Tatarica : энциклопедия

Tatarica : энциклопедия / авт.-сост. М. С. Глухов. — Казань : Ватан, 1997. — 503 с. : ил.Tatarica : энциклопедия / авт.-сост. М. С. Глухов. — Казань : Ватан, 1997. — 503 с. : ил.


 

Кряшены  субэтнос в составе современной татарской нации. По переписи 1926 г., когда они выделялись как самостоятельная народность, численность составляла 120,7 тыс. человек. Между тем, их этническая история разработана слабо, не ясны до последнего времени и вопросы этногенеза, как, впрочем, и татар в целом. Каких-либо глубоко научных исследований по истории кряшен при государственной поддержке никогда не проводилось. Никаких публикаций, касающихся их истории, за исключением диссертации А. Н. Григорьева «Кряшенский вопрос и его решение Советской властью» (М., 1945) и книги М. С. Глухова-Ногайбека «Судьба гвардейцев Сеюмбеки» (Казань, 1993), также не было. В то же время достаточно полно изучены особенности их языка и традиционный быт. Последнее толкование значения слова «кряшен» в академическом «Толковом словаре татарского языка» (в 3-х томах, 1976—1981), принятое научной общественностью, таково: «Керешен христиан динен кабул иткән татар» (Кряшен — татарин, принявший христианство) — (ТСТЯ, т. II, Казань 1979). О корректности этого определения можно спорить, ибо оно в сущности отождествляет признанный этноним со словом «крещён» и игнорирует самоназвание самобытной группы. Ведь кряшенами считала и считает себя довольно многочисленная группа т. н. «некрещеных татар», или молькеевских кряшен (Воробьев, 1929). В то же время многие представители татар, принявших христианство, никогда не называли себя кряшенами. Нельзя сбрасывать со счетов и того факта, что большинство кряшен «советских поколений» не имело возможности креститься в церквях и тем не менее продолжает считать себя кряшенами. А разве можно называть кряшенами миллионы потомков татар, в разное время действительно принявших христианство, но уже давно обрусевших? С большими оговорками и весьма условно принимая определение, данное в академическом словаре, частично включая в настоящую энциклопедию краткие справки о тех, кто так или иначе имел или имеет отношение к татарам, христианству и кряшенам, в свете новейших данных о последних можно сказать следующее.

Кряшены (керәшеннәр) — самоназвание т. н. крещёных татар. Этноним, по всей вероятности, восходит к историческим керчинам (от санскр. кер — гора + кит. чин — человек), т. е. жители гор, и в прошлом, очевидно служил, этническим названием одного из татарских племен, известных как кераиты (гераиты) — основа населения средневековой Керии — наследницы первого Тюркского каганата. Эта народность часто упоминается практически во всех исследованиях по этнической истории тюрков, в ряду тюркских племен приводится в словаре М. Кашгарского (1073 г.), в работах персидского историка Рашид-ад-дина (XIII в.) С X в. кераиты исповедовали христианствонесторианского толка. Известно, что ещё в 718 г. несторианский патриархТимофей обратил в Каракоруме в христианство анатолийского султана (Павлович М., 1927). В составе единого государства кераиты мирно сосуществовали с уйгурами-манихеями и несторианами по вероисповеданию. Тюркоязычность кераитов многократно подтверждена исследованиями специалистов (Муканов М. С., Викторова Л. А., Ховорс Г., 1984). Как на реликт прошлого можно указать на керчинов и / начинов, еще в конце XIX в. обитавших в долинах Керчин-Дарьи и Тарима (Северо-Западный Китай).

В конце XII в. татары, в т. ч. и кераиты, будучи покоренными Чингисханом, оказались в монгольской среде, но не потеряли своего лица. Имея навыки письма (на основе уйгурского алфавита) и традиции общественно-политической жизни, многие кераиты в монголо-татарском сообществе заняли господствующее положение, составили привилегированный класс нойонства. С началом крупномасштабных завоевательных походов татары-кераиты оказались в Средней Азии и Восточной Европе, вместе с представителями других покоренных Чингисханом тюркских племен, преимущественно — кипчаков, заложили основы ногайства и казачества. Усиление позиций ислама в Джучиевом улусе (Золотой Орде) со второй половины XIV в. вынудило многихтатар-казаков покинуть свою страну. Они поступали на службу в Великое княжество Литовское, Московскую Русь, Королевство Польское и Османскую Турцию, что стало одной из причин начала распада Золотой Орды.

