Культурная идентификация суваро-булгаро-чуваш
Иванов В. Н. Культурная идентификация суваро-булгаро-чуваш. // Вестник славянских культур. — 2015. — Вып. 2. — С. 67—74.
Иванов Владимир Николаевич, аспирант кафедры теории и истории искусства, ФГБОУВПО «Государственная академия славянской культуры», ул. Университетская, д. 38, 428034, г. Чебоксары, Чувашская Республика, Российская Федерация. E-mail: 343923@mail.ru
Культурная идентификация суваро-булгаро-чуваш
Аннотация: Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что на современном этапе не утихает интерес потомков суваро-булгар к своему происхождению. Перед потомками стоит дилемма: кто мы — суваро-булгары или чуваши? Результаты исследований показывают, что одной из основных причин большого интереса к их происхождению является язык и культура современных чувашей, сохранившиеся до настоящего времени, что отражается прежде всего в вышивках, народном костюме, народном творчестве, произведениях ювелирного и декоративно-прикладного искусства, которые ничуть не уступают по мастерству исполнения, значимости, космогонически-мифологической насыщенности знаменитым творениям древних цивилизаций и занимают достойное место в истории мирового искусства. Таким образом, древние суваро-булгары и чуваши представляют единый по происхождению и языку народ, мы возвращаемся к подлинному названию народа «суваро-булгары», в дальнейшем будем называть и компоненты его культуры так.
Ключевые слова: культура, история, суваро-булгары-чуваши.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что на современном этапе не утихает интерес потомков суваро-булгар к своему происхождению. Перед потомками стоит дилемма: кто мы — суваро-булгары или чуваши? Вряд ли на территории Российского государства существует какой-либо другой народ, вопрос о происхождении которого в такой же степени привлекал бы внимание различных исследователей, как в своё время привлекала к себе проблема происхождения современных чувашей.
Исследования показывают, что одной из основных причин большого интереса к их происхождению является язык [1, с. 135; 12]. Они говорят на языке, заметно отличающемся от языков всех своих «ближайших родственников» тюрков — татар, башкир, казахов, узбеков и др., прекрасно понимающих друг друга без перевода. Среди тюркских языков чувашский язык стоит обособленно и поэтому вместе с древне-булгарским языком выделяется в особую группу, названную булгарской [1].
© Иванов В. Н., 2015
Древние предки чувашей — суваро-булгары, — за тысячелетия неоднократно вынужденно переселяясь на новые территории, в разное время испытывали сильное взаимовлияние культур народов Передней и Средней Азии, Ирана, Ближнего Востока, Кавказа, Причерноморья, Индии, Китая и др., оттуда и исходит уникальность их языка и удивительное своеобразие материальной и духовной культур.
Поскольку суваро-булгары, как и всякий другой этнос, сложились в результате слияния и скрещивания различных племён и народов, то и язык их взаимообразно вобрал в себя различные слова из языков соседних народов, с которыми они имели общие границы по маршруту миграций и месту проживания в разные исторические периоды и отдавал соответственно многие слова этим народам. В современном чувашском языке выявлено около четырёхсот общих с восточноиранцами слов, восходящих тоже к пратюркскому состоянию. На принадлежность чувашского языка к суваро-булгарскому убедительно указывают и найденные на территории Волжской Булгарии надмогильные памятники XIII-XIV вв., расшифрованные при помощи современного чувашского языка [2].
Таким образом, древние суваро-булгары и чуваши представляют единый по происхождению и языку народ. Мы возвращаемся к подлинному названию народа «суваро-булгары» и в дальнейшем будем его называть и компоненты его культуры так.
Во всех сферах хозяйственной деятельности неопровержимо доказывают оседлую жизнь суваро-булгар с древнейших времён на всех этапах их вынужденных переселений. Одним из важнейших доказательств их оседлости является повсеместное занятие с незапамятных времён пивоварением, которое имеет сакральное (магическое) значение, что отличает их от остальных поволжских народов. Истоки их пивоварения уходят корнями в тысячелетние цивилизации Египта, Шумера и Месопатамии.
