Об имени булгар-болгар
Около середины I тысячелетия н.э. на исторической арене Европы, прежде всего Юго-Восточной и Южной, появляется имя болгар-булгар. Первое достоверное упоминание о нём датировано 469 годом в сирийской хронике Захария Рнтора, где сообщается, что к северу от Восточного Кавказа, за дербентскими воротами «живут бургары со своим языком, народ языческий и варварский». С этого времени имя болгар (болгары, булгары, бургары, вургары, вульгаре и др.) начинает широко распространяться на Северном Кавказе и в Подонье, на Нижней Волге и в Подунавье, в том числе и на территории современной Болгарии.
По поводу этимологии имени болгары-булгары существует множество предположений. Так, болгарский ученый Ив. Шишманов ещё в начале XX века насчитал 19 таких этимологических версий — от имени человека или реки до имени торговца или земледельца. Наиболее предпочтительным считается объяснение венгерского академика Ю. Немета, полагающего, что имя булгар-болгар означает «мятежник, бунтовщик, повстанец».
Не позднее VII-VIII вв. имя булгар-болгар появляется на территории Среднего Поволжья и с этого времени это имя активно бытует и участвует в исторических событиях этого края вплоть до наших дней, претерпевая различные модификации и наполняясь различным содержанием.
Начало активного упоминания имени булгар-болгар в Поволжье связано с сочинениями таких арабских географов IX века как Хорезми (836-847 гг.) и Ибн Хордадбех (846-885 гг.). Но наиболее подробные сведения о болгарах, живших в (X веке на Волге, сохранились у Ибн Русте, писавшего и начале X века. В этих источниках болгары на Волге упоминаются как народ и как страна, живущие или расположенные по берегам Волги в сильно заселённой местности, управляемые своими царями и уже исповедующие ислам. Вместе с тем ещё отмечается разделение болгар на племена: берсула, эсегел, савир, булгар и домочадцев-баранджар, подчинение их хазарам, нападения на соседей, особенно буртас, и т.д. Все эти сведения позволяют утверждать, что булгарами на Волге в IX веке назывались лишь отдельные племенные группы; единого народа под таким именем, да и единой страны ещё не было.
Но уже во второй четверти X века в сочинениях Балхй (921-922 гг.), Истахри (930-931 гг.) и Ибн Хаукаля (950-951 гг.), а также Масуди (943-947 гг.) имя болгары-булгары начинает приобретать новое содержание. Так Балхи, Истахри, Хаукал сообщают, что «Булгар — имя города» и «имя области». Персидский аноним «Худуд ал-Алем» (около середины X века) объединяет эти две темы: «Болгар — город с небольшой областью, расположенный на берегу Итиля». В этой группе источников уже ощущается исчезновение различных племенных названий и объединение всех племён под общим именем «булгар», о чём свидетельствует и замечание Истахри-Хаукаля об едином их языке: «язык булгар подобен языку хазар».
Эти источники свидетельствуют, что около середины X века волжские булгары, называемые внешними, или малыми, уже отделяются от дунайских, именуемых Великими. Во второй половине X века сведения о волжских булгарах появляются и в древнерусских летописях: под 985 годом они сообщают — «Иде Володимер на Болгары... и победи болгар... И сотвори мир Володимер с болгары» (ПСРЛ I, с. 58).
Не позже рубежа X-XI веков завершилось формирование государства булгар на Волге и с этого времени уже известны государи «Булгара и той области, которую целиком называют Булгар», посылающие послов на Русь с предложением веры, принимающие этих послов (см. события 985-986 гг.), заключающие от имени булгар и их страны договоры (под 1106 годом) и отправляющие богатые дары в далекий Хорасан.
