Казань, суть следующие. Во-первых, сыновья Абдулла Хана Алтун-Бяк и Алим-Бяк; за ними следовали: Махмуд Хан (4), Мамтяк Хан, Халил Хан, Ибрагим Хан, Мухаммедамин Хан, Мамук Хан, Абдуллатиф Хан, Сахиб Гирей Хан, Сафа Гирей Хан, Али Хан, Утяш Хан, Ядикар Хан. При царствовании Ядикаря был год 957 (1550). В 928 году (1521) было солнечное затмение. Наконец, царствовал Ших-Али. Потом уже Казань подпала владычеству Русских.
Арабская надпись на камне, найденном в Казанском гостином ряду.
Бог святый, непорочный, праведный, величественный сказал: Все живущее на земле увядает, но зрак Господа твоего, облеченный в честь и славу, будет сиять вечно. Да будет благословение и спасение Могаммеду, сказавшему: мир сей не вечен. Также благослови и спаси Господи сказавшего: мир (5) сей выше самых царей.
От Эгиры Могаммедовой, в 936 году (1529) в месяце Зулкагиде убит от рук иноверцев Мухаммед-Галей, сын Мухаммед-Шаха.
На камне сем писал Юлавчина сын.
Казанский Хан Утамыш Гирей крестился (1553) и получил имя Александра (Александр Сафарович). Хан Ядигер Махмед также крестился (1553) и наречен в Святом крещении Симионом (Симион Касаевич). Сузд. V. 5. По повелению Царя Ивана Васильевича, Казанский Царь Семион женился (приговорил женити) на Марии, дочери Андрея Кутузова. Др. Вивл. XIII. 57.
В Московском Архангельском Соборе находятся следующие надгробные надписи:
В лето 7074 (1566), Июня в 11 день, на память Святых Апостол Варфоломея и Варнавы преставися Царь Казанский, а в крещении Александр Сафагиреевич, сын Царя Казанского.
В лето 7017 (1509), Марта в 13 день преставись Царевич Петр, сын Ибреимов сына Маматякова, Царя Казанского.
В Симоновском Московском монастыре:
Лета 7124 (1616) году, Генваря в 5 День, на память Святых Мученик Феопемта и Феоны преставись раб Божий Царь Семион Бекбулатович, во иноцех схимник Стефан.
Лета 7115 (1607) году, месяца Июня в 7 день, на память Святого Мученика Феодота, преставися раба Божия, Царя Семиона Бекбулатовича Царица Настасия, во иноцех схимница Александра, Князя Иванова дочь Федоровича Мстиславского.
Царь Иван Васильевич посылал (1556) против Лифляндцев (на Ливонские Немцы) Хана Шейх-Али, Царевича Крымского Тактамыша и Астраханского Царевича Каибулу, Ахкубекова сына. Др. Вивл. XIII. 269.
Царь Симион Касаевич (прежде Казанский Хан Ядигер) и Царевич Туктамыш находились (1559) с армиею в Серпухове. Др. Вивл. XIII. 289.
В 1562 Царь Шейх-али находился с войском в Литве. В 1562 Царь Иван Васильевич был в походе к Полоцку, и с Царем ходили Царь Александр (прежде Казанский Хан Утамыш), Царь Симион, Царевич Ибак, Царевич Тактамыш, Царевич Бек Булат, Царевич Кайбула, Мурзы Нагайские Тахтар Мурза с товарищи. Др. Вивл. XIII. 328.
Татарские Князья были всегда в великом уважении у Российских Царей, как то видно из почестей, которые Царь Иван Васильевич оказывал им, назначив их Воеводами над армиею. Зри Разряды 1564 году.
Против Литовские люди был в Большом полку (Кор де Батайль) Царь Шейх-Али (Шигалей Шиговлеярович), в Правой руке (правое крыло) Царь Симион Касаевич, в Левой руке (левое крыло) Царевич Тактамыш, в Передовом полку (авангард) Царевич Ибак, в Сторожевом полку (аръергард) Царевич Кайбула, в Ертоульском полку (кор обсервационный) Ногайские Мурзы Иль мурза с товарищи. Др. Вивл. XIII.