Говоря о праздниках суваро-булгар и совпадении их смысла и значения с праздниками древнейших земледельцев (Акиту др. месопотам. - Акатуй сув.- булг., Килам др. хеттск. - Калам сув.-булг.) и т.д., необходимо напомнить об укладе самих суваро-булгар, которые жили по своим земледельческим правилам.
Женщины носили ожерелья из монет, которые являлись предметами своеобразной демонстрации состоятельности их супругов: «...если человек владеет десятью тысячами дирхемов, то он справляет своей жене один ряд мониста, а если владеет двадцатью тысячами, то справляет ей два ряда мониста, и, таким образом, каждые десять тысяч, которые он прибавляет к дирхемам, прибавляют ряд мониста его жене, так что на шее иной бывает много рядов монист» [8, с. 121]. Такие украшения довольно часто находят как подъёмный материал в местах проведения обряда «Уйчук». Уйчук — это святое место, суваро-булгары выбирали его на возвышенности: горе, холме и т.д., где поклонялись верховному богу «Оулти Тура».
Символ солнца является атрибутом бога «Тура», за ним стоит многовековая историческая память суваро-булгарского народа. Древние суваро-булгары боготворили солнце и связывали с ним своё понимание зарождения жизни на Земле. Об этом говорится в описаниях этнической религии сувар VII в., составленных армянским монахом Моисеем Каганкатваци («История агван») [6]. По сей день сохранились в народе выражение «Солнечная Чувашия» и традиция использовать символы солнца на вышивках и украшениях.
Только символы родного народа могут быть оберегом, т. е. средством защиты, реализующим многовековое благословение («пил») предков и в наши дни. Символ солнца даёт внутреннему «Я» ощущение будущего и помогает обрести уверенность в скорейшем достижении поставленной цели.
Иногда солнце представлялось чувашам и карателем всякого зла и неправды, на что указывают и слова чувашской клятвы. Например, в доказательство справедливости своих слов чуваш клялся солнцем: «Да померкнет для меня солнце, если я лгу», «Клянусь солнцем, не брал» [2; 8; 11].
В древнейшие времена в представлениях наших предков солнце и огонь имели одну основу, вернее, родственную взаимосвязь. Огонь являлся средством борьбы со злыми духами. Слова «солнце» и «огонь» у сувар частенько взаимно замещались. Суваро-булгары, приветствуя утро, вставали с восходом солнца, разжигали домашний очаг: «Сувар “сав ир” тесе хёвелпе тарать те, вут хутса ярать, кёл тавать, £улти Турана чыслать: “Тавах сана, хёвелём, ?ак тёнчене ^уратнашан, ?ёре ашатнашан, шыв-шура тасатнашан”» [2, с. 45].
В области обожествления огня у сувар и чувашей много сходного. Имеется известное описание Моисеем Каганкатваци культа огня у суварских племён. В его «Истории агван» сообщается о том, что сувары почитали бога Куар, который производил «искры громоносных молний» [5]. Исследователи А. Б. Булатов и
В. Д. Димитриев во второй половине XX в. приводят соответствующие параллели этому культу из религиозных верований чувашей: «...суварскому богу молнии и грому Куару соответствует чувашский бог Аслати Тура (от асла атте — “великий, старший отец”, “дед”). На этом примере мы видим полное совпадение сувар- ского слова “Куар” с чувашским словом кавар (“горящие уголья”, “огонь”). Отсюда можно привести доказательство языковой общности сувар и чувашей» [3, с. 233].
В Серебряной Булгарии дулёкама был общепризнанным символом Qулти Тура («Верховный Бог», «Всевышний»), а этническая (народная) религия являлась основной верой народа.
На дулёкаме, соблюдая вековые традиции, изображали различные знаки- символы солнца: головку подсолнуха, ромашку, розу, лилию, а также символы льва, орла, коня, быка, петуха, утки и т.д.
Зооморфные мотивы у суваро-булгар восходят к этнической мифологии. Утка у суваро-булгар являлась символом благополучия и достатка, олицетворением солнца. Как символ жизни, она олицетворяет мир в трёх стихиях: верхний — небо, средний — землю и нижний — воду. Символ утки изображали и на анонимных монетах XIII в. До сегодняшнего дня символ утки сохранился на гербе города Чебоксары [12].