Таким образом, следует полагать, что в середине и во второй половине X века имя булгар закрепляется как название не только народа, но и как название страны и города, может быть, двух городов — Малого (Внешнего) Булгара, как места главной торговой ярмарки, и Большого (Внутреннего) Булгара, как главного города страны, её столицы. Здесь, очевидно, чеканятся и монеты — известны серебряные диргемы X века (932-933, 475-976, 987-988 гг.) с указанием, что они чеканены в городе Булгаре. Правда, в XI веке имя булгар хотя и распространяется почти на всё население страны, но ещё не становится общенародным, ибо параллельно с именем булгар продолжает сохраняться имя сувар (Махмуд Кашгари). Но и XII веке имя сувар исчезает, а имя булгар становится единственным именем народа, страны и главного города — столицы. Это хорошо видно как по сообщениям восточных и древнерусских источников, так и по свидетельствам очевидцев. Среди последних особенно примечателен учёный купец из Гренады (арабской Испании) — Абу Хамид ал-Гарнати, побивавший дважды — в 1135-36 и 1150 гг. — в Булгаре на Волге. В своих записках он сообщает о булгарах как о едином народе, о стране-государстве Булгар и об огромном городе, очевидно, столице, именовавшемся Булгаром. Ал-Гарнати пишет, что «смысл слова булгар — учёный человек». Страна Булгар и город Булгар показаны и на карте 1154 года крупнейшего географа арабского Востока Идриси.
В XII веке источники, особенно русские летописи, очень я хорошо знают только булгар (летописи называют их болгаре), как единый народ, булгарских князей, страну булгар — Болгарскую землю. В XI-XII вв. видные представители волжских булгар считали честью носить этнонимическую приставку к своему имени, так называемый тахаллус — ал-Булгари: историк Якуб бин Ногман ал-Булгари, философ Хамид бин Идрис ал-Булгари, теолог Хужа Ахмет ал-Булгари и др.
Но к концу XII века намечаются и местнические тенденции, характерные для развитой стадии феодализма, о чём свидетельствуют упоминания окольных городов «Больгарьских и инех болгар». Эти тенденции несколько усиливаются в начале XIII века, перед монгольским нашествием, когда чаще упоминаются окольные князья булгарские, например, из булгарского города Ошеля. Но и в это время булгары выступают единой этнической массой, называют свою столицу «град Великий Болгарский», а себя — «жителями Булгара». И эти «жители Булгара» нанесли в 1223 году сокрушительное поражение до этого непобедимым монголам, как это сообщает арабский автор первой трети XIII века Ибн ал-Асир.
Перед самым монгольским нашествием 1236 года и в период этого нашествия в Булгарии на Волге побывал венгерский монах Юлиан, который предварительно зашел из Венгрии в «Булгарию Ассана» (Болгарию на Дунае времён Второго царства), а затем направился на Волгу — «в Великую Болгарию... великое и могущественное царство с богатыми городами». Великой Болгарией называют Волжскую Болгарию периода монгольского нашествия и другие европейские источники; в частности, записки католических монахов Плано Карпини и Гильома де Рубрука. Они же пишут и о едином булгарском народе, «крепче держащийся закона Магометова, чем кто-нибудь другой». Любопытно, что Рубрук Булгарию на Дунае называет «Малой Булгарией» и полагает, что «булгары, которые живут за Дунаем вблизи Константинополя, вышли из упомянутой Великой Булгарии». Так назывались, очевидно, перед монгольским нашествием не только страна, но и главный город, столица — «Булгар Великий» или «Великий град Болгарский».
Итак, следует полагать, что и первой трети XIII века Булгария на Волге достигла апогея в своем историческом развитии, о чём свидельствует её громкое название и в Европе, и в Азии — «Великая Болгария».
Монгольское нашествие тяжело отразилось на судьбах булгарского народа, страны и её главных городов. Погиб и больше не восстанавливался главный город — «Великий город» на Черемшане, страна была разбита на части и разобщена, народ раскидан во все стороны. Но имя булгар на Волге как народа, страны и города — новой столицы — не было утеряно. Так, уже около середины XIII века начинает отстраиваться новый город на Волге недалеко от устья Камы, который получает, вернее, восстанавливает имя Булгара, и где и 1242-1246 гг. находится ставка Батыя. Здесь чеканятся и мерные монеты Золотой Орды с указанием места чекана — Булгар, что особенно характерно для второй половины XIII века. Но монеты с чеканом города Булгара выпускались здесь и в течение всего XIV века.
В XIII веке и после монгольского нашествия упоминаются булгарские князья, которые вместе с русскими князьями ходили в Орду просить ярлыки на княжение. Булгарские (болгарские) князья отмечаются и в XIV веке, а город Булгар-Болгары упоминается в русских источниках неоднократно как крупный город, а под 1396 годом даже как город «Болгары Великие».
