Максим Глухов

Ногай, ногаи и ногайцы

В самом деле, Ногайская Орда как государственное образование возникла в конце ХIV — начале ХV вв. Создавалась она напряженной деятельностью не менее великого темника, чем Ногай, темника из мангытов Идегея. Вот и спрашивается: кто уже помнил умершего почти 100 лет назад Ногая и почему орда не взяла себе название по имени еще живого тогда лидера — Идегея? Ведь Идегей — гордость ногайского и татарского народов и теперь. О нем сложился народный эпос, от него берут начало все известные в истории ногайские беклярибеки. Почему бы им не взять в качестве самоназвания этноним «идегейцы»? Звучало бы не менее эффектно.

Позывные вечности в истории

Самое же интересное, пожалуй, в том, что в такое время ислам принимали целыми поселениями чуваши, марийцы, удмурты, мордва и даже русские (Материалы по истории Татарии, с. 235). Надо полагать, это были такие русские населенные пункты, жители которых владели татарским языком, а сами поселения находились в окружении татарских деревень. Ну, а отдельным русским семьям, особенно ремесленникам (кузнецам, пимокатчикам и др.), жившим непосредственно в татарских общинах, как говорится в таких случаях, сам Бог велел.

Христианство в тюркском мире

Христианство в «Диком поле» — так назывались в русских летописях степные и лесостепные пространства юго-восточнее Киевской Руси — имело довольно глубокие корни. Мурад Аджиев, автор книги «Полынь половецкого поля» (М,1994), вокруг которой было столько разговоров, даже считает, что именно кипчаки-степняки были первыми христианами в Восточной Европе. Это, конечно, спорно. Но вот то, что целые тюркские государства (например, кимаков и кераитов) в Центральной Азии, население которых позже было подхвачено волной завоевательных походов Чингисхана, уже в VIII—X вв. были официально христианскими,— от этого исторического факта никуда не уйти. История христианства среди предков татар берет начало с V—VI вв. в Прикаспии, когда они вместе с другими кавказскими народами входили в Православные Церкви Зихии и Алании.

Нагайбаки — гвардейцы Сеюмбеки

Или, попробуйте, например, сказать современному татарину-«булгаристу», особенно выходцу из среды отпавших* от христианства, что он тоже в сущности ногай, а его изначальное самоназвание — керешен, т. е. житель гор, горец. Он даже слышать про это не захочет, с порога отметет идею...

Школа Тимофеева

С момента открытия до февраля 1917 года было известно как Центральная крещено-татарская школа. В течение нескольких лет после революции она именовалась Кряшенской учительской семинарией, а до слияния ее в 1930 году с рабфаком Восточно-педагогического института. — Кряшенским педагогическим техникумом.

Свиное ли озеро Кабан?

Отсюда можно сделать и предварительные выводы о том, что татаро-монголы во время своего первого появления на юге Восточной Европы никак не могли встречаться с населением низовий Камы. И очевидно там никакого государства камских болгар тогда не существовало.

О путях неизведанных

Чётко представляю себе все трудности, которые предстоит преодолеть на пути к истине. Когда введенные в заблуждение длительной пропагандой «булгарской теории» очень многие, если не большинство, из моих соплеменников склонны видеть в себе потомков летописных булгар, прямо скажем, очень сложно связать их историю с судьбой «каких-то» ногайцев, у которых сегодня нет ни государственности, ни сколь-нибудь определенной территории компактного проживания, ни высокоразвитой современной культуры. Сегодняшний татарин — «булгарист», конечно же, не будет в восторге, когда узнает, что собственно ногайцы (т. е. та часть населения бывшей Золотой Орды, которая добровольно вошла в состав ногаев и взяла в качестве этнического самоназвания былой социальный термин) утвердилась в исламе только в конце ХVIII — начале ХIХ вв. И навряд ли он безоговорочно согласиться принять их в качестве прямых и самых близких родственников. Мифические булгары покажутся ближе. Пусть последние не являлись огузо-кипчаками, — скажут наиболее из ортодоксальных «булгаристов», пусть будут кем угодно, зато они еще в начале Х века, а может быть и раньше, приняли мусульманство!

О булгарской «теории»

Честно говоря, я всегда сомневался и до сих пор сильно сомневаюсь в том, что до нашествия татаро-монгол в низовьях Камы жили сколько-нибудь значительные группы людей, называвшие бы себя булгарами. Правда, имеются сведения (которые, по нашему мнению, все-таки относятся к северокавказским болгарам), что они пытались оказывать сопротивление завоевателям, за что по чингисхановым правилам должны были быть уничтожены. В то же время писалось, что значительная часть этих северокавказских болгар «покорилась без сопротивления» пришельцам и уже на их стороне принимала участие в битве на Калке. Сообщалось также, что небольшие группы уцелевших после 1223 года, возможно, смогли укрыться в черемисских лесах. Кто-то сумел найти убежище в северо-восточных русских княжествах. И очень даже возможно, что именно тогда в низовьях Камы сформировалась какая-то жиденькая масса населения — наследница культуры причерноморских и приазовских болгар, которая до второго, уже основательного, появления татаро-монгол в Восточной Европе в 1236 году успела кое-как обосноваться на новом месте и даже основать здесь подобие городка, назвав его Болгар-аль Джадит (Новый Болгар).
И все же факт остается фактом: во второй половине XIII века на Средней Волге такого народа, как булгары, не было.

Tatarica : энциклопедия

Ведь кряшенами считала и считает себя довольно многочисленная группа т. н. «некрещеных татар», или молькеевских кряшен (Воробьев, 1929). В то же время многие представители татар, принявших христианство, никогда не называли себя кряшенами. Нельзя сбрасывать со счетов и того факта, что большинство кряшен «советских поколений» не имело возможности креститься в церквях и тем не менее продолжает считать себя кряшенами. А разве можно называть кряшенами миллионы потомков татар, в разное время действительно принявших христианство, но уже давно обрусевших?

Время собирать камни

Среди многочисленных корреспондентов Льва Толстого был Гайнан Вайсов, имя которого почти ничего не говорит современному читателю. Между тем в одном из писем великий писатель называет его «любезным братом» — факт немаловажный и заслуживающий внимания. Чем же заслужил Вайсов столь лестное к себе обращение.

Subscribe to RSS - Максим Глухов