У сувар были популярны талисманы-растения, их использовали для обретения благополучия. Священные деревья (особенно дуб) олицетворяли образ великой богини, связанной с солнцем, землёй, с возрождением природы — деревьев, цветов, всего живого. Указанные представления о священных деревьях бытуют у суваро- булгар по сей день. Во многих селениях и сейчас часто можно встретить на наличниках домов, на воротах изображения плодов дуба — желудей, а также его листьев. Дуб как целое дерево изображён на гербе города Цивильска Чувашской Республики.
«Древо жизни» суваро-булгары изображали в форме стволов с попарно отходящими листьями, что является одним из распространённых сюжетов в изобразительном искусстве. У сувар бытовал культ священного дерева, который являлся связующим звеном с верховным богом «Тура». Такие мотивы суварки вышивали на парадных костюмах. «Древо жизни» с тремя солнечными символами изображено и на государственном гербе Чувашской Республики [2].
Памятниками древнебулгарского языка, подтверждающими родство булгар- ского языка с современным чувашским, являются надгробные надписи, открытые в разных местах Булгарского царства. Все памятники хорошо расшифровываются путём сопоставления с чувашским языком. Это обстоятельство заставляет видеть в чувашах одну из основных групп населения Волжской Булгарии, и, несомненно, довольно многочисленную. Элементы булгарской культуры хорошо прослеживаются и в прикладном искусстве чувашей [6].
Истоки суваро-булгарского костюма лежат в глубоких пластах прошлых эпох. Его развитие тесно связано с этногенезом народа и переплетено с особенностями формирования культурного облика суваро-булгар.
Народный костюм суваро-булгар по своей форме, характеру, содержанию, стилю орнаментации отражал исконно земледельческий уклад жизни. Одна из важнейших особенностей оформления одежды суваро-булгар — это насыщенность космогонией, что является верным признаком её древнейшего происхождения.
Орнаментация костюма включала в себя выработанные с древнейших времён космогонические и мифологические образы устройства окружающего мира, и все мотивы узоров относились не к художественным, а к магическим символам, отражающим сложные картины мироздания.
С особой тщательностью суваро-булгары расшивали вещи, имеющие ритуальное значение: большие и малые покрывала невесты (пёркенчёк), треугольные платки и полотенца жениха (дулак), обрядовые халаты (шупар), рубашки (кёпе) [9].
Широко распространённым мотивом вышивки на старинных рубахах являются «дыру тёрё» (узоры письма), повторяющиеся знаки рунического алфавита. Руническое письмо, применяемое в вышивках суваро-булгарского костюма, всего лишь один из уровней символики, заложенной в народной вышивке. Основной же пласт символических и сакральных (магических) значений лежит в самом расположении орнаментов и украшений. Необходимо отметить тот факт, что аналогов столь развитой системы символов и космогонии в костюмах соседствующих народов не имеется.
Обрядовая верхняя одежда суваро-булгар — белый обрядовый халат шупар, богато украшенный символической вышивкой на воротнике, вдоль края подола, рукавов, швов и спины.
Мужской шупар с узоротканым поясом носили также предводители свадьбы, старейшины (мачавары) во время этнических культовых обрядов и праздников. Один из образцов обрядового шупара хранится в Чувашском национальном музее.
В комплекс украшений, выполненных в технике шитья серебром и бисером, входит головной убор девушки тухья, головной убор замужней женщины хушпу, нагрудные и нашейные украшения, подвески ама, шулкеме, духа, алка и др., а также серьги (халха дакки), нагрудно-наспинная привязь (тевет), украшения к косам (ярапа), браслет (сула), колечки и перстни (дёре). Все они носились в комплексе, и между ними существовала тесная связь, как по смысловому магическому значению, так и по художественно-декоративному оформлению. К головным уборам типа «покрывала» (пёркенчёк) относятся сурпан, масмак, пёркенчёк (покрывало невесты).