Собор Покровский в Москве имеет следующую надпись: «Поставлена бысть сия Святая церковь, егда сам Христолюбивый Царь Иван Васильевич всея России, со всеми своими воинствы ходил в Казань и многих там поби и раззори, и град взя, и Царя Казанского с Мурзами привез в Москву».
В Швецию (в Свейские Немцы) был послан Посланником Царь Саин Булат Бекбулатович (1572) Др. Вивл. XIII. 423.
Царь Иван Васильевич посылал (1574) под Пернов Царя Симиона Бекбулатовича (6) и Царевича Михаила Кайбуловича. Др. Вивл. XIII. 457.
Из Синодика: «Бысть в лето 7060 (1552) православный Царь и Великий Князь Иван Васильевич, всея Руссии Самодержец, собрав все свое Христолюбивое воинство, с Божиею помощию и вооружився всеоружеством честного и животворящего креста, и иде бранию на град Казань за Святые церкви и за многопролитие Христианские крови, и за великую свою обиду, и за многую их измену и великую неправду; и прииде ко граду с множеством войска Августа в 22 день, и облеже его, и стоя дней сорок два, и зело великую победу на неверных сотвори, град Казань Божиею помощью зело храбрственно взя, и людие Казанские, иже в граде, вси избиени быша, и ни един от них не избысть, разве жен и детей; токмо Царя Гедигера и с ним трех Татаринов живых руками яша, прочие же иже в граде жены и дети вси пленени быша Русскими вои, и Русского плену многое множество, от полону число до штидесять тысяч. Бысть же сия Божия помощь и великая победа на враги благочестивому Царю Ивану в начало лета 7061 месяца Октября, во 2 день недельный, на память святых мученик Киприана и Устины; и вскоре град Казань в благочестие обнови и православием просвети, и всю Казанскую землю под ся покори, и святыя церкви многи в славословие Божие воздвиже, и с великою победою и славою здрав о Христе в своя возвратися в царствующий град Москву, на свой Царский Богом порученный ему Престол». Др. Вивл. VII. 473.
При взятии Казани в 1552 лишились жизни четыре Воеводы и 198 Офицеров, или Боярских детей, коих кости вместе с убитыми ратниками находятся ныне в пещере, над которой воздвигнут монумент между городом и Зилантовым Монастырем. Оный памятник построен старанием Архимандрита Амвросия и окончен в 1821 году (7).
Монастырь Зилантов построен в 1556 и получил свое наименование от Татарского слова Джилан Тау, змеиная гора. В старинных рукописях называется сей монастырь иногда Илантов, по причине Татарского простонародного выговора Илан на место Джилан, что значит Змей.
Болгары. Нестор в своей народной Генеалогии имеет Мордву я Черемис. Прежде Черемисы, на западном берегу Волги живущие, назывались Горные Черемисы, а на восточном берегу Луговые Черемисы. К последним принадлежат живущие на реке Кокшаге и Ветлуге. В летописях еще сказано о Черемисах находящихся, на Белой Воложке, на Каме и на Вятке; также говорят о некоторых волостях между Арским и Ветлугою, (Царств. Лет. 386. Сузд. III. 5. Сузд. V. 56. Ник. VI. 225.)
Горные Черемисы жили по реке Свияге. (Царств. Кн. 126.).
Вотяки показались в летописях в 1489, (Продолж. 315. Сузд. III. 202. Времян. II. 151). Татары их называют Ари.
Чуваши находились на реке Свияге и на горной стороне, (Сузд. III. 382. IV. 233. Царств. Кн. 174).
Мордва были уже известны в 1183. (Воскр. II. 197. Сузд. 326)
Bulgari, Boulgres B-gres, имя народа, ныне у Французов есть наименование, поносительное для лихоимцев и неестественных преступников. Gibbon history of the decline and fall of the Roman Empire. Chap. 54.
Письмо Петра Великого к Казанскому Купцу Ивану Микляеву (8).