Булгария как страна и, очевидно, как государство фигурирует и на первых европейских картах XIV века: «borgara» на карте 1320 года, «borgar» на карте 1367 года и как «Burgaria» на карте Каталонского атласа 1375 года. Сохраняются и ещё более распространяются тахаллусы «ал-булгари»: Осман ал-Булгари, Болгари Салар, Юнус ал-Булгари, что зафиксировано в надписях ряда надгробий конца XIII-первой половины XIV вв. Приставку ал-Булгари носили и учёные в Булгаре периода Золотой Орды: Хасан ибн Омар ал-Булгари, поэт Гали ал-Булгари.
Таким образом, в XIV веке ещё устойчивым было имя Булгара — народа, страны и города на Волге. Арабский купец Ибн Батутта и египтянин ал-Калкашанди (1355-1418 гг.) сообщают о стране «Булгар», нередко бывавших в Египте и привозивших сюда меха северных зверей, и даже считают, что египетские халифы и XIV веке признавали государя волжских булгар царем и дунайских болгар, и даже сербов. В связи с этим ал-Калкашанди замечает: «О переписке с тем, кто за Крымским морем, в северную сторону от него, и это государь ал-булгар (Булгара и булгар) и сербов». Русские летописи в XIV веке отмечают отдельных булгарских князей, например, под 1376 годом: «Князи же Болгарскии Осан и Махмат салтан». Имя города Булгара вырезано печатке бронзового перстня булгарского князя Ильгам хана (1349-1350 гг.).
Наступает XV век. Уже на рубеже ХIV-ХV вв. Волжская Булгария приходит в упадок. И 1431 году князь Фёдор Пёстрый взял «Болгары Вольжские... и всю землю их плени». Политический и экономический центр страны переносится на север, за Каму, где возвышается Казань. Показательно, что в первой половине XV века этот город, как об этом свидетельствует монетный материал, назывался Булгар ал-Джадид, т.е. Булгар Новый. На европейских картах XV века продолжает отмечаться земля «Burgar» (см. карту 1459 года), нередко как подчиненная Орде — «Borgar Tartarorum». Характерно и сохранение названия Великая Болгария — «Bulgaria Magna» (карта Вальдзеемюллера) для обозначения земель по Средней Волге.
Преемственность волжских булгар и казанцев, Булгарии и Казанского ханства чётко показывают русские источники XVI века, прежде всего Никоновская летопись, составленная и 1563-1567 гг., и «Казанская история», написанная в 1562— 1564 гг. Так, Никоновская летопись во многих местах отмечает: «Болгаре — иже ныне глаголются Казанцы». Показательно, что великий князь Василий III в начале XVI века вносит в свою титулатуру после объявления протектората над Казанью титул «князь болгарский». Этот титул сохраняется затем у русских царей вплоть до 1917 года.
В «Казанской истории» многократно упоминаются как предшественницы земли, городов, князей и народа казанского «больгарские рубежи», «болгарские князи», «болгарская земля», «царь Саин Болгарский», «болгарская чернь», город «Брягов больгарский», «Казань стольный град вместо Брягова», другие «грады болгарские, по Волге стояше, Казань и Болгари», казанцы — «худыя болгары» и «старыя болгаре».
Казанцы ХV-первой половины XVI вв. также предпочитали называть себя булгарами. Показательно, что казанский царь и поэт Мухаммед Эмин считал себя выходцем из булгар, о чем свидетельствует его тахаллус «ал-Булгари». Крупнейший казанский поэт первой половины XVI века Мухамедьяр нередко принимал этот этнонимический тахаллус и именовал себя так — Мах муд оглы Мухаммедьяр Булгари.
Развалины города Булгара на Волге и более древнего Великого города на Черемшане превратились в ХV-ХVI вв. в места паломничества. Поэт Мухамедьяр, например, сообщает, что во время такого паломничества в город Булгар на него нашло поэтическое вдохновение и он начал писать в 1542 году свою великолепную поэму «Нуры содур» (Свет сердец).
На европейских картах первой половины XVI века продолжает сохраняться за землями на Средней Волге и Нижней Каме название «Bulgaria Magna» (карта 1523 года) или «Bulgaria Magna» (карты 1531 и 1534 гг.) и даже продолжает отмечаться город Булгар («Burgar») — см. карты 1538, 1541 и 1551 гг.
