От Аттилы до Тортиллы…

Смирнов И.
От Аттилы до Тортиллы… // Звезда Поволжья. — 2009. — 10.12—16.12 (№ 46)

Участники «круглого стола» в Казани выяснили, что «татары и есть те самые загадочные арийцы», которые создали европейскую, китайскую, русскую и прочие цивилизации.

То, что происходило недавно в редакции казанской газеты «Ватаным Татарстан» на «круглом столе», посвященном презентации книги депутата Государственной думы Фатиха Сибагатуллина «От Аттилы до президента», иначе, как «пир духа», не назовешь. Причем дух этот явно исходил от стремительно разлагающейся «татарстанской исторической науки», высокопоставленные представители которой с безудержным банкетным задором сыпали такими шокирующими «откровениями», которые способны вызвать лютую зависть сочинителей самых продвинутых «фэнтезийных» опусов.

Горько осознавать, в какое убожество под влиянием жесткого идеологического диктата отставных идеологов «суверенитета» выродилась сегодня уважаемая некогда казанская научно-историческая мысль. И прежде всего, как бы парадоксально это не казалось, ими была превращена в настоящее посмешище история самого татарского народа, «местную версию» которой вне Татарстана уже никто из ученых серьезно не воспринимает. Да и у простых обывателей многие из нелепых (часто — откровенно антироссийских) басней, тиражируемые местными монополистами на «историческую истину», вызывают уже не только недоумение, но и откровенное раздражение, о чем прямо свидетельствует все нарастающий вал критических откликов в Интернете.

В казанской газете «Звезда Поволжья», опубликовавшей «тезисный отчет» с этого, как было заявлено, «интереснейшего «круглого стола», делается вывод, будто он свидетельствует, ни много-ни мало, о том, что «на пороге новый, более мощный виток татарского ренессанса». Впрочем, ренессансные «витки» — это отнюдь не самые причудливые фигуры и вербальные кренделя, продемонстрированные участниками состоявшейся «дискуссии».

При этом вряд ли стоит принимать в расчет самого новоявленного «виновника торжества» и его двухтомное произведение. Будучи написанным в столь популярном сейчас в постсоветском пространстве (особенно на Украине, в Грузии и Прибалтике) жанре «фолькхистори», книга бывшего главы Нурлатского района заслуживает почетное право занять видное место в одном ряду с произведениями Мурада Аджи, Александра Бушкова, Анатолия Фоменко и прочих мастеров ненаучной фантастики.

Чтобы на сей счет ни у кого не возникало сомнений, приведу небольшую цитату из «презентационного» интервью Фатиха Сибагатуллина одному казанскому журналу. «Когда в 1778 году территорию США осваивали англичане под руководством Джорджа Вашингтона, — делится своими «открытиями» депутат Государственной думы, — они начали искать, где разместить административный, учебный и деловой центры. Изучая опыт всех цивилизованных стран, они пришли к выводу, что самый удачный опыт разделения центров был в Волжской Булгарии. В итоге Вашингтон стал административным центром подобно древнему Булгару, Нью-Йорк — деловым центром, как Биляр. А учебный центр Бостон — прототип учебного города Кизляу, что на территории современного Нурлатского района».

Пусть теперь американцы доказывают, что не «слизали» двести с лишним лет назад свои научные центры с Нурлатского района! Только время потеряют. Ибо в Татарстане еще много районов, главы которых без обиняков могут заявить свое первородство и в отношении Парижа с Берлином, и Оксфорда с «Силиконовой долиной»…

Куда интереснее в этом отношении то, что выступившие на «круглом столе» директор Института истории Академии наук Татарстана (АНТ) Рафаиль Хакимов, академик последней, заведующий кафедрой современной отечественной истории Казанского государственного университета (КГУ) Индус Тагиров и прочие «корифеи» и «мастодонты» не только солидаризировались с Фатихом Сибагатуллиным, но и «творчески» развили его мысли. А развивать было что. Автор нового бестселлера заявил, к примеру, что «армия Аттилы была тюркской, это наши родственники», и тут же отметил, что «баски, каталонцы, французы из Бордо» — это тоже «потомки тюрков из армии Аттилы». Понятное дело, что, говоря о тюрках, Фатих Сибагатуллин подразумевал под ними татар, которые «жили везде» — в Китае, в Индии, в Средней Азии, и «везде они представляли из себя управленческую и военную элиту». «Китай, Алтай, Япония, Корея — наша общая тюркская основа», — скромно заметил он.

Активно откликаясь на сии интеллектуальные позывы, Рафаиль Хакимов эмоционально заявил, что: «История — это наука не о том, как построили ТЭЦ-1, ТЭЦ-2. История — это дух народа!». И тут же, воспев «великое государство» Золотую Орду, вывел на чистую воду всех фальсификаторов татарской истории: «Соловьев и Карамзин искажали историю, писали ее по заказу», «булгаризм — это сталинский заказ, чтобы ограничить татар, локализовать их только в пределах Казани», и т. д., и т. п. «Никакого татаро-монгольского ига не было, — поддержал своего ученого коллегу Фатих Сибагатуллин. — Ясак — это свободная экономическая зона, только налоги были меньше».

Дабы ни у кого больше не возникало сомнений в том, что татары — это этнические скрепы вселенной, директор Института истории АНТ заявил: «В начале декабря мы проведем конференцию Идель — Алтай, там выяснится, что тюрки Алтая и татары Иделя очень близки». Интересная, однако, ожидается научная конференция, если заранее известно, что на ней «выяснится». Впрочем, это вполне в духе «хакимовской исторической школы». То, что для последней, а также для некоторых других местных «школ» первичен «дух» (то бишь идеология), а не «материя» (исторические факты) блестяще доказал, в частности, казанский историк Александр Овчинников, испытавший на себе, помимо прочего, прямое физическое воздействие этой «духовной» силы.