При разложении Джучиева улуса группами племён кераиты вошли в состав формирующихся новых тюркских народностей: казахов, узбеков, каракалпаков, ногайцев, башкир. Накануне появления их в низовьях Камы, как показывают исторические источники и данные этнографических исследований, часть кипчакизированных кераитов жила в соседстве с кочевыми узбеками в Хорезме, на берегах Кердарийского (Аральского) моря (ср. название страны Керия, гидронимы Керулен, Керчин-Дарья), жили также в Приазовье и на Северном Кавказе.

При образовании самостоятельных Крымского и Казанского ханств (первая половина XV в.) большое число казаков-кераитов во главе с Казы-Гиреем и Улуг (Олуг) Мухамедом оказалось в Крыму и на Средней Волге. Считается, что лякиб гирей (гэрэй), непременно имевший место в имени всех крымских ханов, а также многие ныне русские фамилии Киреевы, Каратеевы, Керенские, Киреевские и т. д восходят именно к кераитам (Будагов Л. З., 1871). В топонимике Крыма вплоть до конца XIX в. встречались Болканд-жи-Кирей, Курчи-Кирей, Тозанай-Кирей, Бешаран-Кирей, а в Евпаторийском уезде — Кереит. Новейшие исследования (Исхаков Д. М., 1996), показывают, что немало кераитов оказалось и в Низовьях Камы. При формировании национального самосознания среди казанцев, какая-то их часть, видимо, «вспомнила» свое былое самоназвание — керечины (в русской огласовке — кряшены). Этноним керечи в связи с бондюжскими кряшенами, например, зафиксировал в своей энциклопедии «Живописная Россия» П. П. Семенов (Тян-Шанский). Так или иначе, но ввиду обособленности существования этой части татар ещё во времена Казанского ханства (они в основном принадлежали к казачьему сословию и после наделения их землею жили компактно, преимущественно — в Чаллинском княжестве), со временем у них сложился своеобразный быт, сформировались характерные только для них представления, поверья и пр. Этноним кряшен (керечин), не только как самоназвание, — в татарской огласовке — кэрашен — имеет место в исторических актах XVIII и. (Алишев С. Х.., 1973). Как считал видный этнограф 1-й половины XIX в. профессор Н. И. Воробьев, «эти татары или совсем не были мусульманами, или находились в исламе так мало, что он не проник в их быт» (см.: Кряшены и татары. — Казань, 1929). Мало того, в Свияжском кантоне Татреспублики в 20-е годы он же столкнулся с фактом, когда местные жители называли себя «некрещёными кряшенами». Это ещё раз говорит в пользу того, что кряшен не только можно, но и необходимо рассматривать как особую этническую (а не этноконфессиональную всего лишь) общность. Общая численность кряшен в настоящее время не установлена. По статистическим данным Всероссийской переписи 1897 г. кряшенами называли себя 122 тыс. человек (Никольский Н. В., 1911). Сектор учета Центрального кряшенского отдела при Наркомнаце РСФСР в 1920 г. утверждал, что в Советской России тогда проживало 350 тыс. кряшен (Образование Татарской АССР. Документы и материалы. — Казань, 1963). По Всесоюзной переписи 1926 г. в Татарии насчитывался 99 041 кряшен, что составляло 9,6 % от общей численности татарского населения республики. Опираясь на эти данные, методом экстраполяции, сегодня можно назвать ориентировочную цифру: 600—650 тыс.

В этнографическом и диалектологическом отношениях современных кряшен можно подразделить на следующие группы и подгруппы.