Знаки-символы на хушпу и тухья выражают понятия и воззрения, связанные с представляемой моделью мира. В суваро-булгарской этнической религии существовала сложная система почитания огня. У суваро-булгарских вышивальщиц символ «огня» был одним из излюбленных узоров. Им украшали (сурпаны, набедренные яркач, поясные украшения сарй, кёпе, шупар).
Одним из древнейших видов оберега суваро-булгар является нашейнонаплечное украшение духа. Оуха являлась идентичным и пластичным дополнением к тухье. Вышитая из того же бисера в виде округлой сетки с лучевидными и другими магическими узорами, она защищала плечи и шею от злого внешнего воздействия.
Женское нагрудное украшение тевет имело древнее происхождение и носилось через левое плечо. Тевет из собрания Национального музея в Чебоксарах заканчивается изображением прямой и обратной свастики — символами летнего и зимнего солнцестояния.
В древности нательная одежда (та, что одевалась сразу на тело) имела особое символическое значение для человека. Она рассматривалась как защита не только от непогоды, но и от окружающих злых духов. Основной нательной одеждой суваро-булгар (как мужчин, так и женщин) была рубаха-платье (кёпе). Она шилась из холста (пир) белого цвета.
В материальном и духовном существовании человека особую роль играл цвет одежды. Считалось, что Бог (Тура) любит белый цвет. У суваро-булгар важным смысловым значением также обладал белый цвет — символ чистоты, благости и праведности.
Само понятие рубахи (кёпе) у суваро-булгар сакрализируется и отражает их космогонические представления о трехуровневом мире. По мере взросления человека увеличивается степень усложнения орнамента кёпе (рубахи).
Пояс (пидиххи; пу — тело, дыххи — связка) — один из обязательных элементов одежды у суваро-булгар — имел важное смысловое и магическое значение. Он горизонтально очерчивал тело и защищал человека от агрессивной внешней среды. С точки зрения космогонии, представлял собой уровень Земли, т. е. Средний мир (Qут/Варринчи Тёнче), всё, что выше и ниже пояса (пидиххи), ассоциировалось с Верхним (<Уулти) и Нижним (Аялти) мирами. Пояс (пидиххи) являлся магическим кольцом, защищающим человека и горизонтальной осью мироздания, поэтому у суваро-булгар не было принято ходить без пояса (йуле пилёк). Пидиххи (пояс) у суваро-булгар считался оберегом от людского зла, от проделок вредных духов. Выражение «распоясаться» (сув.-булг.) йуле пилёк означает распущенность, отсутствие сдержанности [2].
Исходя из рассмотренного материала истории и самобытной культуры суваро- булгар можно сделать вывод о том, что в орнаментах костюма, головных уборов, украшений отражён весь спектр символов-знаков этнической религии, мифологических представлений суваро-булгар о Едином Боге (Пёр Тура), сотворении Им Вселенной (Пётём Тёнче). Примечательно, что такие символы, как Мировая Гора (Ама Ту), Мировое Древо (Ама Йывад), Небесный свод (Пёлёт хуппи), Поверхность Земли (дёр хытти), Солнце и Луна (Хёвелпе Уйах), Вода (Шыв), птицы, животные и др., отражающие отдельные элементы мироздания, повторяются в музыкальнопоэтическом и декоративно-прикладном искусстве, в обрядах и праздниках суваро- булгар. Монументальные произведения и сооружения суваро-булгар мало изучены. Многие из них разрушены или присвоены разными завоевателями. Но шедевры вышивки, народного костюма, произведения ювелирного и декоративно-прикладного искусства ничуть не уступают по мастерству исполнения, значимости, космо- гонически-мифологической насыщенности знаменитым творениям древних цивилизаций и занимают достойное место в истории мирового искусства.
Список литературы
- Алмантай В. Сувары — предки чувашей. Чебоксары: [б. и.], 2008. 114 с.
- Алмантай В. Культура суваро-булгар. Философия символов, монет и украшений. Чебоксары; М.: Фонд «Сувар», 2012. 96 с.
