Происхождение казанских татар
Академия Наук СССР
Отделение истории и философии
Институт языка, литературы и истории Казанского филиала
Происхождение казанских татар: Материалы сессии отделения истории и философии АН СССР, организованной совместно с институтом языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР, 25—26 апреля 1946 г. в г. Москве (по стенограмме). — Казань: Татгосиздат, 1948. — 160 с.
См. также
- Галиуллина Д. Обсуждение некоторых аспектов истории татарского народа на кафедре истории СССР КГУ во второй половине 1940-х гг. // Гасырлар авазы — Эхо веков. — 2004. — № 2.
- Каримуллин А. Г. Татары: этнос и этноним. — Татарское книжное издательство, 1989. — 128 с.
- Сафаргалиев М. Г. Один из спорных вопросов истории Татарии // Вопросы истории — 1951. — №7. — С. 74—80.
Оглавление
От редакции
В постановлении ЦК ВКП (б) от 9/VIII-1944 г «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации» были вскрыты серьёзные ошибки, допущенные некоторыми историками и литераторами при освещении отдельных вопросов истории Татарии. (Идеализация Золотой Орды и ханско-феодального эпоса об Идегее). Историкам было поручено организовать научную разработку истории Татарии и устранить допущенные ошибки. Согласно этого постановления Институт языка, литературы и истории Казанского филиала Академии Наук СССР разрабатывает историю Татарской АССР. При написании этой работы коллектив авторов натолкнулся на ряд проблем, без разрешения которых невозможна была разработка истории Татарии. Одним из актуальнейших моментов истории Татарской АССР являлся вопрос об этногенезе казанских татар. По данному вопросу, как известно, вплоть до последнего времени среди историков не было единого мнения. Часть историков отождествляла казанских татар с теми монголо-татарами, которые в XIII веке покорили Русь и другие страны Восточной Европы. Другие историки утверждали, что нынешние татары — это конгломерат тюрко-финских племен Среднего Поволжья и завоевателей монгол. И, наконец, существовала теория, согласно которой казанские татары являются прямыми потомками камских булгар, получившие от монгол лишь их название «татары».
Учитывая важность проблемы, ИЯЛИ КФАН СССР обратился в отделение истории и философии АН СССР с просьбой созвать специальную сессию по вопросу этногенеза казанских татар. Сессия состоялась в Москве 25—26 апреля 1946 года. На сессии участвовали учёные Москвы, Ленинграда и Казани. С докладами и сообщениями выступали историки, археологи, антропологи, этнографы и лингвисты. Сессия открылась вступительными словами акад. Б. Д. Грекова, отметившего важность обсуждаемой проблемы в деле изучения истории ТАССР.
С докладами на сессии выступили А. П. Смирнов — «К вопросу о происхождении казанских татар», Т. А. Трофимова «Этногенез казанских татар среднего Поволжья в свете данных антропологии», Н. И. Воробьев «Происхождение казанских татар по данным этнографии» и Л. 3. Заляй «Происхождение татар Поволжья по материалам языка». С содокладами на сессии выступили X. Г. Гимади и Н. Ф. Калинин. В премиях, которые развернулись после докладов, выступили члены-корреспонденты АН СССР профессора: М. И. Тихомиров, Н. К. Дмитриев, С. Е. Малов, А. Ю. Якубовский, а также проф. С. П. Толстов, проф. В. В. Богданов, Р. М. Раимов, Ш. И. Типеев, А. Б. Булатов.
3
Сессия подвела итог многолетней дискуссии по вопросу этногенеза казанских татар. На основе данных лингвистики, археологии, этнографии, антропологии и других смежных дисциплин сессия смогла сделать определённые выводы. Основной вывод состоит в том, что казанские татары, как и всякая народность есть результат длительного общения и взаимосвязей с другими этническими группами и народами. На формирование их решающее вляние оказали местные племена и тюркоязычные народности (булгары и другие), которые до прихода в край монгольских завоевателей создали государство камских булгар. По сравнению с кочевниками-монголами булгары стояли на более высоком уровне экономического и культурного развития.
Огромное влияние на развитие и формирование татарской народности оказывал русский народ, с которым уже в X—XII веках булгары поддержали обширные экономические и дипломатические связи. В докладах были приведены многочисленные факты проникновения в быт татар более прогрессивных форм быта и хозяйства русского народа.