1) Заказанская с подгрупами: Примешинской (Янсувары, Толкияз, Таутермень, Раевка, Нырсувары, Тенешевка (Ник-килдем), Иксувары, Ковали, Чуча, Кибечи, Альведино, Кряш-Серда, Кряш-Казыли, Загорода, Заказник, Колкомерка — в Пестречинском и Рыбно-Слободском районах РТ);Ташкирменской (Ташкирмень и Рагозин — Меретяки — в Лаишевском районе);Вятской (Танькино, Васильево) (Әжмәк), Кумазанбаш, Кряш-Ерыкса, Зюри, Комаровка, Новое и Старое Мочалкиио, Юкачи, Дюсьметьево, Старая Чабья — в Мамадышском и Кукморском районах); Пакшинской (Кряш-Пакшин и Уткино в Мамадышском районе); Берсутско-Шумбутской (Шеморбаш, Борчаклыяз, Абди, Субаши, Тямти, Старый Карабаян, Карабаян, Петровский, Большой, Верхний, Средний и Нижний Машляки, Алан-Полян, Иванаево (Тук-Пулат), Богородское (Уреево-Челны), Два Поля Арташ, Бердибяково-Челны, Мамли-Челны, Сухой Берсут, Никифорово (Чиябаш), Казаково-Челны, Владимирово (Түбән авыл), Сотый, Сотово, Урманчеево, Покровское (Кулущи), Кырбаш, Лесной, Большие, Нижние, Верхние и Удельные Меретяки — в Тюлячинском, Рыбно-Слободском и Мамадышском районах); Пришошминской (Биктяшево, Дурга, Ниж. Субаши, Старая Ципья, Унжа, Нуслы, Айван, Сердебаш, Кыр-Хайван, Янга-Сала, Большая и Малая Чура, Пчеловод, Поршур — в Балтасинском, Кукморском, Арском районах РТ и Малмыжском районе Кировской обл.); Кукморской (Урясбаш, Почпоник, Ошторма-Юмья, Яныли, Сердаусь. Нижний Уряс — в Кукморском районе РТ).

2) Предкамская с подгруппами: Елабужской (Атияз, Большой и Малый Черкас, Февральский, Большой и Малый Шурняк, Умяк, Большое и Малое Елово — в Елабужском районе) и Бондюжской (Мунайка, Новое и Старое Гришкино, Айталан, Сетяк, Монашево, Брюшли, Тулбай, Порым, Тыловай, Максимково, Гаранькино, Шарберда — в Бондюжском районе РТ и Граховском районе Удмуртии).

3) Закамская с подгруппами: Челнинской (Мелекес, Калинино, Бурды, Гардали, Средние Пенячи, Липатовка, Пещерка, Кабан — Бастрык, Верхний, Средний и Нижний Багряжи, Сарсаз-Багряж, Нижнее Бишево, Поповка, Большие и Малые Аты, Ахтуба, Зычебаш, Тавель, Чабья, Аксарино, Малые Ерыклы, Елантово, Клятчи, Евлево, Балчыклы, Первая Чишминка, Первомайский, Симоновка, Наримановка, Байданкино, Кашаево, Кадырово, Ахметьево, Ахманово, Федоровка — в Нижнекамском, Тукаевском, Новошешминском и Заинском районах); Заинской (Савалеево, Сарапала, Васильевка, Старые Ерыклы, Светлое Озеро, Калейкино, Алек — сеевка, Бут[р?]а-Кирта, Ильтен-Бута, Абрамовка, Тонгузино, Тюгеево — в Заинском и Альметьевском районах);Мензелинской (Кряш-Мазино, Кодряково, Старый и Новый Мелькени, Кряш-Тыловай, Верхние Юшады, Ляки, Кряш-Уса, Кряш-Шуран, Нижние Чершили, Баткак, Драгун-Бикмет — в Сармановском, Мензелинском, Муслюмовском и Тукаевском районах); Письмянской ( Федотове — в Лениногорском районе РТ и Назаровка — в Кинельском районе Самарской обл.).

4) Чистопольская (Кыр-Баран, Белая Гора, Чура-Батыр, Бахта, Кряш-Елтан, Чув. Елтан, Никиткино (Түбән авыл), Верхняя Кондрата, Сосновый ключ (Наратлык), Ишалькино, Тавели, Красная Слобода, Лебедино — в Алексеевском и Чистопольском районах РТ).

5) Бакалинская (Старые и Новые Маты, Балыклы, Балчыклы, Казанчи, Бакалы, Балтаево, Умирово, Утарово, Базгиево, Старое и Новое Азмеево, Килеево, Акман — в Бакалинском и Шаранском районах РБ).

6) Молькеевская (Молькеево, Большое и Старое Тебярдино, Хозесаново, Старые Курбаши, Старая Бува, Баймурзино, Янсурино — в Кайбицком районе РТ).

7) Южноуральская с подруппами: Нагайбакской (Париж, Фершамиепуаз, Кассель, Остроленко, Треббия, Астафьево, Краснокаменский — в Нагайбакском районе Челябинской обл.); Троицко-Бакальской (Болотово, Варламово, Попово, Бакал, Ключевская, Варна — в Чебаркульском районе Челябинской обл.);Красногорской (Ильинское, Неженский и Подгорный — в Красногорском районе Орен6ургской обл.).