Присоединение края к Русскому государству в середине XVI века повлекло за собой как утерю политической самостоятельности потомками булгар, так и резкое изменение в этническом составе местного населения. Но даже в этих условиях имя булгар не было утеряно.
Во второй половине XVI и особенно в XVII веках среди потомков булгар на Волге, многие из которых бежали на Урал и за Урал, начинают складываться и распространяться историко-повествовательные устные сказания — байты, в которых часто упоминается имя страны, города и людей, называвшихся «Бол гар», «Булгар», «булгары», «болгарцы». Таков, например, «Баит Булгара», где говорится о разрушении города Булгара, о расселении булгар по другим землям и т.п. К последней четверти XVII века относится сборник летописных сказаний «Дафтар-и Чингизнамэ», где неоднократно упоминается город и земля Булгар, .булгарские князья и булгары, разгромленные в конце XIV века Тимуром.
Ещё более интересными являются песни и байты о Булгаре — стране и городе, сочинённые не позже XV-XVI вв. казанцами — потомками булгар. Вот некоторые из них:
Песня «Идёте ли вы из Булгара?»:
Вы говорите Булгар-Биляр,
Вы, наверное, идёте из Булгара?
Булгарских лошадей понукая,
Вы проходите даже страны Хинда.
Липовые чаши для сотового меда,
Фаянсовые чашки для медовухи.
Жемчуг, бусы, рубин и яхонт —
Все течёт в сторону Булгара.
«Баит о Булгаре»
«В твоей стране мечети, минбары, учителя, школы.
Учёные и великие личности — все они жили, озарённые счастьем.
Педагоги, книжники, писари, переписчики
Лекарям, страждущим — всем, эти всезнающие книги отдавали.
Большие реки и моря, луга и степи
Земледельцы — всё это раскрывало
Величие твоего имени».
Европейские историки и географы второй половины XVI и XVII вв. настойчиво продолжают сохранять имя Булгарии на Волге. Особенно в этом отношении характерно сочинение Франческо Тьеполо 70-х годов XVI века «О делах Московии», где на многих страницах говорится о провинции Булгария, расположенной между Московией и областью Кассан (Казан) на Волге. Область под этим же названием и город Булгар (Bulgar или Bolgar) отмечены на картах 1570, 1592, 1595, 1598 и 1600 гг. Страна «Bulgar» выделена по берегам Волги на карте Герарда Меркатора 1595 года, на карте 1630 года, на карте 1635 года (Bolgaria Regnum), на картах Исаака Масса 1636, 1640 и 1662 гг. Эти названия сохраняются даже на картах рубежа ХVII-ХVIII вв. Так, на картах 1687 и 1705 гг. Николаса Витзена, лично побывавшего в Казани и Казанском крае в 1665 году, отмечена страна «Bolgaria»; на карте Марко Коронелли, составленной в 1680 году, указаны как страна «Воlgarlend», так и город «Bolgar»; на карте Христофора Вейгеля, составленной в Нюренберге в 1698 году, отмечены страна «Bolgaria Regnum» и город «Bulgar Bel Ojer», т.е. Булгар-Биляр.
В ХVIII—ХIХ вв. в условиях формирования единой народности, а затем и нации татар Среднего Поволжья и Приуралья усиливаются воспоминания о булгарах, городе Булгаре и стране Булгарии. В первую очередь, это проявляется в том, что большинство татарского населения свои родословные возводит к булгарам. Известный татарский просветитель-демократ Каюм Насыри писал в конце XIX века: «Из книг, написанных 100-150 лет назад, видно, что жители тех времён любили называть себя булгарами и из поколения в поколение не забывали об этом». Действительно, во многих родословных списках (шаджара татарских семей XVIII века их предки выводятся к булгарам. Таковы, например, шаджара булгарского рода барадж, шаджара рода Тамта-Хатай, где прямо говорится, что их «происхождение из города Булгара»; шаджара Ишмана — выходцев из Булгара и др. К.Насыри приводит сведения, очевидно, основанные на генеалогических легендах, что многие сёла правобережной волжской стороны были заложены выходцами из Булгара: Атали (Азилей), куда в прошлом «Хаджи-Али пришел из Булгар»; также Мамадыш, основанный Джамедом, прибывшим «из Булгарского государства» (Биляра); Муллаиле (Молвино), заложенное Муллаголом, «переселившимся сюда из Булгар»; Бурнаши и Бурундуки, основанные жителями Булгара, в том числе булгарином Арсланом и др. Да и сам Каюм Насыри с гордостью подчёркивает, что он «из Ширдан-Булгарии, т.е. булгар».