Господин Микляев. Мы, ведая ваше доброе состояние, отдаем вам Казанский шерстяной завод с готовым домом и со всеми станами и прочими инструментами, только вы приложите свое старание об оном размножить для своего интересу. А какое в том заводе надобно вам вспоможение, о том пишите прямо к нам в кабинет также и в мануфактур коллегию. А мы не только что тебе будем помогать, но и в милости своей вас не оставим.
ПЕТР.
В Москве 15 Iюня I724 года.
........................................ .
1. Сие наименование в подлиннике дано всем Христианам.
2. Джуан Калта. Калта значит по-татарски Сумка.
3. То есть, во 2 число месяца Октября.
4. Махмуд Хан у Россиян известен под именем Великого Махмуда.
5. Здесь мир значит вечные и непременные Божии Законы, которым подвержен всякий человек.
6. Царь Иван Васильевич ему некогда Государственное правление поручал. Др. Вивл. т. XX. 225.
7. Государь Император АЛЕКСАНДР I по утверждению плана и фасада сего памятника на сооружение его Всемилостивейше пожаловал соизволить 500 рублей из Кабинета, кроме того указать соизволил, дабы отпускаемо было с того года из казны по 5000 рублей каждогодно, пока продолжаться будет отстройка оного. Императорскою Августейшею Фамилиею пожалована на сей предмет такая же сумма единовременно. Прочая сумма, на сооружение его употребленная, собрана от доброхотных дателей.
8. Оное письмо, с двумя другими, собственною рукою Петра Великого подписанное, находится у Казанского помещика Гавриила Ивановича Г. Осокина.
= ==================================
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
О «Краткой истории города Казани» (1817 г.) К. Ф. Фукса г. Н. П. Загоскин в 1895 г. писал:
«Буквально единственный известный экземпляр этой стоящей вне всяких относительных понятий о библиографической редкости, книжки — хранится в библиотеке пишущего настоящие строки. Она составляла прежде собственность казанского книгопродавца З. П. Рязанова и, после смерти последнего, приобретена на аукционе его библиотеки (1). Действительно, до последнего времени не было известно о существовании иных печатных экземпляров «Краткой истории». Через четыре года после выхода в свет «Спутника по Казани», г. Н[И]. Ф. Катанов издал (2) названный труд К. Ф. Фукса в несколько иной редакции, по рукописи, возникновение которой должно быть отнесено к более позднему времени (в примечании под №4 есть ссылка на книгу 1836 г.). Что принадлежавшая г. Катанову рукопись «Истории» была не единственной, доказывается упоминанием в печати списка, хранящегося в Императорской Публичной Библиотеке (3). Отношение между обеими рукописными версиями охарактеризовано г. Г. 3. Кунцевичем в статье «Заметка об «Истории города Казани» К. Ф. Фукса» (4).
В 1903 году г. Загоскин дал подробное описание (5) своего, считавшегося по прежнему единственным, печатного экземпляра «Краткой истории».
Относительно судеб загадочной книги владелец его выяснил (6) что существовавшее до тех пор мнение, будто «Краткая история» является отдельным оттиском из «Казанских Известий» 1817 г., неосновательно, так как в этом журнале не появлялось той части текста, которая в отдельном издании находится на стр. 31—50. Вместе с тем г. Загоскин указать (7), что в этой, не появлявшейся в журнале, части книги есть упоминания о событиях 1820 и 1821 годов, а потому цензурное разрешение 1817 кода не может датировать выхода труда Фукса в свет; отсутствие же в печатном экземпляре ссылки на «Историю Пугачевского бунта», А. С. Пушкина (1834 г.), имеющейся в рукописи г. Катанова, показывает, что загадочная книжка била отпечатана не позже 1834 г.; поэтому она могла появиться только в 1822—1834 гг.
Сличение «Краткой истории» с одноимёнными отрывками, помешенными в «Казанских Известиях», привело г. Загоскина к заключению, что она является «совершенно самостоятельным изданием»; даже в первой части текста встречаются варианты «в орфографии и даже в целых словах» (8).