Не остался в стороне от «дискуссии» и университетский коллега Рафаиля Хакимова. «Этноним татар, — заявил Индус Тагиров, занимающийся историей начала прошлого века, — древнее, чем этноним тюрки, согласно моим исследованиям. В Китае есть источники, которые свидетельствуют — древние правители, музыка, стиль жизни были там татарскими. Нам нужно готовить историков со знанием китайского языка, чтобы работать с китайскими источниками».

Оно и понятно, кто еще, кроме «специально подготовленных» местных историков, сможет доказать, что китайская цивилизация обязана своим существованием дотюркским татарам? Надо бы еще, кстати, подумать и о диверсионно-разведывательной подготовке этих «специалистов», так как китайцы вряд ли просто так допустят их до столь важных источников, которые позволят в дальнейшем Татарстану претендовать на присоединение к себе Китая (на правах, скажем, того же Нурлатского района).

Разобравшись с китайцами, Индус Тагиров переключился на более «милую» его сердцу российскую историю, которую обрисовал большими, «живописными» мазками. Так, ссылаясь на «оригинально» подобранные выдержки из труда отечественного историка права девятнадцатого века Василия Сергеевича, Индус Тагиров не преминул отметить, что «Иван Калита был холуй хана» (хотя, по его словам, это слово не носило тогда «отрицательного оттенка») «и за эту верность получил Владимирское княжество», что «возвышение Православной церкви на Руси было заслугой ханов», и «никогда в русской истории, ни до того, ни после, не пользовалась Православная церковь такими привилегиями, как во времена Золотой Орды».

Простим татарскому академику, что он абсолютно не разбирается в церковной истории, коли считает, что, к примеру, в патриарший период Русская православная церковь была менее свободна, чем тогда, когда ей было «милостиво дозволено» существовать на правах золотоордынской «приживалки». Но зато как он подкован по части знания тогдашних эвфемизмов!

Свою лепту в написание ренессансной истории татарского народа поспешил внести и редактор «Звезды Поволжья» Рашит Ахметов, намекнувший в своей публикации, что татарским являлась и сама «крыша мира» — Тибет. И не зря «Рерих пророчил, что история человечества изменится, когда тысяча пушек прогремит над Казанью». Возможно, как догадался проницательный редактор, «имелось в виду тысячелетие Казани», после чего «волей-неволей задумаешься, а может, действительно скромные татары и есть те самые загадочные арийцы». «По крайней мере, — добавил представитель скромной арийской расы Рашит Ахметов, — Шаймиев очень похож на тибетского ламу. Есть в конце концов и теории реинкарнации». Сам, видимо, того не замечая, главный «звездун» совершил настоящий прорыв в шаймиеведении.

По крайней мере, до него прозрачно намекать на то, что нынешний президент Татарстана является одним из воплощений Будды, никто не додумывался. Удивительно, почему Рашит Ахметов не предложил Институту истории АНТ на пару с КГУ провести по этой теме научно-религиоведческую конференцию? Хотя сам Минтимер Шаймиев, отличающийся достаточно трезвым взглядом на такие холуйские (в «положительном» смысле этого слова) выходки своих не по чину ретивых апологетов, вряд ли одобрит их новые верноподданнические забавы.

Отличился в «дискуссии» и автор другого фэнтезийного творения «Татары, тюрки — потрясатели Вселенной (История великих империй) « Рафаэль Безертдинов, без обиняков заявивший: «Нам нужна модернизация религии». При этом «самой перспективной» религией для татар он считает тенгрианство, которое почему-то приравнивает к конфуцианству. «Только 5% интересов татар в России, — уверен Рафаэль Безертдинов, — остальные — в Китае». Как повествует Рашит Ахметов, «шаман тенгрианства» Рафаэль Безертдинов уже поставил памятник Чингисхану в Высокогорском районе Татарстана — месте, являющем собой, по его мнению, «духовный центр мира», который «намного важнее, чем Иерусалим».

Редактор «Звезды Поволжья» предлагает также поставить в Казани «памятник вместе хану Батыю и Александру Невскому» (ибо «они были названными братьями и лучше всего символизируют сложный тюрко-славянский симбиоз, отмеченный Гумилевым») и риторически вопрошает: «Будут ли в Казани когда-нибудь проспекты Чингисхана, Батыя, Улу-Мухаммеда?».

Хочется «утешить» Рашита Ахметова. Если во главе институтов истории и университетских кафедр в Татарстане и дальше будут стоять такие принципиальные и всесторонне развитые «ученые», то в Казани появятся не только проспекты Чингисхана и Батыя, а также площади Аттилы и легиона «Идель-Урал», но и «майданы незалежности», улицы Буша и тупики Ющенко и Саакашвили. Только напоминать она тогда будет, скорее всего, современные Багдад и Кабул.

Ведь тот «арийский дух», которым наполняют сейчас местную «историческую науку» подобные умельцы, не несет в себе ничего, кроме гипертрофированной национальной исключительности, русофобии и абсолютного пренебрежения к истории других народов и научным фактам вообще. А значит, как это не раз бывало, кроме как националистическим удушьем со всеми вытекающими отсюда последствиями, ничем другим он обернуться не может. И вряд ли это не понимают «шаманы» от истории, которые с помощью абсурдных «откровений» выкликают из преисподней кровожадные духи Аттилы и Чингисхана.