- Булатов А. Б., Димитриев В. Д. Параллели в верованиях древних суваров и чувашей // Ученые записки. 1962. Вып. 21. С. 226-236.
- Денисов П. В. Религиозные верования чуваш. Чебоксары: Чувашское гос. изд-во, 1959. 408 с.
- КаганкатвациМ. Исторш агванъ Мойсея Каганкатваци, писателя Х века. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1861. 401 с.
- Мадуров Д. Ф. Генезис и семантика средневековых сюльгамов чувашей // Исследования по древней и средневековой археологии Поволжья. Чебоксары, 2006. С. 332-347.
- Мадуров Д. Ф. Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 2004. 243 с.
- Николаев В. В., Иванов-Орков Г. Н., Иванов В. П. Чувашский костюм от древности до современности = Чаваш туме аваллахран паянлаха. М.; Чебоксары, Оренбург: Фонд историко-культурологических исследований им. К. В. Иванова, 2002. 399 с.
- Смирнов А. П. Волжские булгары. М.: Изд-е Гос. исторического музея, 1951. 295 с.
- Символы. Знаки. Эмблемы: энциклопедия / авт.-сост. В. Э. Багдасарян, И. Б. Орлов, В. Л. Телицын; под общ. ред. В. Л. Телицына. 2-е изд. М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. 494 с.
- Трофимов А. А. Искусство: избр. тр. Чебоксары: ЧГИГН, 2005. 343 с.
- Ювенальев Ю. А, Ювенальев С. Ю. Культура суваро-булгар. Этническая религия и мифологические представления. Чебоксары; Аслы Ялы: Чувашское книжное изд-во, 2013. 128 с.
* * *
Ivanov Vladimir Nikolaevich, Post-graduate student of the Department of theory and history of arts. FSBEIHPE «State Academy of Slavic culture», Universitetskaya St., 38, 428034 Cheboksary, Chuvash Republic, Russian Federation. E-mail: 343923@mail.ru
Cultural identification of suvar-bulgar-chuvashes
Abstract: The problem under investigation is pressing nowadays, because Suvar- Bulgars’ descendants still keep up interest in their origin. The descendants face the dilemma: Are they Suvar-Bulgars or the Chuvashes? The results of the investigations show, that one of the main reasons of the great interest in their origin is the present- day Chuvash language and the native culture. The famous national embroidery, folk costume, amateur and folk arts, works of jeweler’s art, arts and crafts take rightful place in the history of word art. As for the art of execution of these artworks, their significance and cosmogonic-mythological richness, they are not inferior to the outstanding creations of the old civilizations. Thus, the ancient Suvar-Bulgars and the Chuvashes are one people — so we stick to the real name of the people — ‘Suvar-Bulgars’. And we are going to use the name ‘Suvar-Bulgars’, speaking about the aspects of the culture later on.
Keywords: identification, culture, history, Suvar-Bulgar-Shuvashes.
References
- Almantai V. Suvary — predki chuvashei [Suvars as the Ancestors of the Chuvash]. Cheboksary, [b.i.], 2008. 114 p.
- Almantai V. Kul'tura suvaro-bulgar. Filosofiia simvolov, monet i ukrashenii [Culture of Suvars-Bulgars. Philosophy of Symbols, Coins and Jewelry]. Cheboksary; Moscow, Fond «Suvar» Publ., 2012. 96 p.
- Bulatov A. B., Dimitriev V. D. Paralleli v verovaniiakh drevnikh suvarov i chuvashei [Parallels between the Beliefs of the Ancient Suvars and Chuvashes]. Uchenye zapiski [Research Papers], 1962, issue 21, pp. 226-236.
- Denisov P. V. Religioznye verovaniia Chuvash [Religious beliefs of Chuvashes]. Cheboksary, Chuvashskoe gos. izd-vo Publ., 1959. 408 p.
- Kagankatvatsi M. Istoriia agvan”Moiseia Kagankatvatsi, pisatelia Kh veka [The History of Agvan by Moses Kaghankatvatsi, a writer of the Tenth century]. St. Petersburg, Tip. Imperatorskoi Akademii nauk Publ., 1861. 401 p.