Наведенные г. Загоскиным справки в архивных документах 1817—1819 гг. не дали желательных результатов; «Краткая история» в них не упоминается; напротив, сам Фукс засвидетельствовал, что ни в 1817, ни в 1818 гг. ничего не издавал (9).
В виду этого г. Загоскин предполагает, что загадочная книжка «официально выпущена в свет — не была» (10). Вопреки редакционной помете в «Казанских Известиях» после третьего отрывка статьи Фукса: «Продолжение впредь», оно не появлялось в дальнейших номерах газеты. «Мы едва ли ошибемся», замечает г. Загоскин, «предположив», что продолжение печатания в университетской газете труда проф. Фукса столкнулось с препятствиями внешнего, именно цензурного, характера. Это печатание оборвалось на рассказе об инородческих бунтах 1553—1584 годов, — предмете, довольно щекотливом по цензурным воззрениям конца второго десятилетия XIX века; а далее предвиделись не менее щекотливые вопросы о водворении в крае христианства, о колонизации края, об его администрации, выдержки из татарских летописей, даже сведения о бунте Пугачева... Весьма возможно, что трактовка всех этих материй было признано неудобным в газете, издававшейся в центре мусульманского населения, и что на дальнейшее печатание труда Фукса наложено было властное — veto (11).
Развивая свою гипотезу, г. Загоскин так восстановляет дальнейшую историю книги Фукса: «Препятствия, послужившие причиною прекращения печатания труда Фукса в университетской газете — могли быть причиною и того, что разрешённая к печати рукопись не поступила в набор в ближайшие годы. В последствие, не ранее, однако же, 1822 года. Фукс задумал воспользоваться полученным еще в 1817 году цензурным разрешением и сделав в рукописи исправления и дополнения, приступил к её печатанию. Возможно, что именно это обстоятельство и послужило препятствием к выпуску в свет уже отпечатанной книги, листы которой сохранялись, конечно, в университетской типографии, где они и должны были сделаться жертвою огня в колоссальный пожар 24-го августа 1642 года, уничтоживший здание типографии со всеми имевшимися в ней делами и изданиями» (2).
Окончательное решение вопроса о годе выхода в свет «Краткой истории» дано в брошюре г. Н. Лихачева «Краткая история города Казани, сочиненная профессором Фуксом» (12).
Здесь находим указания на неизвестные до тех пор экземпляры труда Фукса; из них один, с автографом автора, был приобретен в декабре 190[6?] г. действительным членом Общества Археологии, Истории и Этнографии, г. Ф. Т. Васильевым, а два другие (один из них дефектный, другой полный, из библиотеки графа Закревского) принадлежат самому г. Лихачеву (13).
Из сличения нескольких известных теперь экземпляров явствует, что нормальный состав «Краткой истории» — 50 страниц и 1 гравюра. Второй лист отдельного издания, по замечанию г. Лихачева (14) «закончен уже текстом, не имеющимся в журнале».
«Дата цензурного разрешения, пишет г. Лихачев, «объясняется тем, что Фукс, поместив часть статьи в №№ 67 и 68 «Казанских Известий», захотел отпечатать свой труд отдельной книжкой и обратился за разрешением к своему сослуживцу (Ректору Университета) исполнявшему должность цензора.
«Печатание началось, но было прервано на втором листе, что ясно уже из того, что в третьем листе есть ссылка на Инструкцию 1820 года. На такой перерыв в печатании намекает и неполный экземпляр, имеющийся в моей библиотеке.
«Он состоит из гравюры и двух первых листов, но переплетен как бы полный с прокладкой чистыми листами, на которых сделано несколько выписок и замечаний на русском и немецком языках. Этот экземпляр принадлежал одному из ученых друзей К. Ф. фукса (пока воздержусь от предположений), желавшему пополнить труд автора извлечениями из русских и иностранных источников. Нет сомнения, что листы были получены от автора, переплетены и подверглись примечаниям именно в 1817 году. На это указывают и заметки о Казанском пожаре 1815 года (на первом белом листе) и список источников, которыми пользовался владелец брошюры.