Кроме того, следует выделить особую Сибирскую (Переселенческую) группу, пока почти не изученную в научном плане. Сибирская группа кряшен, многие представители которой свое самоназвание до последнего времени записывали в своих паспортах (см.: Томилов В. Н. Современные этнические процессы в Западной Сибири. — Томск, 1970), формировалась на протяжении более 100 лет из числа организованных переселенцев по причинам малоземелья и неурожаев конца XIX в., в годы Столыпинских реформ и в период массового «раскулачивания» крестьянских хозяйств. Известно, что кряшены традиционно составляли зажиточную часть сельского населения, готовых выделиться из общины, «крепких мужиков» среди них всегда было много. Понятно, что и в годы коллективизации крестьянских хозяйств они попадали в списки «принудительно выселяемых» лиц в первую очередь. Оказавшись на новых местах водворения, эти крестьяне старались поселяться рядом, сохранять земляческие и родственные связи. Так, возникали отдельные кряшенские поселения в Западной и Восточной Сибири, на Алтае, в Забайкалье, вплоть до Приморья.

Кряшены-горожане нигде не представлены большинством, но довольно много их в промышленных центрах Урала ( особенно — в Магнитогорске), шахтерских поселках Кузбасса, Донбасса, в соцгородах, возникших в 30-40-х годах. Однако среди них, по понятным причинам, с каждым годом все больше и больше становится »Иванов, не ' помнящих родства».

Четко выраженного национального самосознания среди кряшен в дореволюционные годы практически не было, но после Февральской революции 1917 г. они впервые заявляют о себе как об отдельной народности (см.: Корбут М. Национальные съезды народов Волжско-Камского края в период временного правительства, 1929). Лидерами национального движения в тот период были демобилизованные офицеры-фронтовики Н. В. Подъячев, И. А. Алексеев, В. М. Горохов, НС. Соловьев, Н. В. Комиссаров, С. В. Тимофеев, а также представители старой интеллигенции Р. П. Даулей, И. Н. Егоров, Д. Г. Григорьев, И. С. Михеев, С. М. Матвеев и др., которые через свою газету »Кряшен» выдвинули лозунг «Кряшены — нация!» Определенная подготовка к восприятию этой идеи была проведена газетами »Сугыш хәбәрләре» и « Дус». выходившими в годы Первой мировой войны, а ее активным сторонником и проводником стало учительство — довольно многочисленная прослойка кряшен. Однако, как оказалось, ряды национального движения не были сплоченными и едиными, что особенно проявилось после Октябрьского переворота 1917 г. Ряд молодых «националов» из кряшсн {Г. И. Зубков, С. В. Тимофеев, Н. Е. Купцов, А. Н. Григорьев и др.), встав на платформу советской власти, включились в «волынку» большевиков вокруг вопросов «нацсоцстроительства», затянувшуюся на годы. Однако практика показала, что сам вопрос оказался совершенно неподготовленным и во многом надуманным. Созданные в первые годы новой власти «национальные» организации и учреждения кряшен (газеты, издательство, театр, педагогический техникум и др.) вскоре были ликвидированы. Компартия взяла курс на социалистический интернационализм, формирование единого советского народа. Что из этого вышло, мы знаем. Однако конъюктурный и спекулятивный в основе ленинский лозунг о «праве наций на самоопределение, вплоть до отделения» оказался живучим и в условиях демократических реформ последних лет в России. В стране начался новый виток «национального самоопределения» народов. Куда он выведет, пока не известно.

Литература

  1. Иакинф (Бичурин). История первых четырех ханов из Дома Чингисова. — СПб., 1829.
  2. Бичурин Н. Я. Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии. — Чебоксары, 1960.
  3. Пржевальский Н. М. «Из Зайсана через Хами в Тибет...» Третье путешествие в Центральной Азии. — СПб., 1883.
  4. Пржевальский Н. М. «От Кяхты на истоки Желтой реки...» Четвертое путешествие в Центральной Азии. — СПб., 1888.
  5. Грум-Гржимайло Г. Е. Описание путешествия в Западный Китай. В 3-х томах. — СПб., 1907.
  6. Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства — М., «ДИ-ДИК», 1994.
  7. Баязитова Ф. С. Говоры татар-кряшен в сравнительном изучении. — М., «Наука», 1986.
  8. Воробьев Н. И. Кряшены и татары. — Казань, 1929.
  9. Воробьев Н. И. Материальная культура казанских татар. — Казань, 1930.
  10. Мухаметшин Ю. Г. Татары-кряшены. — М., «Наука», 1977.

С. 327—334.