Предисловие

Для того чтобы приблизиться к истине, нужны гипотезы, пусть даже самые невероятные и, на первый взгляд, ошибочные. Только их наличие может свидетельствовать о движении мысли, о перестройке сознания, а в данном случае — об отсутствии застоя в изучении истории чувашского народа. Для этого необходимо иметь возможность свободного и доброжелательного обсуждения фактов нашего недавнего и очень далекого прошлого, которое мы продолжаем для себя открывать, читая публикуемые в нашей прессе материалы об истории чувашского народа.

С 1947 но 1969 год я проживал в Узбекистане, вырос далеко от Чувашии. Мои познания о чувашах сложились под впечатлением рассказов профессора Самаркандского университета Н. И. Шахмайкина (чуваша по национальности), с семьей которого дружила наша семья. В школе я изучал историю Древнего Рима, а у профессора Н. И. Шахмайкина — историю древних чувашей. Поэтому в моей детской памяти одинаково сохранились и история Древнего Рима, и история древних чувашей.

Когда я после окончания Ташкентского политехнического института в 1969 году переехал в Чебоксары (на родину своих предков), то мои познания о чувашском народе стали вступать в противоречие с принятой здесь хронологией исторических событий. Например, я приехал в Чебоксары, когда шла подготовка к празднованию 500-летия Чебоксар. Это меня очень удивило, потому что мы, живущие в Самарканде чуваши, были убеждены в том, что Чебоксары лишь в два раза моложе Самарканда, который в то время собирался отметить свое 2000-летие.

По рассказав профессора Н. И. Шахмайкина, крепость Чебоксары была построена в течение осени и зимы 922 года суварским князем Вырыгом, который, отказавшись принять ислам, увел часть соплеменников на правый берег Волги (к родственным савирам) и построил там, на землях марийцев, крепость, которую в честь своей прежней столицы назвал — «Веде Сувар», что на их языке означало «небольшой по величине город Сувар» или просто «Малый Сувар». Это подтверждается тем, что на карте португальского путешественника Фра-Мауро 1459 года территория Чувашии названа Амазонией и на которой на месте Чебоксар был изображен город с названием Веде-Суар.

Эту суварскую крепость марийцы стали именовать «Суас-Кар», то есть «чувашской крепостью» или «чувашским городом», аналогично следующим финно-угорским названиям: Шешкар (населенный пункт в Моргаушском районе Чувашии), Сыктывкар (столица Республики Коми), Кудымкар (столица Коми-Пермяцкого автономного округа) и т. д., где финно-угорское «кар» (карда) означает крепость.

Происхождение гуннов профессор Н. И. Шахмайкин связывал с гипотезой дрейфа материков, которой придерживаюсь и я в своих исследованиях. Его предсказания во многом подтверждаются и сейчас. Например, он еще в 1947 году предсказывал, что из-за «подползания» Индостанской литосферной плиты под Евразию происходит рост Гималаев и приподнятие южного края Евразийской плиты, что влечет за собой неминуемое обмеление и высыхание водных остатков бывшего Сарматского или Скифского моря. По его предположению, Аральское море к 2000 году должно значительно обмелеть и в итоге превратиться в рядовое озеро, повторив участь озера Лобнор, являющегося водным остатком прежнего Восточного Тетиса, блуждающего в песках пустыни Такла-Макан, недалеко от Турфанской впадины на Северо-Западе Китая.

Постепенно разбираясь с возникшими разночтениями исторических фактов нашего народа (так разбросанных по разным изданиям, что головы у читателей все равно остаются замороченными после попыток изучения нашей истории), я в 1989 году принял решение попытаться восстановить в памяти древнюю историю чувашского народа и вынести её на суд наших читателей, основываясь на версии профессора Н. И. Шахмайкина.