«Краткой истории», первой страницы первого номера «Казанских Известий», гравюры, приложенной к труду Фукса, и 48-й страницы его книжки.
«Экземпляр принадлежащий Ф. Т. Васильеву решает дело относительно того, когда «Краткая история города Казани» была допечатана. Автограф автора содержит следующие строки:
«Viro excellentissimo ac generosissimo (15)
Alexandro Pa... [c?]lidi Vladimirskio,
Univers. Casan. Directori.
et Equiti
Carolus Fuchs».
«Александр Павлович Владимирский был назначен Директором Казанского Университета 5 сентября 1819 года и уволен 5 декабря 1822 года, как от Директорства, так и от кафедры (16). Так как в тексте «Истории» 1821 год показан в прошедшем — то, можно сказать с уверенностью, что отдельное издание «Краткой истории города Казани» было завершено и сброшюровано в 1822 году; оно вышло в свет, раз автор раздавал его и один экземпляр попал даже в библиотеку Закревского, но, по-видимому, никогда не поступало в продажу.
«Цензурные экземпляры не могли быть доставлены в подлежащие места в 1817 году за приостановкой печатания, а в 1822 году, потому что автор воспользовался цензурными разрешением 1817 года и не просил нового» (17).
Таковы мнения о возникновении труда Фукса. Что касается достоинства этой, почти никому неизвестной, книги, вот как выражается о них специалист по русской историографии, г. проф. В. С. Иконников:
«Краткая история города Казани, К. Фукса, представляет превосходный системат. свод всех документ. источников (более 100 ссылок) по истории Казани от значила её до цар. Фёдора Ивановича. (18)
Неудивительно поэтому, что и г. Кунцевич (19) и г. Лихачёв (20) выразили желание, чтобы книга Фукса была переиздана. Редакция «Известий Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете с удовольствием приняла предложение действительного члена Общества. г. Ф. Т. Васильева, перепечатать по его экземпляру на страницах своего журнала «Краткую историю города Казани» из строки в строку; перепечатка эта исполнена под наблюдением г. секретаря и главного редактора изданий Общества К. В. Харламповича.
В экземпляре, принадлежащем г. Васильеву, два места поправлены чернилами от руки; в перепечатке сохранен подлинный текст брошюры; здесь сообщаем эти поправки:
Напечатано:................................................................... Исправлено:
Стр. 38, строка 1 снизу: 181[?] №7..................... 1816 №6 (21)
Стр. 50, строка 7 сверху: об оном...................... . оной
Нам остается в заключение настоящей заметки выразить пожелание, чтобы г. Лихачев обнародовал «выписки и замечания», находящиеся в его неполном, интерфолированном экземпляре труда Фукса.
Н. Петровский.
..........................................
1. Спутник по Казани. Казань, 1895, стр. 103.
2. История города Казани. Из Русских и Татарских летописей собрал Статский Советник К. Фукс. Казань, 1899 (приложение к журналу «Деятель»).
3. Отчет Императорской Публичной Библиотеки за 1875. год, Сиб., 1877, стр. 19.
4. Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук, тома VII-го книжка 4-я, стр-354— 357.
5. История Императорского Казанского Университета за первые сто лет его существования 1804—1904,II, 659—666 (датировано 21 марта 1903 г.).
6. Op. cit., pag. 662.
7. Стр. 663.
8. Стр. 663, 664.
9. Стр. 664.
10. Стр. 665.
11. Стр. 662- 663. 2. Стр. 665.
12. Отдельный оттиск из журнала «Антиквар». Заглавного листа нет; цензурное дозволение датировано 20 апреля 1903 г. Брошюра отпечатана in 8° и заключает в себе II[11] страниц, с репродукциями — на стр. 2, 6, 8 и 9 — заглавного листа
13. Стр. 7.
14. Стр. 10.
15. В подлиннике употреблены большие буквы: Excellentissimo ac Generosissimo. Н. П.
