«Старые ключи открывают новые замки»

Чтобы понять, кто мы есть на самом деле, нужно знать историю своего народа. Очень досадно, что сейчас большинство из нас даже не задумывается о том, кем были его предки, что они сделали в эпоху своего существования, какой вклад внесли в мировую историю. А мы, чуваши, знаем свою историю настолько хорошо, чтобы гордиться ей и ценить? А может, мы чего-то не знаем, и истина гораздо глубже, чем нам кажется.

15 марта 2013 года в Чувашском государственном художественном музее состоялось торжественное открытие выставки-презентации научно-художественного «Культура суваро-булгар». Выставка была организована по инициативе фонда «Сувар» по изучению истории и культуры суваро-булгарского народа, а поддержали ее Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, Союз художников Чувашии, а также сам вышеупомянутый музей, в котором и состоялось знаменательное открытие. Нельзя не заметить, что ЧГХМ за долгие годы своей работы (с 1939 г.) стал крупнейшим культурным центром Чувашской Республики, в стенах которого проводятся самые знаменательные художественные выставки, экскурсии, лекции, встречи с творческой интеллигенцией, презентации, концерты. Поэтому неудивительно, что для проведения такого грандиозного события выбрали именно это место.

Сами художники рассказывают, что интерес к изучению свой культуры был всегда, ведь сувары очень древний народ, им более 6 тысяч лет. Исследуя свою культуру, культуру чувашского народа, они стали называть себя суварами, а по итогам Всероссийской переписи населения национальность «сувар» официально была включена в реестр приказом Росстата от 27. 01. 2010 г. №74, п\п №1314 («сувары» код 1191).

Основным поводом для выставки стал юбилей, 65-летие заслуженного художника Чувашской Республики, лауреата премии комсомола Чувашии им. М. Сеспеля, одного из ведущих деятелей суварского движения, Юрия Ювенальевича Ювенальева. В центральном зале музея были представлены 43 живописные картины художника. Его полотна наполнены искренней любовью и глубокой привязанностью к чувашской земле, а именно к его родной деревне Аслы- Ялы, где прошло все детство художника и куда он возвращается за новой волной вдохновенья. Крестьянский дом, двор, старые деревья, земля становятся не просто частью мироздания, они будто наполнены живым чувством. Юрий Ювенальев — мастер деталей, а всего его картины, как заметил В. И. Агеев, сотворены «в любви и из любви».

Его сыном, Сергеем Ювенальевым была представлена выставка «Искусство книги и музейной экспозиции». Вдвоем, совершив невероятно огромный труд, они презентовали книгу-альбом «Культура суваро-булгар. Этническая религия и мифологические представления». Книга посвящена богатой истории и уникальной культуре родного народа.

Успешно прошла презентация книги-альбома «Культура суваро-булгар. Философия символов монет и украшений» Владимира Алмантая. Целью автора стало дальнейшее изучение концепции суваро-булгарской-чувашской этногенетической преемственности. В книге прослеживаются и анализируются параллели в миропонимании и искусстве древних суваро-булгар и их современных потомков — чувашей — на примере символики монет и украшений.

Также на выставке были представлены живописные и графические произведения А. С. Розова и А. И. Миттова. Их картины несут символический характер, они обращены к истории и памяти древней этнической культуры нашего народа. Орнаментно-символические произведения художника и общественного деятеля Аскара Сермека просто завораживали. За невозможностью оторвать взор от картин следовало необузданное желание постичь смысл, значение, которое несли в себе полотна Сермека.

С удивительным декоративно-прикладным искусством суваро-булгарского народа зрителям выставки удалось познакомиться благодаря тяжелому труду мастера-краснодеревщика, специалиста по декоративной резьбе, Араслана Николаева. Мастер представил оригинальные экспозиции — дубовые кресла, украшенные искусной геральдической резьбой, а также фотографии реализованных интерьерных проектов (кровати, лестницы, кухонные гарнитуры и т. д.).

С национальной живописью нас познакомил народный художник Чувашской Республики, лауреат Государственной премии им. К. Иванова, Владимир Иванович Агеев. Изучая его произведения, мы знакомимся с индивидуальностью художника, его философскими взглядами, мировосприятием. Мастер показывает чувашскую национальную культуру изнутри, ее бытовые традиции, древние представления народа, воспроизводит яркие картины былой жизни. В его работах оживают древние чувашские герои, исторические лица, мифологические персонажи. Искусствовед А. А. Трофимов заметил, что художник создал свой стиль — «агеевский», глубоко национальный.

Особо знаменательно то, что впервые за 500 лет на данной выставке экспонировались авторские ювелирные украшения и женские головные уборы из серебра и драгоценных камней, реконструированные по древним традициям суваро-булгар. Уникальные работы были представлены известным ювелиром, народным художником Чувашской Республики, заслуженным художником России Владиславом Николаевым, художниками Алексеем Николаевым и художником-прикладником Геннадием Максимовым.

