Почему савиры стали именоваться чувашами?
Мы уже выяснили, что пришедшие из тёплых южных мест потомки беглых рабов из Китая, холодные места современной Сибири, где проживали «лесные люди» (динлины), стали именовать словом — «сивӗ ҫӗр», то есть «холодной землёй». Где, слово «сивӗ» (в огурских языках), значит «холод», а «ҫӗр» — «земля».
В огузских же языках, в результате редуцирования звуков, слово «ҫӗр» превратилось в слово «ер» (земля), а звук «ӗ», вообще выпал из слова «сивӗ». Поэтому слово «сивӗ ҫӗр» в огузских (тюркских) языках превратилось в слово «сивер» (савир), а в латинской транскрипции в слово — «sever» (север). В дальнейшем местное население Сибири, вместо прежнего своего названия «динлины», стало всё чаще именоваться — «савирами» (северянами).
Во времена одного из «великих переселений народов» основная масса савирских (динлинских) племён ушла на запад, за Уральский хребет60, где и стала известна: у восточноевропейских народов как «северяне», а у западноевропейцев — «норманны».
Часть савирских племён, отделившись от основной своей массы, осталась проживать в лесах горного Алтая, а после частичного смешения с индоиранскими (арийскими) племенами перешла от лесного образа жизни к полустепной, занимаясь на южных склонах Алтайских гор пастбищным скотоводством.
В XIV-XIII веках до н. э., после затопления Люкчунской котловины, в верховья Иртыша пришли тюркоязычные земледельческие потомки серов (сижуны) и здесь смешались с угороязычными племенами савиров. Савирская племенная знать с удовольствием приняла к себе в подданные потомков серов, которые, будучи оседлыми земледельцами, не претендовали на их горные пастбища, занимали небольшие территории, а главное они обладали секретами металлургии и изготовления оружия из металлов.
С течением времени более развитые тюркоязычные земледельческие племена пришельцев ассимилировали в своей среде местные менее развитые кочевые угороязычные племена, превратившись к III-II векам до н. э. в смешанные жуно-угорские племена, сохранив при этом их прежнее угорское название «савиры», так как их племенная знать оставалась прежней.
В результате смешения тюркоязычных и угороязычных племён, в верховьях Иртыша на основе тюркского сложился своеобразный смешанный язык подданных савирской племенной знати, названный впоследствии «алтайской семьёй тюркских языков», в которую входит и чувашский язык.
Сформировавшиеся на основе земледельческих племён, тюркоязычные алтайские савиры отличались своим миролюбием. Разрушительные войны земледельческим племенам савиров были не нужны. Поэтому они были народом не агрессивным, не стремившимся к завоеваниям, но при необходимости они умели и храбро защищать свою свободу и достоинство.
В VIII-VI веках до н. э., на территорию современного Казахстана пришли ираноязычные юэчжи (среднеазиатские скифы), которые, потеснив кангюйцев (предков казахов), оказались соседями алтайских савиров.
Встретив в излучине Иртыша среди воинственных хуннов миролюбивые племена савиров, юэчжи стали их именовать не словом «савир», а сходным в их языке {«метким» к этому случаю) словом «сабир», что в их языке и означало «мирный», «смирный», «кроткий». Местность же, где проживали «сабиры» (савиры), они стали именовать «Сабирией», то есть «Сибирью».
С лёгкой руки юэчжей и другие соседи савиров, стали их именовать — «мирным племенем», или «мирными людьми», но уже на своих наречиях.
Так, например, «кроткий» (незлобивый) характер человека у узбеков выражается словом «ювош», у уйгуров — «жуваш», у каракалпаков — «жуу-ас», у казахов (кангюйцев) — «шупаш» (пограничное мирное племя), у тувинцев — «чааш», у китайцев — «чаш», или «чеши», у предков балкарцев (Кабардино-Балкария) — «джууаш», а у предков болгар — «джувас». С этого времени часть савиров и стала именоваться китайцами словом «чеши», а соседними народами словами: «савир», «сабир», «шупаш», «суваз», или «джувас» (чувас, чуваш).