16. См. «Материалы для истории кафедр и учреждений Имп. Казанского Университета. Казань, 1899. [Ср. также в более доступной книге: «За сто лет. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского Университета (1804—1904)... Под редакцией .... Н. П. Загоскина. Казань, 1904, II, 155J — Н. П. ].
17. Стр. 10—11.
18. Опыт русской историографии, Киев, 1892, том первый, книга вторая, стр. 932, сноска.
19. Op. cit., pag. 357.
20. Op. cit, pag. II [11?].
21. Статья (анонимная) «Татарские училища» помещена не в 7-м № «Казанских Известий» за 1815 г., а в №6-м 1816 г. (стр. 33—36 она подробно и живо характеризует современное автору состояние школы у казанских татар, но нисколько не касается истории их, так что даты 1768 г., указываемой в тексте «Краткой истории, в ней нет.
.........................
Биографические сведения о Н. Ф. Фуксе
Автор «Краткой истории г. Казани», Карл Федорович Фукс, родился 6 (18) сент. 1776 г. в г. Герборне (в княжестве Нассауском).
С 1793 г. учился в герборнской академии, с 1794 г. в геттингенском университете, в 1797—8 гг. в марбургском где и получил степень доктора медицины и хирургии.
В 1800 г. Фукс является в Петербург в качестве практикующего врача; в 1801 г. путешествует по России с естественноисторическими, в частности ботаническими, целями; в 1804 г. определен врачом при китайском посольстве гр. Головина.
4 сент. 1805 г. получил должность публичного ординарного профессора естественной истории и ботаники казанского университета, с 24 апр. 1807 г. по 3 марта 1808 г. преподавал философию, с 2 авг. 1806 г. по 13 апр. 1811 г. состоял врачом университетской и гимназической больниц, с 15 апр. 1819 г. вновь состоял врачом гимназической больницы.
11 янв. 1818 г. К. Ф. Фукс перемещён на кафедру терапии, патологии и клиники, с 17 апр. 1820 т. исправлял должность декана врачебного отделения, в каковой утвержден 3 авт.; вместе с тем с 26 июля 1821 г. по 8 июля 1823 г. нёс должность библиотекаря университета.
9 мая 1823 г. назначен на один год ректором университета, 12 янв. 1825 г. снова назначен, на три года ректором, с увольнением от присутствия в правлении; сложил с себя звание ректора 25 авт. 1827 г.
В 1827—8 уч. году преподавал зоологию.
10 июля 1831 г. был командирован в Нижний Новгород «для пособия от холеры» и пребыл там до 10 сентября.
6 мая 1833 г. Фукс получил звание заслуженного профессора, но 1[?] июля нашёл себя вынужденным подать в отставку.
Умер 24 апреля 1846 г. в чине действительного статского советника, не оставляя до самой кончины своей широкой медицинской практики и научных занятий.
К. Ф. Фукс, поступив в казанский университет, обратил с самого начала усиленное внимание на постановку преподавания естествоведения и на устройство соответствующих учебно-вспомогательных учреждений университета.
Он положил твердое начало постановке в казанском университете естествоведения и образования молодой местной школы натуралистов собранная им коллекция птиц и млекопитающих казанской губернии в 1837 г. была приобретена университетом за 1500 р.
Но кроме естественных и врачебных наук К. Ф. усердно интересовался в течение всей своей казанской жизни местной стариной, нумизматикой, этнографией, статистикой и востоковедением.
В 30-х и 40-х годах дом Фукса, в котором при ближайшем участии его жены Александры Андреевны (рожденной Апехтиной), местной писательницы и поэтессы, устраивались литературные вечера, являлся умственным центром для всей казанской интеллигенции.
Посещали его и заезжие знаменитости, и выдающиеся лица, каковы М. М. Сперанский, барон Гумбольдт, бар. Гакстгаузен, А. С. Пушкин, гр. Канкрин и др.
Памятниками ученой и литературной деятельности К. Ф. Фукса остаются, кроме богатого собрания восточных монет, купленные у него за 12 т. р. казанским университетом (1825), его печатные и рукописные труды*.