Показательно, что распространение среди массы рядового населения идеи о булгарской основе народа пытались использовать в своих проповедях и некоторые муллы. Так, око-ло середины XVIII века мулла Мурат выступал с мусульманскими проповедями, где призывал: «возобновить Булгар время поспевает». С этими же призывами некоторые из них участвовали в движении Пугачёва.
Многие видные татарские учёные, поэты, философы и общественные деятели XVIII-XIX вв. также полагали себя выходцами из Булгара и считали честью добавить к своему имени тахаллус «ал-Булгари», например, Утыз-Имяни Булгари, Ахметжан Булгари, Шамсетдин Булгари, Хисамутдин Муслими ал-Булгари и др. Непосредственную преемственность имен Булгара и Казани, булгар и казанцев неоднократно подчёркивал и видный татарский историк XIX века Марджани. Этому он посвятил специальную книгу «Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» (Сведения, привлечённые для истории Казани и Булгара). В другой работе Марджани писал: «Название их города и страны Булгар, что в тюркском языке означает... «смешивать», «примешивать».
Да и русские учёные XVIII-XIX вв. отмечают несомненную преемственность волжских булгар и казанских татар. Так, в начале XIX века П.Кеппен в статье «О волжских болгарах» пишет: «Современные казанские татары.., вышли... из Булгара. Их до сих пор в Бухаре, Турции и других странах в основном называют бугарами». Даже в начале XX века, как писал М.Г.Худяков: «Казанские татары совершенно отчётливо сознают своё происхождение от болгар. В древних татарских селениях, основанных болгарами, татары считают болгар своими предками».
В середине XIX века предпринимается попытка возвратить имя булгар народу. С таким призывом выступает мулла Дж. Ваисов. Его внук — Г. Ваисов — в 1917-1918 гг. сумел собрать под красно-зелёное знамя движения «Булгар ал-Джадид» (Булгар Новый) почти три батальона солдат и рабочих в Казани, которые активно участвовали в революционных событиях. Лишь гибель Г. Ваисова не дала возможности развернуться этому движению. В наши дни оно вновь возобновилось под тем же лозунгом «Булгар ал-Джадид».
Это не случайно, ибо память о прошлом имени булгар до сих пор жива в народе. И поныне ряд татарских сёл и деревень, преимущественно в Татарии, носят название Булгар или Болгар: д. Болгар 1 и д. Болгар 2 в Альметьевском районе, с. Янга (Новый) Болгар в Верхне-Услонском районе, г. Болгар, с. Болгары с Болгарским городищем и пристань Болгары в Спасском районе, д. Булгар в Лениногорском районе, с. Болгары в Нижнекамском районе, д. Кзыл (Красный) Болгар в Чистопольском районе. Все эти деревни и сёла, кроме села Болгары в Куйбышевском районе, имеют татарское население. Такое же население и в д. Болгары (Булгар) Мари-Турекского района Марийской республики. О давности этих названий свидетельствуют и названия рек, около которых расположены некоторые из указанных населённых пунктов. Так, около д. Булгар в Лениногорском районе протекает речка Булгар, как и у деревень Болгар 1 и 2 в Альметьевском районе.
Наконец, следует отметить ещё одну любопытную деталь — татарское население, даже уходя за пределы территории своего коренного расселения, нередко переносит с собой имя булгар. Этим следует объяснить появление населённых пунктов с именем булгар в Башкирии — см. село Булгар с татарским населением в Чекмагушевском районе и д. Булгарово в Фёдоровском районе.
Всё вышеприведенное свидетельствует о том, что имя болгары-булгары, появившееся в Среднем Поволжье в VIII-IX вв., активно сохраняется и в наши дни.
- Версия для печати
- 5030 просмотров