В докладах и выступлениях основательно была доказана полная несостоятельность взглядов, отождествляющих казанских татар с монголо-татарами.
В окладе Т. А. Трофимовой на основе антропологических данных доказано, что современные казанские татары сложились «на базе древних пластов местного населения, включившего в свой состав некоторые более поздние антропологические наслоения».
Население, проживавшее на территории камской Булгарии в составе Золотой Орды, оказалось на положении порабощенного народа. Оно было обложено данью и подвергалось жестокому военно-феодальному угнетению. Подобно русскому народу, взявшему на себя главную тяжесть борьбы, булгары и другие народы Среднего Поволжья, также вели борьбу с монгольскими завоевателями. Эта борьба народа с завоевателями запечатлена в исторических документах и народном эпосе.
Итог был подведен акад. Б. Д. Грековым, отметившим плодотворность работы сессии. Значение данной научной сессии велико. Материалы её являются ценным вкладом не только в литературу по истории Татарии, но и по истории других народов Среднего Поволжья, в частности чуваш. Вместе с тем сессия дала конкретную программу дальнейшей научной работы над вопросами, требующими углубленного изучения. Теперь историки Татарии будут смелее и увереннее разрабатывать историю своей республики, ибо в значительной степени устранены те трудности, которые стояли на пути разрешения этой ответственной задачи.
4
В виде гипотезы позволю высказать следующие соображения. Богато оформленные каменные плиты с каллиграфическим шрифтом, с текстами на арабском языке и со словами, родственными казанско-татарскому языку, принадлежали, по моему мнению, верхушке булгарского феодального общества, преимущественно даже столичного, в значительной степени арабизированного и пользовавшегося литературным языком того времени, каковым для нижнего и среднего Поволжья XIII—XIV века может считаться тюрко-кипчакский язык с сильными элементами арабизма.
Среди остального населения булгарского государства был слой, стоящий ниже на социальной лестнице — купцы, ремесленники, менее знатные феодалы. Язык их был другой, менее затронутый влиянием литературы и арабской образованности. Памятниками письменности этого населения и являются широко распространенные в Татарии эпитафии «второго стиля» с «чувашизмами» и с упрощённой куфической традиционной графикой. Возможно, что здесь мы имеем также проявление особой этнической группы, исконно жившей в Булгарии, которую можно назвать тюрко-чувашской или суварской, имевшей в более ранние века свой политический центр (г. Сувар), свою феодальную знать. С утратой Суваром прежнего положения, с возвышением г. Булгара, а затем с монгольским завоеванием и сильной перетасовкой населения, в частности потомки Суварской знати, утратившие политическое влияние, оказались на положении былой аристократии, державшейся старых традиций в языке, обычаях. Возможно, что проявлением этих традиций «суварской знати» служат памятники «переходного стиля», выше нами охарактеризованные. Таким образом, в здесь представленных булгарских лингвистических памятниках мы можем различать по крайней мере два диалекта и установить генетическую связь булгар с казанскими татарами, что особенно ярко проявляется из сравнения памятников 1 стиля с казанскими памятниками того же характера, относящимися к XV—XVI вв. Эту преемственную линию можно провести и далее—в XVII, XVIII вв. Не имея возможности детально представить здесь эти материалы, ограничусь лишь ссылкой на наши альбомы, указанные в примечании 3. Даже внешнее сходство обнаруживает преемственные связи. Они более заметы в языке текстов.
Калинин H. Ф. К вопросу о происхождении казанских татар.] // Происхождение казанских татар: Материалы сессии отделения истории и философии АН СССР, организованной совместно с институтом языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР, 25—26 апреля 1946 г. в г. Москве (по стенограмме). — Казань: Татгосиздат, 1948. — С. 104.
Чуваши связываются с местными оседлыми племенами, вероятней всего с эсегель и сувар (их город Ошел в 1220 году взят был русскими), входившими в состав Булгарского царства. На это, в частности, указывал Марр, который связывал сувар с чувашами. Мне кажется, что они входили в Булгарское царство как одно из племён.
Смирнов А. П. Заключительные слова // Происхождение казанских татар: Материалы сессии отделения истории и философии АН СССР, организованной совместно с институтом языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР, 25—26 апреля 1946 г. в г. Москве (по стенограмме). — Казань: Татгосиздат, 1948. — С. 148.
- 13129 просмотров