- Madurov D. F. Genezis i semantika srednevekovykh siul'gamov chuvashei [Genesis and Semantics of Medieval Fibulae Buckle (Sjulgam) of Chuvashes]. Issledovaniiapo drevnei i srednevekovoi arkheologii Povolzh'ia [Studies in Ancient and Medieval Archaeology of the Volga Region]. Cheboksary, 2006, pp. 332-347.
- Madurov D. F. Traditsionnoe dekorativnoe iskusstvo i prazdniki chuvashei [Traditional Decorative Arts and Holidays of Chuvash]. Cheboksary, Chuvashskoe knizhnoe izd-vo Publ., 2004. 243 p.
- Nikolaev V. V., Ivanov-Orkov G. N., Ivanov V. P. Chuvashskii kostium ot drevnosti do sovremennosti = Chavash tume avallakhranpaianlakha [Chuvash Costume from Antiquity to Modern Times]. Moscow; Cheboksary, Orenburg, Fond istoriko-kul'turologicheskikh issledovanii im. K. V. Ivanova Publ., 2002. 399 p.
- Smirnov A. P. Volzhskie bulgary [Volga Bulgars]. Moscow, Izd-e Gos. istoricheskogo muzeia Publ., 1951. 295 p.
- Simvoly. Znaki. Emblemy: entsiklopediia [Symbols. Signs. Emblems: Encyclopedia], comp. V. E. Bagdasarian, I. B. Orlov, V L. Telitsyn; ed. V. L. Telitsyna. 2-e izd. Moscow, LOKID-PRESS Publ., 2005. 494 p.
- Trofimov A. A. Iskusstvo: izbr. tr. [Art: Selected Works.] Cheboksary, ChGIGN Publ., 2005.343 p.
- Iuvenal'ev Iu. A, Iuvenal'ev S. Iu. Kul'tura suvaro-bulgar. Etnicheskaia religiia i mifologicheskie predstavleniia [Culture of Suvars-Bulgars. Ethnic Religion and Mythological Ideas]. Cheboksary; Asly Ialy, Chuvashskoe knizhnoe izd-vo Publ., 2013. 128 p.
Вестник славянских культур: науч.-информ. журн. / учредитель ФГБОУ ВПО «ГАСК». — 2015. — № 2 (36), июнь. — М.: «ГАСК», 2015. — 232 с.; ил. — ISSN 2073-9567
Главный редактор
Громов Михаил Николаевич, доктор философских наук, профессор, Институт философии, Российская академия наук, ул. Волхонка, д. 14/1, стр. 5, 119019 г. Москва, Российская Федерация. E-mail: dr_gromov@mail.ru
Заместитель главного редактора
Запека Оксана Анатольевна, кандидат философских наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Государственная академия славянской культуры», Хибинский пр., д. 6, 129337 г. Москва, Российская Федерация. Е-mail: zana5@yandex.ru
Заведующий редакцией
Туфанова Ольга Александровна, кандидат филологических наук, Институт мировой литературы, Российская академия наук, ул. Поварская, д. 25а, 121069 г. Москва, Российская Федерация. E-mail: tufoa@mail.ru
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Алексеев Юрий Николаевич, доктор исторических наук, профессор, президент, Киевский славистический университет, ул. Мате Залки, 10 Г, 04211 г. Киев, Украина. E-mail: rectorat_ksu@ukr.net
Вилимек Витезслав, доктор философии по специальности переводоведение (PhD), магистр филологии (направление русский язык), кафедра славистики Философского факультета Остравского университета в Остраве, Realm 5, 701 03 Ostrava, Ceska republika. E-mail: vitezslav.vilimek@osu.cz
Елушич Синиша, доктор филологических наук, профессор, Черногорский университет, 81000 Подгорица, Цетитски пут 2.ФДУ, 81250 Цетине, Баева 5. + 382 Черногория. E-mail: sinisaj@ac.me
Калашникова Елена Михайловна, доктор философских наук, профессор, кафедра философии и общественных наук, Пермский государственный гуманитарнопедагогический университет, ул. Сибирская, д. 24, 614990 г. Пермь, Российская Федерация. E-mail: philosophy@pspu.ru
Козлов Владимир Фотиевич, кандидат исторических наук, доцент, Историкоархивный институт РГГУ, Миусская площадь, д. 6, 125993 ГСП-3, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: fotievich@yandex.ru