Вероятнее всего, этноним «чӑваш» пришёл к нашим предкам через протоболгарское племя «пулэй» (пулу), начавшее проживать в Турфане (на дне Люкчунской котловины) совместно с проточувашским племенем (именовавшимся в китайском произношении, словом «чеши»), ещё со времён Модэ и его сына Лаошаня. А слово «шупаш», очевидно, появилось гораздо позже, когда одно из племен алтайских савиров было переселено в предгорья Тарбагатая для охраны западных границ хуннов с дружественными кангюйцами (предками казахов). Здесь предки казахов стали именовать их не словом «джувас», или «жувас», а своим словом «шупаш», придавая этому слову значение «пограничники» («маркоманы»).
Балкарские и булгарские слова «джууаш» и «джувас» вполне могли превратиться в чувашском языке в слово «чӑваш» (чуваш) из таких соображений: балкарский (булгарский) аффикс «дж» в чувашском языке превращается в «ч», которое подтверждается тем, что название булгарского города Джукетау в чувашском языке превращается уже в город под названием — Чукту, то есть балкарские (булгарские) слова, написанные как «джууас», или «джувас», произносятся на слух как «чууас», или «чувас», а в русском произношении как «чуваш».
Происхождение этнонима «чӑваш» от слова «мирный» (незлобивый) подтверждает также хорошо сохранившаяся ещё со времён Булгарии татарская поговорка: «Чуваш эттэн юаш, песийдэн кырыс», что при дословном переводе означает «Чуваш смирнее собаки и злее кошки». Эта поговорка говорит о том, что одни из предков татар (булгары) тоже связывали слово «чуваш» со словом «юаш», которое (как и слово — «сабир»), означает: «мирный», «смирный», «кроткий». Эта поговорка подтверждает также (в аллегорической форме) и предыдущее наше высказывание о том, что «чуваши, будучи сугубо мирным племенем, при необходимости могли достойно и храбро постоять за себя и свои земли». Венгерский ученый Г. Немет также считает, что в тюркских языках слово «dzuvas» означает «мирный, радушный».
Таким образом, ко II веку до н.э. на Алтае сформировалось в составе десятиплеменных степных угров (смешанное из серов и угров) савирское племя, именуемое: скифами — сабирами, тувинцами — чааш, китайцами — чеши, кангюйцами (караханидами) — шупашами, другими тюркоязычными народами словами савир, суваз, джувас, или чуваш.
После смерти Модэ, при его сыне Лаошане, часть савиро-чувашей и усуней была переселена в Илийскую долину, а позже и в долины рек Турфанской впадины. В Илийской долине ими было образовано царство Усунь, а в оазисах Турфана княжество Чеши, включая небольшое их вассальное владение Пулэй.
После же распада «Западного края» хуннов на Тарбагатайскую орду «караханидов», во главе которой закрепился знатный род Сюйбу, и на королевство «модэаров», в верховьях Иртыша, во главе которых остался знатный род Хуянь, савиры оказались расколотыми на три части.
Предки чувашей, оказавшиеся в составе Тарбагатайской орды, стали именоваться «шупашами», а проживавшие в оазисах Турфана «чешисцами» (чувашами).
Алтайские же савиры, оказавшиеся в составе королевства «модэаров», после разгрома их королевства сяньбийцами вместе с венгерским королём, знатью из рода Хуянь и их подданными в 155 году н. э. бежали, под ударами сяньбийцев на запад. После этого они почти что на 200 лет исчезают из поля зрения историков древности, пока в 350 году н. э. не появляются в поле зрения европейской медиевистики (см.24, с.202), и становятся известными европейцам: одни уже как «уногуры» (венгры) Приуралья, а другие (чуть позже) — как прикамские сувары.
- Версия для печати
- 4073 просмотра