Труды:
1. Andreus Caesalpinus, de cujus viri ingenio, doctri... [na?, ga?] et virtute etc. Марбург, 1798. Докторская диссертация.
2. Prodrontus florae rossicac Gisuralensis. Рукопись, относящаяся к эпохе 1802—1804 годов и представленная Фуксом в целях получения кафедры.
3. Краткое описание Сергиевских серных вод. Каз., 1810.
4. Состояние здоровья жителей г. Казани. Медико-санитарные обозрения (Каз. Изв. 1812 г. №№ 5. 9, 14, 19 и 23).
5. Этнографические очерки: «Приём гостей у татар», «Курбан». «Сабан», «Рамазан». «Татарский праздник Джин» — в Каз. Известиях 1814 (№№ 23, 38, 45) и 1815 (№№12,13[5?], 61) годов.
6. Краткое описание российских монет, находящихся в минц-кабинете доктора и профессора Фукса. Каз., 1819.
7. Краткая история г. Казани. Каз., не ранее 1822 г. В 1817 году начало этого труда печаталось в Казанских Известиях (1817 г., №№ 67, 68 и 80).
8. De morbis incolaram montium Uralensis. Речь (в брошюре: «Ad solemnem promotionem gladiosorum medicinae etc». Каз., 1824).
9. О состоянии золотого промысла по хребту Уральских гор (Каз. Вести., 1824, № 1).
10. Пребывание в Казани киргизского хана Джеан-Гиря (Каз. Вести., 1826, ч. XVIII).
11. О состоянии здоровья жителей Казани в течении декабря 1827 года (Прибавл. к Каз. Вестн. 1827, № 3).
12. Некоторые замечания о течения реки Волги по казанской губернии (Каз. Вестн., 1827, ч. XIX).
13. Статистическое описание всех в казанской губернии находящихся фабрик и заводов (Прибавл. к Каз. Вестн. 1828 и 1829).
14. Tabula genealogica familiae Fucsianae. Каз., 1828.
15. Поездка из Казани в нижегородскую губернию. Письма к жене (Каз. Вестн., 1828 и 1829).
16. Замечания о холере, свирепствовавшей в г. Казани в течение сентября и октября месяцев 1830 года (Каз. Вестн., 1831, ч. XXXI, и отдельно — Казань, 1831).
17. Путешествие по башкирскому Уралу (Каз. Вестн., 1832, чч. XXXV и XXXVI).
18. Предисловие и примечания к книге «Основание города Казани», повесть А. А. Фукс. Казань, 1836.
19. Праздники казанских татар (Заволж. Муравей, 1834, III).
20. Поездка из Казани в Чебоксары (там же, 1834, I—II).
21. Поездка в Мордовию (Журн. Мин. Внутр. Дел. 1839. № 10).
22. Записки А. А. Фукс о чувашах и черемисах казанской губернии (Казань, 1840). 3десь К. Ф. Фуксу принадлежат «Ответы» на письма жены (стр. 5[3?]—329).
23. Татарская свадьба. Каз. Губ. Вед. 1843, №№48—49). 24. О татарских женщинах (там же, 1844, №1).
25. Два отрывка из исследований о пугачевщине, напечатанные Второвым (Сказания купцов Сухорукова и Крупеникова о пребывании Пугачева в Казани. Там же, №№44 и 51).
26. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Каз., 1844.
* Перечень литературных трудов Фукса перепечатывается из «Биографического словаря» проф. Загоскина, II, 368, 369.
** Данные о Фуксе заимствованы из Биографического Словаря профессоров и преподавателей Казанского университета Н. П. Загоскина, ч. II (Каз. 1904), 367—368, с дополнениями из предисловия Н. Ф. Катанова к изданной им «Истории города Казани» (Деятель, 1899,№ 5).
Портрет К. Ф. Фукса воспроизведен по клише, принадлежащему Н. Я. Агафонову.
Печатано по определению Совета Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете.
Секретарь К. Харлампович.
- 11144 просмотра