В. В. Николаев рассказывал, что Поволжье было богатейшим торговым государством, в котором трудились очень талантливые и искусные мастера. Он отметил, что история чуваш знаменита не только чувашской вышивкой, в процессе археологических раскопок были найдены серьги, браслеты, нагрудные украшения, выполненные по известным ювелирным технологиям суваро-булгар 11—12 веков. Знаменательно, что все чувашские украшения носили символический характер и служили в качестве оберегов. Каждый знак нес в себе что-то сокровенное. Но нельзя соотносить ювелирные орнаменты с вышивкой. Несмотря на похожую символику, это совершенно разные формы.

Полтора года назад у мастеров возникла идея возродить древнее, на многие века утерянное, искусство. На выставке нам удалось познакомиться с результатом их бесценного труда. Восстанавливать было сложно, так как недостаточно умений работы с металлом и знаний ювелирных техник, нужно было владеть ювелирной техникой Волжской Болгарии. В Поволжье ювелирное дело развивалось по технологиям чернения серебра, зернения, скани. Зернь — самая древняя техника ювелирного искусства. Она начала применяться еще в Древнем Египте, в украшениях фараонов. Техника зерни была замечена также в изделиях древнейшего племени этрусков и Древней Месопотамии. Она же стала основной технологией всех ювелирных украшений наших мастеров (зернь — это мелкие золотые, платиновые или серебряные шарики диаметром от 0,4мм, которые напаивают в ювелирных изделиях на орнамент из скани). Одно изделие могло содержаться до тысячи шариков, поэтому нужны были особые умения, чтобы ни один шарик не был поврежден, чтобы все были «зернышко к зернышку».

Все украшения наши предки изготовляли из чистого серебра, поэтому их называли «серебреные булгары» или «народ в белом серебре». Владислав Владимирович считает, что чувашские женщины обязательно должны носить черное серебро с зернью и камнями, ведь это сильнейший оберег. Сами по себе, чувашские украшения носили символический характер и служили в качестве оберегов. Каждый знак нес в себе что-то сокровенное. Важнейшей особенностью декоративно-прикладного искусства чуваш является ее космогоническая насыщенность (Космогония — учение о сотворении вселенной).  Подобного мы не найдем практически ни в одной другой культуре.

Огромное значение предавалось такому женскому украшению, как «Сюльгама». Сюльгама имеет форму треугольника, над ним располагается прорезной круг. На лицевой части украшения изображался несложный орнамент, тыльная сторона украшалась простейшим узором, т. к. она почти не видна. Сюльгама располагалась в центре груди, где, по мнению древних, располагалась душа человека. Считается что сюльгама — это самый сакральный предмет, который все девочки должны носить с детства. По-другому он еще называется «Тур палы», что означает «божий знак». Сам предмет напоминает форму горы, поэтому еще одно его называние — «священная гора».

Объясняя сущность своей коллекции, В. В. Николаев заметил: «Я не делаю копии, я делаю реконструкции». Восстанавливаются не только украшения, но и женские головные уборы, в частности, тухья и хушпу. Для воссоздания девичей тухьи от ювелира требовалось и блестящее владение ювелирной техникой того времени, и знание женской психологии, и знание расшифровки символов. Все этапы изготовления головного убора художник выполнил сам: начиная с основы, шапочки и вышивания бисером до изготовления монет. По уверению художника, это очень сложный и тяжелый труд.

Тухья символически представляет собой небесные уровни мироздания. Вышивка бисером по «фризу» тухьи украшается обычно знаками солнца (особенно часто это встречается в древних головных уборах верховых чуваш). Трехчастное деление головного убора: уровень монет, уровень бисера, уровень шишака — символизирует три небесных уровня. Основными цветами тухъи является сочетания красного, белого и желтого, что также символично. Красный и белый цвета считаются сакрально чистыми, а желтый и красный цвета еще в китайской культуре считались атрибутами императорской власти.

Несмотря на свою дороговизну, женские головные уборы тухья и хушпу, обязательно были в каждой чувашской семье. Монеты для украшения девичей тухьи и женской хушпу использовались только серебряные, поэтому один головной убор мог весить больше килограмма.

Если присмотреться ближе, то в женских головных уборах можно найти элементы военного шлема (металлические монеты, тяжелый вес). В. В. Николаев придерживается мнения некоторых культурологов о том, что чувашские женщины были воительницами, которые сами защищали свои семьи во время отсутствия мужчин.

Владислав Николаев, Алексей Николаев и Геннадий Максимов считают, что вся выставленная коллекция получилась у них только благодаря совместным усилиям. Огромным двигателем для них стала цель продолжить традиции, возродить старое искусство, открыть старыми ключами новые замки. По их мнению, национальное сознание живет внутри каждого человека, и каждый должен уважать свою культуру, ценить ее. В ближайших планах художников — создание зооморфных украшений (украшения с изображениями животных).

Как уверяют все участники выставки, основной целью мероприятия стало не столько желание познакомить зрителей с работами художников, сколько желание показать уникальную древнюю культуру своего народа — суваро-булгар, возродить интерес к культуре своего народа. А знание культуры — это большой плюс не только для нас самих, но и для нашего будущего. Именно поэтому в ближайшее время музей ждет студентов и школьников для ознакомления с древней культурой суваро-булгар.

 

Анастасия Ефимова,
студентка факультета русской филологии
ЧГПУ им. Яковлева