Корина Наталья Борисовна, доктор филологических наук, профессор, Университет им. Константина Философа, Tr A. Hlinku 1, 949 74, Nitra, Словакия. E-mail: natkis2007@yandex.ru
Костова-Панайотова Магдалена, доктор филологических наук, профессор, Югозападный университет им. Неофита Рыльского, ул. Иван Михайлов 66 Благоевград 2700, България. E-mail: magi66@mail.bg
Мотоки Номачи, доктор филологических наук, доцент славянского научноисследовательского центра университета Хоккайдо, 3-2-20, Kita 9, Nishi 7, Kita- ku, Sapporo-shi, Хоккайдо, 060-0809 Япония. E-mail: mnomachi@slav.hokudai.ac.jp
Расторгуев Валерий Николаевич, доктор философских наук, профессор, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, 119991 г. Москва, Российская Федерация. E-mail: valeri2007@rambler.ru
Спак Гаянэ, доктор культурологии (PhD), Университет INALKO — Институт восточных языков и восточных культур, 65 rue des Grands Moulins, 75013 Paris, France. E-mail: gaiane.spach@orange.fr
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Бажов Сергей Иванович, кандидат философских наук, профессор, Институт философии, Российская академия наук, ул. Волхонка, д. 14/1, стр. 5, 119019 г. Москва, Российская Федерация. E-mail: bazhovsi@mail.ru
Воробьев Вячеслав Михайлович, доктор культурологии, кандидат исторических наук, доцент, Филиал ФГБОУ ВПО «Государственная академия славянской культуры» в г. Твери, ул. Крылова, д. 20, 170000 г. Тверь, Российская Федерация. E-mail: tver_volok@mai.ru
Калиганов Игорь Иванович, доктор филологических наук, профессор, Институт славяноведения, Российская академия наук, Ленинский просп., д. 32а, 119334 г. Москва, Российская Федерация. E-mail: kaliganov2009@mail.ru
Ковтун Лилия Викторовна, кандидат культурологии, доцент, ФГБОУ ВПО «Государственная академия славянской культуры», Хибинский пр., д. 6, 129337 г. Москва, Российская Федерация. Е-mail: camomile61@yandex.ru
Коненкова Алла Кирилловна, кандидат культурологии, профессор, ФГБОУ ВПО «Государственная академия славянской культуры», Хибинский пр., д. 6, 129337 г. Москва, Российская Федерация. E-mail: konenkova.a@gmail.com
Мельников Георгий Павлович, кандидат исторических наук, профессор, Институт славяноведения, Российская академия наук, Ленинский просп., 32 а, 119334 г. Москва, Российская Федерация. E-mail: geramel@mail.ru
Пожидаева Галина Андреевна, доктор искусствоведения, профессор, Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России, ул. Неглинная, д. 6/2, 109012 г. Москва, Российская Федерация. E-mail: pozhidaeva.galina@yandex.ru
Робинов Юрий Васильевич, фотохудожник, профессор ФГБОУ ВПО «Государственная академия славянской культуры», Хибинский пр., д. 6, 129337 г. Москва, Российская Федерация. Е-mail: robinov.yu@gmail.com
Светлов Игорь Евгеньевич, доктор искусствоведения, профессор, Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, Товарищеский пер., д. 30, 109004 Москва, Российская Федерация. Е-mail: Svetlov.ie@yandex.ru
Страховская Ирина Глебовна, кандидат химических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Государственная академия славянской культуры», Хибинский пр., д. 6, 129337 г. Москва, Российская Федерация. E-mail: igs44@mail.ru
Трофимова Нина Владимировна, доктор филологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, 119435 г. Москва, Российская Федерация. E-mail: nvt.df@yandex.ru
- 6549 просмотров